Сегодня компания SpaceX должна была запустить свою ракету-носитель Falcon. Этот запуск должен продемонстрировать возможность использования первой ступени ракеты-носителя в третий раз (два раза в космосе она уже побывала и успешно вернулась на Землю). SpaceX при помощи своей ракеты-носителя планирует отправить на орбиту Земли (575 км) сразу 64 спутника связи.

Это уже 19-й запуск Falcon в этом году, что является еще одним рекордом компании. В этом году компания запланировала осуществить 22 запуска и пока что уверенно идет к цели. Да, до 2019 года осталось немного времени, но вроде бы особых проблем нет. Точнее, они есть, но небольшие. Например, этот запуск планировался на сегодня, но его перенесли на день для дополнительной проверки двигателя ступени.


Первый пуск ракеты носителя SpaceX с этой конкретной ступенью состоялся 11 мая. 7 августа ракету отправили в космос вторично. Теперь компания планирует впервые в истории использовать эту ступень в третий раз, что, без сомнений, станет историческим рекордом и достижением для всего человечества.

Это приблизит SpaceX к обещанному десятикратному использованию ступени с минимальным вмешательством инженеров после каждого пуска. Илон Маск ранее говорил, что при условии капитального ремонта ступени ее можно будет запускать несколько сотен раз. Таким образом, это позволяет экономить на каждом запуске и предлагать заказчикам низкие цены на услуги.



На текущий момент компания пришла к выводу, что больше не будет изменять структуру ускорителя — во всяком случае, кардинально. Текущая версия получила название Block 5, и по мнению разработчиков компании, она оптимальна для условий повторного использования. Кстати, для экономии времени между запусками компания больше не проводит очистку ступени. Это видно по фотографиям — нижняя часть ракеты выглядит не слишком чистой, но зато верхняя — девственно белая.

Ступень планируется вернуть за Землю в третий раз. Она приземлится на платформу, расположенную в Тихом океане. Если все будет хорошо, что ее отправят в космос в четвертый раз в 2019 году.



Стоит отметить, что два спутника, которые планируется запустить сейчас при помощи Falcon, принадлежат Казахстану, стране с собственным космодромом. Правда, «Байконур» сдается в аренду. Вероятно, владельцы спутников решили выбрать более недорогой вариант отправки своих систем в космос. У России один пуск обходится для заказчика гораздо дороже.


Комментарии (133)


  1. aydahar
    02.12.2018 18:35
    +3

    Полагаю, речь всё же о первой ступени. Вторая остаётся одноразовой и вряд ли это изменится (всё равно потом БФР будет летать).


    1. MiB_K
      02.12.2018 18:58
      -1

      Мне вот тоже показалось, что раньше не было речи о второй ступени


      1. striver
        02.12.2018 19:06

        Чуть более недели продержался твит Маска о том, что планировали переделать вторую ступень и сделать из неё мини-БФШ, но потом было принято решение отказаться от это идеи и сконцентрироваться на Старшипе.


        1. aydahar
          03.12.2018 07:48

          А ведь было бы красиво! Эдакий мини-шатл.
          Старшип — теперь официальное название, БФР всё?


          1. minusnaminus
            03.12.2018 09:05

            Было бы разумно собрать и запустить аппарат в меньшем масштабе, для тестов.
            BFR, действительно, «все». Теперь первая ступень «Super Heavy», а вторая «Starship». Но по всей видимости, будет и классическая невозвращаемая вторая ступень, её ещё как ни будь назовут. Может все вместе назовут «супер фальконом». Времени на это достаточно :)


    1. Ekaterina_T Автор
      02.12.2018 22:16

      Да, спасибо, конечно, речь о первой ступени.


    1. djiggalag
      03.12.2018 06:42

      Для мелкого «мусора», вроде кучи мелких спутник всё так-же будут использовать 9-го сокола. пока сценариев использования даже для его тяжёлого собрата не так много, про БФР вообще молчу, кроме реализации своих хотелок на ей запуски больше ни кто не записался.


      1. vassabi
        03.12.2018 12:05

        когда и если БФР взлетит (или СХ+С, если Маск еще раз не поменяет название), и получится его эксплуатировать в «самолетном режиме» (т.е. взлет-посадка, внешний осмотр, заправка, и так десятки раз), то цена его запуска будет ненамного дороже топлива, что автоматически приведет к вытеснению Ф9 (у которого в любых вариантах, вторая ступень с оболочкой — одноразовые).

        Просто возьмите калькулятор, посмотрите цену на керосин\метан и кислород (оптовые), умножьте на емкость баков — и вы сами сможете убедиться, что суммарная цена топлива для всей БФР ( <1млн$) дешевле даже оболочки для ПН от Ф9 ( >5млн$)…


        1. striver
          03.12.2018 12:08

          Ф9 — это на лет 10 не меньше. Даже с БФР.


          1. vassabi
            03.12.2018 12:15

            пока что СпейсХ внедряли свои новинки с такой скоростью, что Ф5 даже не полетел — настолько Ф9 перебила его по характеристикам.
            Если БФР будет внедряться с такой же скоростью, как и Блок5 (т.е. после его первого запуска, версии Б3 и Б4 — со складских запасов), то на 10 лет его хватит, только если они смогут по 100 запусков им делать (для любителей винтажа: «Эта первая ступень сделала свой первый полет всего 7 лет тому назад, а эта — 6, но она три раза чаще запускалась»).


            1. striver
              03.12.2018 12:29

              Всё же, БФР — это сложнее, чем ФХ, не всё так просто будет.


              1. vassabi
                03.12.2018 15:52

                конечно сложнее, поэтому она появится нескоро. Но когда уж появится — то ее будут проверять и в хвост и в гриву, и в состоянии «уже готова но в серию мы ее не пустим» при Маске она не зависнет.
                Посмотрите на ФХ: как только смогли соорудить, после тестового прожига — тут же и запустили.


                1. striver
                  03.12.2018 16:00

                  Ну, ступени они отдельно тестировали. А финальный прожиг — это почти стандарт у них. У других, предстартовых прожигов не наблюдаю.


  1. striver
    02.12.2018 19:05

    Например, этот запуск планировался на сегодня, но его перенесли на день для дополнительной проверки двигателя второй ступени.
    Исходя из сообщения, то просто ступени, а не двигателя.
    Вторую ступень планируется вернуть за Землю в третий раз.
    Не планируют, речь должна быть о первой.
    Текущая версия получила название Block 5,
    Скорее версию.
    Если все будет хорошо, что ее отправят в космос в четвертый раз в 2019 году.
    Данных об этом никаких нет. Они могут оставить для дальнейшей инспекции и больше не запускать. Или же у вас есть источник информации, который может утверждать это?


    1. Chamie
      03.12.2018 03:42
      +1

      Скорее версию
      Версия получила версию?


      1. striver
        03.12.2018 09:30

        Название версии… как-то режет слух. Просто версия.


  1. proton17
    02.12.2018 19:45
    -1

    При чем тут вторая ступень? В Ф9 всего 2 ступени и возвращали только первую, она собственно вся черная на фото. «Falcon 9’s first stage for this mission completed two East Coast launches & landings this year.» из твита SpaceX.


  1. kisaa
    03.12.2018 02:21

    Кстати, для экономии времени между запусками компания больше не проводит очистку ступени. Это видно по фотографиям — нижняя часть ракеты выглядит не слишком чистой, но зато верхняя — девственно белая.

    Странно, отражающее покрытие не только же для эстетической красоты наносится. Как поведёт себя установленная на старте закопчённая ступень, например, под июльским солнцем?


    1. arheops
      03.12.2018 04:07

      Там внутри — жидкий кислород, тоесть ?222,65 или меньше(он переохлажден).
      Разница между «обшивка 30градусов» и «обшивка 50градусов» не такая уж и большая. Дельта T 250 или 270.
      В любом случае в момент запуска двигателя будет больше температура. А в полете еще и сильные перепады.


  1. trir
    03.12.2018 04:54

    уже пол месяца переносят этот запуск


  1. Tachyon
    03.12.2018 06:18

    Про КДПВ — вот это полуприцеп, всем фурам- фура.
    Такими темпами дойдёт и до посадки первой ступени только для дозаправки.


    1. Mike_soft
      03.12.2018 08:32

      это «ответ Маска Конаныхну» — на «его ужасное величество железнодорожный габарит» :-)


      1. MyshinyjKorol
        04.12.2018 00:08

        Не могли бы вы раскрыть эту шутку подробнее, а то чую, что стоит за ней что-то интересное про перевозки ракет, но непонятно как гуглить.


        1. lingvo
          04.12.2018 00:18

          https://www.youtube.com/watch?v=kK8FSTHYLOo
          А это вроде как старая версия: https://www.youtube.com/watch?v=YCv31VFk1Lg или может быть для местной транспортировки.


          1. vassabi
            04.12.2018 20:37

            мне кажется это разница подходов для транспортировки от СпейсХ и от НАСА.
            НАСА — отдельная платформа, которая высоко держит корпус на распорках. Передвигаются нежно, чтобы не трясти и не перевернуться (изза выского центра тяжести) на поворотах.
            СпейсХ — к корпусу прикрепили колеса на хомутах пониже — и пускай он сам на растяжение работает, заодно с ним и гонять по шоссейке можно.


            1. striver
              04.12.2018 21:00

              А какая разница НАСА, как будет доставляться ступень? Это же не ПН.


              1. vassabi
                04.12.2018 21:07

                не в курсе — есть ли им разница или нет. Полагаю, что у них банально несколько прицепов — и все одного типа. Которыми они возят и ПН, и вообще все около- и для- ракетное, чтобы перестраховаться.


                1. striver
                  04.12.2018 21:10

                  Честно сказать, вход в атмосферу на гиперзвуке — ни с чем не сравнится на земле, разве что ДТП с таким же больше грузом.


                  1. vassabi
                    04.12.2018 22:54

                    увы, не специалист по входу в амосферу, но рискну предположить, что характер нагрузок все же отличается от ДТП.
                    Например при «встрече со столбом» или лобовом столкновении с препятствием с небольшим перекрытием — на один край придется гораздо больше нагрузки, чем на другой, а при атмосферном входе воздух более-менее равномерно будет обтекать (по крайней мере — без таких продолжительных перепадов).
                    Буду рад, если специалисты меня поправят.


                    1. striver
                      05.12.2018 00:27

                      Так правильно, если будет физический контакт. Мне кажется, вы преувеличиваете контроль НАСА при перевозке ступеней. Если бы это касалось ПН, то это другой вопрос.


            1. black_semargl
              05.12.2018 09:35

              Это скорей они что-то в порту по-дешёвке арендовали.
              22 оси — это где-то в районе 500 тонн вести можно, как понимаю


        1. Mike_soft
          04.12.2018 08:22

          гуглить замечательную статейку «Макаронный монстр Илона Маска» авторства Дмитрия Конаныхина. Статья показательна — выдающаяся по глубине своего идиотизма, довольно дебильна по инженерному подходу, ублюдочна по языку — зато замечательно «патриотична».


          1. Mad__Max
            04.12.2018 22:13
            -1

            А уж в комментариях под ней полный «паноптикум».


    1. trir
      04.12.2018 08:40

      это стартовый стенд


  1. anprs
    03.12.2018 08:12

    Это, видимо, то, что представители Роскосмоса называют «демпингующей деятельностью компании SpaceX».


  1. Bedal
    03.12.2018 10:18

    два раза в космосе она уже побывала
    Ни разу.

    И, просьба — вычитайте свой текст, есть описки:
    более недорогой
    Если все будет хорошо, что ее отправят в космос


    1. oleg_go
      03.12.2018 10:40

      Вообще разделение ступеней при запуске чаще всего происходит на высоте 70 км. Далее по инерции первая ступень вполне может залетать за линию Карамана (100 км), которая официально считается линией космоса. Конкретно за запусками этой ступени не следил, но при посадке на баржу первой ступени, она бывает до 110 км.в высоту долетает, при посадке на сушу фиксировалась высота 140.

      Так что по умолчанию, если неизвестно другое, можно считать что оба раза первая ступень побывала в космосе и собирается туда залететь ещё раз.


      1. Bedal
        03.12.2018 11:10

        да, я на точке разделения споткнулся.


      1. Bedal
        03.12.2018 15:57

        во, наткнулся на дополнение, которое тем более подтверждает, что по американскому счёту — были ступени в космосе:
        nplus1.ru/news/2018/12/03/vss

        границей космоса Virgin Galactic, как и ВВС США, считает высоту 80 километров, а не 100 километров.


        1. black_semargl
          03.12.2018 17:06

          Точнее — 50 миль, это 80,4672


  1. sol77
    03.12.2018 10:59

    а что там у спэйсикс с пилотируемыми запусками?


    1. striver
      03.12.2018 11:05

      7 января демо-пуск без людей. А с экипажем в середине 19-го… если разного рода комиссии не найдут других косяков.


      1. lingvo
        03.12.2018 11:20

        Ну один недокуренный косяк с Марихуаной они точно будут искать :-)


        1. Mike_soft
          03.12.2018 11:52

          А смысл?
          с одной стороны, он курил там, где можно (и всем известно и что он курил, и что закона не нарушил ). с другой — нафига курил если это нарушает правила получения допусков и т.п. И в третьих: ну ладно, гендир — пьяница, бабник, курит шмаль и т.п. каким образом это к безопасности разработки, которой занимаются другие люди?


          1. striver
            03.12.2018 11:54

            Ну, можно много чего придумать. Мол главный инженер плохо работает, курит и пьет, то и остальные такие же. Вот у Боинга отличные пацаны, пьют молоко и едят перловую кашу. Одним словом — молодцы. Будем им платить за это в 2-3 раза больше.


  1. Space__Elf
    03.12.2018 11:45

    Стоит отметить, что два спутника, которые планируется запустить сейчас при помощи Falcon, принадлежат Казахстану, стране с собственным космодромом. Правда, «Байконур» сдается в аренду. Вероятно, владельцы спутников решили выбрать более недорогой вариант отправки своих систем в космос. У России один пуск обходится для заказчика гораздо дороже.

    Причина не только в цене, причина в том, что РосКосмос не раз терял при запуске казахстанские спутники.


    1. striver
      03.12.2018 11:50

      Предположу, что им бы пришлось очень долго ждать запуска, ибо 64 спутника — это еще то ассорти.


      1. fannisco
        03.12.2018 14:47

        А как их компануют внутри РН? Как выпускают в открытом космосе? В голову приходит только сцена с высадкой дроидов на Набу в ЗВ I (только в космосе) :)


        1. striver
          03.12.2018 14:50

          Надеюсь, на трансляции Спейсы покажут вывод.


        1. black_semargl
          03.12.2018 15:05

          Ой, там всё очень забавно — треть на диспенсере прикреплённом к ступени а всё остальное на отделяемом модуле.
          image


        1. vanxant
          03.12.2018 16:30

          Выпускают как из автобуса. У кого нет своих двигателей — так рядышком и летают вокруг планеты.


    1. acmnu
      03.12.2018 16:31

      Нет, причина в конкретном пуске. Казахстан покупал услугу у посредника, который предоставляет технологию вывода сразу 64 спутников. Собственно казахам было все равно на каком носителе все уйдет. Главное, что само место в пачке из 64 спутников стоит дешево, а пуски такие очень редкие. Т.е. либо прям сейчас запускаться за дешево, либо ждать других пачек.


      Поправьте, меня, но такое количество мы вроде ни разу не выводили вообще. И выводил ли кто-нибудь?


      1. Mike_soft
        03.12.2018 17:04

        вдвое меньше — выводили индусы.


      1. Nordosten
        03.12.2018 17:14

        https://habr.com/post/404705/ — 72 спутника вывела РН Союз, правда не все успешно.


      1. Jeka_M3
        03.12.2018 19:29

        habr.com/post/401613 — 104 спутника за раз вывела Индия на ракете-носителе PSLV-XL. Правда общая масса всего 1378 кг.
        В то время, как выводимые на Falcon 9 (миссия SSO-A) 64 спутника имеют общую массу около 4000 кг.


  1. AlexAV1000
    03.12.2018 18:25
    -1

    Илон Маск ранее говорил, что при условии капитального ремонта ступени ее можно будет запускать несколько сотен раз.


    Чую, что капитальный ремонт там после каждого запуска. Но хомякам и инвесторам, это знать не обязательно.

    Стоит отметить, что два спутника, которые планируется запустить сейчас при помощи Falcon, принадлежат Казахстану, стране с собственным космодромом. Правда, «Байконур» сдается в аренду. Вероятно, владельцы спутников решили выбрать более недорогой вариант отправки своих систем в космос. У России один пуск обходится для заказчика гораздо дороже.


    Новость казалось бы про SpaceX, но вымазать говном Роскосмос — это бесценно!


    1. Chamie
      03.12.2018 19:07

      Новость казалось бы про SpaceX, но вымазать говном Роскосмос — это бесценно!
      Где вы здесь «говно» увидели? Он здесь даже не упоминается напрямую. Впрочем, судя по вашей привычке «обмазывать» всех окружающих кличками вроде «хомяков», вы просто судите по себе.


      1. AlexAV1000
        03.12.2018 19:39
        -1

        Не хотите быть хомяком? Не будьте им!


    1. Ellarihan
      03.12.2018 21:58
      +2

      Хватит нести этот бред. Инвесторы, особенно американские, уже имеют более чем вековой опыт отлавливания мошенников. Они более чем заинтересованы чтоб их деньги работали по настоящему, с них станется подкупить рабочих чтоб узнать что-же действительно происходит на предприятии. А уже после этого пойти с этими данными в суд и засадить всё руководство далеко и надолго.


      1. AlexAV1000
        04.12.2018 00:45
        -2

        Такой большой, а в сказки верит. :) Ну кто же Маску тронет, он же памятник! За такие фокусы с акциями, какие он провернул, другие получали по 10 лет в самой демократической тюрьме на свете. :)

        А убытки… Ну что убытки, — государство своих не бросает. Вспомните, сколько сотен лярдов баксов напечатал ФРС для спасения мошенников-банкиров-ипотечников, по сравнению с которыми Маска просто ангелок с крылышками.


    1. lingvo
      03.12.2018 22:04

      Чую, что капитальный ремонт там после каждого запуска. Но хомякам и инвесторам, это знать не обязательно.

      Даже если и так, этот "капитальный ремонт" длился всего 3 месяца. Даже если там 100 человек разбирали и собирали эту ракету все 3 месяца — это копеечные деньги в космической сфере.


    1. MyshinyjKorol
      04.12.2018 00:53
      +1

      Чую, что капитальный ремонт там после каждого запуска. Но хомякам и инвесторам, это знать не обязательно.


      Такое чутье — это же бесценное качество, прям телепатия! Бегите работать в космическую отрасль, оторвут с руками! А если серьезно, то это же просто смешно, уже настолько не к чему придраться, что приходиться аппелировать к капремонту, да еще и «учуянному». Да скатываться к оскорблениям ратующих за развитие космической индустрии людей. Мне очень любопытно, откуда такой хейт? Из-за того, что некогда поверили старым выкладкам о невыгодности многоразовых ракет и сказали «не взлетит», когда все начиналось, и теперь просто не хочется признавать свою неправоту? Или просто Маск лично не нравиться, но чем? Разве много вы видели людей столько сил и ресурсов направивших на развитие космоса?

      Помниться у Чертока в «Ракетах и людях» было описание разговора с некими молодыми стажерами у первой ступени собранной Н1, которые сильно сокрушались тому, что вся эта колоссальная конструкция, стоимостью с улицу многоквартирных домов (а эти стажеры жили по общагам), одноразовая. Думаю, что некоторые из них следят за развитием технологии фальконов в роли тех самых «хомяков».

      Кстати, а что за инвесторы у Spacex кроме вписавшихся в разработку системы спутника интернета?


      1. AlexAV1000
        04.12.2018 01:09
        -1

        Отказываете мне в праве высказывать своё мнение?

        Ну и либералы нынче пошли, в эпоху постмодерна оппонентам рот затыкают. ;)


        1. oleg_go
          04.12.2018 01:31

          Высказывать своё мнение никому не запрещено, а вот врать и выдумывать ложные факты — не приветствуется!

          Ваша версия о капитальном ремонте первой ступени после каждого запуска не более чем выдумка, мягко говоря.


          1. lingvo
            04.12.2018 18:37

            Ваша версия о капитальном ремонте первой ступени после каждого запуска не более чем выдумка, мягко говоря.

            Ну если говорить честно, не сильно выдумка. Spaceflightnow о капремонте:


            “The majority of work is the engine,” he said in October. “We refurbish the engine. Most of it actually is parts that are not qualified for the next flight, so we just swap the parts. It’s not actual damage. It’s a preventive maintenance kind of thing, where we know this part may fail the next time, so we just don’t take the risk and we swap it. We have some impact damage from stuff that flies out of the heat shield and hits the aero cover. That’s pretty much what it is. It’s actually not that bad.”


            Выделенное по идее относится к двигателям. Т.е. они перебирают движки все-таки перед каждым запуском.


            1. trir
              04.12.2018 18:44

              Там сейчас весь блок с движками — съёмный.
              Теперь будут наращивать ресурс движков.


              1. lingvo
                04.12.2018 18:58

                Можно ссылочку на эти планы? Я как-то считал, что Merlinы уже давно были испытаны на 10+ включений без переборки. Поэтому указанное меня тоже смутило.


                1. trir
                  04.12.2018 19:13

                  а нужно 100


            1. oleg_go
              04.12.2018 20:29
              -1

              Про капиталку двигателя в статье ни слова не сказано, сказано что заменяются какие-то части у движков. Части могут быть любые — накладки, трубопроводы и т.д.


              1. lingvo
                04.12.2018 21:06

                We refurbish the engine. Most of it actually is parts that are not qualified for the next flight,


                Мы восстанавливаем двигатель. Большая его часть — это детали, не пригодные к следующему полету.


                1. vassabi
                  04.12.2018 21:09

                  мне кажется, что я слышал этот момент в прямой речи Гвин Шотвел, и мне показалось что it в ней относится к процессу refurbish, а не к самим двигателям.


                1. Nordosten
                  05.12.2018 00:57

                  Они пригодные, но пока что они осторожничают — в следующем предложении об этом говорится.
                  > so we just swap the parts. It’s not actual damage. It’s a preventive maintenance kind of thing.


                  1. lingvo
                    05.12.2018 11:34

                    Слово qualified просто имеет определенное значение. Чтобы не утруждать вас излишней терминологией я упростил.
                    Part not qualified означает, что да, деталь исправна, но она не прошла всех проверок, испытаний, не получила сертификат для данных условий эксплуатации и поэтому не может быть использована по назначению. Условием эксплуатации может быть и количество повторных полетов. Т.е. в этом случае никто не дает гарантий, что деталь не сломается. А она может и не сломаться, кстати.


                    Например одноразовый презерватив "not qualified for next time". Но вы можете его повторно использовать, конечно :-)


                1. echo1
                  05.12.2018 13:58

                  замечательные знания английского от человека с ником лингво


                  1. striver
                    05.12.2018 14:03

                    Если это ирония, то не очень удачная. Если считаете, что перевод не правильный, тогда предложите свой. Или же объясните, о чем говорили спецы со СпейсЭкс.


                1. oleg_go
                  05.12.2018 14:54

                  Вы нашли в одной статье упоминание о замене какой-то частей и на основе этого делаете далеко идущие выводы и капиталке движков. Хотя в SpaceX неоднократно и четко заявляли что одна из их целей — повторный полет первой ступени в течении 24 часов spacenews.com/spacex-targeting-24-hour-turnaround-in-2019-full-reusability-still-in-the-works
                  «SpaceX has set an ambitious goal for 2019: using the same Falcon 9 booster to conduct two launches in 24 hours.»
                  Сделать капиталку 9 движков за 24 часа невозможно. То есть Ваши догадки, скажем так, не укладываются в бакграунд и построены на смутных догадках. Зато они явно противоречат остальным заявлениям компании.


                  1. Mike_soft
                    05.12.2018 15:01

                    Теоретически можно поменять блок двигателей на откапиталеный. Но это тоже вряд ли…


                  1. lingvo
                    05.12.2018 15:14
                    +1

                    Где вы видите далеко-идущие выводы?
                    Планы SpaceX я знаю не хуже вашего, но это не отменяет тот факт, что человек с именем Hans Konigsmann, и должностью SpaceX’s vice president of build and flight reliability, описывает сегодняшнюю ситуацию с подготовкой ступени к повторному запуску именно так.


                    Когда они сделают возможность повторного полета в течении 24 часов, тогда, возможно и не будет никаких замен частей двигателя.


                    1. oleg_go
                      05.12.2018 15:38

                      Вот статья от того же самого журналиста, с пересказом слов того же самого Hans Konigsmann spaceflightnow.com/2018/12/01/spacex-launch-sunday-will-signify-a-new-advance-in-reusing-rockets

                      «Asked about how well the Block 5 boosters are holding up after each launch, Koenigsmann said: “I’m actually surprised. The launch of course, the engines see pretty hot exhaust gas to begin with, so putting the engines into the (re-entry) flow should be fine … I’m surprised how well the engines hold up. There are details. We receive damage, and we have made adjustments, I would say. That’s part of the reason why we have these blocks. We basically roll in changes to … improve the vehicle. At this point in time, I’m actually pretty happy.”

                      A Falcon 9 rocket lands on SpaceX’s drone ship Nov. 15 following the company’s most recent launch from Kennedy Space Center, Florida. Credit: SpaceX
                      On missions launching satellites toward geostationary orbit, a perch more than 22,000 miles (nearly 36,000 kilometers) above Earth, the first stage can reach speeds of over 5,000 mph, subjecting it to hotter re-entry conditions on the way back to Earth. For payloads destined for low Earth orbit, a few hundred miles up, the first stage doesn’t need to travel as fast.

                      “There are some of the hotter re-entries, it’s still something we work on to perfect them and to make sure,” Koenigsmann said. “In the end, the goal is to take the rocket and move it over and launch again. We have the goal of launching, basically, within two days, and that would be tremendous if we do that.»

                      “The majority of work is the engine,” he said. “We refurbish the engine. Most of it actually is parts that are not qualified for the next flight, so we just swap the parts. It’s not actual damage. It’s a preventive maintenance kind of thing, where we know this part may fail the next time, so we just don’t take the risk and we swap it. We have some impact damage from stuff that flies out of the heat shield and hits the aero cover. That’s pretty much what it is. It’s actually not that bad.”
                      Так вот он говорит что удивлен, как хорошо движки выдерживают полет, и говорит что не так уже всё плохо. Эти высказывания напрямую противоречат версии о капиталке движков.


                      1. lingvo
                        05.12.2018 15:52

                        Где тут противоречие? Он говорит:
                        "Я удивлен! Двигатели выглядят зашибись! Как новые! Но мы все-равно их разбираем и меняем старые детали на новые"


                        И это обычная практика. Только в отличии от капиталки автомобильного мотора, которую делают после того, как он уже накрылся, капиталку двигателей такого класса делают до того, как они накрываются. Это обычная практика, например, в самолетостроении — никто не хочет, чтобы ремонт двигателю вдруг понадобился во время полета.


                        Если вас не устраивает слово "капиталка" можете сами найти подходящий аналог английского слова refurbishment в словаре и за одно почитать, что такое refurbished engine.


                        1. oleg_go
                          05.12.2018 16:21

                          Замена высоковольных проводов, прокладки крышки блоков цилиндров, ремня ГРМ и его роликов — капитальным ремонтом двигателя не является. Для этого не нужно полностью или по большей части разбирать двигатель. И трудоемкость такой операции, как и объем «ремонта» несопоставим с капиталкой.

                          Вот скажем на авто периодически меняю ремень ГРМ, раз в 60 тыс, а мог бы не менять. Ну вот взял себе правило таким образом выполнять обслуживание. Капиталка, с разбором внутренностей движка — это в десять раз более трудоемкая операция, чем поменять что-то доступное на поверхности или имеющее отдельные крепления для съема.


                          1. striver
                            05.12.2018 16:28

                            Можно еще предположить, что ракетные двигали они делают с расчетом на то, что нужно много чего менять, и это бы потянуло на капиталку, при нормальных условиях. Не новый двигатель, но много чего нужно сменить. Это дешевле, чем делать новый.


                            1. oleg_go
                              05.12.2018 16:42

                              Это по времени не укладывается в период работы над первой ступенью перед повторным запуском. На Блок 4 они тратили по меньшей мере 10 дней qz.com/1275293/elon-musk-wants-spacex-to-launch-the-same-rocket-to-orbit-twice-in-a-single-day-in-2019.
                              «Key to that goal is the ability to simply re-fuel the reusable rocket between flights, with no scheduled maintenance needed. The current version of the rocket requires at least 10 days of refurbishment between flights»
                              Вполне логично предположить что на Блок 5 это время меньше, пусть это неделя. За неделю откапиталить 9 двигателей — крайне сомнительно, а главное противоречит поставленной цели.


                              1. striver
                                05.12.2018 16:47

                                Так они же дорабатывали ступень и другие компоненты, то есть на определенном этапе дошли до нужного показателя. Предположу, что 2 пуска подряд будут на новой ступени, которая ранее не летала. 1 посадку движки и другие системы будут выдерживать и не сильно страдать, а то что будет нужно заменить, то они по быстрому сменять. То есть, после 2-го пуска отправят на ТО с другим регламентом, рассчитанным на 1 месяц работ. После 4-го пуска, например, — полная замена движков и т.д.


                          1. lingvo
                            05.12.2018 17:19

                            Замена высоковольных проводов, прокладки крышки блоков цилиндров, ремня ГРМ и его роликов — капитальным ремонтом двигателя не является. Для этого не нужно полностью или по большей части разбирать двигатель. И трудоемкость такой операции, как и объем «ремонта» несопоставим с капиталкой.

                            Надеюсь вы заметили выделеное в моем первом посте на эту тему? We refurbish the engine. Most of it actually is parts that are not qualified for the next flight. Слово most of it вам что-то говорит? Высоковольтные провода, прокладки, ГРМ можно отнести к most of it?


                      1. striver
                        05.12.2018 16:00

                        Давайте еще раз проговорим то, о чем говорят Спейсы, но другими словами. Ступени возвращаются в хорошей форме. Большинство работ по обслуживанию — это движки. Движки восстанавливают. Нот квалифайд — они потом уточняют, что могут отказать, поэтому меняют модули, которые могут отказать, а могут и нет. Но они не рискуют и просто ставят новые части. Сейчас они собирают информацию, ибо посадок этого Блока было не так и много. На каком-то этапе они могут прийти к решению, что там и там нужно доработать, чтоб не менять ту часть блока двигателя. Если не возможно это сделать, будут работать над улучшением процесса замены. В конечном итоге — 2 пуска в течении 24 часов.


        1. MyshinyjKorol
          04.12.2018 02:16

          Где же я мнение запрещал высказывать? Можете хоть говорить, что Фальконы вообще не летают и существуют только на бумаге, еще смешнее будет. Я только констатировал чем это мнение является и поинтересовался почему оно такое странное. Но видно к человеческому диалогу вы не готовы.

          Ну и не путайте мнение и оскарбление, с навешиванием ярлыков стоит быть осторожнее, а то если уж сочувствующие успехам космической индустрии «хомячки», то хейторы наверное «крысами» получаются ))


  1. shedir
    03.12.2018 21:49

    B1046.3 успешно вернулась
    image


    1. acmnu
      04.12.2018 08:32
      +1

      Чувствую к десятому запуску она будет закопченная как головешка, раз они их красить перестали. Уже на этой фотке белого почти нет. Но мне кажется, что это маркетинг в большей степени, нежели производственная необходимость. Дескать, смотрите какая чумазая! Она и правда не первый раз летит!


      1. striver
        04.12.2018 10:16

        Но мне кажется, что это маркетинг в большей степени, нежели производственная необходимость.
        Просто смешно.


        1. acmnu
          04.12.2018 11:01

          Почему? Уж в маркетинге ребята понимаю будь здоров. Гораздо лучше, чем их конкуренты. А тут такой повод.


          1. striver
            04.12.2018 11:25

            Блок 3 и 4 мыли и красили, 2-ю ступень, нижнюю часть, красили. То есть тогда было мало заказов, и слабо продавались запуски. А, я понял, чем больше грязи — тем больше бурная деятельность. А если помыто и покрашено, то ракеты и не летали. Логично.


          1. Jeka_M3
            04.12.2018 11:33

            Почему?
            Потому что это простая экономия времени и денег. Помнится писали, что отчищать эту закопченность довольно трудно и долго. Теперь видимо проверили, что очищать не обязательно и оставляют так (ранее вроде опасались повышенного нагрева из-за плохой отражательной способности закопченной поверхности).


        1. Mike_soft
          04.12.2018 11:05

          ну а почему бы и нет? ценность в том, что для этого маркетингового хода не надо ничего делать. наоборот, надо НЕ делать — НЕ мыть.


          1. striver
            04.12.2018 11:26

            Боюсь на каком-то этапе придется смыть такой маркетинг.


            1. Mike_soft
              04.12.2018 13:02

              возможно. но, к счастью, «закопченность» — далеко не единственное достоинство ступени Block5.


            1. black_semargl
              04.12.2018 15:30

              Ну верхнюю часть ступени уже делают чёрной…


              1. striver
                04.12.2018 15:39

                Ага, сразу. Чтоб потом от такого маркетинга не было видно, что подгорело. Проблема в том, что такой маркетинг живет не более суток, после пуска, а то и сразу несколько часов.


              1. trir
                04.12.2018 18:46

                насколько я понимаю — это карбон


                1. striver
                  04.12.2018 19:28

                  А карбон не красится?


                  1. trir
                    04.12.2018 20:39

                    а зачем?


                    1. striver
                      04.12.2018 21:03

                      Раньше красился.


                      1. trir
                        04.12.2018 22:53

                        раньше там был не карбон


                        1. striver
                          05.12.2018 00:28

                          Обтекатель — карбон, красят. Не уверен в том, что там раньше не было карбона.


                          1. trir
                            05.12.2018 11:11

                            раньше был не карбон

                            The justification is that the black coating is a type of heat-resistant carbon fibre that’s most likely based on Creslan 61 (Polyacrylonitrile).

                            The material was developed to replace the heavy and expensive white ablative. From what I’ve heard, it’s Pyron — a type of oxidised polyacrylonitrile fiber (OPF).

                            Light, inherently flame-retardant, and heat-resistant that can withstand heat up to above 1,000 Centigrade without being damaged. This is a perfect response to the problem of the ablative cork peeling off from the fuselage while re-entering the atmosphere, as it increases cost of re-applying them if you wish to re-use the rocket.

                            такой же материал на Dragon
                            image


                            1. striver
                              05.12.2018 11:23

                              Previous Falcon 9’s were painted white not because they would look sexier. That white paint is a thermal coating.
                              Обтекатели красят, ибо есть нагрузка, а вот та часть 2-й ступени так не греется, поэтому карбон и не красят, ибо зачем эти доп. затраты.


  1. striver
    03.12.2018 21:51

    Посадка на платформу

  1. george_vernin
    03.12.2018 22:54

    Удалось ли спасти обтекаль?


    1. shedir
      03.12.2018 22:59
      +1

      Falcon fairing halves missed the net, but touched down softly in the water. Mr Steven is picking them up. Plan is to dry them out & launch again. Nothing wrong with a little swim.

      — Elon Musk (elonmusk) 3 декабря 2018 г.


      Не поймали, но выловили из воды.


      1. lingvo
        04.12.2018 00:05

        Идея с сетью, похоже, полностью провалилась — сколько уже пытаются их поймать, а не получается. Легче добавить защиты от морской воды, да вылавливать — что, похоже, они и сообразили сделать.


        1. george_vernin
          04.12.2018 00:14

          Идея хорошая, но вопрос такой -не разобьется или деформируется об воду?


    1. striver
      04.12.2018 10:20

      Как было сказано ранее — не словили, но не пострадали, будут еще использовать.


  1. gabin8
    04.12.2018 00:28

    интересно какова реальная себестоимость 3-го по счёту пуска


    1. trir
      04.12.2018 05:00

      статистики маловато


    1. striver
      04.12.2018 10:26

      При 10 пусках — в районе 6-7 миллионов, по крайней мере, они на это рассчитывают.


      1. gabin8
        04.12.2018 12:15

        но цену для заказчиков снижать не будут, не так ли?


        1. striver
          04.12.2018 12:17

          Нет. При повторных пусках есть какие-то скидки.


        1. lingvo
          04.12.2018 18:43

          Вряд-ли. Как-бы в этом году будет порядка 22-х запусков. По вики в следующем году ожидается примерно такое-же количество. Т.е. если бы все это были коммерческие запуски, доход составил бы порядка 1,3млрд$/год на запусках. Для компании размеров SpaceX это маловато имхо. Поэтому цены они опускать не будут, пока не получат 40-50 запусков в год, но это в ближайшие годы мало реально.


          1. trir
            04.12.2018 18:47

            почему?


            1. striver
              04.12.2018 19:29

              потому… интересный вопрос… к чему он относится?


              1. trir
                04.12.2018 20:42

                пока не получат 40-50 запусков в год, но это в ближайшие годы мало реально.

                Интернет Маска требует сотни запусков, так что увеличить количество запусков можно легко. Я думаю что четвёртый пуск как раз и будет таким и вообще 4-5 запуски будут как раз так и делаться


                1. striver
                  04.12.2018 21:05

                  Так он увеличит запуски для себя, а не для других. Не раз было сказано руководством Спейсов о том, что им нужно возвращать бабло, к тому же еще нужно где-то находить на БФР.


                  1. trir
                    04.12.2018 22:58

                    Nevertheless, internal documents leaked in February 2017 indicate that SpaceX expected more than US$30 billion in revenue by 2025 from its satellite constellation while revenues by its launch business are expected to reach US$5 billion in the same year
                    techcrunch.com/2017/01/13/spacex-hopes-satellite-internet-business-will-pad-thin-rocket-launch-margins


                    1. striver
                      05.12.2018 00:30

                      Так их еще нужно запустить, до 2025-го — почти 6 лет. БФР примерно будет стоить 2-10 миллиардов. И это в ближайшие 2-3 года. Должно сойтись очень много чего, чтоб запустились тысячи спутников, чтоб нашлись клиенты…


                    1. lingvo
                      05.12.2018 11:39

                      Так а какие revenue у SpaceX сегодня? Не забывайте также, что риск у них огромный — если произойдет хоть одна авария по типу 2016-го — запуски отложат на месяцы, что приведет к потерям в соточки миллионов и вся прибыль под хвост.


          1. Nordosten
            05.12.2018 01:24

            Цену уже и так ниже для клиентов кто выбирает использованную ступень. Маск писал, что они хотят вернуть миллиард, потраченный на доводку многоразовости и потом ещё опустят ценник. Если представить, что каждый повторный запуск экономит, хотя бы 10 млн, то за 100 полетов отобьют и спасение головного обтекателя, тоже деньги приличные.


  1. gt8one
    04.12.2018 09:14

    Перенесли на 5 декабря, из-за «испорченных пищевых батончиков».


    1. trir
      04.12.2018 09:36

      это другой пуск — B1050, а статья про B1046-3


      1. gt8one
        04.12.2018 11:51

        Тогда пуск прошёл успешно, первая ступень приземлилась на платформу:
        SpaceX запустила ракету с более чем 60 микроспутниками.


        1. striver
          04.12.2018 12:03

          К чему ваши сообщения?


          1. gt8one
            04.12.2018 12:35

            К тому, что в статье сказано только, что запуск планируется.
            Дата прошла, а о результатах не был сказано.
            Вот и написал, что всё хорошо завершилось.


            1. striver
              04.12.2018 14:14

              Сообщения не последовательны.


  1. george_vernin
    04.12.2018 11:59

    UPD
    Обтекатель мягко сел на воду.
    Его можно будет использовать повторно.
    Выловят и вернут на базу