Фото: NASA/JPL-Caltech

Планетоид, покрытый льдом, под которым плещется водный океан, лучше всего исследовать при помощи подледного робота, который умеет бурить лед и плавать. А как исследовать планету — газовый гигант, где нет ни твердой поверхности, ни воды, в которой может плавать зонд? Команда ученых из NASA предлагает конструкцию зонда, который может долгое время находиться в плотной атмосфере планеты, не используя ни крылья, ни двигатели, ни резервуары с легким газом.

Разработчики называют этот проект «ветроботом», сам робот при этом может использовать энергию ветра Юпитера или других газовых гигантов. Команда планирует создать роботов, которые будут приводиться в движение тем, что в NASA описывают, как «ветер, который часто изменяет направление и силу».

Ключевым моментом здесь является именно непостоянство атмосферных потоков. Обычный сильный ветер, постоянно дующий в одном направлении, не подходит. Разработчики считают, что идеальным вариантом исследования будет запуск нескольких ботов в атмосферу газового гиганта, где будут собираться данные из различных регионов, с различными условиями. Кстати, в 1995 году NASA запустила на Юпитер зонд, который спускался на парашюте. Эта система проработала всего около часа, прежде, чем была уничтожена в горячем и плотном слое атмосферы газового гиганта.

Главный специалист проекта Адриан Стойка говорит, что принцип функционирования такого зонд похож на принцип работы механических часов с автозаводом. Стойка и его коллеги получили недавно $100000 по программе NASA's Innovative Advanced Concepts (NIAC). Сейчас ученые собираются потратить эти деньги на тестовый образец для проверки зонда в полевых условиях. Если модель покажет свою жизнеспособность, то такие роботы смогут использоваться в исследованиях метеорологов — в частности, в изучении ураганов.

Комментарии (8)


  1. rPman
    26.07.2015 20:06

    ветер, который часто изменяет направление и силу
    Как из этого извлечь энергию, кроме как сделать конструкцию сравнимой по размером с этими изменениями (сотни метров, километры), например связав ботов канатами.

    Энергии от локальных колебаний конструкции будет 'ноль целых шиш десятых'.


    1. 22sobaki
      26.07.2015 20:32

      Наверное, как дельтаплан: ищем восходящие потоки, поднимаемся, оттуда планируем.


      1. zloddey
        27.07.2015 09:06
        +2

        Если сходить по ссылке, то можно найти некоторые подробности:

        ...a windbot could have rotors on several sides of its body that could spin independently to change direction or create lift.

        Adrian Stoica, principal investigator for the windbots study at JPL, points to a great example to think about from nature: a dandelion seed. «A dandelion seed is great at staying airborne. It rotates as it falls, creating lift, which allows it to stay afloat for long time, carried by the wind. We'll be exploring this effect on windbot designs.»

        … ветробот может иметь роторы (пропеллеры? — Z) на разных сторонах корпуса, которые вращаются независимо, чтобы менять направление движения и создавать подъёмную силу.

        Адриан Стойка, главный исследователь по ветроботам в Лаборатории Реактивного Движения, указывает на аналог из живой природы: семена одуванчика. «Семечко одуванчика прекрасно умеет долго оставаться в воздухе. Оно вращается во время падения, что создаёт подъёмную силу, позволяющую семечку планировать на ветру в течение длительного времени. Мы будем исследовать этот эффект при создании ветроботов»


        1. beliakov
          27.07.2015 10:02
          +1

          … ветробот может иметь роторы (пропеллеры? — Z) на разных сторонах корпуса, которые вращаются независимо, чтобы менять направление движения и создавать подъёмную силу.


          Неужели эта сложная механическая конструкция окажется надежнее, легче и дешевле обычного теплового аэростата?


          1. zloddey
            27.07.2015 13:47

            Я не эксперт по воздухоплаванию, но предположу, что у аэростата могут возникнуть существенные проблемы в бурной атмосфере. Если его швыряет ветрами из стороны в сторону (а ещё вверх и вниз — со всеми вытекающими перепадами атмосферного давления), то велик риск того, что оболочка быстро порвётся, и газ вытечет. При этом, возможности упрочнения оболочки тоже ограничены: делая её толще, мы увеличиваем вес и уменьшаем подъёмную силу аэростата.

            Видимо, в попытках создать принципиально новый тип летательных аппаратов, учёные NASA хотят избавить себя от головных болей, связанных с аэростатами. Они, конечно, дешёвые и относительно нетяжёлые — но как-то будет обидно доставить его в такую даль дорогущей ракетой, а потом потерять через пару дней из-за атмосферных пертурбаций.


    1. Aclz
      26.07.2015 22:09

      Насколько могу судить, принцип тот же, что и у часов с автоподзаводом.


      1. nomadmoon
        27.07.2015 02:48
        +3

        Отлично, ну и как заставить часы с автоподзаводом летать в хаотичных потоках воздуха?


        1. Aclz
          27.07.2015 10:54
          +1

          Вы имеете в виду как держаться и не тонуть? «Средние» слои атмосферы там достаточно плотные (в десятки раз плотнее атмосферного давления на Земле), но еще не экстремально горячие, поэтому полый герметичный металлический шар будет парить (болтаться) на некоем уровне сам по себе, если его не затянет в какую-нибудь «воронку» и там не расплавит или раздавит.