Здравствуй, друг.

Сегодня речь не пойдет о сложных и не очень аспектах языков программирования или каком-то Rocket Science. Сегодня я расскажу тебе короткую историю о том, как я встал на путь программиста. Это моя история и ее уже не изменишь, но если она поможет хотя бы одному человеку стать чуточку увереннее — значит она была рассказана не зря.



Пролог


Начнем с того, что я не увлекался программированием с раннего возраста, как многие читатели этой статьи. Мне, как и любому раздолбаю, всегда хотелось чего-то бунтарского. В детстве я обожал лазать по заброшкам и играть в компьютерные игры (что и доставляло мне много проблем с родителями).

Будучи в 9м классе, все, чего мне хотелось — поскорее избавиться от всевидящего родительского ока и наконец «жить в кайф». Но что это значит, это пресловутое «жить в кайф»? На тот момент мне представлялось это беспечной жизнью без забот, когда я мог бы играть в игры сутками напролет без упреков родителей. Моя подростковая натура не знала, кем хочет стать в будущем, но направление IT было близко по духу. При том, что я обожал фильмы про хакеров, это добавляло куражу.

Поэтому было решено идти в колледж. Из всего, что меня тогда наиболее интересовало и было в списке направлений, оказалось только программирование. Я подумал: «А что, буду больше проводить времени за компом, а комп = игры.»

Колледж


Первый курс я даже учился, но предметов, связанных с программированием, у нас было не больше, чем берез на северном полюсе. От полнейшего ощущения безнадежности я бросил все на втором курсе(меня чудом не отчислили за ГОДОВОЙ прогул). Ничему интересному нас не учили, там я познакомился с бюрократической машиной или она со мной и понял как правильно получать оценки. Из предметов, хотя бы косвенно связанных с программированием, у нас была «Архитектура ЭВМ», которой за 4 года было 2,5 пары, а также «Основы программирования», на котором мы писали 2х-строчные программки на BASIC. Отмечу, что после 2 курса я учился на отлично (с горячей родительской руки). Как же я негодовал и сотрясался, говоря: «Нас ничему не учат, как мы можем стать программистами? Все дело в системе образования, нам просто не повезло.»

Это доносилось из моих уст каждый день, каждому человеку, кто спрашивал меня об учебе.
По окончании колледжа, написав дипломную работу на тему СУБД и сотню строк на VBA, до меня понемногу начало доходить. Сам процесс написания диплома был в сотни раз ценнее, чем все 4 года учебы. Это было весьма странное чувство.

После выпуска меня даже мысли не посещали, что я когда-нибудь могу стать программистом. Я всегда думал, что это непосильная мне сфера с кучей головной боли. «Нужно быть гением, чтобы писать программы!», это было написано у меня на лице.

Университет


Затем начался университет. Поступив на направление «Программная автоматизация», у меня появилось еще больше поводов кричать об ужасной системе образования, ведь и там нас ничему не учили. Преподаватели шли по пути наименьшего сопротивления, и если ты мог набрать на клавиатуре 10 строчек кода с листика — ставили положительную оценку и удалялись по-барски пить кофе в преподавательскую.

Тут я хочу сказать, что начал испытывать неприкрытую ненависть к системе образования. Я думал, что мне должны дать знания. Зачем я сюда тогда пришел? А может это я настолько недалекий, что мой максимум это 20 тыс. в месяц и носки на новый год.
Программистом нынче быть модно, все восторгаются тобой, упоминают в разговоре, типа: "… и не забывай. Он программист, это само за себя говорит."
От того, что я хотел, но не мог им стать, я корил себя постоянно. Потихоньку я начал смиряться со своим естеством и все меньше и меньше думал об этом.«Ничего, разве я когда нибудь отличался каким-то особым складом ума? Меня не хвалили в школе, ну и ладно, не всем суждено».

Во время учебы в университете я устроился на работу продавцом и жизнь у меня была относительно спокойная, а вожделенное «жить в кайф» так и не наступало. Игрушки уже так не будоражили ум, по заброшкам бегать не тянуло, и в душе появилась какая-то тоска. Как-то раз ко мне зашел покупатель, он был шикарно одет, у него была крутая машина. Я спросил, мол: «В чем секрет? Кем ты работаешь?»

Этот парень оказался программистом. Слово за слово, разговор завязался на тему программирования, я начал ныть свою старую песню про образование, и этот человек поставил точку на моей раздолбайской натуре.

«Ни один преподаватель не сможет научить тебя чему-то без твоего желания и самопожертвования. Учеба есть процесс самообучения, а преподаватели лишь ставят тебя на правильные рельсы и периодически смазывают колодки. Если тебе легко во время обучения, то знай — что-то точно идет не так. Ты пришел в университет за знаниями, так наберись смелости и забери их!», сказал он мне. Этот человек разжег во мне тот слабый еле тлеющий уголек, который уже почти погас.

До меня дошло, что все мое окружение, в том числе и я, просто разлагалось за ширмой неприкрытого черного юмора и сказок о несметных богатствах, которые нас ждут в будущем. Это не только моя проблема, но и проблема всей молодежи. Мы — поколение мечтателей, и многие из нас не умеют ничего кроме как мечтать о светлом и прекрасном. Идя по пути прокрастинации, мы быстро подбиваем стандарты под свой образ жизни. Вместо поездки в Турцию — поездка на дачу, нет денег переехать в понравившийся город — ничего, и в нашем селе тоже есть памятник Ленину, и авто уже не кажется такой развалюхой. Я понял почему «жить в кайф» до сих пор так и не наступило.

В тот же день я пришел домой и начал изучать основы программирования. Это оказалось настолько интересно, что ничто не могло утолить мою жадность, я хотел еще и еще. Ничто меня до сих пор так не увлекало, я занимался сутками напролет, в свободное и несвободное время. Структуры данных, алгоритмы, парадигмы программирования, паттерны (которых я тогда совершенно не понимал), все это вливалось в мою голову нескончаемым потоком. Я спал по 3 часа в день и мне снились алгоритмы сортировки, идеи различных архитектур ПО и просто прекрасная жизнь, где я могу наслаждаться своей работой, где я наконец-то буду «жить в кайф». Недостижимое Ultima Thule уже показалось за горизонтом и моя жизнь снова обрела смысл.

Проработав в магазине еще какое-то время, я стал замечать, что вся молодежь — такие же неуверенные в себе ребята. Они могли совершить над собой усилие, но предпочитали расслаблено довольствоваться имеющимся, намеренно отказываясь от своих невоплощенных в жизнь желаний.

Я старался совмещать и работу, и учебу с университетом. После того, как у меня появился интерес к профессии, преподаватели стали с явным желанием рассказывать мне какие-то тонкости профессии, мне нравилось с ними дискутировать. Конечно было много вещей, которых я не понимал от слова «совсем». В такие моменты у меня опускались руки, я снова начинал думать, что это «не мое». Но проходило время, я возвращался к тем же задачам и вуаля! Все было элементарно.

У меня получилось найти себе компанию таких же как я, неуверенных в себе ребят, которые пытаются чего-то добиться. Мы помогали друг другу, соперничали, собирали всяких дронов и роботов, программировали знакомым «умные» дома. Мы делали все, что не приносило нам почти никаких денег. Там я стал уже конкретно склоняться в сторону C# и C++. Почему? Да просто потому, что мне нравилось делать классные и красивые приложения (использовал WPF), и работать с контроллерами типа Ардуины или STM.
Я не стремился скорее устроиться программистом, потому что понимал, что с университетом будет сложно совместить, а на тот момент мне нравилось там быть. Однако один из моих друзей порекомендовал меня в один стартующий проект, там мы работали над системой контроля температур в резервуаре. Нанимали именно студентов, чтобы разработка была дешевле, как я понимаю. Отказаться было бы просто глупо, деньги для меня были очень хорошие и мне хотелось постоянного движения. После этого ко мне стали обращаться другие предприниматели, хотя я не размещал резюме. Я думаю все дело в сарафанном радио.
Спустя пару лет я уже написал несколько по-настоящему полезных программ, хорошо вписался в несколько проектов разработчиком, получил опыт и еще сильнее зарядился на дальнейшее развитие.

Эпилог


Есть поверие, что если заниматься чем-то регулярно на протяжении определенного промежутка времени, то это «что-то» войдет в привычку. Самообучение — не исключение. Я научился учиться самостоятельно, находить решение своих задач без сторонней помощи, быстро добывать информацию и практически ее применять. Сейчас мне трудно не написать хотя бы одну строчку кода за день. Когда учишься программировать, твой разум перестраивается, начинаешь смотреть на мир под другим углом и иначе оцениваешь происходящее вокруг. Ты учишься декомпозировать сложные задачи на маленькие простые подзадачки. В твою голову приходят безумные мысли о том, как можно устроить что угодно, и это станет лучше работать. Возможно поэтому многие считают, что программисты «не от мира сего».

Сейчас меня взяли в крупную фирму, которая занимается разработкой автоматики и отказоустойчивых систем. Я чувствую страх, но вместе с ним я чувствую веру в себя и в свои силы. Жизнь дается один раз, и в конце я хочу знать, что внес свой вклад в этот мир. История, которую творит личность, гораздо важнее, чем сама личность.

Какое же наслаждение мне до сих пор приносят слова благодарности от людей, которые пользуются моим софтом. Для программиста нет ничего ценнее, чем гордость за свои проекты, ведь они являются воплощением наших усилий. Моя жизнь полна прекрасных моментов, «жить в кайф» пришло и на мою улицу, я стал с удовольствием просыпаться по утрам, начал заниматься своим здоровьем и по настоящему дышать полной грудью.

В этой статье я хочу сказать, что первая и самая главная инстанция образования — это сам обучающийся. В процессе самообучения кроется процесс самопознания, местами тернистый, но дающий свои плоды. Главное не сдаваться и верить, что рано или поздно то самое непреодолимо далекое «жить в кайф» наступит.

Комментарии (60)


  1. Griboks
    23.06.2019 23:24
    +1

    Поздравляю. Мне этакое понимание жизни и 'кайфа' пришло во время изучения философии. Может, вам тоже поможет. Проблема в том, что через некоторое время вы увидите это ваше программирование полной картиной, оно станет быть чем — то вроде покупки продуктов, и вы сознательно откажетесь от большинства идей, возможностей и желаний. Вы просто дорастете до уровня развития, когда вы будете 'самым умным' в офисе/компании/городе, и не сможете дальше нормально развиваться. Ну или женитесь по залеты и возьмёте ипотеку как все нормальные люди.


    1. smurfomen Автор
      23.06.2019 23:39

      Возможно, вы правы. Но я хочу сказать то, что не затронул в статье. Программирование пробудило во мне любознательность. С тех пор мне интересно все, до чего могу дотянуться, и надеюсь, что это любопытство никогда не сойдет на «нет». Впрочем, время покажет.


    1. S-e-n
      24.06.2019 09:19

      Вы просто дорастете до уровня развития, когда вы будете 'самым умным' в офисе/компании/городе, и не сможете дальше нормально развиваться.

      Это проблема социального характера. Если хочется развиваться, можно это делать без оглядки на окружение. Благо программирование даёт огромную степени независимости (большинство инструментов легко доступны).


  1. AndreyDmitriev
    23.06.2019 23:46
    +1

    «Мне должны дать знания» — это неверный посыл, и очень хорошо что вы это поняли. Мне вот повезло — у нас были замечательные преподаватели. Они как один говорили — мы не даем вам знания, но мы учим вас учиться. И это было круто. Я закончил физико-технический факультет в питерском политехе, и жизнь так сложилась, что двадцать лет как я работаю программистом, хотя собственно программирования у нас было два семестра всего, да и то только численные методы. А из всей высшей математики и физики я не пользуюсь наверное и пятью процентами полученных знаний, но я умею учиться и делаю это до сих пор, хотя мне уже далеко за сорок.


    1. Chaos_Optima
      24.06.2019 19:12

      Они как один говорили — мы не даем вам знания, но мы учим вас учиться

      О да это часто говорили, но если немного остановится и подумать над этой фразой несколько минут, то окажется что это полный бред. Знаете что лучше всего научит вас учится? Самообучение, а знаете что для этого ненужно делать? Ходить в универ. Учим учится, это отмазка на первом месте, и до сих пор прокатывает. В России отвратительное высшее образование. Людей которые идут по специальности, единицы, и те становится успешными в основном благодаря самообразованию. В универе нужно не учит учится, в универе нужно делать так чтобы человека заинтересовать в своём предмете, вместе с тем быть приближенным к реальности, и подкреплять знаниями. У меня в универе, единицы из преподавателей которые были близки к этому, и только от них я получил что-то, всё остальное это забивание практически на все предметы, и кодинг дома до глубокой ночи.


      1. AndreyDmitriev
        24.06.2019 22:25

        Мне сложно оценивать нынешнее высшее образование — я закочил технический универ четверть с лишним века назад и последние двадцать лет не живу в России. Факультет, на котором я учился — то был «экспериментальный» набор, мне повезло — я был в самом первом потоке, и по большей части на нем учились выпускники физмат школ — 239й и 30й, кажется. Мне поначалу было офигенно тяжко, поскольку я закончил самую обычную среднюю школу. Часть курсов нам читали профессора и доктора из физтеха, что находился через дорогу от политеха. Конечно, были и отвратительные предметы, ну вот история партии, к примеру — я это дело застал на первом курсе. Ну а что касается фундаментальных наук — то там была взрывающая мозг математика и физика. Это был реальный кайф. Причем на экзамене ответ на билет — это была всего лишь затравка, от силы тянущая на тройку, а собственно экзамены состояли сплошь из доп вопросов. Бывало, профессор Мастеров выносил чуть ли не весь поток, после чего все дружным строем шли в библиотеку грызть Ландау и Лифшица. Самодообучаться так сказать. Моим любимым предметом была квантовая механика, и разобраться там самостоятельно, без хорошего препода — это надо быть семи пядей во лбу. В общем и целом к качеству преподавания на физтехе того времени у меня претензий вообще никаких.


  1. Daffodil
    24.06.2019 00:16
    +4

    Как-то резко оборвалось повествование на той точке когда в магазин приехал программист на крутой тачке. Я то думал что будет длинная история про поиск себя, борьбу с привычками и ленью, первые хобби проекты и поиск джуниорской работы. А тут как бы прилетает фея и в мозгу автора мгновенно что-то меняется.


    1. smurfomen Автор
      24.06.2019 00:24

      Я решил не засорять совсем нудной писаниной статью. Для меня важно было донести посыл о сути образования. Путь весьма и весьма тернист, но я не ломал себя как-то по особенному, я учился и получал от этого наслаждение.
      Краткость сестра талланта? Ну может и так, но орфография — точно не мой конек)


      1. smurfomen Автор
        24.06.2019 15:38

        Я немного дописал упущенные моменты. Действительно, повествование было рваное. Однако, тут писали, что стремящийся к чему-то человек не замечает каких-то особенных мучений во время обучения.

        Возможно из этого и можно сделать крутой лонгрид, но только если привирать.
        И чую у многих успешных людей будет такая же проблема. Они не делали ничего особенного с их точки зрения.

        Так было и со мной. Я очень рад, что затронул актуальную тему


  1. bisquitie
    24.06.2019 00:20
    +5

    Не, автор, не знал ты ещё прокрастинации.


    1. artemlight
      24.06.2019 00:51
      +1

      Прокрастинация 99 лвл — это когда ты выпил пива, отправил жену спать, а сам сел мигрить виртуалки. Потому что вообще-то по уму нужно писать адаптеры одной х… и (пример, РКН!) к другой, но в перерывах можно и побездельничать.


      1. artemlight
        24.06.2019 00:52
        +2

        А ещё нужно валить, но лень.


        1. toxicdream
          25.06.2019 07:35

          Уже десять лет как лень свалить.
          Но валить — да, надо! Больше половины старых знакомых — хороших спецов в своем деле, уже в других странах. Хорошо новые появляются. Жаль что спустя некоторое время и они понимают что пора валить. А мне все лень. Неохота слоняться по съемным квартирам, искать садики, школы, секции и вот это вот все…


  1. Vsevo10d
    24.06.2019 02:11
    +2

    Нет, автор, нет. При всем уважении — тебя надо сжечь на костре из книг «Как добиться успеха натурально», «100501 способ мотивировать себя», «Делай как я» и прочих =) Я по-доброму, конечно, но:

    Это действительно вдохновляющая статья, но она не правдива. Тому, что ты начал неистово программировать и затем выработал привычку это делать, после чего взяли в крутую фирму, нельзя посвятить один абзац в статье. Это должен быть проклятый лонгрид от края монитора до пола. Осознание разложения и мотивирующий случай — это важный этап, длящийся один миг. А дальше начинается долгое «рисование совы», и оно не описывается словами «ну я не спал ночами и рисовал, а потом взяли в крутую фирму». Ты сначала обводил игрушечную сову по контуру маркером как Остап Бендер, потом коряво штриховал карандашом на клетчатом тетрадном листе, потом обводил в фотошопе фотографию совы, потом полез на Youtube за гайдами, потом прочитал академическую книжку, потом записался наконец на курсы к нормальному преподавателю и только после этого тебе стало стыдно за все нарисованное (и выложенное в альбомы ВКонтакте) и ты стал понимать, куда и как тебе расти. Так ведь все было?
    Никаких «я не спал ночами и все понял», никаких правил 10000 часов. Это ведь все брехня, ты не можешь просто 10000 часов пытаться играть на пианино — нужны нотная грамота, слух и техника, даже в доту нельзя за 10000 часов научиться играть, если ты только и делаешь, что покупаешь 6 веток и идешь на мид из раза в раз.
    И основной враг — это не прокрастинация. Это — потеря той самой начальной мотивации, когда берут на работу только с опытом, а у тебя эти самые 100 строк на VBA из диплома, а что ты там дома читал и пытался — к делу не пришьешь. Это когда надо что-то жрать, пока не взяли в крутую фирму, и ты размышляешь, какое занятие аморальнее: рерайт или проституция? Это когда едешь в транспорте на работу, видишь на рекламном листке автобусного парка зарплату водителя, и думаешь — какого черта? Сколько человек искренне хотели научиться программировать и просто не преодолели этот порог вхождения и годы саморазвития? Заблудились без адекватного наставника и качественных материалов?
    А когда уже взяли в крутую фирму — можно и написать свои правила успеха. «Выработай в себе привычку программировать, откажись от 7 вещей как Павел Дуров, улыбнись — и все получится». Только практической ценности от таких историй немного.


    1. smurfomen Автор
      24.06.2019 07:57

      В принципе, вы сказали почти все точно. Учту, возможно мне стоит дописать статью.


    1. Gorthauer87
      24.06.2019 10:04

      Ну не знаю, такой жести у меня не было, но в крутую фирму после пары итераций взяли. В конце концов, я просто совершенствовался потому что было интересно и я мог это сделать.
      Возможно из этого и можно сделать крутой лонгрид, но только если привирать.
      И чую у многих успешных людей будет такая же проблема. Они не делали ничего особенного с их точки зрения.


    1. Scarfase1989
      24.06.2019 15:21

      давно не видел таких комментов. Прям в точку. Спасибо. Ждем лонг рида от автора


    1. inversia
      24.06.2019 18:11

      Хоть и кратко, но здесь уже рассказана реальная прожитая история. Комментарий пропитан болью, от него веет настоящим потом и кровью — поэтому ему охотно веришь!)


      1. Vsevo10d
        24.06.2019 20:03
        +2

        С той лишь разницей, что я не программист — пожалуй, да.


  1. Anshi85
    24.06.2019 06:40

    Лично для меня прокрастинацией является то, что я просто не могу начать или не хочу начать делать работу, которую могу сделать и делал много лет, просто оттягиваю насколько это возможно выполнение работы. А иногда отвлекаюсь на что нибудь другое и трачу время, например вчера нужен был jupyter notebook, мог бы скачать и поставить, но я решил что правильнее было бы запускать его в докере, начал ковыряться, запустил, но надо было чтобы он сохранял notebooks мне на диск, тоже провозился какое-то время пока не нашел нужный ключ запуска докера, в общем потратил два часа времени, а мог бы эти два часа заниматься работой.


    1. 3aBulon
      25.06.2019 06:47

      Именно так рождаются новые фичи. Лень двигатель прогресса :)


  1. aivazovski
    24.06.2019 07:02

    У меня развитие началось только после того, как я 3и года отсидел на тёплом месте начальника ИТ в одном НИИ. Задач не было практически никаких, а зп платили гораздо выше чем моим однокурсникам. Но НИИ закрылось и я внезапно узнал, что у меня нет ничего, за что бы были готовы платить деньги. Все навыки по программированияю которые у меня были, я растерял. Очень отрезвляющий период. Когда понимаешь, что ты на х… никому не нужен. Денег было на несколько месяцев и я почти с нуля начал учить PHP которого в нашем городе было достаточно…

    С тех пор прошло 2.5 года. Я ещё не достиг того уровня оплат, на котором сейчас мои однокурсники. Но уже зарабатываю больше чем в период «уютного сидения». А самое приятное, для меня, что когда я резюме открываю на hh и круге, то каждый день кто то пишет. Потому что я очень хорошо помню то время, когда как специалист я ничего не представял, и что я при этом чувствовал.

    Ребята! Помните! Работы где неплохо платят, но ничего не требуют, это ловушка! Вы там деградируете, а потом останетесь на морозе.


    1. smurfomen Автор
      24.06.2019 08:03

      Двумя руками поддерживаю. Полностью согласен, был опыт, правда не в таких масштабах как у вас. Для качественного поднятия своего уровня нужна «мясорубка».


  1. shidi4
    24.06.2019 08:28

    В корне не согласен с тем, что учебные заведения, преподаватели в них не должны давать знания, а только направлять. Не надо оправдывать некомпетентность и, зачастую, откровенное раздолбайство со стороны преподавательского состава, отправляющегося «пить кофе», как выразился автор. Знания пополнить, дополучить можно, но, как минимум, заложить базис — прямая обязанность учебных заведений. А знания, кроме всего прочего, должны быть актуальными. А если говорить о «направлении на нужные рельсы», т. е. о менторстве, то пусть преподаватель оценит навыки каждого студента, составит ему индивидуальный план, действительно направит его. А то получается, что знаний давать не обязаны, менторством не занимаются, пусть «кофе пьют»? Зачем тогда нужны эти «учебные» заведения? А о прокрастинации автора в статье особо ничего не заметил. Наверно, у меня с автором разное понимание этого слова.


    1. Gorthauer87
      24.06.2019 10:09

      Судя по всему, преподы там тоже без мотивации и денег сидели, поэтому интересовались студентами только если те сами себя проявляли.
      Вообще, какой смысл корячится перед человеком у которого один интерес штаны просиживать, а за это тебе еще и не доплачивают.


      1. shidi4
        24.06.2019 10:24

        Ну, во-первых, не все в институте штаны просиживают. Во-вторых, это прямая функция преподавателей — передавать знания, направлять, это их должностные обязанности, в конце концов. В-третьих, надо просто хорошо делать свою работу, есть же какая-то элементарная совесть. По Вашей логике на своей первой работе я тоже за 25 тыс. руб. должен делать всё абы как, или вообще не делать, мне же мало платят, а лишний раз сделать свою работу чуть лучше вообще не надо и напрягаться, мне же не доплачивают. А я работал над системами пожаротушения военных самолётов, от моей работы зависит жизнь пилота в экстренной ситуации. Нельзя так к результату своего труда относиться, ИМХО. Вот так и живём: одним — не доплачивают, другие — не долечиваются, не получают знаний, не получают помощи.


        1. Gorthauer87
          24.06.2019 11:05

          Да я тут думаю, что проблема в выгорании, а маленькая зарплата не способствует хорошему отдыху.


          1. shidi4
            24.06.2019 11:08

            Я так не думаю. Как по мне, это — сделка с совестью, не более того. Я давно уже выгорел, пару лет как, но за качество своей работы готов ответить всегда. За 10-летний стаж не был нигде на отдыхе, только с лопатой на даче :) Ну, вот как-то так.


          1. Alexufo
            24.06.2019 12:07

            Какое выгорание от езды на велосипеде за которую не платят? Либо вам нравится либо нет. В первом случае выгорания невозможны.


            1. shidi4
              24.06.2019 12:31
              +1

              От однообразия, почему бы и нет. Люди разные, причин выгорания может быть множество. Поэтому по поводу невозможности — не согласен.


              1. Alexufo
                24.06.2019 12:38

                Причина может быть только одна — вам не нравится этим заниматься. А нелюбимое дело может и в могилу вогнать. Однообразие — это упрощение восприятия. У нас масса однообразного поведения в жизни на которое мы не очень обращаем внимания. Поэтому само однообразие тут мало играет роли.


                1. shidi4
                  24.06.2019 12:42

                  Ну, это Ваше мнение, я считаю, что всё бывает сложнее. Мне, например, нравится заниматься конструированием, но не нравится заниматься конструированием всякой фигни (в том плане, что пока не понятно, зачем оно, когда понадобится и т.д.). Но моя деятельность перемежается с конструированием непонятно чего с тем, что реально надо здесь и сейчас. И меня фигня угнетает. Как мне быть?


                  1. Alexufo
                    24.06.2019 12:49

                    Не чувствуете объекта применения вашего труда? Похоже на военную службу, цель которой никогда не быть востребованной.
                    Можно же, наверное, поговорить с кем то о наличии более интересных для вас задач.


                    1. shidi4
                      24.06.2019 13:01
                      +1

                      Задачи (проекты) приходят на всю фирму в целом, из воздуха они не берутся, набор их ограничен. Я работаю в конкретном отделе, конкретном подразделении, на конкретной должности. Т.е. по факту появления проекта мои задачи предопределены, плюс-минус. На 4-м месте работы, и везде у меня определённые функции. Мне сложно представить, когда тебя берут на определённую должность, и ты просишь дать тебе более интересные задачи. Есть работа — делай. Другого в конструкторской работе я пока не встречал.


      1. inot
        24.06.2019 15:53

        вспомнился анекдот:

        Вопрос: Что должен делать советский инженер за зарплату в 15 рублей? Ответ: Ничего, и даже немножечко вредить.


  1. andi123
    24.06.2019 11:45

    Еще до одного дошло. Поздравляю (честно, без сарказма).
    Осталось остальным глаза раскрыть.


    1. shidi4
      24.06.2019 12:33

      Это надо либо самому понять, либо получить через родительское воспитание. Чтобы было стойкое неприятие безалаберности и всего подобного. Но с этим психологически тяжело жить :)


      1. andi123
        24.06.2019 13:15

        > Но с этим психологически тяжело жить :)
        разверните этот инфантильный комментарий


        1. shidi4
          24.06.2019 13:29

          Ну, зачем же так сразу комментарий «инфантильным» обзывать. Жить тяжело психологически, потому что большинство наплевательски относится к результату своего труда, к качеству своих услуг, оказанных другим. Тяжело это наблюдать, и не понятно, в чём проблема делать всё по-совести, так, как будто ты делаешь для себя. Или я своими рассуждениями нарушил правила сообщества, что у Вас такая реакция?


          1. andi123
            24.06.2019 14:03

            Ничего вы не нарушили (мне про это не известно). Это только мой комментарий, а не сообщества.
            Ваш ответ я понял так: ответственность за свою жизнь несет только сам человек, но с этим психологически тяжело жить. Это очевидная истина типа «вода мокрая» и сетование в таком виде для человека ответственного за свою жизнь, кажется мне странным. Да, жизнь штука не простая. Не все и не всегда получается, стартовые условия у всех разные. Но тратить жизнь на нытье, если ее можно потратить на учебу и работу достойно только «малолетних тридцатилетних детишек».

            А вы развернули свой комментарий немного в другую сторону (чего я и хотел). Но даже в этом случае смысла в этом никакого нет. Крайне полезен заряд здорового пофигизма на несовершенство окружающего мира (особенно по отношению к собственным детям раз уж вы про воспитание начали). Мир такой какой он есть, надо принимать его таким. Можно улучшать его или ухудшать, но точно не стоит горевать о его фундаментальных отличиях от идеалистической картинки в голове.


            1. shidi4
              24.06.2019 14:20

              По поводу очевидности — это всё относительно. Кому очевидно, кому — нет. Вот снова обзываетесь: «малолетними тридцатилетними детишками». Чем я вас задел, не пойму. Для меня, например, очевидно, что не все могут пойти учиться, найти работу мечты, не все могут найти себя даже в 30 лет. Человек может надорваться, может не смочь выдержать ту ситуацию, в которой находится — и это для меня очевидно, как белый день. Для меня так же очевидно, что человек волен выражать свои мысли на любую тему, если она не противоречит каким-либо правилам сообщества, где он эти мысли выражает. А фразы о «инфантильности», «малолетности» — это оскорбления, которые надо бы при себе оставлять — это тоже очевидно, ИМХО. Так же для меня очевидным является то, что любой пофигизм со временем превратит человека в бесчувственную куклу, общество — в загнивающее болото. И пока есть люди, которым не всё равно, которые имеют реакцию на воздействие окружающего мира, а не имеют пофигизм — общество не загнеёт окончательно. А за всё остальное — спасибо, кэп. Как же я жил без ваших советов-то, «малолетняя тридцатилетняя детишка». :-) И впредь попрошу не обзываться, поумерить снобизм и менторский тон. Гордыня не красит человека, по моему скромному мнению.


              1. andi123
                24.06.2019 14:39

                Не-не-не. Оценка только комментарию, а не вам.
                Вам не хватает чуточку здорового пофигизма. Вас так задела оценка вашего комментария?
                Мне очень жаль.
                Вы его приняли на свой личный счет?
                Мне остается только развести руками.

                А насчет «что человек волен выражать свои мысли на любую тему». Отлично замечание, только за ним следует вероятность получить ответ который вам может быть не понравится. Может именно это вас огорчает?

                А в остальном видно, что у нас разный взгляд на окружающую нас действительность и продолжать убеждать друг друга в свой правоте смысла не вижу. Еще мне очевидно, что смысл вкладываемый в слова не совпадает со смыслом извлекаемым из них (с обеих сторон). Очевидно, что это в силу разного контекста. Есть ли смысл это контекст сближать? Я думаю, что нет.

                Если мой тон показался вам менторским, прошу извинить, он таким кажется в силу выше перечисленных причин.

                И еще. Самое главное. Когда я пишу ответ в публичном месте, то ответ предназначается не только автору исходного поста, а всем кто его прочитает, в том числе и 30 летним и инфантилам. А уж каждый читатель сам решит попадает ли он в целевую аудиторию или нет.


                1. shidi4
                  24.06.2019 14:46

                  Ответ может не понравится — это очевидно. Но для меня, когда я вижу подобные слова, относящиеся к оценочным характеристикам индивидуума (его умственных способностей, его возраста, пола и т.д.), мне видится, что человек либо просто относится пренебрежительно, либо специально оскорбляет, может и завуалированно, чтобы создать конфликт. За свою короткую жизнь я имел опыт общения с разным хамоватым контингентом, который был способен достаточно витиевато оскорблять других. По поводу комментариев. Комментарий писал именно я, поэтому я принимаю только на свой счёт. Я Вас понял, мы мыслим по-разном, и это хорошо, на самом деле. Я когда отвечаю на конкретное сообщение или говорю, то обращаюсь только к конкретному человеку, не подразумевая, что кто-то ещё примет моё высказывание на свой счёт. Если только я это особо не оговорю, что-то типа «Дорогие друзья, не подскажите ли Вы… ». «Чукча читатель, а не писатель» :) Опыта комментирования мало, поэтому, у меня пока вот так прямолинейно работает логика диалога в комментариях. :)


      1. S-e-n
        24.06.2019 14:08

        Самому и от родителей — это две принципиально разных вещи.

        Если доходишь до этого сам, то это основывается на собственном опыте и понимании причинно-следственных связей. Заодно начинаешь понимать, где как раз можно сделать «на отвали», а где ни в коем случае нельзя срезать углы. Это нормальная оптимизация.

        А вот если получаешь через воспитание, то это обычно просто правило/установка, и применяется оно неосознанно. Приводит зачастую к тому, что человек тратит массу энергии на ненужные действия, а на нужные её уже не хватает (а потом перестаёт хватать вообще хоть на что либо).


        1. shidi4
          24.06.2019 14:31

          Согласен, абсолютно разные вещи. Но скажите, как установка приводит к ненужным действиям? Я не совсем понимаю взаимосвязи. Мне вот наоборот кажется, что в некоторых ситуациях надо меньше думать, а больше действовать, чтобы не упускать момент. Кроме того, воспитание, как и любой полученный опыт, будь он хоть получен от других людей, можно анализировать, так же делать собственные выводы. Как по мне, зачастую не важно, откуда ты получил опыт (просто собственный опыт отнимет время, которого может на что-то не хватить), главное — что ты получил в результате своих действий, устраивает ли тебя этот результат, и что ты можешь сделать, чтобы исправить этот результат.


          1. S-e-n
            25.06.2019 10:28

            Но скажите, как установка приводит к ненужным действиям?

            Приведу ваши слова из другого комментария:
            в чём проблема делать всё по-совести

            Проблема здесь в слове «всё». Потому что ресурсы организма ограничены, и всё — не получится (и, что самое главное — не нужно). Или получится, но за счёт запасов, которые организм имеет на экстренный случай. В процессе проедания запасов начинаются выгорания-нервные срывы-пьянство-болезни-и т.д., вплоть до полной потери работоспособности.

            То что я описал выше, разумно и подтверждено опытом, моим личным и многих других. Но установки не основаны на логике, они основаны на чувствах. И разумная и осознанная попытка избавиться от такой установки вызывает жгучее чувство вины, зачастую подогреваемое окружающими.


            1. shidi4
              25.06.2019 10:33

              Я понял Вашу позицию, спасибо за развернутый ответ. Может я глупый, но я живу по принципу: «Либо сделать хорошо, либо вообще не делать» (зачем тратить силы и время, если меня результат либо не устроит, либо мне от него будет ни холодно, ни жарко).


  1. A114n
    24.06.2019 11:51

    Поступив на направление «Программная автоматизация» у меня появилось еще больше поводов кричать об ужасной системе образования


    Проезжая мимо станции у меня слетела шляпа.


  1. paranoya_prod
    24.06.2019 12:26

    Прочитал и потянуло на ностальгию — Электроника УК НЦ, Ямаха MSX, Мазовия, Бейсик, Ада, dbase, tasm, turbo pascal, Форт, Фокал, Turbo C, C++, первый написанный примитивный графический редактор на MSX бейсике, второй грфический редактор написанный на Turbo Basic, TechHelp, куча софта по автоматизции учёта всего и бухгалтерии. Знакомство с утилитами Piter Norton Computing и последующая несколько месячная работа по вбиванию путевых листов в новую базу, после удаления старой. BBS, Фидо…
    Я старый прокрастинирующий сисадмин — нужно опять идти в программисты, вдруг поможет. :)


  1. svkozlov
    24.06.2019 15:25

    Статья скорее про проблемы нового поколения, прокрастинация не в кассу.


  1. smurfomen Автор
    24.06.2019 15:27

    Ребят, я очень рад, что моя статья вызвала такое бурное обсуждение. Видимо тема и правда не однозначная. Благодарен всем, кто оставил свой отзыв. Отрадно наблюдать, что вокруг собралось такое количество умных людей.


  1. Gabi4
    24.06.2019 15:43

    «Ни один преподаватель не сможет научить тебя чему-то без твоего желания и самопожертвования. Учеба есть процесс самообучения, а преподаватели лишь ставят тебя на правильные рельсы и периодически смазывают колодки. Если тебе легко во время обучения, то знай — что-то точно идет не так. Ты пришел в университет за знаниями, так наберись смелости и забери их!»
    Понимаю что слова как сказаны не автором но всё же он их приводит поэтому немного прицеплюсь. И если с самым первым утверждением «Ни один преподаватель не сможет научить тебя чему-то без твоего желания и самопожертвования» я ещё с натягом могу согласиться (знал я одного прекрасного преподавателя который умудрялся прививать не только знание но и желание) то дальше уж совсем, извините, ересь. В моём учебном опыте встречались как преподаватели уровня «как ты вообще стал учителем» которые могли только читать выдержки с учебником и плавали при малейшем вопросе в сторону, так и преподаватели которые за 1 лекцию полностью переворачивали представление о предмете, вносили ясность и желание изучать. Очень много в процессе обучения на самом деле зависит от преподавателя. Да бывают исключения когда человек с парой книг без учителя творит чудеса, но это единичные случаи. Приведу небольшой пример из своей жизни: с ранних лет любил математику — в детском саде складывал в уме числа до 100 и считал до 1000, в школе был по ней чуть ли не отличником(если бы не моё категоричное нежелание делать скучную домашку то был бы и отличником возможно), на контрольных пол класса списывали у меня и всё вроде бы хорошо. А потом я пошел в универ и начались внезапные проблемы. Весь новым материал который я всегда легко и с удовольствием понимал внезапно стал непроходимой стеной, препод говорит как то громоздко и непонятно, вопросы задавать себе дороже, мало что неучем обзовёт так ещё и объяснение запутает сильнее. В итоге сдал экзамен с натяжкой на тройку. После первого курса, в середине 2-го, по кое-каким семейным причинам пришлось взять академический отпуск на пол-года и вернуться опять к началу 2-го курса. И тут случилось чудо, у этой группы был другой преподаватель по математике. И всё перевернулось. Я опять стал легко её понимать, даже с огромным пробелом в знаниях который я нёс с первого курса( а в последствии по моей просьбе на курсах подготовки к экзаменам (по которому у меня была 5 автоматом) она мне разъяснила всё за пару недель так что я понял то, что было для меня непреодолимой стеной. Ведь на самом деле зачастую стена кажущаяся непреодолимой и мешающая получить тебе знания разрушается если хороший преподаватель одним небольшим советом, или одним указанием подскажет какой кирпичик надо вытащить чтобы стена рухнула и ты мог узнать кучу интересных и полезных вещей. Поэтому не всегда стоит ругать людей только за то что они не могут ничему научится даже прочитав книги от корки до корки и выучив все буквы точки и запятые в них, иногда нужен простой совет который соберет эти буквы в текст который мы поймём. И правильно вы вначале ругали образование и то чему оно учит (а точнее не учит). То что Школа/Колледж/ВУЗ учит учиться, а не даёт знание это старая как мир отмазка тех кто учить не может. Да они учат учиться, но это лишь малая фича на фоне знаний которые они должны давать но эту фичу они почему то позиционируют как свою цель. Это как если бы вас попросили написать простейшую программу-калькулятор, а у вы сделали что он красиво переводит число 1000 в вид 1 000, но не может сложить 2+2. Вроде и красиво и удобно, но цель то не достигнута. Получилось многабукоф (в которых граммар наци однозначно найдут за что меня расстрелять), но я надеюсь донести одну небольшую мысль. Если вы что-то не понимаете это не вы тупой, это вам неправильно объяснили. И не важно кто и как объяснял учитель ли на уроке, препод на паре, автор в учебнике или лектор в онлайн курсе. Зачастую мы обьясняем что либо с высоты наших знаний забыв что когда и мы этого не понимаем. Ведь если у нас спросят как получить 4 можно сказать 2+2, а можно наворотить уравнение на 2-3 листа. Поэтому надо стараться в обучение искать не более полный и фундаментальный источник и пытаться вдолбить его в голову. Нужно искать источник понятный, и пусть знаний там будет крохи, но из этих крох со временем соберётся кувалда которая и проломит стену непонимания. И суть тут не в «собрал яйца в кулак и пошёл работать как проклятый», нет суть в том чтобы найти источник(книга, человек, видео на ютубе, да хоть призыв ктулху) который поможет тебе понять то, что ты не понимал, но очень хотел бы понять. Поэтому на вопрос согласен ли я с Автором я воздержался. Нельзя сказать что он однозначно прав. Нельзя сказать что он однозначно не прав. Я лишь считаю что у каждого свой путь. И иногда лучше отступить шаг назад, чтобы потом сделать 2 шага вперед.


    1. smurfomen Автор
      24.06.2019 15:50

      Хороший и развернутый комментарий.
      Согласен с нижесказанным, были и преподаватели, которые меняют мировоззрение. Я очень уважаю таких преподавателей и периодически навещаю их. С моей точки зрения, преподаватель — это больше чем профессия. Это призвание.

      В моём учебном опыте встречались как преподаватели уровня «как ты вообще стал учителем» которые могли только читать выдержки с учебником и плавали при малейшем вопросе в сторону, так и преподаватели которые за 1 лекцию полностью переворачивали представление о предмете, вносили ясность и желание изучать


    1. shidi4
      24.06.2019 16:57

      Ух, вы прямо всё моё отношение к преподавателю и преподавательству очень точно описали. Жаль плюс не могу поставить. Согласен полностью, подпишусь под каждым словом.


  1. php666
    24.06.2019 15:52

    Как часто я слышу слово «самообучение», «саморазвитие» и т.п. Смешно и тошно, правда.

    Расскажу про себя, кратко.

    Программистом работаю с 2004 года. НЕ читаю доки, мануалы и всякие статейки уже лет 5 — надоело. То, что вы называете «саморазвитием» — это лишь ваша иллюзия. Каторжная работа в айти-сфере, где вы пытаетесь угнаться за ветром, получая за эту колоссальную работу крайне низкий КПД. Если бы любой программист с таким же усердием развивал свой бизнес, как он «саморазвивается» — он бы давно стал миллионером.

    Можете минусовать, мне пофиг :)


    1. smurfomen Автор
      24.06.2019 16:09

      В том то и дело. Не все хотят в бизнес) Я балдею с самого процесса, думаю многие меня в этом поддержат.


    1. Neikist
      24.06.2019 17:37

      Ну и будете со временем писать на скучных технологиях на которых пишут только ради денег. Возможно даже и получать немало, пример кобола цветет и пахнет.


  1. Orange11Sky
    25.06.2019 01:52

    Хотелось бы еще узнать что подразумевается под колледжем в этой статье.
    Все-таки четыре года псу под хвост. Там хоть на бакалавра учат или это аналог ремесленного училища? В чем разница между таким колледжем и университетом?


    1. smurfomen Автор
      25.06.2019 10:12

      Если честно, тут под колледжом я имею ввиду «шарагу». Это все СПО которое есть у нас в стране. По идее там готовят «новых воротничков», но по факту мало чем отличается от школы. Уровень преподавания низкий, программы толком не выстроены, море свободы для студента, но цель такого образования «поскорее уже свалить от родителей». Но и там есть хорошие преподаватели, просто в меньшей концентрации. В основном им просто не интересно учить чему-то студентов, а процент «плавающих» из них весьма и весьма большой.
      В университете больше нацелены дать базу, а в колледже — что-то конкретное из специальности, что бы хотя бы сисадмином устроился. В программе колледжа, на развитие базы направлено 5% программы, а в вузе 50%. Я думаю в этом вся разница.


  1. Rayburn
    25.06.2019 10:01

    Я на себе прочувствовал то, что автор писал в своей статье. Вот только никакого доброго программиста на дорогой тачке, который бы мне вталдычил, у меня не было. Ливнул с программирования, отучился на лингвиста. Бухло, девки, гулянки, армия, плыл по течению, все как в статье. Армия еще больше заставила поверить, что выживают хитрые лентяи. Поумнел слишком поздно, но, благо, вроде как никогда не поздно. Не разработчик, но все таки работаю в IT, сливаю деньги и время на самообразование. Считаю, что даже с тем ограниченным набором задач, что приписал автор преподавателям, справляется дай бог если каждый пятый. Все таки система образования и правда крайне неэффективна. Разжигать огонь на моей памяти пытались только несколько преподов, остальные кидались в тебя знаниями, которые может дать и википедия, но не развивали ни тягу к их самостоятельному получению, ни понимание того, где всё это применять. На что я потратил годы? Лучше бы меня обучили, как работают налоги и как придти к настоящей финансовой независимости. Я никого не обвиняю в своих проблемах, тем более что я их активно решаю, но таки считаю, что преподам по большей части стоит устыдиться. Развивайте у своих учеников и студентов «чувство руля»! Дайте им понять, что это они управляют своей жизнью. И что образование не означает пропуск в легкую жизнь. Легкой жизни вообще нет, но можно поработать чуть побольше сейчас, чтобы быть посвободнее потом… не наоборот.