Современные бизнес-коммуникации все больше переходят от личных встреч к удаленным способам взаимодействия, и эта тенденция касается всех отраслей экономики. Современные технические решения позволяют обеспечивать качественную связь (звук и видеосигнал) и обмен данными между достаточно большим количеством абонентов. Примером таких решений являются системы видеоконференцсвязи (ВКС).

Главными бизнес-преимуществами ВКС еще на заре ее становления были и до сих пор остаются повышение управляемости филиалов и дочерних компаний, оптимизация бизнес-процессов и процедур принятия решений, улучшение внутрикорпоративных коммуникаций и экономия на командировочных расходах.

История развития ВКС




ВКС появилась на пересечении ТВ-технологий и передачи данных в 60-х годах XX века. Первый видеофон («рicturephone») был представлен в 1964 году компанией AT&T. К концу 1970-х годов появились первые относительно полноценные системы ВКС (компания Ericsson представила первый видеотелефон), которые на достаточно высоком для того времени уровне передавали аудиовизуальную информацию.

В 1976 году была представлена технология Network Voice Protocol (NVP) для пакетной передачи данных, что является ранним примером технологии передачи голоса по интернет-протоколу (VoIP). На этом этапе основной технологией видеоконференций была передача голоса и изображения по аналоговой коммутируемой телефонной сети общего пользования (PSTN). В то время решения ВКС были дорогостоящими и громоздкими, что ограничивало их коммерческое использование.

В 1981 году был представлен видеопротокол (PVP), а в 1991 году – первое решение для видеоконференций на базе ПК от IBM. В 1990 г. был одобрен первый международный стандарт в области ВКС – H.320 для поддержки видеоконференций по ISDN (Integrated Services Digital Network). В этот период основной технологией видеоконференций было сжатие изображения, что помогало улучшить качество и скорость передачи изображения с помощью широкополосного доступа. Когда был выпущен обновленный CU-SeeMe (клиент интернет-видеоконференций), который был совместим с Windows, ВКС стала доступна любому пользователю ПК.

Новый виток развития ВКС получила в начале 2000-х годов. Видеоконференции разделились на два основных направления продуктов – «железо» и софт. Тогда же компания Samsung выпустила первый сотовый видеотелефон, а Skype и iChat представили направление софта. В 2005 году компания Lifesize представила первое решение для видеоконференций в качестве HD.

В начале становления корпоративного рынка ВКС сеансы между терминалами ВКС осуществлялись по линиям ISDN. В дальнейшем все большее распространение получили видеоконференции, использующие IP-сети (стандарт Н.323). Дальнейшее развитие технологий привело к лавинообразному росту как технических решений, так и предлагаемого производителями оборудования. А внедрение стандартов связи 3G и 4G открыло огромные возможности для развития мобильных решений и облачных продуктов ВКС.

Технологии ВКС


Системы ВКС традиционно делятся на аппаратные, программные и облачные. Аппаратные решения – «старожилы» среди систем ВКС. К их обязательным компонентам относят кодек, средства отображения и воспроизведения звука, MCU-сервер (Multipoint Control Unit – устройство для реализации многоточечной видеоконференции, где участвуют несколько абонентов). К достоинствам этих решений можно отнести использование специального помещения для сеансов ВКС, высокое качество передачи видеосигнала и звука, в т.ч. при малой пропускной способности канала, надежность и защищенность данных, совместимость с оборудованием других вендоров и т.д. Недостатки аппаратных решений состоят в их высокой затратности, а при модернизации системы ВКС нужно покупать новое оборудование.

Программные решения предполагают наличие серверного и клиентского ПО, которое установлено на соответствующее оборудование вплоть до смартфонов. Эти решения отличаются сравнительно невысокой стоимостью по сравнению с аппаратными, простотой и невысокими требованиями к каналам связи, высокой степенью интеграции с другими продуктами, низкими требованиями к подготовке технического персонала и отсутствием необходимости закупать новое оборудование. Впрочем, в данном случае можно проиграть в качестве «картинки» и отсутствии возможности подключения к одному клиенту сразу нескольких камер.

Наиболее популярными сейчас являются облачные решения (Skype и т.п.), которые существенно удешевляют всю процедуру ВКС, т.к. сервер с ПО находится у провайдера облачного решения, и упрощают процедуры установки и настройки. Есть у этих решений и недостатки – не всегда высокое качество видеокартинки, неубедительный уровень безопасности и высокая зависимость от внешних каналов связи и серверов.

В целом, на смену дорогим аппаратным решениям приходят недорогие альтернативы в виде облачных сервисов или клиентское ПО, установленное на ПК или ноутбуке. Переход от «железа» к софту более чем закономерен: заказчики не видят смысла в масштабных

Мировой рынок систем ВКС


Технологии ВКС в настоящее время сейчас переживает большие изменения. Cегмент растет, прежде всего, на «бытовом» уровне – в части облачных сервисов (Skype, FaceTime, Google Hangouts и т.д.), а видеосвязь встраивается во все большее количество приложений и сервисов.

Аналитики предсказывают дальнейший рост рынка. Согласно исследованию компании Transparency Market Research, глобальный рынок ВКС в 2016 году был оценен в $5 млрд, Как ожидается, в 2018-2026 годах будет расти со среднегодовым темпом в 7,9%, и к концу периода объем рынка составит $10,5 млрд. В компании Research and Markets объем мирового рынка видеоконференций в 2017 году оценили в те же $5 млрд, а среднегодовые темпы роста в 2017-2025 годах спрогнозировали на уровне 8,6%. Увеличение количества внедрений ВКС в медицине и образовании усилило во всем мире спрос на корпоративные видеоконференции.

В сентябре 2018 года аналитическая компания Gartner представила «магический квадрант» (Magic Quadrant) систем для корпоративной видеосвязи. К числу лидеров рынка в Gartner отнесли компании Cіsco, Zооm, Microsoft и LogMeIn (в 2017 году лидерами были Cіsco, Zооm и Microsoft). К «визионерам» были причислены BlueJeans и Vidyo, а к «challengers» – Google и Adobe. По сравнению с «магическим квадрантом-2017» в 2018 году его покинули ZTE, West и Polycom.


«Магический квадрант» Gartner для систем ВКС по состоянию на август-2018

Со своей стороны исследовательская компания IDC в июльском исследовании 2018 года лидерами рынка ВКС назвала Cіsco и Microsoft. Крупными игроками рынка названы Google, Zооm, BlueJeans, Vidyo, Avaya, Lifesize, Huawei и Polycom.


Ключевые игроки на рынке ВКС по состоянию на июль-2018 (оценка IDC)

По оценкам компании MZA, в 2017 году лидерами рынка ВКС, как и в предыдущие годы, были три крупнейших поставщика решений ВКС конечных точек – Cisco, Polycom и Huawei, на которых приходится более 70% доходов и почти 70% объема рынка. Несмотря на то, что количество конкурентов на рынке быстро растет, эти «тяжеловесы» продолжают доминировать на рынке и фактически увеличили свою совокупную долю по сравнению с 2016 годом.


Рыночные доли ключевых операторов на рынке ВКС конечных точек в 2017 году (оценка MZA)

В своем исследовании компания Frost & Sullivan выделяет такие тенденции развития мирового рынка видеоконференций.

  1. Унифицированные решения. Пользователи ожидают, что производители будут предлагать комплексные решения для видеоконференций и совместной работы, которые будут включать обеспечение, мониторинг и управление всеми компонентами – цифровая подпись, решения для конференц-зала, программные клиенты, проекторы и другие периферийные устройства.
  2. Большие возможности интеграции. Решения для видеоконференций будут иметь все большие возможности интеграции и взаимодействия с другими электронными устройствами, приложениями и системами ВКС.
  3. Облачные решения ВКС. Пользователи будут предпочитать эти решения из-за более низких затрат, высокого уровня масштабируемости и простоты внедрения.
  4. Технология искусственного интеллекта (AI). С помощью больших данных и Internet-to-Things (IoT) технология AI может быть использована и в ВКС. Например, с помощью интернета и устройства IoT можно автоматически обновлять и синхронизировать новые функции для улучшения качества связи.

Краткий обзор продуктов


С подробными их характеристиками можно ознакомиться в таблице сравнения продуктов видеоконференцсвязи на ROI4CIO.

Cisco (Cisco Webex)




Cisco – американская транснациональная компания, специализируется на разработке и продаже серверного, сетевого и коммуникационного оборудования. В качестве серьезного игрока на рынке ВКС компания заявила о себе путем приобретения в 2009 году за $3 млрд мирового лидера отрасли видеоконференцсвязи – компании Tandberg. С того времени компания только укрепила свои позиции – по оценкам Gartner и IDC в 2018 году Cіsco отнесена к лидерам рынка ВКС. Продукты Cisco для ВКС включают в себя Cisco Webex и Cisco Webеx Meeting Server.

Cisco Webex – облачный сервис для проведения web-конференций, с количеством участников до 1000 человек (при онлайн-трансляциях – до 100 тыс. человек). Продукт платный, но есть бесплатный пробный период.

Пользователи Cisco Webex получают весь доступный перечень услуг, необходимых для корпоративной ВКС: многоязычный интерфейс, качественные видео и звук, текстовый чат, сквозное шифрование, мобильные приложения на популярных платформах, интеграция с офисными программами, мессенджерами и ВКС-решениями сторонних вендоров, удаленный доступ к рабочему столу, клавиатуре и мышке, whiteboard (виртуальная доска для совместной работы) и проведение опросов участников, запись совещаний на локальный компьютер или в облако, брендирование web-собраний, интеграция с CRM системами, статистика и отчеты и т.д. Cisco Webex оптимально подходит для проведения платных мероприятий и корпоративных тренингов, для чего в сервисе предусмотрена интеграция с системами управления обучения.

Также сервис представлен в серверном решении Cisco Webеx Meetings Server для внедрения в корпоративную ИТ-инфраструктуру компании. Платформа поддерживает до 96 одновременных сессий в HD-формате. С ее помощью можно подключаться к переговорам, используя систему видеосвязи в переговорной комнате, настольные видеотерминалы, мобильный клиент, через совместимый с WebRTC браузер или Skype for Business.


Диалоговое окно сервиса Cisco Webex

Microsoft (Skype for Business)




Microsoft является одним из безоговорочных лидеров рынка ВКС, что подтверждается оценками Gartner и IDC по состоянию на 2018 год. История Microsoft на рынке ВКС началась не в 2011 году, после приобретения за $8,5 млрд сервиса Skype. До этого времени компания развивала Microsoft Lync (а до него – Microsoft Communicator), но в апреле 2015 года компания выпустила новую версию Lync, переименовав его в Skype for Business с интерфейсом Skype. Впрочем, вскоре Microsoft может закрыть и Skype for Business в пользу Microsoft Teams (составная часть Office 365).

Microsoft Teams – корпоративная платформа, представленная в конце 2016 года и объединяющая в рабочем пространстве чат, встречи, заметки и вложения, голосовые и видео-звонки. Платформа разработана в качестве конкурента корпоративного решения Slack. Работает под iOS, Android и Windows 10 Mobile, а также на компьютерах под управлением Windows и macOS.

Skype for Business отличается от «домашнего» Skype расширенным функционалом и платным использованием. Skype подходит для видеовстреч небольших компаний, тогда как Skype for Business с его платными опциями позволяет проводить собрания до 250 участников и получать безопасность корпоративного уровня.

Набор возможностей Skype for Business достаточно похож на функционал облачных продуктов-аналогов – голосовые и видеозвонки, обмен сообщениями, доступность на всех популярных десктопных и мобильных платформах (плюс возможность заходить в видеовстречи через браузер, без установки программного клиента), запись разговоров, «расшаривание» рабочего стола и совместная работа на виртуальной доске. Впрочем, нет возможности брендировать видеоконференции.

Принадлежность продукта к Microsoft дает Skype for Business все преимущества интеграции с офисными продуктами корпорации – запланировать видеовстречу можно в Outlook, а создать ее непосредственно из Word и PowerPoint.

Серверная часть – Skype for Business Server (представлена в 2015 году, предыдущее название – Microsoft Lync Server) позволяет получить весь функционал ВКС на базе собственных серверов и распределять пользователей в зависимости от их потребностей в средствах коммуникации (разделенный домен).


Диалоговое окно сервиса Skype for Business

Zoom (Zoom Meetings)




Zoom – американская компания, которая предоставляет удаленные услуги конференц-связи с использованием облачных вычислений. Компания Gartner в 2017-2018 гг признала Zoom лидером рынка ВКС, а по версии IDC в 2018 году компания была названа крупным игроком.

Zoom предлагает такие решения для проведения видеоконференций, онлайн-встреч и создания групповых чатов – Video Webinar, Meetings и Conference Room. Они основаны на использовании облачных решений по модели SaaS и гибридных решений.

Видеоконференции Zoom Meetings имеют несколько тарифных планов (при наличии «облегченной» бесплатной версии), в сессиях могут участвовать до 200 человек (до 500 человек за дополнительную плату), работают в системах под управлением Mac, Windows, Linux, Chromebook, iOS и Android, совместимы с Outlook, Office 365 и Gmail. В сервисе доступны все традиционные опции – шифрование видеовстреч, совместная работа над документами и виртуальная доска, опросы, «расшаривание» контроля над экраном, статистика участия во встречах, возможность брендирования собраний, а также мониторинг внимательности участников, видеозапись и аудиорасшифровка.


Диалоговое окно сервиса Zoom Meeting

LogMeIn (GoToMeeting)




LogMeIn – поставщик SaaS-решений и облачных сервисов удаленной связи для совместной работы, управления ИТ-инфраструктурой и взаимодействия с клиентами. По версии Gartner, компания LogMeIn в 2018 году вошла в число лидеров рынка ВКС за внедрение инновационных услуг, углубленной аналитики, транскрипции речи и текста и интеграции с «умными помощниками», такими как Amazon Alexa.

Среди ключевых продуктов LogMeIn для онлайн-встреч можно отметить GoToTraining, GoToMeeting, GoToConference и GoToWebinar и Join.me (freemium-сервис для онлайн-встреч и совместной работы).

Остановимся на сервисе GoToMeeting, который предназначен для видеоконференций и различных онлайн-встреч с количеством участников до 250 человек (в самом дорогом тарифном плане). Как и его многие аналоги GoToMeeting достаточно прост в использовании, работает под Windows, Mac и Linux и всеми популярными мобильными платформами, совместим с MS Office и Google Calendar.

Также сервис, в котором есть бесплатные и платные тарифные планы, предлагает совместное использование приложений и работу над документами, запись встречи в облако или на локальный компьютер с возможностью расшифровки записи, мониторинг внимательности участников, проведение опросов, получение статистики по встречам, «расшаривание» контроля над клавиатурой и мышкой и контроля над экраном, а также возможность брендировать онлайн-собрания.

LogMeIn – является поставщиком SaaS-решений и облачных сервисов удаленной связи для совместной работы, управления ИТ-инфраструктурой и взаимодействия с клиентами. По версии Gartner, компания LogMeIn в 2018 году вошла в число лидеров рынка ВКС за внедрение инновационных услуг, углубленной аналитики, транскрипции речи и текста и интеграции с «умными помощниками», такими как Amazon Alexa.

Среди ключевых продуктов LogMeIn для онлайн-встреч можно отметить GoToTraining, GoToMeeting, GoToConference и GoToWebinar и Join.me (freemium-сервис для онлайн-встреч и совместной работы).

Остановимся на сервисе GoToMeeting, который предназначен для видеоконференций и различных онлайн-встреч с количеством участников до 250 человек (в самом дорогом тарифном плане). Как и его многие аналоги GoToMeeting достаточно прост в использовании, работает под Windows, Mac и Linux и всеми популярными мобильными платформами, совместим с MS Office и Google Calendar.

Также сервис, в котором есть бесплатные и платные тарифные планы, предлагает совместное использование приложений и работу над документами, запись встречи в облако или на локальный компьютер с возможностью расшифровки записи, мониторинг внимательности участников, проведение опросов, получение статистики по встречам, «расшаривание» контроля над клавиатурой и мышкой и контроля над экраном, а также возможность брендировать онлайн-собрания.


Административная панель сервиса GoToMeeting

Google (Hangouts)




В исследовании IDC 2018 года Google назван крупным игроком рынка ВКС. В «магическом квадранте-2018» Google отнесен к «сhallengers», куда входят компании с операционным превосходством и сильной репутацией.

Решения Google для онлайн-встреч включают Hangouts Meet и Hangouts Chat. Как и многие подобные облачные продукты, Hangouts отличает простота в использовании, совместимость с любой операционной системой и браузером (переписка синхронизируется на всех устройствах) и т.п. К преимуществам продуктов Google можно отнести их совместимость с другими продуктами корпорации (Gmail, Google Диск и др.) и автоматическую публикацию записи на YouTube.

В расширенной корпоративной версии Hangouts (платные пакеты G Suite) пользователям доступны запись разговоров и проведение мероприятий с прямой трансляцией, которые могут смотреть до 100 тыс. человек. Также корпоративным пользователям доступно участие в видеовстречах даже тогда, когда нет доступа к интернету (по специальному телефонному номеру с допуском через PIN-код). Но нужно понимать, что и недостатки Hangouts весьма существенны: нет возможности вести опросы, получать статистику по сессиям, проводить платные вебинары с интеграцией с платежными системами, брендировать видеоконференции и проводить совместную работу на виртуальной доске.


Панель настроек сервиса Hangouts Meet

Выводы


Технологии ВКС активно развиваются и совершенствуются, создавая не только новые возможности для бизнеса, но и новые рынки – телемедицину, проведение удаленных корпоративных тренингов и дистанционного обучения.

Будущее развитие систем ВКС предполагает продолжение уже существующих тенденций: преобладание спроса на облачные сервисы и мобильные решения, использование видео высокой четкости и новых видеокодеков, интеграция с другими информационными системам, приложениями и сервисами, рост спроса на услуги VaaS (Video as a Service). Не столь отдаленное будущее ВКС связано с внедрением технологий дополненной реальности (AR) и виртуальной реальности (VR), а также стандарта 4К, но пока на этом пути есть множество технических преград, связанных с высокоскоростной передачей данных.

Следует отметить, что большинство представленных на рынке ВКС решений в своих категориях имеют примерно одинаковый функционал, который закономерно больше в платных версиях и урезан в бесплатных. В любом случае, вы сможете увидеть различия в предлагаемых решениях ВКС в сравнительной таблице.

Автор обзора: Юрий Григоренко, для ROI4CIO

Комментарии (1)


  1. AstorS1
    08.01.2019 18:36
    +1

    Из моего опыта: все облачные решения разбиваются о требования внутренней информационной безопасности и тех. регламенты, только локальные on premise решения S4B, Polycom и др. За конфиденциальность готовы платить бОльше.

    Внешние — только по приглашению сторонних организаторов, как правило Cisco webex и тот же Skype for Business (на серверах приглашающей стороны).