Эффективность обучения выше, чем при просмотре видео или наборе текста с клавиатуры




Специалисты по когнитивистике из Университета Джонса Хопкинса под руководством профессора Бренды Рэпп выяснили, что определённые навыки владения языком можно приобрести значительно быстрее и надёжнее, если писать на нём от руки, а не просто печатать или смотреть видео. Работа опубликована в журнале Psychological Science.

Компьютеры проникают в нашу жизнь всё дальше, и мы пишем тексты от руки всё меньше. «Поэтому у учителей и родителей встаёт вопрос – зачем вообще детям обучаться написанию текстов от руки», — говорит Рэпп. Она говорит, что если заниматься этим, то, очевидно, один навык вы приобретёте – навык написания. Но есть ли другие преимущества у рукописных текстов, связанные с когнитивистикой – чтением, орфографией, пониманием текстов? Исследование отвечает на этот вопрос положительно.

Рэпп и Роберт Уайли, бывший кандидат наук из университета Джонса Хопкинса, а ныне – профессор в университете Северной Каролины, поставили эксперимент: они обучали 42 человека арабскому алфавиту. Группу разделили на три части – одни писали от руки, другие печатали на компьютере, третьи смотрели видео.

Все они для начала посмотрели видео, на котором эти буквы писали на бумаге, называли и произносили вслух. Познакомившись с буквами, три группы начали учить их разными способами. Группе с видео показывали на экране буквы и просили сказать, та ли эта буква, что они видели незадолго до этого. Группе печати нужно было найти букву на клавиатуре. Группе прописи – написать эту букву на бумаге.

После шести обучающих сессий все более-менее выучили буквы, и начали их узнавать с небольшим количеством ошибок. Однако группа прописи быстрее выучила все буквы – причём некоторым учащимся хватило всего двух сессий.

Затем исследователи проверили, смогут ли учащиеся обобщить полученные знания – не просто распознавать буквы, но писать с их помощью слова или читать незнакомые. И снова группа прописи справилась с задачей значительно лучше остальных.

Уайли и Рэпп считают, что написание букв от руки усиливает визуальное и аудиальное обучение, при этом каллиграфический почерк иметь не нужно – сам факт записи, мелкая моторика объединяет в мозге всю изучаемую информацию. В итоге комплексная информация о буквах (форма, звук и схема написания) даёт более богатое и глубокое знание языка.

В эксперименте участвовали взрослые, однако учёные уверены, что у детей результаты будут схожими. Вспомним, что сегодня в школах карандаши и ручки с тетрадками всё чаще уступают место планшетам и ноутбукам, а такой предмет, как чистописание, практически вымер.

Взрослым, изучающим новые языки, определённо стоит дополнять процесс обучения с видео, аудиозаписей или мобильных приложений, старым добрым написанием текстов от руки.