Я изучил данные по поездкам на самокатах в Луисвилле, штат Кентукки, которые доступны в онлайне в рамке городской программы по открытости данных. Последние данные можно скачать по ссылке. Я использовал более старый набор, а также включил в него помесячные данные по поездкам, взятые с августа по декабрь. Также я включил в набор уникальные идентификаторы по каждому самокату, поскольку эта деталь была ключевой для моего анализа, и её удалили из последующих наборов данных, публикуемых Луисвиллем. Данные не делают различий между шеринговыми компаниями Bird и Lime, но поскольку Bird начала работать в августе 2018 года, а Lime – в ноябре, перекос данных в сторону Bird понятен.

Учитывая всё это, вот, что я обнаружил:

  • Среднее время жизни самоката в Луисвилле с августа по декабрь составило 28 дней.
  • Медианное – 23 дня.
  • Если убрать ID самокатов, впервые появляющиеся в декабре, чтобы статистика концентрировалась на более старых самокатах, то среднее время жизни увеличивается до 32 дней, а медианное – до 28.
  • Также в этом случае медианный самокат совершил 70 поездок общей протяжённостью более 136 км.

Время жизни самоката – ключевой фактор в экономике проката. Чем больше поездок и километров может наездить средний самокат, тем лучше для шеринговых компаний, которым нужно отбить стоимость каждого самоката перед тем, как начать зарабатывать. В октябре в The Information писали, что Bird тратит на самокат $551, и намеревается понизить их стоимость до $360. В то время я говорил, что это значит, что Bird нужно, чтобы каждый самокат совершал по пять поездок в день 5,25 месяца, только чтобы отбить расходы на него.

Картина по Луисвиллю оказывается ещё более мрачной. Энтузиаст транспорта Нэйтан Стивенс также проанализировал данные по Луисвиллю с 9 августа по 30 ноября, и я приведу некоторые из его цифр, касающихся самокатной экономики:

Использование

  • 663 самоката в городе.
  • Средняя длина поездки – 2,6 км.
  • Средняя длительность – 18 минут.
  • Средний самокат делает 3,49 поездок в день.

Доходы

  • Bird и Lime берут $1 за открытие замка и $0,15 в минуту.
  • За 18 минут средняя поездка даёт прибыль в $3,7 (интересно, что эта цифра, взятая из трёх месяцев работы в Луисвилле, практически совпадает со средней для июня цифрой в $3,65, о которой Bird рассказала инвесторам).
  • За 3,49 поездок в день средний самокат даст $12,91 прибыли в день.

Общие расходы, на основе информации из The Information

  • Bird тратит $1,72 на каждую поездку.
  • $0,51 на каждую поездку уходит на ремонт.
  • Комиссия за оплату банковской картой — $0,41 за поездку.
  • Поддержка пользователей — $0,06 на поездку.
  • Страховка — $0,05 на поездку.

Траты в Луисвилле, связанные с политикой шеринга без док-станций.

  • $2000 на пробную лицензию (в первые шесть месяцев работы).
  • $1000 за получение полной лицензии.
  • $50 ежегодно за каждый самокат.
  • $1 ежедневно за каждый самокат.
  • $100 за каждую групповую парковку.

Ежедневная самокатная экономика Луисвилля

  • Самокат приносит $3,7 за поездку.
  • Вычитаем стоимость оплаты, ремонта, кредиток, поддержки и страховку, получаем $0,95 за поездку.
  • Умножаем на 3,49 поездок в день, получаем $3,32 чистой прибыли на самокат в день.
  • Отнимаем ежедневный взнос в $1, получаем $2,32.

Отслеживаете? Хорошо. Итак, наша компания в итоге получает по $2,32 прибыли в день со среднего самоката в Луисвилле. Как мы упоминали, данные по городу говорят, что средний самокат работает по 28-32 дня. Это означает, что обычный самокат даёт прибыль от $65 до $75 за время своей жизни.

Улавливаете? Сделаем щедрое предположение, сказав, что компания заплатила по $360 за каждый самокат, как хочется Bird. По подсчётам выше получается, что компания возвращает только $65-$75 из стоимости каждого самоката – то есть, теряет по $295-$285 с самоката. А сюда даже не включена ежегодная плата в $50 за устройство без док-станции, $3000 за лицензию и $100 за каждую групповую парковку. Если взять ценник в $551, то потери растут ещё сильнее.

Цифры не радуют, но это и не должно вас удивлять. Электрические самокаты, взятые Bird для коммерческого шаринга, это изначально устройства от Xiaomi, предназначенные для использования одним человеком с ограничением веса в 91 кг. Средний американец весит 89,7 кг, а американка – 77,4 кг. Также эти самокаты были спроектированы для использования в хорошую погоду на плоских поверхностях. Они вообще не были предназначены для поездок по нескольку раз в день в любую погоду и по любым дорогам, и для ездоков-американцев, которые в среднем едва не дотягивают до максимального ограничения по весу, даже не учитывая одежду и всякие вещи, которые они могут везти с собой. Без сомнения, столкнувшись с такой неудобной ситуацией, Bird в октябре раскрыла подробности нового электросамоката, разработанного совместно с Okai специально для шеринга. Чтобы самокаты окупались, они должны будут совершить гигантский скачок в надёжности и сильно подешеветь.

Представитель Bird оспорила вывод из данных по Луисвиллю, связанный с тем, что среднее время жизни самоката составляет 28 дней. «Наш парк динамический, устройства перемещаются туда и сюда. Только из того, что всё выглядит так, что он работал в Луисвилле 28 дней, вовсе не следует, что он был там весь свой срок службы». На вопрос о том, куда перемещаются самокаты, изъятые из обращения в Луисвилле – или в каких ещё городах рядом работает Bird – представитель не ответила. Остаётся предположить, что они просто улетают.

Больше самокатов!

А как вам такое заявление:
Lime, одна из лидирующих компаний, работающих с электросамокатами, призывает ездоков быть осторожными при использовании её устройств, из-за технической «ошибки», которая может привести к «резкому чрезмерному внезапному торможению» во время езды – это объявление коммпания сделала на выходных.

Компания сообщила, что на испытаниях обнаружилось, что внезапное торможение обычно происходит, когда самокат быстро едет под горку. Опасность заставила Lime организовать удалённое обновление прошивки, направленное на исправление глюка, что привело к уменьшению количества случаев внезапного торможения.
Такая проблема, конечно же, никогда не встретится в городе типа Сан-Франциско, который абсолютно, полностью и совершенно плоский [это был сарказм, да]. Проблемы с торможением возникали также в Швейцарии и Новой Зеландии. Lime утверждает, что проблема затронула менее 0,0045% поездок, и сообщила, что «может работать над тем, чтобы уменьшить, но не полностью устранить» подобные риски. Действительно, нельзя полностью устранить никакой риск, но представьте себе, чтобы произошло, если бы подобный дефект обнаружили в автомобиле. Автопроизводитель отозвал бы машины, поощряя людей привозить их на ремонт! В теории, у Lime ответственность даже больше, поскольку самокаты принадлежат ей, а не пользователям. Узнать о существовании 0,0045% вероятности того, что ваш электросамокат может внезапно заклинить и сбросить вас, это всё равно, что узнать, что у вашего смартфона есть небольшая вероятность самовоспламенения. Риск мал, но, возможно, вас он всё равно не устроит.

Подробно о прокате электросамокатов в Москве

Выход на биржу


В то время, как Lyft и Uber собираются выходить на биржу, причём Lyft собирается опубликовать свою форму S-1 на этой неделе, вновь стали популярными скидки. Обе компании-перевозчика нажимают на рекламу, борясь за долю рынка на финишном рывке перед IPO. Как сообщает The Information, Lyft сделала первый шаг, и увеличила долю рынка в США на 4%.

Забавно наблюдать, как повторяется история. Большие скидки наблюдались, когда Uber и Lyft впервые соревновались за контроль над рынком США, поскольку увеличение количества пассажиров выливалось в более красивую историю роста и в большие инвестиции. И неважно, что они практически сжигали деньги, зато график их роста выглядел, как клюшка! Инвесторы пообещали им денег!

В данный момент IPO всё немного усложняет. Как только Lyft выпустит акции, она не сможет контролировать исходящую информацию, и ей придётся публиковать детальные квартальные и годовые отчёты.

Кстати, судя по всему, Lyft идёт на пользу «испорченный телефон», когда двусмысленный факт, озвученный агентством Рейтер несколько недель назад – что «Lyft планирует сообщить инвесторам о приближении своей доли рынка в США к 40%» – повторяли, дополняли и снова повторяли, в результате чего он стал безоговорочной истиной, и сегодня PitchBook пишет в аналитической записке, что рост Lyft «стабилен», и что компания «недавно достигла доли рынка в 40% в США».

Подачки для пассажиров в процессе обсуждения доли рынка могут выглядеть привлекательно, но халява недёшево обходится компании, и все эти траты обязательно отразятся на итоговых цифрах Lyft. Компания, судя по всему, попытается опередить этот момент, выйдя на Nasdaq в конце марта, как сообщало издание Wall Street Journal, задолго до публикации результатов первого квартала.

При этом в январе аналитики из Second Measure, изучающие анонимные приобретения, более консервативно подошли к оценке доли Lyft на рынке перевозок по требованию, и посчитали её равной 29% по продажам, по сравнению с 69% от Uber. В последние несколько лет тенденция развивается в пользу Lyft, рыночная доля которой растёт, а доля Uber – падает.



Если мои входящие письма можно считать каким-то индикатором, то Uber не сидит сложа руки, наблюдая за тем, как Lyft разбрасывается подачками. За последнюю неделю компания Uber отправила мне два письма, с 50% скидкой на следующие 10 поездок, и с 30% на 10 поездок на UberX. Lyft предлагала мне 10% скидку на 10 поездок по будням в этом месяце; моему редактору, живущему в Сан-Франциско, показалось, что компания ведёт себя «чрезмерно агрессивно», и предлагает 25% скидку на 10 поездок в будний день.

Не переключайтесь, и ожидайте публикации компанией Lyft формы S-1, которая начнёт вечеринку выхода на биржу в 2019 году, где и так уже скопилось довольно много участников.

Комментарии (32)


  1. tvr
    09.03.2019 12:10

    Чтобы самокаты окупались, они должны будут совершить гигантский скачок в надёжности и сильно подешеветь.

    Хорошая новость, ожидаемс результатов работы Bird в этом направлении, которые наверняка не замедлят появиться в обычных, консьюмерских, самокатах.


  1. C4ET4uK
    09.03.2019 12:32

    Я все-таки рискну предположить, что за 30 дней самокат-таки не превращается в гору мусора, просто случается какая-то мелкая поломка и его изымают, скорее всего ждут, когда количество неработоспособных самокатов достигнет какого-то оптового количества, и отправят на ремонт(оптом дешевле?), где их подлатают, и снова выпустят в город


    1. tuxi
      09.03.2019 12:43

      К сожалению, модель современной экономики построена таким образом, что более менее экономически целесообразен агрегатный ремонт, а не подетальный.


      1. old_gamer
        11.03.2019 12:12

        Как раз модель. Сломаные самокаты оптом в разбор на запчасти, из которых, после тестирования, собирают рефаб-самокаты.


        1. tuxi
          11.03.2019 14:42

          Ну вот как пример, смартфоны. Подавляющий % поломок — разбитый экран. Остается только возможность например акб использовать, да и не то не всегда. Сейчас экран — это уже не просто матрица, а практически 70..80 всего смартфона. Не думаю, что в электросамокатах дело обстоит сильно иначе.


          1. old_gamer
            11.03.2019 14:50

            Я, конечно, не разбирал эти самокаты, но сильно удивился бы, если бы в них степень интеграции совпадала бы с таковой и смартфонов, и руль, колеса, колесные поджипники и шины, баратея, электромотор и БМС были бы несъемными.
            Опять же, что запрещает переиспользование корпуса для рефаб-телефонов? Его нетоварный вид? Врядли это проблема для шэринговых самокатов. Да и решается она на самокатах очень просто: краска/пленка.


            1. tuxi
              11.03.2019 15:01

              Агрегатный ремонт, это же не выпрессовать подшипник, отдефектовать его, обслужить если обслуживаемый, и запрессовать в новую ступицу (старая уже разбита может быть). Меняют ступицу в сборе со всей начинкой включая подшипник.


              1. old_gamer
                11.03.2019 15:21

                Даже ступица целиком — это далеко не самокат в сборе. Вполне себе деталь, которую можно и заменить.


                1. tuxi
                  11.03.2019 16:26

                  Так никто и не спорит, что нельзя. Но это уже агрегатная замена. Разбирать и собирать ее (эту ступицу) с соблюдением всей технологии и с учетом «простоя» выйдет прилично дороже.


                  1. old_gamer
                    11.03.2019 19:36

                    По экономике процесса, само собой, у меня сведений нет. Но сама идея, мне кажется, может и сработать. Собрал по городу сломаные скутеры, разобрал на крупные узлы. Рабочие узлы на запчасти, нерабочие — на цветмет. Потом из рабочих частей (и части новых) собираем рефаб скутеры.


    1. DGN
      09.03.2019 14:56

      Можно еще предположить, что после каждого ремонта самокату меняют ID. Или что ID слетает после полного разряда батареи.


    1. whitehat
      10.03.2019 15:22

      Очень многие самокаты страдают от вандалов. Вандалы проводят флешмобы по массовому сжиганию и утапливанию самокатов в водоёмах. Часто их просто ломают. Почему эти люди с таким остервенением уничтожают практичные и безобидные транспортные средства, помогающие решить проблему транспортного коллапса в американских городах — для меня остаётся загадкой. Если компании не решат как-то этот вопрос — они обречены, и никакие «улучшения прочности» им не помогут.


      1. Diordna
        10.03.2019 22:27

        Лобби таксистов в действии?


        1. tvr
          11.03.2019 16:18

          Извозчики, сэр!


        1. whitehat
          11.03.2019 22:39

          Бритва Хэнлона. Таксисты в том же СФ уже практически сошли на нет, а наёмники убера\лифта — не такие ушлые, что бы заниматься подобными бесчинствами.


      1. old_gamer
        11.03.2019 19:39

        Как-то подошел к своей машине, а на нее кто-то положил самокат. Ну, не положил, но ручка уперлась в капот и на капоте образовалась аккуратная такая вмятина. Ладно, в нашем городе на такое никто не обращает внимание, но есть города, где за царапины на бампере морды бьют…


  1. ivan386
    09.03.2019 12:38

    Если электросамокат будет дешёвым и надёжным не проще ли будет его купить чем брать в аренду?


    1. unwrecker
      09.03.2019 12:57
      +1

      Не знаю какие у них там правила пользования в Америке, но если самокат можно бросать где угодно на улице, то это удобней своего: не нужно с ним таскаться в общественном транспорте, не нужно думать где его приткнуть в офисе/магазине.


      1. katok535
        10.03.2019 14:15

        Именно так! Из того, что я видел в Вашингтоне (Lime) лично — прокатные самокаты просто оставляют на улице, не пристегивая цепью. «Замок», насколько я понял, только электронный, программный. Были ливни непрерывно, поэтому сам так и попробовал.


      1. safari2012
        11.03.2019 18:52

        и где зарядить


    1. littorio
      09.03.2019 14:18

      Это же две разные бизнес-модели. Продавцу выгодно, чтобы самокаты чаще покупали. Там будет чётко рассчитанный срок жизни, все способы ограничения надёжности, недоступность запчастей и т.п.


      Прокатчику выгодны надёжные аппараты, и он сможет их разработать (самостоятельно). Но он никогда не выпустит их в свободную продажу.


      Вывод — смиритесь.


      1. Diordna
        11.03.2019 01:34

        Прокатчик может заказать оем самокаты.


        1. littorio
          11.03.2019 15:03

          Вопрос в конструкции. Для продажи частникам будет нечто не слишком долго живущее, не имеющее запчастей. Наверное, без батарей и регулярно меняющее дизайн/конструкцию. Потому что прибыль идёт от разовых продаж.

          Как именно прокатчик заполучит долгоиграющие и недорогие во владении аппараты — не важен. Сам ли разработает и произведёт, закажет ли у ОЕМ — неважно. Важно то, что желаемые плюшки (низкая цена, высокая надёжность, снабжение запчастями, не меняющийся стандартный конструктив, и т.п.) частному покупателю не достанутся, потому что прокатчику (и OEM'у) это не выгодно.


  1. TheGodfather
    09.03.2019 12:38

    Что-то корявые цифры уж очень бросаются в глаза

    Также в этом случае медианный самокат совершил 70 поездок общей протяжённостью более 136 км.
    Средняя длина поездки – 2,6 км.


    Я, конечно, знаю разницу между средним и медианой, но не на 40% же

    Lime утверждает, что проблема затронула менее 0,0045% поездок
    663 самоката в городе.
    Средний самокат делает 3,49 поездок в день.
    c августа до ноября


    Нехитрые вычисления показывают, что это около 2300 поездок в день в течение 3 месяцев. Это примерно один случай экстренного торможения в 10 дней. Т.е. примерно около 10 таких случаев только за одну осень в одном городе.

    0,0045% поездок или 1 происшествие каждые 10 дней? Ложь, наглая ложь и статистика…


  1. Umpiro
    09.03.2019 14:05
    +1

    Такая проблема, конечно же, никогда не встретится в городе типа Сан-Франциско, который абсолютно, полностью и совершенно плоский.

    Это Сан-Франциско -то плоский?


    1. Estee
      10.03.2019 10:13
      +1

      Думаю, что автор использовал сарказм, чтобы подчеркнуть ситуацию


  1. romxx
    09.03.2019 14:08
    +1

    > «Такая проблема, конечно же, никогда не встретится в городе типа Сан-Франциско, который абсолютно, полностью и совершенно плоский. „

    Это шутка юмора автора такая, как я понимаю?


  1. ebragim
    09.03.2019 14:34
    +1

    28 дней, и самокат становится металлоломом, или его отправляют в дробилку? Не, вы что, какая логика!
    Вся ваша статистика строится на предположении, что id самоката неизменен за весь период, пропал id из базы вы почему-то приравниваете полной потере самоката. Вам это бредом не кажется?..


  1. denis-isaev
    09.03.2019 15:51

    редставьте себе, чтобы произошло, если бы подобный дефект обнаружили в автомобиле

    Так вроде же все эти City Safety и аналогичные авто-тормозилки так и делают: внезапно тормозят без причины.


  1. teemour
    09.03.2019 17:34

    кажется перепутаны прибыль и выручка или доход
    и что вообще означает время жизни


  1. Habivax
    10.03.2019 15:22

    Прочитал и внимательно перечитал. Но так и не нашёл даже предположения зачем они это делают, если прибыли нет. Скрытое финансирование проекта от защитников экологии? Производитель проводит тесты самокатов в реальных условиях под прикрытием? Месть олигарха таксистам за хамство и высокие цены?

    А главное, какие выводы делает автор из полученных данных? Для чего он собирал и обрабатывал данные? Непонятно.


    1. molec
      11.03.2019 15:59

      Агрессивное создание и захват рынка в надежде заработать позже, на много большем обороте. Ну или банальная пирамида для инвесторов, это как посмотреть.

      Собственно, автор намекает на второе, если я правильно его понял. Для чего он это делает? Не известно. Может дружит с конкурентом, может альтруист-правдоруб.