Почему формальное определение цвета то ли есть, то ли нет, и связано ли это с тем, что его дал тот самый Шрёдингер? Что имел в виду Вейнберг, когда назвал свою революционную статью «Геометрия цветов»? Почему у цветового треугольника два угла, хотя интуитивно кажется, что должен быть один? Почему обычный детский рисунок показывает, что у автора всё в порядке с цветовосприятием, и зачем художник-академист всю жизнь учится его отключать? Почему в цветовом пространстве находятся кластеры, но они не находятся? Почему любая женщина знает о явлении метамерии окрасок, а ученые всё время забывают? Сколько должно быть цветовых каналов у хорошего фотоаппарата? А у монитора? А почему ответ разный? А красок у принтера?

Ответы на эти и другие вопросы в очередной лекции, которая была прочитана на факультете компьютерных наук, открытом в Вышке при поддержке Яндекса.



Лектор — Дмитрий Николаев, заведующий сектором зрительных систем в Институте проблем передачи информации им. А.А. Харкевича РАН. Кандидат физико-математических наук, защитил диссертацию на тему «Алгоритмы цветовой сегментации, применимые в условиях сложного освещения сцены».

Коллоквиум факультета компьютерных наук ВШЭ – специальные семинары, на которые могут приходить не только студенты или сотрудники ФКН, но и все желающие. Их проводят учёные не только из Вышки, но и из других вузов и научных центров — МГУ, МФТИ, Математического института и института системного анализа РАН, MIT, Microsoft Research, Школы анализа данных Яндекса. Найти все прошедшие коллоквиумы можно здесь. По этой же ссылке можно будет и записаться на будущие занятия, когда начнётся новый учебный год.

Комментарии (30)


  1. WeslomPo
    19.07.2015 18:45
    +31

    А текстовая расшифровка будет?


    1. Zalina Автор
      19.07.2015 23:39

      Подумаем о том, чтобы вернуть расшифровки. В какой-то момент показалось, что они не очень востребованы.


      1. WeslomPo
        20.07.2015 00:18
        +57

        Я, например, игнорирую статьи где только видео. Потому что пока автор расскажет четверть, я прочитаю весь текст, еще и комментарии успею захватить. Видео ограничивает мою свободу, я не могу посмотреть его «по-диагонали» чтобы оценить. Я должен сидеть и смотреть от начала и до конца, или не смотреть вообще. В 9 из 10 подобных случаев, я выбираю второй вариант.


        1. lomalkin
          20.07.2015 05:02
          +15

          Да и поиск по видео еще как-то не научились делать так же хорошо, как по тексту.


        1. ateraefectus
          20.07.2015 16:02
          +8

          Поддерживаю. По той же причине не смотрю вебинары.


        1. JC_Piligrim
          20.07.2015 17:57
          -1

          Да вы зажрались, сэр!

          Ребят, если вам лично не интересна какая-либо тема, то не надо валить с больной головы на здоровую, оправдывать себя перед собой или кем-то ещё, обвиняя тех, кто, видите ли, вам текстовую расшифровку вам не сделал и высказывать свои претензии, в поисках поддержки. Если бы вам было реально интересно, то вы бы нашли время посмотреть. И ещё приплатили бы за платный просмотр. Или переехали бы в другую страну/город, пошли бы в нужный универ, тратили бы время, ГОДЫ крайне неэффективно на смежные обязательные но неинтересные дисциплины, лишь бы иметь возможность раз в неделю изучать что-то важное для вас на лекциях у нужного профессора. А вам тут бесплатно выложили в общий доступ то, чего нигде больше нет, а вы ещё и жалуетесь. Неблагодарность не украшает человека.

          Ведь по факту, большинство лекций по всему миру, которые могли бы быть кому-то интересны нет не только в текстовом виде, а даже в формате видео в интернете. Эти знания утеряны. А если те, кто записывает эти лекции будут слышать изо всех углов «а чё мне не прожевали? а чё мне в рот не положили?», то могут обидеться и просто перестать метать бисер. И тогда это помешает и тем, кому действительно интересно.

          По теме: лекция офигенная! Нигде больше не видел столько концентрата по поводу цветовосприятия и распознавания изображений. Лектор очень крут и последователен! Спасибо, что даёте возможность узнать информацию по интересующей теме в живом и наглядном виде не будучи очным студентом «вышки»!

          P.S.: Никто не мешает жалующимся скачать видео, пропустить звук через распознаватель речи, отредактировать и выложить расшифровку в свободный доступ. Достаточно одному пройти этот путь, и все смогут пользоваться результатом вашего труда и вклада в общественную пользу. Или вообще сделать сервис, который это всё автоматизирует. Ах, да, забыл! Это же надо напрячься!


          1. stansult
            21.07.2015 00:19
            +4

            Ваш комментарий во многом имеет смысл, но он немного не по адресу.

            Вы с самого начала используете ключевой оборот: «Если бы вам было реально интересно».
            Разумеется, всё то, что вы написали, имеет смысл для тех, кому «реально интересна» тема лекции.
            Но в большинстве своём средний посетитель сайта не состоит в меньшинстве тех, кому тема (любая, я в общем говорю) реально интересна. Средний посетитель стоит на принимающей стороне потока информации, из которого он выбирает (либо наугад, либо по каким-то ещё своим критериям) ту, которая заслуживает его внимания, чтобы более подробно её изучить. Поток содержит больше информации, чем я способен переварить. Основная проблема в том, чтобы иметь возможность до прочтения статьи понять, заинтересует меня статья или нет. С видео это сделать сложно, с текстом — проще.


          1. stansult
            21.07.2015 00:27
            +2

            Кроме того, сам процесс потребления информации отличается. Видео (по сравнению с текстом) обладает дополнительными свойствами: оно передаёт голос, картинку, оно менее адаптивно (нельзя изменить по желанию скорость и порядок подачи информации). Есть немало людей (скажем, я или, как мне кажется, автор комментария, на который вы ответили), кому эти свойства чаще мешают, чем помогают при потреблении информации.

            Но, конечно, это обобщение. В конкретных ситуациях бывает всякое. Бывает просто плохой текст. Бывает, что видео понятнее — скажем, лектор как-то заинтересовывает, и т.п. Всё это работает по-разному для разных людей.


  1. novoselov
    19.07.2015 19:59
    +14

    Какого цвета платье?


    1. kosmos89
      19.07.2015 21:44
      +2

      А почем минусуют? Очень даже уместно спросил.


    1. Zalina Автор
      19.07.2015 23:36
      +3

      Я смогла увидеть и бело-золотое, и черно-синее.


      1. zollotov
        20.07.2015 05:24
        +1

        Но как ? :)
        image


      1. kosmos89
        20.07.2015 12:25
        +1

        А что Вы при этом принимали, Залина?


        1. Zalina Автор
          20.07.2015 12:53
          +3

          Действительность, kosmos89.


        1. auine
          20.07.2015 13:57
          +6

          Помню тогда еще нашел хорошию илюстрацию зависимости цвета от окружения. Сразу подскажу, эти два персонажа в платье одного цвета :)
          image


          1. EvilPartisan
            22.07.2015 02:22
            +1

            Шутка про платье от Adobe:
            pp.vk.me/c625222/v625222359/266db/vrfu7ul3U9A.jpg


    1. imater
      20.07.2015 03:43

      Не черное.


  1. Mithgol
    20.07.2015 05:48
    +8

    Когда на это дело у меня будет 100 минут совершенно лишних, я непременно посмотрю эту видеозапись.

    (Разумеется, не «когда», а «если»; может быть, даже и «никогда».)


  1. enakenenaken
    20.07.2015 12:24

    Цветовое восприятие у людей вообще меняется. Какие ни будь греки видели всё по другому. А платье чёрно-синее!


  1. 1eqinfinity
    20.07.2015 12:28
    +3

    Да, очень жаль, что нет стенограммы.


  1. engine9
    20.07.2015 13:04
    +2

    Наконец-то получил объяснение почему синие светодиоды вызывают дискомфорт.


    1. kosmos89
      20.07.2015 15:32

      Я бы не стал так прям на слово верить. Я так понимаю, это его личное предположение, а не научный факт.


      1. engine9
        20.07.2015 17:32
        +1

        Но логично же, в фовеальной области мало синих рецепторов — далекий точечный источник превращается в пятно.


  1. UnickSoft
    20.07.2015 16:15

    Спасибо, буду ждать продолжения лекций о теории цвета.


  1. hidoba
    20.07.2015 16:53
    +1

    А как связаться с автором? Либо можно задать вопросы по теме здесь?


    1. Zalina Автор
      20.07.2015 17:17
      +2

      Контакты Дмитрия Петровича есть на странице ИППИ.


      1. valeriyvan
        30.07.2015 19:45

        Подскажите, пожалуйста, где можно ознакомится с диссертацией, ссылка на автореферат которой есть в статье.


  1. podluzny
    21.07.2015 14:16

    Прекрасная лекций. Правда, многое осталось за рамками понимания :)


  1. dom1n1k
    21.07.2015 19:27

    Лекция очень годная, хотя и некоторые места (например, про метамерию) изложены несколько галопом.
    Периодически ловил себя на мысли, что я понимаю только потому, что я это уже знаю. А вот если бы с нуля — было бы трудновато.
    И тем не менее — большая редкость и радость найти русскоязычный материал подобного уровня по колориметрии.


  1. webfaker
    22.07.2015 09:41
    -1

    Видео не глядел, но по комментариям пробежался.