Электро-АЗС в Баварии, Германия. Источник: BMW Group

Эксплуатация электромобилей становится все более простым делом — благодаря как совершенствованию самих транспортных средств, так и постепенному развитию соответствующей инфраструктуры в разных странах. Одна из самых сложных проблем — быстрая зарядка аккумуляторов электрокаров. Это необходимо для того, чтобы полной зарядки не приходилось ждать часами.

Обычная система от Tesla заряжает батарею на 80% примерно за полчаса. Это довольно много, поскольку водителю приходится ждать десятки минут, которые не всегда есть. Но сейчас появились решения от других производителей. В частности, BMW и Porsche создали быструю зарядку, которая заряжает батарею электромобиля до запаса хода в 100 км всего за 3 минуты. Она же позволяет пополнить заряд аккумулятора до 80% всего за 15 минут.

Это лишь немногим медленнее, чем требуется автомобилисту для того, чтобы заправить свой автомобиль обычным топливом. Благодаря новой технологии электромобили становятся еще более привлекательными для конечного потребителя. Поскольку электромобилей становится все больше, то и требования построить необходимую для электрических машин инфраструктуру звучат все громче.

Сейчас BMW, Daimler AG и Volkswagen AG строят сеть быстрых зарядных станций вдоль скоростных трасс Европы.

Сверхбыстрая зарядка для электромобилей была разработана консорциумом, куда входят не только уже названные компании, но и Siemens AG. В среду в Баварии, Германия открылась новая электрозаправка, которая базируется на разработанной партнерами технологии. Здесь установили два экспериментальных терминала мощностью 450 киловатт. Самое интересное то, что она бесплатна для владельцев электромобилей всех существующих моделей. Но не навсегда, а лишь на время испытаний.

Новая станция совместима с электромобилями любых марок, единственное условие — они должны быть оснащены 400 или 800-вольтовой системой зарядки со стандартом CCS Type 2. Режим выбирает сама станция, причем в полностью автоматическом режиме.

Для того, чтобы выдержать процесс быстрой зарядки, Porsche использует специальную систему охлаждения, которая удерживает температурный режим ячеек аккумулятора. Кроме того, охлаждаются и электрические кабели.

Представители компании Porsche заявили, что к 2020 году суммарный объем инвестиций в разработку различных технологий в сфере электромобилей составит около 6 миллиардов евро. Часть этих средств будет освоена в рамках разработки гибридных машин, часть — на создание новых моделей Taycan, а также на развитие необходимой для всей сферы инфраструктуры.

Комментарии (277)


  1. Popadanec
    13.12.2018 19:13
    +2

    Интересно что там за ячейки и насколько их хватит в таких экстремальных режимах.


    1. newborn83
      13.12.2018 20:01
      +1

      Ненадолго
      Это также как и заряжать телефон током 2А вместо комфортных 500 мА. В итоге аккумулятор ходит год-полтора вместо 3-4.


      1. IMnEpaTOP
        13.12.2018 22:19
        +3

        Родная зарядка 5V 2А, уже 2.5 года заряжаю свой Xiaomi. Акум не вздулся, ресурс всё ещё большой (деградация конечно есть, но меньше, чем у меня была к такому же моменту например на Nokia 5800).
        Ваши предположения чем-то подтверждаются, кроме личного неудачного опыта?


        1. Pusk1
          14.12.2018 12:39
          +1

          Xiaomi штатная быстрая зарядка. Через пол года батарею вспучило. И не у меня одного.


          1. TheYellingChives
            14.12.2018 17:30

            Подтверждаю. -2 сяоми, батареи протянули чуть меньше года.


            1. tvr
              14.12.2018 17:54

              Опровергаю.
              Четыре Xiaomi в возрасте от полутора до двух с половиной лет, батарейки живы, ни одна не менялась.


              1. old_gamer
                14.12.2018 17:58

                Ну раз такая дискуссия пошла по нерепрезентативным выборкам, то…
                Подтверждаю и опровергаю. Из 2х сяоми у одного батарейка сдохла в течение 1 года, второй живет уже почти 3.


                1. tvr
                  14.12.2018 18:07
                  +1

                  Ну раз такая дискуссия пошла по нерепрезентативным выборкам, то…


                  Напомнило
                  А вот мой сосед говорит…
                  Ну и что вам мешает говорить тоже самое?


        1. seri0shka
          15.12.2018 20:08

          Родная зарядка 5V 2А

          Вы уверены, что она заряжает током в 2 ампера?


          1. Popadanec
            15.12.2018 22:04

            Уверен, подключал через тестер в режиме амперметра.


          1. Thero
            16.12.2018 01:09

            у меня 9V 2А в чём проблема то? современные контроллеры могут это разрулить.


      1. LSDtrip
        13.12.2018 22:30

        0.5С для литиевих аккумуляторов обычно оптимальный ток заряда в плане износа. Как раз 2А при 4000мач и получится, в прочем 1.0С особо вреднее не будет. Меньше ток, дольше заряд — больше эффектов деградации.


      1. Thero
        13.12.2018 23:16

        как мы видели на теслах охлаждениие аккума при зарядке переворачивает игру… тут у нас лишь дальнейшая шлифовка принципа


      1. NIKOSV
        14.12.2018 00:27

        Давно не видел зарядок на 500мА. По-моему 2-3А уже стандарт, и живут аккумуляторы нормально. Ну как нормально — большинство пользователей разбивают или меняют телефон еще до того, как сдохнет батарея. Правда для автомобильных батарей требование по живучести по-выше будут.


        1. ZverArt
          14.12.2018 10:55

          Ну там и ёмкость больше. Если за обычной машиной плохо ухаживать, у неё расход топлива и износ будут расти. С электрокарами то же самое. Плохо ухаживаешь => сильная деградация, хорошо => деградация будет медленнее.

          Но это всё не отменет необходимости периодического замена батарей на авто :(


          1. Thero
            14.12.2018 22:38
            +1

            да как-то перепродаёшь подержаную теслу городским жителям которым батарейки уставшей до пробега в 200км хватает за глаза и всё… вот с дешёвыми теслами посмотрим станут ли там востребованными вопросы замены батарей… пока спроса нет.


        1. old_gamer
          14.12.2018 12:06

          Но автомобильные батареи, в большинстве своем, и не заряжаются так часто.
          Скажем, для теслы, самая маленькая батарея дает около 350 км на одном заряде. При среднегодовом пробеге 15К км, это 45-50 циклов в год, примерно раз в неделю полная перезарядка, то есть в 3-4 раза реже, чем телефон.
          Если телефонная батарея живет 3-4 года при нормальном обращении, то автомобильная должна жить сильно, сильно дольше. Что и показывают 5-летние Теслы, у которых деградация батарей мизерная.


      1. Stas911
        14.12.2018 05:11

        Заряжаю телефон 3 года быстрой зарядкой и не наблюдаю какой-либо заметной деградации батареи


    1. plyrvt
      14.12.2018 15:10

      Журналисты погнались за кликбейт заголовком (хотя по тексту его же опровергли).

      BMW/Porsche разработали стационарную зарядную станцию поддерживающую мощность заряда до 450 кВт.
      Т.е. на эту АЗС можно приезжать грузовиками, автобусами, легковыми автомобилями и каждый сможет получить любой мыслимый зарядный ток. Даже если в отдаленном будущем кто-то создаст легковик на 300 кВт, то построенную в 2018 году АЗС не придется реконструировать. Она уже поддерживает 450 кВт.

      Никто из производителей автомобилей пока не огласил планов по созданию автомобиля способного так нагружать зарядную станцию.
      В статье говорится что через 2 года (в 2020) BMW планирует создать легковик со скоростью поглощения заряда 150 кВт.

      Это позволит в 2020 году зарядить за 3 минуты на 30 км хода. Пока же лучшие BMW автомобили заряжаются за 3 минуты лишь на 10 км хода


      1. striver
        14.12.2018 15:20

        Как никто, если уже тестируют.


      1. Thero
        14.12.2018 22:39

        только там 300 и 100 а не 30 и 10


  1. dipsy
    13.12.2018 19:15
    +3

    Начал было прикидывать толщину кабеля, с руку или с ногу, но вовремя увидел про активное его охлаждение. Хотя всё еще масса вопросов к контроллеру зарядки. До чего техника дошла.


    1. altrus
      13.12.2018 19:48
      +1

      До абсолютного нуля охлаждают, что ли?


      1. Popadanec
        13.12.2018 20:38
        +2

        Снаружи будет твердый, внутри расплавится.


        1. DGN
          13.12.2018 21:04
          +2

          Жидкая медь проводит не хуже твердой…


          1. Popadanec
            13.12.2018 21:52

            Кто спорит. Зато когда застынет будет плохо гнутся, т.к. обычно такие толстые кабеля делают плетёными/многожильными.


          1. AllexIn
            14.12.2018 08:43

            Хуже. Причем значительно.

            Удельное сопротивление металлов при нагревании увеличивается в результате увеличения скорости движения атомов в материале проводника с возрастанием температуры.

            Медь при нагреве на 100 градусов увеличивает своё сопротивление на 40%.


            1. DGN
              14.12.2018 10:15

              Я конечно был в курсе, что лампочка накаливания светящаяся имеет в несколько раз более высокое сопротивление чем выключенная. Но не думал что на масштабе 0-100 есть настолько заметная разница.


              1. igruh
                14.12.2018 11:21

                Для большинства чистых металлов это примерно отношение абсолютных температур — 373/273~1.37. Сопротивление в модели Блоха-Грюнайзена очень быстро выходит на линейный ход. Вольфрам при температуре 1000С имеет сопротивление примерно в пять раз выше комнатного.


              1. Mad__Max
                15.12.2018 03:43

                Так у лампочки больше 10 раз разницы сопротивления в холодном и рабочем состоянии. Одна из причин почему они почти всегда перегорают в момент включения.

                А вниз по температурам этот эффект еще сильнее. Например медь охлажденная жидким азотом (минус 190 гр) имеет сопротивление почти в 20 раз ниже чем при комнатной температуре — без всяких эффектов сверхпроводимости.


            1. MatiasGray
              14.12.2018 12:05

              Отлично, значит как только внутренняя часть повысит своё сопротивление, она просто выключится из сети, и ток пойдёт по внешней, охлаждаемой части.
              Как говорила моя учительница физики, «Ток не дурак!»


              1. Thero
                14.12.2018 22:42

                это какой же слой теплоизоляции нужно положить между этими вашими внешним и внутренним слоем чтоб внутренний имел существенную разницу температур с внешним…


              1. idiv
                15.12.2018 17:31

                Отлично, значит как только внутренняя часть повысит своё сопротивление, она просто выключится из сети, и ток пойдёт по внешней, охлаждаемой части.

                Он не выключиться из сети, там по внутренней части будет просто течь меньший ток, так как сопротивление выше.


          1. tvr
            14.12.2018 12:27

            del/неуловимая кнопка ответить.


          1. Daddy_Cool
            15.12.2018 02:04

            Хуже, много хуже! Рост температуры — фатален. Из всех жидких металлов лучшая проводимость у натрия, и то она не такая большая -1e7. У твердой меди 5e7. У жидкой — гораздо хуже натрия.


        1. ra3vdx
          14.12.2018 00:36

          Внутри можно охлаждающую жидкость пустить, внутри).


        1. fse
          14.12.2018 01:00

          Охлади его немножко, станет твёрдый как картошка.
          А серьёзно — как такое охлаждение повлияет на долговечность службы разных моделей БП — не вполне очевидно. То что о чудесах новой технологии заявляют финансисты — настораживает. Припоминается несколько случаев надувательства покупателей.


        1. RusakovMxL
          14.12.2018 14:27

          Про скин-эффект забыли? При значительных токах электроны отталкиваются друг от друга и бегут по внешней части провода. Поэтому проводник внутри точно не расплавится.


    1. LSDtrip
      13.12.2018 22:23

      там всего 1000А тока то… Это 4 жилы толщиной с мизинец без использование активного охлаждения. Которое никто на кабели делать не будет, разве что радиаторы добавить, но дешевле и проще просто потолще провод взять.


      1. lingvo
        13.12.2018 23:00
        -2

        Там как раз жидкостное охлаждение кабелей, вообще-то. Которое, кстати, Тесла первой придумала.


        1. LSDtrip
          14.12.2018 00:00

          Если 10000А гнать по проводу 100мм2, может и пригодиться такое, кипящая вода забирает много тепла, а его при таком раскладе всего лишь 16кВт с метра провода надо отводить, литр воды будет выкипать 3 минуты. А так, это излишество, кабеля в бытовухе охлаждать, это же не сверхпроводящие магниты.


      1. Mad__Max
        15.12.2018 04:05

        Даже меньше — до 500А максимум.
        450 кВт мощности будет доступно только для машин поддерживающих высоковольтную зарядку — до 1000 В.

        Но жидкостное охлаждение там есть. Т.к. радиаторы вешать на гибкий кабель — идейка так себе. А вот пропустить внутри кабеля жидкость, а ее уже охлаждать на радиаторе внутри «колонки» сработает неплохо. Кабель остается гибким и относительно легким.


    1. Thero
      13.12.2018 23:20

      обычные 1-2хсантиметровые кабели… тут ничего такого нет освещение на концертах потолще и прожорливей будет…


  1. Yastreb1332
    13.12.2018 19:18
    +6

    что то я не верю. или опять маркетологи понапридумывали или журналисты как обычно переврали.


    1. stardust1
      13.12.2018 19:37

      На странице производителя в пресс-релизе тоже самое написано.


      1. lingvo
        13.12.2018 19:48
        +9

        нет не тоже самое.


        weniger als 3 Minuten fur die ersten 100 Kilometer Reichweite bzw. 15 Minuten fur einen vollen Ladevorgang (10-80 % State of Charge (SOC)).

        3 минуты для зарядки на 100км и 15 минут для заряда 10-80%Soc. Это не тоже самое что и "почти полностью заряжает батарею электромобиля всего за 3 минуты"
        Точнее это введение в заблуждение, так как Тесла представила те же яйца только в профиль.


        1. stardust1
          13.12.2018 19:53
          +2

          У меня просто была эта статья открыта и там правильно было написано:

          «Немецкие компании утверждают, что их электрозаправки могут зарядить электрокар менее чем за три минуты, при этом заряда будет достаточно для того, чтобы проехать около 100 километров.»


          1. lingvo
            13.12.2018 20:00
            +1

            Ну если аккумулятора автомобиля хватает на 120км, то да. Его можно почти полностью зарядить за 3 минуты. Да вот только в этом случае его емкость должна быть примерно 30кВтч и при такой зарядной мощности это будет ток в 13С — ему точно поплохеет.
            А вот с аккумулятором в 100кВтч зарядный ток будет только 4C — это уже более реально. Но опять же за 3 минуты такой аккумулятор зарядится на те же 20кВтч, что есть только 1/4 его полной емкости.


            1. stardust1
              13.12.2018 20:07

              У меня ссылка перестала открываться, но там был пример с BMW i3 у которой нетто-ёмкость аккумулятора 58kWh и на 80% заряжалась она за 15 минут.


          1. DGN
            13.12.2018 21:06
            +10

            Сенсация, наша зарядка может зарядить аккумулятор телефона за 1 минуту*!
            * — на 1 процент.


        1. old_gamer
          13.12.2018 19:58

          Далеко не то же самое, но все равно очень очень быстро.
          15 мин на 500 км… Интересно, как это переносит батарейка.


          1. striver
            13.12.2018 20:38
            +1

            Думаю, что не очень. Но это для них не главное.


            1. old_gamer
              13.12.2018 20:40
              +1

              Вообще, вы правы. Быстрее износ батареи = больше денег на обслуживание авто.


              1. striver
                13.12.2018 20:44
                +1

                Здесь главное заткнуть конкурентов со скоростью заряда. К тому же, не понятно, что они потом будут делать с батареями. Предположу, что такая зарядка будет разрешена 1 раз в неделю, если больше, то производитель не будет в ответе за её состояние.


              1. Mad__Max
                15.12.2018 03:53

                Тут главное не перестараться. И подгад(и)ать так, чтоб основная масса гарантийный срок протянула.


        1. Art3
          13.12.2018 22:18
          +2

          То есть marks опять льет нам в уши? Сколько можно то? Администрация ресурса поощряет fake news? Похоже единственный способ не попадаться — не читать статьи за авторством этого marks.


          1. Popadanec
            14.12.2018 00:20
            -1

            Он еще и деньги за это получает. И немалые.


      1. kamilkamilkamil
        13.12.2018 23:23
        +1

        Если внимательно прочесть, то 15 минут занимает зарядка от 10 до 80% и 3 минуты — на 100км запаса хода. Изначально все соревновались временем зарядки до 100%, потом 80%, теперь — 20 =) Если принять полный запас хода в 600 км то 100км — 1/6 -> 16.7%.


        1. chupasaurus
          14.12.2018 15:14

          Приближённо полный запас хода из исходных данных считается:
          3 минуты — 100км
          15 минут — 70%
          100% = (15/3)*100км/70% = 714,29 км


    1. striver
      13.12.2018 20:37
      -1

      Ничего сложно в этом нет. Что придумали?


      1. Popadanec
        13.12.2018 20:42
        +5

        Не обращайте внимания. Учёный изнасиловал журналиста. Да, опять за старое.


        1. striver
          13.12.2018 20:44

          А, то что там цифры подкрутили? — та то такое…


      1. Yastreb1332
        13.12.2018 21:31

        сложного может и нет, но в данный момент это не правда. это все равно что я скажу что мой телефон заряжается за 3 минуты. да заряжается, но на сколько процентов и какая емкость у моего телефона?


        1. Popadanec
          13.12.2018 21:53

          Проблема в том что в этой публикации явно говорится о полной зарядке за 3 минуты.


    1. justmara
      13.12.2018 21:49
      +2

      Маркетологи изобрели, а журналисты задокументировали. Как обычно, в общем.


      1. Mad__Max
        15.12.2018 04:00

        А скрипач инженер — не нужен!


  1. Vsevo10d
    13.12.2018 19:28

    Извините за дилетантский вопрос: а отдельные рядовые «пальчики» в сборке той же теслы выдержат вообще такой дудос? Если какой-то из них сильнее изношен/с бОльшим сопротивлением/с упавшей емкостью, он не «стрельнет» от такой нагрузки? Насколько я понимаю, время (мощность) зарядки зависит от силы тока, а большой ток заряда несильно полезнее больших токов разряда, типа КЗ.


    1. kinall
      13.12.2018 19:51

      За всё это отвечает BMS — battery management system (извините за англоязычую ссылку, просто термин устоялся именно в таком виде).


    1. striver
      13.12.2018 20:39

      Выдерживает, даже больше. Ниже написал, что Тягач от Теслы сделан на батарейках.


    1. Am0ralist
      14.12.2018 14:47

      Извините за дилетантский вопрос: а отдельные рядовые «пальчики» в сборке той же теслы выдержат вообще такой дудос?
      Какие пальчики? Вы про что?
      И как формфактор определяет химию?
      Или по вашему раз форма схожая — то и характеристики одинаковые?
      Вы б хотя бы на современный шуруповерт взглянули, которые сплошь на 18650 тяговых.


  1. stardust1
    13.12.2018 19:29

    Немного информации об этой технологии:

    www.phoenixcontact.com/assets/downloads_ed/global/web_dwl_promotion/52007586_EN_HQ_E-Mobility_LoRes.pdf

    Можно думаю дополнить статью графиками/картинкой.


    1. Mad__Max
      15.12.2018 04:03

      О, что-то нормально — в разы информативнее чем новость.


  1. Vnuchok
    13.12.2018 19:31
    -3

    Это лишь немногим медленнее, чем требуется автомобилисту для того, чтобы заправить свой автомобиль обычным топливом.
    … у меня в среднем минут 15 уходит на всю заправку: выйти из машины, дойти до кассы, оплатить, вернуться, заправить…


    1. MasterHater
      13.12.2018 23:23

      В случае электрической зарядки вам всё равно придётся выходить, доходить, оплачивать и возвращаться. И вряд ли вы будете делать это с другой скоростью :)


      1. old_gamer
        13.12.2018 23:32

        Не нужно. Подключаете кабель и заряжаетесь. На не-своей зарядке надо к аппарату карточку приложить.
        Впрочем, бензиновые заправки многие тоже так умеют, да.


        1. BlackMokona
          14.12.2018 06:12

          Подключения кабеля в ручную тоже можно избежать.
          "Производитель самых популярных электромобилей Tesla Motors представил роботизированную зарядку, о работах над созданием которой упоминалось ранее и получившей прозвище «Snake»(Змея). "


        1. anathem
          14.12.2018 15:06

          Еще проще, и еще ближе :) В Украине самый большой оператор электрозаправок чипует машины (при пополнении баланса на Н-ную сумму, даже бесплатно), таким образом при коннекте система уже знает, что за авто и просто списывает с баланса итоговую сумму заправки.


          1. old_gamer
            14.12.2018 15:48
            +1

            Я поэтому и написал

            На не-своей зарядке надо к аппарату карточку приложить.


      1. MatiasGray
        14.12.2018 12:08

        Держу пари, информация о банковской карте для оплаты передаётся во время обмена информацией с зарядным штепселем.
        По крайней мере, у Теслы, ведь Маск старается сделать её для людей. Если так ещё не происходит, то я готов шапку съесть, что это обязательно запилят.


        1. old_gamer
          14.12.2018 15:47

          Происходит, но, скорее, информация передается не о карте а об аккаунте Теслы, к которому может быть (или не быть) привязана карта.


    1. andreishe
      15.12.2018 02:31

      В США время заправки примерно равно времени залива топлива в бак плюс секунд 30, если расплачиваться карточкой. Терминалы оплаты встроены прямо в колонку.


      1. Cast_iron
        15.12.2018 20:58

        Интересно, как такие терминалы в -25 С будут работать? Или в России есть и такие?


        1. cyberly
          15.12.2018 21:19

          В Новосибирске есть на ГазпромНефти. С морозом у них нет проблем (вернее, частота глюков и тормоза интерфейса никак не зависят от времени года).


        1. Stas911
          15.12.2018 23:38

          В Канаде такие же — нормально все работает, только околеваешь стоять на ветру зимой


  1. lingvo
    13.12.2018 19:36
    +5

    В частности, BMW и Porsche создали быструю зарядку, которая почти полностью заряжает батарею электромобиля всего за 3 минуты.

    Без указания скорости заряда в кВтч/мин это не имеет смысла. 150кВтная зарядка тоже зарядит аккумулятор за 3 минуты… если он будет емкостью 7,5кВтч!
    В оригинальной статье указывается более реальная цифра — заряд на 100км за 3 минуты, или примерно 6,6кВтч/мин, что соответствует мощности зарядки в 400кВт.
    Таким образом, чтобы зарядить 100кВтч аккумулятор на 400км потребуется уже не 3, а целых 12 минут.


    Маркетологи хреновы. Уберите из статьи "полностью заряжает батарею" пожалуйста.


    Но все равно это уже достаточно быстро и я говорил, что такое уже довольно скоро будет возможно. Осталось довести емкости аккумуляторов где-то до 150кВтч и будет полная хана ДВС.


    1. stardust1
      13.12.2018 19:57
      +3

      и будет полная хана ДВС

      Мы уже слышали про Теслу за $35k. Пока аккумуляторы не станут дешевле даже эта технология не сделает электрокары массовыми.


      1. old_gamer
        13.12.2018 20:03
        +4




        ---вы находитесь здесь
        Пока аккумуляторы не станут дешевле


      1. xfaetas
        13.12.2018 23:23
        +1

        Тесла за $35k вошла в пятёрку самых продаваемых автомобилей в США — что ещё нужно для массовости?


        1. old_gamer
          13.12.2018 23:33
          +3

          Чтобы она продавалась за 35К ))


          1. sith
            13.12.2018 23:54

            В данный момент даже этого не нужно — их раскупают значительно быстрее, чем успевают произвести.


            1. old_gamer
              14.12.2018 01:14

              Пока ещё никто не купил ни одной Теслы за $35К )


              1. sith
                14.12.2018 02:32
                +1

                Купили и не одну. Прямо сейчас можно купить Tesla Model S за $33,100 — сегодня это самое дешёвое предложение.

                Но, ещё раз повторю. В данный момент даже этого не нужно — их раскупают значительно быстрее, чем успевают произвести.


                1. old_gamer
                  14.12.2018 09:33

                  Что-то сильно сомневаюсь, что б/у модель С за 35К вошла в пятерку самых продаваемых авто в США.
                  А насколько их хорошо раскупают я знаю — у нас даже на модель с и х очередь небольшая, в наличии только перформансы по 150КЕ. Но это не означает, что вы можете купить новую Теслу за 35К, и тем более, что она вошла в 5ку


                  1. Thero
                    14.12.2018 22:50

                    там если с налоговым вычетом считать то выходит 34200… но это до конца года только…
                    3.tesla.com/model3/design?#battery

                    но стандартную батарею месяцев через 6 запустят уже там посмотрим будет ли оно в 35к без налога


                    1. old_gamer
                      14.12.2018 23:00

                      Нет, 34200 это после налогового вычета и ожидаемой экономии на топливе.


                      1. Thero
                        16.12.2018 01:20

                        ну так то да ценообразование в америке вообще сложное но тут хоть с налогом машина дешевле чем без налога уже прикольно… с другой стороны даже учитывая оверпрайс по сравнению с обещаными 35к разлетаются как пирожки… ( впрочем у базовой модели за 35к и батарейка поменьше такчто тут и не переплата вовсе выходит)


                    1. striver
                      14.12.2018 23:02

                      С налоговыми вычитами и экономии на топливе (4,3 тыс.).


        1. striver
          14.12.2018 00:36

          По такой цене еще нет такой модели.


        1. ankh1989
          14.12.2018 00:50

          Погодите, разве Маск не говорил, что версию за 35к пока что делают не будут потому что не выгодно?


          1. striver
            14.12.2018 00:57

            Опять было смещение вправо на 6 месяцев.


          1. Stas911
            14.12.2018 05:14

            А зачем ее делать, если более дорогие раскупают как горячие пироги?


        1. river-fall
          15.12.2018 04:26

          по результатам продаж одного месяца?

          В 2018 году она пока на 43-м месте
          focus2move.com/usa-best-selling-cars


          1. striver
            15.12.2018 11:43

            Там нужно уточнять, что среди легковых автомобилей. В США никто не может соперничать с пикапами.


            1. river-fall
              15.12.2018 12:37

              в США пикап это легковой автомобиль, на него не нужны другие документы и т.п.
              Ну и RAV4 на 4-м месте.

              Как бы мне ни нравилась тесла, не надо натягивать сову на глобус. Для электромашин она продаётся очень хорошо, но ни в какие топы пока что не входит.


              1. striver
                15.12.2018 13:03

                в США пикап это легковой автомобиль
                Тем не менее, выделяют отдельно.
                на него не нужны другие документы и т.п.
                Что значит другие документы? Речь о категории?
                Для электромашин она продаётся очень хорошо, но ни в какие топы пока что не входит.
                Топы есть, и она туда входит. Было бы желание придумать этот топ.


                1. river-fall
                  16.12.2018 01:16

                  ну покажите этот топ.


              1. Chamie
                15.12.2018 19:48

                в США пикап это легковой автомобиль, на него не нужны другие документы и т.п.
                Документы другие и на ГАЗель не нужны, но она от этого легковым автомобилем не становится.
                Легковой автомобиль в Америке называется “car”, грузовой — “truck”. И пикапы называются как раз pickup truck.


                1. river-fall
                  16.12.2018 01:18

                  даже если из рейтинга выкинуть все траки, то тесла с 43-го места в топ5 ну никак не поднимется.

                  Ну и список называется «best selling cars», т.е. ваша теория, что пикапы туда не входят не особо работает


                  1. Chamie
                    16.12.2018 02:27

                    Это уже к вашему источнику вопрос. Wired ещё летом писал, что Model 3 уже на 19м месте (включая пикапы), и с тех пор у Теслы скорость производства (а покупают каждую выпущенную) как минимум не падала.


    1. striver
      13.12.2018 20:40

      Осталось довести емкости аккумуляторов где-то до 150кВтч и будет полная хана ДВС.
      Так не проблема закинуть даже 300. Вопрос цены.


      1. barbos6
        13.12.2018 21:12

        Да-да, все знают, что лучше быть богатым, но здоровым.
        Не благодарите, с Вами был ваш Капитан Очевидность. :)


        1. striver
          13.12.2018 22:36

          Есть технические сложно, а есть экономические. Кэп.


  1. kolu4iy
    13.12.2018 19:45
    -4

    … а ночью Европа будет ждать, пока выйдет солнце и электричества от зелёных источников энергии хватит всем. Ага.


  1. lingvo
    13.12.2018 19:54

    Что ж, ждем появления первых серийных автомобилей, которые смогут "переваривать" 400кВт такой зарядной мощности без проблем.
    И ИМХУется мне, Маск свое последнее слово в этом деле еще не сказал...


    1. striver
      13.12.2018 20:41

      Он говорил, что пока что остановятся на 250.


  1. anonymous
    13.12.2018 20:01
    +5

    журналисты и маркетологи такие журналисты и маркетологи.

    Porsche создали быструю зарядку, которая почти полностью заряжает батарею электромобиля всего за 3 минуты.


    теперь первоисточник

    BMW AG and Porsche unveiled a charging station that can jolt electric vehicles with enough power to drive 100 kilometers (62 miles) in less than three minute


    и гугл перевод для незнакомых с английским

    BMW AG и Porsche представили зарядную станцию, способную зарядить электромобили с достаточной мощностью, чтобы проехать 100 километров (62 мили) менее чем за три минуты


    1. Token2
      15.12.2018 18:39

      если есть охота придираться к тексту журналистов, то в обоих версиях можно подумать что речь о скорости :): «проехать 100 км менее чем за 3 минуты»


      1. striver
        15.12.2018 18:44

        to drive 100 kilometers — проехать 100 км
        to drive at 100 kilometers — проехать на скорости 100 км, но не хватает еще /ч, поэтому придирка так себе.


        1. Token2
          15.12.2018 18:53

          Там дело в порядке расположения, я цитирую без изменений- “power to drive 100 km in less than 3 Minutes”


          1. striver
            15.12.2018 19:05

            В каком еще порядке, если смысл другой?


            1. Token2
              15.12.2018 19:13

              С сохранением смысла: «can jolt electric vehicles in less than 3 Minutes with enough power to drive 100 kilometers»


              1. striver
                15.12.2018 19:40

                Как не переставляй, всё равно по смыслу там нет скорости.


                1. Token2
                  15.12.2018 19:42

                  Ну не знаю, мне так показалось; правда оба языка для меня неродны


                1. Chamie
                  15.12.2018 19:50

                  Как нет? «Заряжает достаточно, чтобы [проехать 100 километров меньше чем за 3 минуты]» т.е., заряжает достаточно, чтобы ехать со скоростью 100км/3минуты = 2000км/ч =)


                  1. striver
                    15.12.2018 19:57

                    Дааа, вот это я ограниченный… всё правильно. Когда будет такая скоростная зарядка, то автомобили будут ездить со скоростью полтора маха. Вот это я маху дал. Мы же говорим о будущем!


                  1. Cast_iron
                    15.12.2018 21:04

                    [проехать 100 километров меньше чем за 3 минуты]


                    Типичное «казнить нельзя помиловать».


                  1. Thero
                    16.12.2018 01:25

                    у них нет таких сложных языковых оборотов поэтому без нашего надмозгового перевода на русский никакой двусмысленности там нет.


                    1. striver
                      16.12.2018 01:26

                      Да, это если не сильно хотеть, то нет.


                    1. Chamie
                      16.12.2018 02:29

                      Точно такие же обороты.

                      enough power to [drive 100 kilometers (62 miles) in less than three minute]


  1. AlexAV1000
    13.12.2018 20:21
    -1

    Поскольку электромобилей становится все больше, то и требования построить необходимую для электрических машин инфраструктуру звучат все громче.


    Мне вот интересно, а все понимают, сколько нужно построить новых электростанций, чтобы пересадить всех на электромобили?


    1. old_gamer
      13.12.2018 20:23
      +1

      Есть мнение, что понимают не хуже, чем необходимое количество НПЗ в начале 20го века.


      1. striver
        13.12.2018 20:47

        С этим еще проще. Дома можно заряжаться. А в начале 20-го века дома не забодяжишь бензинчика… даже в аптеках продавали.


        1. MacIn
          13.12.2018 21:29

          С этим еще проще. Дома можно заряжаться

          Только пока этим пользуются немногие. Будут пользоваться все — подводящих мощностей не хватит, вспомним летние аварийные отключения из-за кондицинирования.


          1. striver
            13.12.2018 22:37

            Там где электромобили есть сейчас — много. В США большинство владельцев Тесла заряжаются дома.


            1. MacIn
              13.12.2018 23:12

              И тем не менее, их меньше, чем пользователей ДВС.


              1. striver
                13.12.2018 23:15
                +1

                Вы потеряли ветвь повествования.


                1. MacIn
                  14.12.2018 01:23

                  Возможно, я некорреткно понял ваш пассаж о зарядке дома.


                  1. striver
                    14.12.2018 01:26

                    Каким образом сравнение электромобилей в текущем состоянии с автомобилями на ДВС 100 лет назад перешло в то, что их больше?


          1. Cenzo
            14.12.2018 00:25

            Ночная нагрузка всё-таки значительно меньше из-за отключения дневных потребителей (офисов, производств итд), плюс ночью меньше кондиционирования.


    1. lingvo
      13.12.2018 23:02

      Опять двадцать пять? Да всего-то меньше 1/4 от уже существующих электростанций. А если учесть, что электромобили увеличат базовую нагрузку на сеть — то еще меньше


    1. Hardcoin
      14.12.2018 14:49
      +1

      Разумеется, понимают. А в чем вопрос?


  1. striver
    13.12.2018 20:36

    А я то подумал, что новость будет о том, что Порше заряжался

    при 400+ кВт


    1. lingvo
      13.12.2018 21:41

      Гораздо более информативаня новость. Спасибо.


  1. Psih
    13.12.2018 20:45
    +1

    Как уже отметили- маркетологи хреновы в деле. На самом деле это обычная зарядка SSC v2 — стандарт 350 кВт и 800 вольт. Зарядку они сделали, а вот машин, способных принять даже 100 кВт мощностью до сих про никто, кроме теслы, так и не выкатил. Тот же i-pace всего 70 кВт в себя берёт (ибо всё ещё в доработке и обещают разлочить 800 вольт в будущем только).

    Но тут есть такой нюанс — не ждите 100-200 кВт зарядки от массовых машин с 30-60 кВт батареями — прорывов таких не было, что бы такие батареи могли выдержать такие темпы зарядки. Большие числа поддаются только большим батареям — 80-100 кВт. В результате ни о какой массовой зарядке за 3 минуты на 100 км речи не идёт.

    А есть ещё такая вещь как способность подвести такую мощность к такой станции зарядки вообще. Много где уже стоят 100 и 120 и даже 150 кВт станции, но заряжаю по 50 кВт потому что нет возможности подвести такую мощь. А я что-то сомневаюсь что будут ставить ещё и буфер батарей на десяток мегаватт что-бы в час-пик обслужить не пару машин, а сколько-то вменяемое кол-во.


    1. striver
      13.12.2018 20:50

      В результате ни о какой массовой зарядке за 3 минуты на 100 км речи не идёт.
      При 15 кВт*ч на 100 км, за 3 минуты можно влить при 500 кВт. Почему бы и нет.


      1. Psih
        13.12.2018 20:56

        Это соответствует мощности в 300 кВт/ч. Батарей, способных принять такую мощность никто в живую ещё не показывал, о чём речь и идёт в моём коментарии. Пока что самая быстрая реальная зарядка — у тесл со 100 кВт батареей — они реально тянут 120-130 кВт, возможно могут и больше, но сами зарядные станции на пределе. Начали выкатывать v3 — там уже в 2-3 раза выше потолок. От других производителей пока только разговоры. i-pace обещали 800V, а на деле всё залочено в 400 даже там где стоят 800V зарядки и скорость заряда всего 72кВт/ч (см. Tesla Bjorn на youtube)


        1. striver
          13.12.2018 22:39

          Это соответствует мощности в 300 кВт/ч.
          Так мощность или запас?
          атарей, способных принять такую мощность никто в живую ещё не показывал

          Свежак


    1. lingvo
      13.12.2018 21:34

      А есть ещё такая вещь как способность подвести такую мощность к такой станции зарядки вообще. Много где уже стоят 100 и 120 и даже 150 кВт станции, но заряжаю по 50 кВт потому что нет возможности подвести такую мощь. А я что-то сомневаюсь что будут ставить ещё и буфер батарей на десяток мегаватт что-бы в час-пик обслужить не пару машин, а сколько-то вменяемое кол-во.

      Там, где быстрая зарядка действительно будет востребована — на загородних автомагистралях, можно спокойно подключаться к линиям высокого напряжения и снимать свои 3-4 мегаВатта. Или да — storage + альтернативные источники энергии


      1. idiv
        13.12.2018 23:47

        на загородних автомагистралях, можно спокойно подключаться к линиям высокого напряжения и снимать свои 3-4 мегаВатта

        Это очень сильное заявление. Если где-то далеко от городов, то там поблизости есть в лучшем случае линии на 110 кВ, а то и выше, подстанция выйдет золотая (где-то 5-10 млн. Евро на все затраты + постоянное обслуживание), так как там типичным являются подстанции с трансформаторами от 10-16 МВА. Линии же среднего напряжения так просто не дадут снять 3-4 МВт, это довольно крупная нагрузка для них.


    1. progman_rus
      14.12.2018 12:40

      LTO батареи — ток зарядки 10-15С
      там реально за 6 минут 100% заряд батареи.


  1. Mihrutkin
    13.12.2018 21:27

    Чтобы поставить 20 заправок в городе, рядом придется построить минимум 1 аэс с блоком мощностью 1000 мватт? Ого


    1. alek0585
      13.12.2018 21:33

      Перефразируя old_gamer




      ---вы находитесь здесь
      Пока аккумуляторы не станут дешевле
      Придется построить минимум 1 аэс


      1. GeorgKDeft
        14.12.2018 11:09

        Интересно почему многие полагают что для движения электромобиля в будущем надо будет столько же энергии что и сейчас???


        1. old_gamer
          14.12.2018 11:49

          Если мы говорим про электромобили, там не так много резервов для повышения эффективности.


          1. striver
            14.12.2018 12:19

            Но они эффективней используют энергию, чем автомобили на ДВС.


            1. old_gamer
              14.12.2018 12:41

              Трудно поспорить, но речь шла об увеличении КПД в будущем. Мне кажется, оно будет не слишком существенным, если только автомобили летать не начнут.


              1. striver
                14.12.2018 12:53
                +1

                Нуу, в обозримом будущем не предвидится. Итак, 90+%.


              1. Thero
                14.12.2018 22:56

                прикладные расходы оптимизировать можно сильно… все эти суперкомпьютеры с мультимедией прилично кушают… по ходовой мало что придумать можно.


          1. GeorgKDeft
            14.12.2018 13:00

            Это резервы по аналогии с ДВС в основном.

            Вообще правильнее наверно смотреть на те резервы которые открываются после достижения 4 уровня автопилота.

            Дополнительно возможность получения энергии от солнечных панелей, и еще запас по снижению веса есть.


            1. Cast_iron
              15.12.2018 21:11

              Пока что вес увеличивается за счет нового оборудования.


          1. lingvo
            14.12.2018 17:44

            Да дофига там резервов:


            • вон еще даже КПП не приделали, хотя даже 2-х скоростная(город/трасса) уже дала бы хороший выигрыш
            • инверторы и зарядки — SiC, всякие резонансные схемы, никто еще не оптимировал, так как все гонятся за мощностью и ценой в первую очередь.
            • моторчики — тоже конь не валялся — мотор-колесо, синхронные, вентильные и т.д.
            • насколько я понял из сравнительных обзоров разница в расходе кВтч на 100км между самыми экономными и неэкономными авто одного класса достигает 30 и более процентов, так что резерв есть. Как пример — i-pace и Model X — батарейки одинаковые, а реальный пробег очень разный.
            • огромное уменьшение расхода энергии ожидается от городского транспорта — где ДВС имеет минимальный КПД


            1. old_gamer
              14.12.2018 17:53

              Возможно, вы правы… Я исходил из предпосылок, что по сравнению с автомобилем с ДВС электромобиль очень мало тепла выделяет (хотя да, на Теслах жидкостное охлаждение всего — может, не так и мало в абсолюте).
              Кстати, некое подобие КПП на теслах есть, насколько я помню — передаточные числа редукторов переднего и заднего моторов разные.
              Но меня все равно смущает, почему не поставили КПП. Современные КПП компактные, эффективные, переваривают огромные моменты и при этом имеют по 8-9 передач. Думаю, если бы это сильно повысило эффективность, всунуть КПП с 2-3 передачами — не проблема? Но не сделали.


              1. kababok
                14.12.2018 18:49
                +1

                Просто любой дополнительный узел — это сильное удорожание всего проекта. Именно при большом количестве единиц модели (от пары десятков тысяч для верхних классов — если очень грубо).


                Оптимизация затрат, если совсем вкратце.


                А ещё — такая штука, как характеристики рабочих точек двигателя играют важную роль в выборе структуры привода.


                И это… Греется электропривод. В пару раз меньше, чем ДВС — но всё-таки тоже немало. :)


                1. old_gamer
                  14.12.2018 18:55

                  Просто любой дополнительный узел — это сильное удорожание всего проекта

                  Да, я как-то все время забываю, что доп узел ценой в $1000, — это на производство серии в 100 000 штук доп расходы в размере $100 млн.


                  1. kababok
                    14.12.2018 18:58
                    +1

                    Нам просто один очень зубастый в автомобилестроении шеф как-то раз хороший быстрый, но познавательный "крэш-курс" с яркими примерами "из жизни простых топ-производителей" провёл. :)


                    Один из ключевых моментов: "А вы сэкономленную сумму возьмите — да умножьте на, например, 100 тыс. экземпляров. Чувствуете теперь масштаб?" :)


              1. kababok
                14.12.2018 18:50

                Увы, не доходят у меня руки до статей по автомобилестроению — куча других профессиональных и личных забот. :)


                Вам, кстати, побыстрее нервозность в обществе побороть и спокойствия побольше. :)


                1. old_gamer
                  14.12.2018 18:52

                  Вам, кстати, побыстрее нервозность в обществе побороть и спокойствия побольше

                  Спасибо. Да, желтенькие человечки немного напрягают…

                  Увы, не доходят у меня руки до статей по автомобилестроению — куча других профессиональных и личных забот. :)

                  А вот это очень жаль, конечно… Но очень хочется надеяться, что заботы позитивные )


              1. striver
                14.12.2018 18:55

                Так а смысл там 2 или 3 передачи, эффективность падает при 100+ км. Это же гонки.
                Кстати о гонка, в Формуле Е со 2-го сезона дали возможность делать свои коробки. В итоге выигрывали те, у кого было 1-2 передачи. И то, 1-я передача включалась только на старте, потом почти всю гонку на одной передаче. Там максималка была почти под 200.


                1. old_gamer
                  14.12.2018 19:07

                  Я, честно говоря, бесконечно далек от точных познаний в работе силовых электромашин, но мне казалось, что падение эффективности при 100+ км/ч как раз следствие выбранного передаточного отношения — ЭМ работает на слишком высоких оборотах. А если передачу удлинить, эффективность повысится, но будет сложно управлять вращением на низких скоростях, что критично важно для городского маневрирования.
                  Косвенно это подтверждается тем, что макс скорость у полноприводных Тесл (Тесел… Теслов...) выше, чем у моноприводных похожей мощности (S 75D против S P85, например), так как (опять же, если я не путаю) на переднем моторе передаточное число меньше, чем на заднем. Но КПП как раз и решает в авто с ДВС именно эту проблему, просто на ДВС она очень сильно острее, так как и диапазон рабочих оборотов на ДВС уже, и мощность на низких оборотах падает очень сильно, да и минимальные обороты сильно выше 0.

                  Ну и опять же, вы говорите, в формуле Е победили машины с КПП. Даже в формуле Е, где диапазон скоростей относительно небольшой. То есть есть, конечно, момент старта, и он важен… Но вся гонка, допустим, в пределах 40-240 км/ч, то есть разница между мин и макс скоростями — 6 раз. Ну, пусть 10… А для автомобиля повседневного использования надо уметь и 1 км/ч, чтобы запарковаться в тесное место, и 150, одинаково четко, то есть раброс — более 100 раз.


                  1. striver
                    14.12.2018 19:17
                    +1

                    Так эта эффективность начинает проигрывать тогда, когда достигается максимальная скорость на трассах. Для обычного автомобиля — этого более чем достаточно. К тому же товарищ kababok сказал, что могли сэкономить. Ибо… ну сделают они 2ю передачу на 100 км/ч, упрутся в потолок скорости на 2 секунды быстрее, а что далее? Батарея слабое звено, перегревается, особенно на С и Х. Лично я не вижу особого смыла в переключении. Да, для Родстера это должно быть в обязательном порядке, предположу, что будет 2 или 3 передачи, при этом 2-я будет включатся на 200 км/ч.


                    1. old_gamer
                      14.12.2018 19:21

                      Вообще логично, да.


            1. kababok
              14.12.2018 18:42
              +1

              Я бы вот поспорил: в решениях среднего и верхнего уровня легковых авто уже достигнуты весьма высокие КПД.


              Собственно, возможны минимальные улучшения, в общей сумме хорошо, если на 7-10 процентов за следующие 10 лет общее КПД поднимут — и это будет кучу денег в R&D стоить.


              (old_gamer — вот такое вот мнение :)


              1. lingvo
                15.12.2018 00:25

                Да, кстати, забыл добавить к списку — вопросы охлаждения и обогрева салона! Которые в городском режиме очень сильно будут влиять на КПД электромобиля, особенно зимой. Тут с эффективностью еще очень плохо и от КПД привода она почти не зависит.


                1. kababok
                  15.12.2018 00:36
                  +1

                  … и тут нельзя не упомянуть забавный технический факт, что у правильного теплового насоса (а кондиционер — оне и есть :) в режиме обогрева, т.е. забора тепла, на 1 кВт потреблённой электрической мощности получается выдавать примерно 3 кВт мощностм тепловой.


                  И тут поднимается вопрос об определении КПД… 8)


                  1. old_gamer
                    15.12.2018 01:04

                    Ну и вообще, имхо, любую энергию можно перевести в тепло со 100% КПД, это же просто трением можно сделать. А вот кпд охлаждения, наверное, тут есть над чем работать.


                  1. cyberly
                    15.12.2018 08:24

                    … и тут нельзя не упомянуть забавный технический факт…

                    … и не упомянуть другие факты, например, что этот КПД (COP) падает при уменьшении забортной температуры и при 15-30 градусах мороза выгода от теплового насоса пропадает, а также тот факт, что даже при COP>1 и серьезном минусе мощность может понадобиться в несколько киловатт, что, в общем, все равно ни разу не мало.


                  1. Cast_iron
                    15.12.2018 21:31

                    И каким же образом обходится второй закон термодинамики?


                    1. Chamie
                      15.12.2018 21:39

                      Таким же, каким водокачка обходит закон сохранения массы — берёт за пределами системы.


                    1. kababok
                      15.12.2018 23:25

                      Тем нюансом, что тепловой насос не производит тепло, а переносит его.


                      1. Cast_iron
                        16.12.2018 10:22

                        Прошу прощения за неточность высказывания. Я комментировал эту строку

                        И тут поднимается вопрос об определении КПД… 8)


            1. maybe_im_a_leo
              15.12.2018 04:18

              инверторы и зарядки — SiC, всякие резонансные схемы, никто еще не оптимировал, так как все гонятся за мощностью и ценой в первую очередь.

              вы нас недооцениваете :)
              в Model 3 зарядка по резонансной схеме. в существующих Supercarger тоже резонансные преобразователи. в новом Supercharger V3 тоже резонансная топология, но немного изменная. мы уже давно SiC ставим в свои дизайны, хотя это постепенный процесс. и думаем кстати о GaN


              1. lingvo
                15.12.2018 15:18

                А скольки-уровневый инвертор на моторе?


                1. maybe_im_a_leo
                  16.12.2018 00:09

                  обычный двухуровневый.
                  возможно если будет более высоковольтных двигатель — то будет трехуровневый.
                  но на моторе все равно в несколько раз больше рассеивается потерь :)


              1. striver
                16.12.2018 00:31

                Сколько будет Semi принимать? 1+ МВт?


    1. Popadanec
      13.12.2018 21:56

      Они же не будут заняты 24/7/365. На самих зарядных станциях скорей всего будет буфер.


    1. Kastrulya0001
      14.12.2018 10:12

      У Теслы есть Паверволл, который может заряжаться ночью, днем заряжаться от солнца, а отдавать когда надо, сколько надо.


    1. Mad__Max
      15.12.2018 04:36

      В полку владельцев сломанных калькуляторов прибыло?

      Как можно из 20 зарядок с максимальной мощностью в 450 кВт, даже если допускать их работу всех одновременно и постоянно, получить 1000 МВт?

      20*450 кВт = 9000 кВт = 9 МВт

      От 1 блока АЭС можно 2000 таких зарядок работающих одновременно запитать. А с учетом реального профиля использования — минимум 10 000 штук.


  1. AndreDeBonk
    13.12.2018 21:31
    +1

    «Как тебе такое, Илон Маск: BMW и Porsche разработали систему, заряжающую аккумуляторы электромобиля всего за 3 минуты»
    Наверное, ему хорошо, он же и начал это движение.

    Ведь что в этой области разработали BMW и Porsche до того, как Маск популяризировал электромобили? А сколько было возможностей?


    1. maxzh83
      13.12.2018 22:08

      Ведь что в этой области разработали BMW и Porsche до того, как Маск популяризировал электромобили?

      Тем обиднее будет, если они, используя свои наработки и производственные мощности, смогут подвинуть Теслу на рынке электромобилей.


      1. striver
        13.12.2018 22:41

        Маск не согласен с таким утверждением.


      1. Assimilator
        13.12.2018 22:58
        +1

        Статью уже ж разобрали на детали, заявы — туфта, Илон Маск довольно ухмыляется сидя в своей Тесле.


        1. Cast_iron
          13.12.2018 23:11

          Его Тесла на орбите звезды болтается :)


          1. striver
            13.12.2018 23:16

            В той, что не болтается.


            1. lingvo
              13.12.2018 23:21

              Представляю кислые лица владельцев этой электрозаправки, когда к ним на заправку подьезжает огромный черный Тесла Semi и молча начинает высасывать все ихнее бесплатное электричество со скростью в 400кВт.


              1. Thero
                14.12.2018 03:25
                +1

                ну и потестируют какраз… электричество не такое дорогое в сравнении с другими R&D расходами в данном случае


              1. Mad__Max
                15.12.2018 04:42

                Скорее всего обе стороны останутся вполне довольны процессом. Электричество не особо дорого стоит, зато сколько пиара можно из подобной картинки извлечь…

                Вот если какой-нибудь дальнобойщик на Semi так начнет перед каждым рейсом заезжать… Но к моменту появления серийных Semi на дорогах и тестовый бесплатный период на зарядке уже закончится.


  1. Docal
    13.12.2018 23:24

    тут от наушников людей убивает, не хотел бы я сидеть в такой машине когда она заряжается или ставить ее на зарядку


    1. Vnuchok
      13.12.2018 23:26

      Так Вас никто и не заставляет))


  1. OldGrumbler
    14.12.2018 00:19

    Все же потерявшаяся в дороге идея сделать унифицированный, съемный и быстрозаменяемый аккумулятор позволила бы перезаряжать машину за ~минуту простоя…


    1. Cenzo
      14.12.2018 00:43

      А как же тогда впаривать людям новые аккумы взамен изношенных?.. Плюс к этому, как минимум еще очень долго не будет стандартного аккума для всех марок, а скорее всего универсальной батареи не будет вообще никогда. Бизнес он такой, завязан на vendor lock и на получение прибыли, желательно постоянной и только себе.


      1. OldGrumbler
        14.12.2018 01:03

        С газовыми баллонами тем не менее метод работает. Как правило, привозишь пустой баллон, платишь, получаешь взамен заправленный. А пустой без лишней спешки (которая череповата при давлении в 150 ати кислорода) проверят, при необходимости опрессуют, зарядят и поставят ждать следующего жаждущего. Было же время без вендорлоков и прочих хапужьих выдумок, когда просто вводили один стандарт, а не 1415 несовместимых…


        1. striver
          14.12.2018 01:04

          Вы что-то путаете. Снять с машины баллон, взять другой, установить и поехать — это быстрее, чем заправится?


          1. OldGrumbler
            14.12.2018 09:49

            «пробанить ствол, засыпать порох, забить пыж, закатить ядро, забить второй пыж — это, конечно же, быстрее, чем открыть затвор и вставить унитарный патрон вместо выпавшей гильзы» )))
            Я не путаю — у меня шла речь не о автомобильных баллонах. Сжатые и сжиженные газы кагбэ используются и в других отраслях )


            1. striver
              14.12.2018 10:01

              Чего тогда не рассказали о газопроводе. Тоже, как бы близко к теме обсуждения.


        1. Cenzo
          14.12.2018 01:09

          Согласен, в нашем государстве стандартизация и унификация помогли к этому прийти. В текущей же ситуации каждый тянет одеяло на себя. Мне кстати интересны водородные машины, уже нередко встречал Honda Clarity и Toyota Mirai. Топливные батареи, быстрая заправка водородом, на выхлопе обычная вода, опять же легко заменяемые недорогие баллоны в перспективе (по сравнению с литием).


          1. striver
            14.12.2018 01:25

            Ой, как всё просто и дешево с водородом.


          1. Thero
            14.12.2018 03:29

            проблема только в получении и хранении водорода… увы.
            а ну и ещё водородная силовая установка весьма сложное инженерное решение по сравнению с традиционными ДВС и тем более электромобилями.


      1. Am0ralist
        14.12.2018 14:54

        А как же тогда впаривать людям новые аккумы взамен изношенных?
        Так вы ж потом должны были заехать и забрать свой…


      1. cyberly
        14.12.2018 18:24

        А как же тогда впаривать людям новые аккумы взамен изношенных?

        Ну, в случае с баллонами видел такой вариант: при обмене пустого на заправленный цена выше, чем при заправке своего.


        1. striver
          14.12.2018 18:38

          Придумываете велосипед вместо того, чтоб просто заряжать текущую.


          1. cyberly
            14.12.2018 19:07
            +1

            Настоящий велосипед будет, если ячейки менять по одной, как-нибудь так:

            image


            1. striver
              14.12.2018 19:18
              +1

              Тесла уже отказалась. Китайцы хотят попробовать. Удачи им. Смена батарей, возможно, будет эффективней на коммерческом транспорте.


    1. striver
      14.12.2018 00:48

      Китайцы работают в этом направлении. Тесла пока что отказалась.


  1. kababok
    14.12.2018 00:32

    Ну, как всегда — "слона никто и не заметил". =)))


  1. vassabi
    14.12.2018 01:04

    перечитал первоисточник — новость из разряда «не проиграл, а выиграл».
    Зарядку-то они сделали, но своих машин для такой мощности у них пока что нет.
    При этом единственная кто такие токи сможет потреблять на данный момент — тадам! — это Тесла (особенно их грузовик).


  1. fse
    14.12.2018 01:16

    А кто знает, что стало с идеей аренды аккумуляторов на АЗС?
    Если АЗС потоково заряжает аккумуляторы и занимается только механической заменой блоков у подъезжающих авто — то вопрос скорости зарядки становится менее актуальным.


    1. striver
      14.12.2018 01:27
      +1

      А кто знает, что стало с идеей аренды аккумуляторов на АЗС?

      Пока глухо, но китайцы пытаются.


    1. Thero
      14.12.2018 03:30

      заменяемые аккумы показали ограниченную эффективность и редко когда дают выгоду в этом деле… на скутерах работает, на машинках уже не очень.


      1. OldGrumbler
        14.12.2018 19:37

        Выгода сменяемых гораздо глобальнее. Стационарная заправка может себе позволить заряжать небольшим током, а также успевать делать диагностику и даже менять вышедшие из допуска ячейки в батарее. И батарея станет очень долгоиграющей. Правда, для этого придется сперва пустить на метан всех вендорлокеров, перетягивающих одеяло на себя. Начиная с Муска. )))


        1. old_gamer
          14.12.2018 19:52
          +1

          Самый главный минус разботной батареи — ее очень сложно сделать надежно герметичной. А для машины это чрезвычайно важно. Если же делать герметичные неразборные батареи заменяемыми между разными марками, то надо договариваться о размещении батареи, колесной базе (чтобы вместилась батарея, она же огромная), габаритах машин… Сложно это. Не верю я.


          1. OldGrumbler
            15.12.2018 19:26

            Договорились же как-то о стандартах АТ, АТХ, и даже о стандартах серверных юнитов.
            Можно и в конструкции автомобиля предусмотреть место для 1-2-3 юнитов батарей — в зависимости от толщины понтов поповозководятла.
            Хотя быстрее всего это в нынешнем мире может произойти, если кто-то не только изобретет принципиально новые аккумы, но и монополизирует их выпуск в виде единого ряда стандартов )))


            1. lingvo
              15.12.2018 23:22

              В автомобилестроении вряд ли такое произойдет. Иначе все бы уже ездили с различными вариантами двигателей/КПП, со стандартными установочными размерами — в зависимости от поповозкодятла.


              1. cyberly
                15.12.2018 23:31

                Ресурсные запчасти (ремни, фильтры, колеса, стеклоочистители, источники света, стартерные батареи, амортизаторы, свечи) — более-менее стандартные.


        1. Thero
          14.12.2018 23:09

          стационарная правильно установленная батарейка получилась намного более долгоиграющей чем съёмная… у маска вон внезапно оказалось что батарейки никто не ушатывает и не меняет и свернул свои планы по сервису быстрой замены батарей( хотя может весь его анонс мы сделали сервис быстрой замены батареек был лишь рекламной уловкой чтоб расслабить тех кто боялся что купит теслу а там батарею каждый год менять придётся)

          у китайцев сменные батареи работают пока только в прокатных скутерах и это работает потому что они используют более простые и дешёвые батарейки и могут просто катать по городу меняя севшие батарейки чтоб не нужно было сами скутеры на заправки возить… вот с каршерингом каким это ещё может сработать, да… ездит грузовичёк по городу и батарейки меняет( хотя возможно будет проще их фастчарджить от грузовичка кто знает)


          1. OldGrumbler
            15.12.2018 19:21

            Это сработает в системе единого хозяйства. А не в зоопарке лебедей, раков и щук, тянущих каждый в свою сторону. В результате у тех же ноутбуков из 6 банок в «вышедшей из строя» батарее реально дохнут от силы 2 — а остальные вполне могли бы жить, если бы производятлы сделали возможность их замены без лома, куянки и такой-то матери.

            у маска вон внезапно оказалось что батарейки никто не ушатывает и не меняет


            Года через 3-4 с момента выпуска ожидается массовая сыпучка аккумов — вот тогда и посмотрим как на тесловодов, так и на тесловодителей. Интересно, как там с гарантийными сроками и обязательствами?..


            1. striver
              15.12.2018 19:41

              Модел С выпускается с 2012-го года.


            1. lingvo
              15.12.2018 23:25

              8 лет или 160 тысяч километров — гарантия у Теслы на батарейки для модели 3. На S вообще без ограничений по километражу.


            1. Thero
              16.12.2018 01:37

              так уже и подождали 4 года пока даже с самыми старыми акумами всё ок. сыпучка оказалась намного меньше ожидаемой, да аккумы устали до 70-80% от изначальной мощности, но после этого деградация сильно замедлилась.

              с ноутбуками мы какраз прекрасно видим что заменяемые аккумы работают только там где мы делаем нетехнологичные аккумы, как только аккум начинает быть сложнее становится целесобразней делать его более стационарным. в машинах с этим проще потому что в электронике аккумы порой приходится запаивать в неразборный корпус, машины неразборными корпусами пока оснащать незачем.


              1. Am0ralist
                16.12.2018 13:00

                с ноутбуками мы какраз прекрасно видим что заменяемые аккумы работают только там где мы делаем нетехнологичные аккумы
                Нет, с ноутами показало, что если хочется максимального времени при минимальном весе и ты насилуешь аккум зарядкой до 100%, то они долго не живут. А если аккум в основном до 60% заряжается, то живет он годами


  1. Kuvaldin
    14.12.2018 01:18

    У меня сложилось впечатление что статья об опытных экземплярах, так что Тесла ещё поживёт :) А вообще в случае с электромобилями — почему никто не говорит, а что потом делать со всей этой кучей аккумуляторов?


    1. striver
      14.12.2018 01:29

      почему никто не говорит, а что потом делать со всей этой кучей аккумуляторов?
      Переработать. Установить в стационарные накопители энергии.


    1. Thero
      14.12.2018 23:11

      пока нет кучи аккумуляторов, но в целом они перерабатываются хоть и не так хорошо как хотелось бы.


  1. AKYLA
    14.12.2018 01:18

    Пару лет назад, была новость, что в Киевском Политехе, создали аккумуляторы нового типа, которые имеют очень большую емкость, при небольшом размере и заряжаются за пару минут! Они предлагали бизнесу, но никто не заинтересовался, я так вангую, что скоро вдруг, «новая» технология всплывет где-то в Японии или США.


    1. striver
      14.12.2018 01:28
      +1

      Каждый день выходят новости о том, что где-то изобрели убер классый аккум. Но, одно дело лаборатория, другое — промышленное производство.


    1. Stas911
      14.12.2018 05:18

      Если не ошибаюсь, Маску задавали на одной из встреч с акционерами такой вопрос — что будет делать компания, если изобретут супер-батарею. На что получили логичный ответ, что если такую батарею и изобретут — то первый, к кому с ней придут, и будет Тесла. Но, видимо, никто так и не пришел…


      1. AKYLA
        15.12.2018 03:35

        Ну Маск скоро так сам уйдет от руля. Были технологии с которыми даже ездили в Японию на выставку, все ходили, смотрели, нравилось. Но так никто с предложениями и не подошел. В конце он спросил, что ж такое? ему ответили просто, да, технология хорошая, но у нас во первых расписаны технологии на годы вперед и их нужно реализовать, а только потом вводить новые, так работает экономика и это не секрет. Гибкие дисплеи тоже давно были изобретены, но нельзя было вводить в 2003 году их, потому что были еще плазмовые телевизоры, затем следующие технологии и.т.д. И вот только сейчас выстреливает.


        1. striver
          15.12.2018 11:45

          Ну Маск скоро так сам уйдет от руля.
          Скоро, это когда?


        1. idiv
          15.12.2018 17:53

          ему ответили просто, да, технология хорошая, но у нас во первых расписаны технологии на годы вперед и их нужно реализовать, а только потом вводить новые, так работает экономика и это не секрет. Гибкие дисплеи тоже давно были изобретены, но нельзя было вводить в 2003 году их, потому что были еще плазмовые телевизоры, затем следующие технологии и.т.д.

          Есть разница между «изобретены» и «готовы для производства». Во-первых, нужны ресурсные тесты, они даже для элементарных кабелей длятся по два года, а тут несколько больше компонентов. И его еще и можно не пройти. Во-вторых, необходима разработка собственно метода производства, чтобы было быстро, качественно и дешево (в этом случае речь идет о крупносерийном производстве недорогих компонентов, потому такое соединение тут возможно). Это несколько лет разработок и тестов. В-третьих, стоимость инвестиций в производственные мощности. Стандартный завод по производству тех же аккумуляторов обойдется в 80-90 млн. Евро и больше. И для предприятия важно отбить эти деньги, а это возможно только постепенным внедрением новых технологий, а не полной перестройкой каждые несколько лет. Потому все новые разработки на этом этапе просто отбрасываются или откладываются, так как есть планы по замене оборудования, но не сейчас, а через 10 лет.


    1. AKYLA
      15.12.2018 03:31

      Интересно за что минусы кинули. Я к сожалению не могу найти информацию, но я привел только то, что тогда было выложено как официальная информация, года 3-4 назад. И как я понял, это был рабочий прототип и поэтому предлагали бизнесу. Потом эта информация пропала. Думаю глупо говорить, если бы кто-то эту технологию купил, он сразу бы ее афишировал, может кто-то и взял и она не выстрелила, кто знает, я только привел информацию.


      1. Thero
        16.12.2018 01:41

        а может ты знаешь кто такой Джон Голт? а?

        непроверенную информацию следует аккуратнее вбрасывать…


  1. redpax
    14.12.2018 05:55

    Заряжать токами 2С? Ну ну, физику литий-иона не обманешь, машины будут конечно заряжаться за 3 монуты но батареи будут деградирлвать сверхбыстро, нужно ли быстрая зарядка такой ценой? Возможно, для премиум брендов это не проблема, многократную замену аккумулятора можно и в цену автомобиля включить.


    1. lingvo
      14.12.2018 09:00

      Там не 2C, а все 5C. Возможно я не все понял, но при заряде такими токами основная проблема — это внутреннее сопротивление батареи, которое на таких токах выделяет столько тепла, что батарея перегревается и быстро деградирует. Поэтому батареи нужно при этом активно охлаждать и тогда зарядный ток можно увеличить без вреда, чем Тесла, собственно и хвастается, а всякие Ниссаны с пассивным охлаждением батарей — нет.


    1. progman_rus
      14.12.2018 12:42

      LTO батареи заряжаются 10-15С
      правда стоят они…


    1. Thero
      14.12.2018 23:11

      а кто вам сказал что там литий?


      1. redpax
        14.12.2018 23:52

        А что там может быть еще на серийном производстве, если даже лития не хватает на всех?


        1. Thero
          16.12.2018 01:46

          а там пока ничего и нет. это зарядная станция для машин которые ещё не анонсированы, там может всё также ток равномерно по сегментам контроллер будет делить и каждая банка получит свои безопасные токи, просто сегментов больше будет и структура ячеек другая, а может и материалы новые будут…


  1. Zuy
    14.12.2018 08:15

    Есть подозрение, что сам зарядник — это небольшой домик на фото слева, с логотипом Siemens на дверях. То к чему подключены машины скорее всего просто терминалы.
    На фото в этом коментарии его лучше видно: habr.com/post/433088/#comment_19496692


    1. kababok
      14.12.2018 15:34

      Правильно. :)


  1. Kastrulya0001
    14.12.2018 10:20

    Как тебе такое, Илон Маск
    Маск много раз говорил, что ему важно решение задач, а кто сделат это первым ему не так важно. Он говорил, что если кто-то сделает электромобиль лучше Теслы и Тесла обанкротится, то он воспримет это спокойно.
    В любом случае, чем больше компаний сейчас возьмутся за электромобиль, тем более конкурентная среда будет при их производстве, тем больше будет прорывов в технологиях.


  1. Londoner
    14.12.2018 12:20

    А почему нельзя договориться о едином стандарте вынимающейся батареи, чтоб на электрозаправке автомобиль заезжал на площадку замены батарей, пустая вынималась, новая ставилась и снова в путь?


    1. old_gamer
      14.12.2018 12:40
      +1

      Думаю, по той же причине, что и в телефонах/ноутбуках: никто не хочет отдавать прибыль от продажи запчастей в чужие руки.


    1. striver
      14.12.2018 12:56
      +1

      Видели разнообразие розеток в мире? А вы предлагаете всем одинаковые стандарты в самом начале адаптации технологий.


      1. Londoner
        14.12.2018 15:39

        Розетки и ж/д колею придумали больше ста лет лет назад. Хочется верить что за это время мир немного поумнел.


        1. striver
          14.12.2018 15:48

          Ну, как бы, японцы и китайцы работают над общим форматом. В Европе делают 1 формат, даже Тесла недавно выкатила новый штекер, хотя был у них свой вариант.


      1. vassabi
        14.12.2018 16:05

        я еще помню разнообразие зарядных разъемов для мобилок. А сейчас смотрю — осталось всего три (у яблок своя, и два USB: micro + С). Причем можно для них найти «шланги» со 100% совместимостью — USB-A (которыми втыкать в комп\зарядное).


        1. striver
          14.12.2018 16:24

          Да, уже проще. Так они же собирались и согласовывали эти моменты, а то… решили делать бизнес на зарядных устройствах…


          1. idiv
            15.12.2018 17:59
            +1

            Так они же собирались и согласовывали эти моменты, а то… решили делать бизнес на зарядных устройствах…

            Производители были очень гордыми ежиками, но их пнула Еврокомиссия и они собрались и согласовали моменты.


            1. striver
              15.12.2018 18:12

              Респект и уважуха еврокомиссарам.


    1. Thero
      14.12.2018 23:13

      делать жидкостное охлаждение съёмных батарей неудобно, без охлаждения батарейки живут значительно меньше.


  1. Pusk1
    14.12.2018 12:58

    Зарядка есть, а машин с таким стандартом пока нет. Хотя, без таких зарядок они и не появятся. Запасаюсь попкорном…


    1. striver
      14.12.2018 13:14

      Так сейчас они заряжают и зарабатывают деньги. Завтра когда появятся конкуренты, и предложат быстрее зарядку, то к ним не поедут. А апгрейдить текущую сеть каждый год — не самый лучший вариант.


  1. voxy2
    14.12.2018 15:07

    Уверен в том, что (может и не завтра) будет:
    — батареи весом как ДВС и запасом хода 700-1000км,
    — зарядные станции с быстрой и незаметной зарядкой,
    — автопилоты по страховке,
    — утилизация безопасной…


  1. AllexIn
    14.12.2018 15:24
    -1

    Откуда такая мания заряжать автомобиль одним большим проводом?
    Может кто не в курсе, но аккум электромобиля — это куча мелких ячеек.
    Ничего не мешает разделить аккум на секции и спокойно каждую секцию заряжать через свой провод.
    Никакое охлаждение провода не понадобится. Как и высокое напряжение.


  1. kababok
    14.12.2018 16:09

    1. vassabi
      14.12.2018 18:57

      One connection has an unprecedented charging capacity of max. 450 kW while the second can deliver up to 175 kW.

      … то есть из двух экспериментальных зарядок — только одна на 450кВт.


      1. kababok
        14.12.2018 19:02

        Не, если не ошибаюсь: обе одинаковые.


        И каждая имеет по два кабеля: один кабель на 175 кВт и один на 450 кВт.


      1. kababok
        14.12.2018 19:04

        Эээ, в смысле: каждый зарядный столб имеет два кабеля.


        Столбов всего тоже два — то есть в итоге есть четыре кабеля на этой точке.


        А вся силовая электроника — это будочка сзади.


        Смотрите первую картинку со схемой от Сименса.


        1. kababok
          14.12.2018 19:09
          +1

          Мдя, ошибся — таки одна на 175 кВт, одна на 450 кВт, вы правы. :)


  1. kababok
    14.12.2018 19:10

    И «быстрый линк»:

    www.siemens.com/presse/fastcharge


  1. kababok
    15.12.2018 00:00
    +1

    @old_damer, lingvo, striver, sith, Boomburum и все-все-все!


    Я специально это вынесу в отдельную ветку.


    Для меня это само собой вспоминающаяся статья, т.к. просто шикарно-обзорная — и именно поэтому забываю о ней напомнить.


    А оно того стоит. Очень стоит.


    Вопрос характеристик электродвигателей вообще и асинхронного электродвигателя в Model S в частности прекрасно разобрал без малого три года назад глубоко уважаемый коллега BelerafonL вот здесь:


    https://m.habr.com/company/npf_vektor/blog/371749/


    Если совсем лень, то ищите абзац, начинающийся с "Здесь наужно отметить, как мастерски" — но в общем полезно прочитать хотя бы главу "Заключение".


    Но вообще-то все статьи автора до единой — это нынешнее состояние дел в электроприводе всех отраслей жизни.


    А то, как они настраивали БеЛАЗ — все топ-игроки в мировой автопромышленности работают примерно так же. Просто каждый — со своими локализациями и мелкими особенностями. Но в общем и целом — так же.


    И яркий эмоциональный окрас некоторых эпитетов в этом комменте — он не ради выпендрежа.


    Просто статьи — ОХРЕНЕННЫЕ! ;)


    1. striver
      15.12.2018 00:09

      Ну, в Модел 3 они запихнули уже синхронные на постоянных магнитах. Статья интересная. Завтра прочитаю.


      1. kababok
        15.12.2018 00:13

        НЭТЪ! ;)


        Там всё тот же асинхронник в базисе — синхронный на постоянных магнитах там только в прокачанной версии и на передней оси.


        И у синхронника при правильном регулировании (в Германии устоялось определение "серворегулирование", хоть это, грубо говоря, и векторное регулирование — просто с кучей плюшек сверху) — так вот, у синхронника, грубо говоря, лучше динамические разгонные характеристики — т.е. "с места рвёт резвее". :)


    1. lingvo
      15.12.2018 00:44

      Да, та статья интересна, и я ее тоже читал, но по двигателям и инверторам уже в принципе все более или менее пережевано и данная статья не об этом.


      ПС хотя я не уверен, что там автор все правильно написал. Я просто запускал частотники с асинхронниками на нагрузках с постоянным моментом — с векторным управлением с обратной связью там просто сказка с управлением и контролем скорости. И многоуровневые инверторы для них не проблема. В общем я за асинхронники.


    1. kababok
      15.12.2018 00:55

      old_gamer — пардон, таки опечатался :) (см. выше)

      maybe_im_a_leo — ну, и вас забыл, пардон — а это не есть верно, в данном-то контексте. :)


  1. 9660
    15.12.2018 02:32

    Она же позволяет пополнить заряд аккумулятора до 80% всего за 15 минут.
    Это лишь немногим медленнее, чем требуется автомобилисту для того, чтобы заправить свой автомобиль обычным топливом.

    Это в разы медленнее.


  1. Mad__Max
    15.12.2018 05:17

    Вместо кучи слов больше скажет пара картинок:




  1. seri0shka
    15.12.2018 20:33

    Какой зарядный ток должен быть для зарядки на «100 км за 3 минуты»?
    На какой ток рассчитан разъём? (По картинке выше 500А.)
    Какой ток допускает внутренняя проводка? (Наружную можно охлаждать или просто увеличить сечение.)
    При каком токе сработает аппаратная защита автомобиля?
    Ни одной цифры. Как писали выше: «что Вам мешает говорить то же самое?»