Единая система сбора и обработки данных от бортовых компьютеров автомобилей может заработать в России в 2021 году, рассказал «Известиям» Евгений Белянко вице-президент по технологиям НП «ГЛОНАСС», федерального сетевого оператора в сфере навигационной деятельности).

Оператор будет продавать эту информацию коммерческим структурам для проведения таргетированных рекламных кампаний, рассчитанных на автовладельцев: «Любые данные от автомобиля можно будет получить только с согласия его владельца. При этом он вправе отказаться от передачи данных либо обменять их на выгодных для себя условиях на сервисы и скидки при оплате товаров и услуг», — подчёркивает выгоды автовдалельцев Евгений Белянко.

Что будет храниться в базе?


  • модель и марка автомобиля;
  • техническое состояние;
  • маршруты передвижения;
  • продолжительность остановок вблизи торговых центров, ресторанов и других мест отдыха (что указывает на посещение автовладельцем этих точек);
  • контактные данные владельцев: телефоны и адреса электронной почты, куда можно присылать дополнительную информацию от рекламодателей.

Кто будет покупать информацию?


Автовладельцы  — это по определению платёжеспособные клиенты. Поэтому информация из базы можт заинтересовать многих покупателей. Самый просто пример — автосервис, который желает составить список всех автомобилей в районе своего обслуживания, у которых подходит к концу срок технического обслуживания, с указанием модели автомобиля и телефонами владельцев. Этим клиентам можно разослать коммерческие предложения. Например, предложить техосмотр со значительной скидкой.

Каждую запись из базы по такому запросу маркетологи называют «лидом». По мнению специалистов, цена одного «лида» составит 4–8 рублей. Срок окупаемости сервиса пока не рассчитан, затраты на его создание составят 3–5 млн руб., а вся система сбора и хранения данных обойдется примерно в 3 млрд руб.

Основными пользователями сервиса должны стать автодилеры, станции техобслуживания и онлайн-магазины товаров для водителей.

Согласие пользователя


Чтобы дать согласие на передачу данных от своей машины, нужно будет установить на смартфон специальное приложение, интегрированное с системой. Каким будет пользовательское соглашение — пока не ясно. Но не секрет, что сейчас различные интернет-сервисы (например, соцсети) прописывают в нем массу условий, которые становятся сюрпризом для клиентов, но те вынуждены на них соглашаться.

Есть вероятность, что согласие на передачу данных многие автовладельцы будут давать, просто не обращая внимания на надпись мелким шрифтом: «Главная цель — уйти от таких бездумных «галочек» в соглашениях, — пояснили в НП «ГЛОНАСС». — Если пользователь соглашается на передачу своих данных, то ему начинают приходить таргетированные рекламные предложения на особых условиях. Механизм донесения этих предложений пока прорабатывается, но это точно будет не спам-рассылка. Вероятнее всего, речь пойдёт об уведомлении в специальном приложении на смартфоне».

И ещё один принципиальный вопрос пока не прописан в российском законодательстве: кому конкретно принадлежат данные об автомобиле гражданина: владельцу автомобиля, дилеру или производителю. Здесь могут быть замешаны законы об интеллектуальной собственности, согласно которым автовладелец не сможет получить права собственности на технические данные от программного обеспечения автомобиля.

В НП отметили, что этот вопрос сейчас прорабатывается.

«Умный город»


Если городские власти получат доступ к такой базе, то это открывает принципиально новые возможности для урбанистики, говорит Евгений Белянко: «Компании смогут улучшить эффективность своей работы. Городские службы — более качественно планировать развитие дорожной сети и приоритеты ремонта дорог, владельцы АЗС — оптимизировать расположение заправочных станций, а экологические службы — заранее предсказывать повышение концентрации опасных веществ».

На начало 2019 года в России было зарегистрировано 51,4 млн автомобилей. При этом доля «умных» машин, способных передавать различные данные с бортовых устройств, достигает 40%, по статистике НТИ «Автонет». В ближайшие пять лет количество таких машин удвоится: «К концу 2020 года на российских дорогах будет более 6 млн персональных легковых автомобилей, подключённых к системе экстренного реагирования „ЭРА-ГЛОНАСС”, — считают в НТИ «Автонет», — и около 3 млн пользователей „умного страхования”».

Согласно опросам Ernst&Young, передавать данные с бортового компьютера готовы около 75% автовладельцев, если это уменьшит стоимость владения машиной, в том числе расходы на страховку, сервис и топливо.

Впрочем, некоторые эксперты сомневаются в том, что обмен данными ради скидки станет очень популярным: «К примеру, у меня недалеко от дома есть проверенный сервис, качество хорошее. Зачем ехать куда-то еще, чтобы получить скидку в 5–10%?» — говорит директор Института экономики транспорта НИУ ВШЭ Михаил Блинкин.

Замруководителя Федерации автовладельцев России (ФАР) Дмитрий Клевцов отметил, что модель логичная, но нужно продумать все детали, чтобы сервис стал полезен не только для маркетинга, но и для самих автолюбителей.

Комментарии (24)


  1. Vnuchok
    04.08.2019 08:31
    +1

    Если пользователь соглашается на передачу своих данных, то ему начинают приходить таргетированные рекламные предложения на особых условиях.
    мало мне рекламы от всяких пятёрочек, ростелекома и прочего, так тут ещё и это. Нет, не надо мне такого…


    1. StingerFG
      04.08.2019 09:18
      +4

      Сомнительно, что вообще кого-то будут спрашивать (как операторы связи), а просто будут спамить.


      1. Vnuchok
        04.08.2019 09:30

        Вот это вот и есть самое хреновое. да, сейчас в тестовом, может и будут спрашивать, а потом фиг.


  1. 1c80
    04.08.2019 11:36
    +3

    А разве у них нет такой базы сейчас? Куча камер везде по натыкана, а потом когда эта база утечет будет еще интереснее, за небольшую мзду, можно вычислить любого, кто куда когда ездит, проще подобрать время что бы обуть челу хату, шантаж и типа того, тут много вариантов.


  1. texder
    04.08.2019 13:38

    При этом доля «умных» машин, способных передавать различные данные с бортовых устройств, достигает 40%, по статистике НТИ «Автонет».

    А куда и что передается, и можно ли это отключить? И законно ли отключать, если это, например, заводские настройки/установки?
    И да, кстати, как насчет автосервисов — могут ли они с бортового компьютера снимать показания о маршруте, скорости и т.д.?


  1. McHummer1
    04.08.2019 15:16

    Проблема в том, что это рекламным сетям данные предоставляются только по согласию пользователя, а государство и без разрешения будет смотреть кто откуда на митинги ездит. Поэтому, когда я куплю машину, первым делом я выпаяю gps модуль, и любые другие модули связи, которые покажутся мне лишними


    1. mikelavr
      04.08.2019 16:18

      Достаточно отключить антенны.


    1. 1c80
      04.08.2019 17:45
      +1

      первым делом я выпаяю gps модуль

      А как он туда попадет, что бы его выпаивать потом ещё пришлось?


      1. HardWrMan
        05.08.2019 06:29

        Например, Мерседесы с 2018 года все имеют встроенный GSM с двумя электронными симками. Там ещё контракт на 3 года при покупке из салона, потом платно: 1000 евро в год, ОПСОС не имеет значения. Система называется Me Connect, заводское штатное решение. Почитай тут: www.mercedes-benz.ru/passengercars/being-an-owner/mercedes-me/mercedes-me-connect/opportunities.module.html
        Новый мерс машина палевная — скидывает на сервер всё, что с ней происходит. И это нужно не только для того, чтобы автосалон напомнил тебе, что тебе пора менять масло. Так что скоро если захочешь конфиденциальности будешь вынужден покупать старый ВАЗ. :)


    1. vp7
      04.08.2019 18:46
      +1

      Надеюсь вы выпаяли из собственного мобильного телефона GPS, GSM и WiFi модули?
      Через них уже и так утекает дохрена информации.


      А данные о перемещениях граждан государство и так может собирать без согласия как граждан, так и операторов сотовой связи, т.к. системы СОРМ (которые обязательно стоят у всех операторов) эту информацию и так в реальном времени могут собирать по всем сетям.


      1. masv
        05.08.2019 10:53

        У телефонов есть режим полёта. Нужно чтобы и у автомобилей был режим «не ваше дело куда еду».


    1. pin2t
      04.08.2019 22:49

      Можете прямо сегодня выпаивать их из своего смартфона. По идее все эти данные, которые они собрались собирать, уже есть у владельцев платформ, Apple и Google. Видимо с Российскими компаниями они этими данными не делятся, вот и решили сделать свое следящее приложение.


  1. decomeron
    04.08.2019 16:05
    +5

    «Умный город». Для умного города, нужны умные власти


  1. vp7
    04.08.2019 18:50

    Большой вопрос с каналом распространения рекламы.


    Если это будет SMS, то достаточнр один раз пожаловаться оператору и потребовать убрать рассылки, а при рецедиве рекламодатели уже будут огребать штрафы от операторов.


    Вайбер? Он уже настолько достал рекламой, что пришлось его удалить.
    Остальные (whatsapp/telegram/ВК/инстаграмм/..)? Так у них информация и так есть, причём в большем объёме, чем у глонасс'а.


    1. qw1
      05.08.2019 07:49

      при рецедиве рекламодатели уже будут огребать штрафы от операторов
      Закончится тем, что операторы будут в доле, как с мобильными подписками. А чтобы формально соблюдать правила об отписке, будут каждую рассылку проводить с нового исходящего номера.


      1. vp7
        05.08.2019 11:01

        Не поможет — абонент может напрямую жаловаться регулятору по поводу конкретного источника рассылки.
        В первый раз можно обратиться к оператору и потребовать подтверждение, что рассылку отключили. А во второй — уже пожаловаться регулятору, приложив подтверждение от оператора.
        Тогда либо оператор огребёт штраф от регулятора, либо реальный источник рассылки этот штраф огребёт. Единично это всё можно игнорировать, но сотни-тысячи жалоб уже могут создать проблему.


        Тут нужно менять регуляторную базу — к примеру, абонент не может отписаться от рассылок МЧС вне зависимости от своего желания. Вот если кто-то протолкнет закон, по которому абонент будет обязан получать рекламу коммерческих компаний и не будет иметь права от неё отказаться.


        Но и это, как мне кажется, может вылечется всплесками "потребительского экстремизма" против тех компаний, которые будут продолжать спамить абонента и отказываться убирать из рассылки даже в ответ на очень слёзные требования абонента "хватит спамить!".


        1. masv
          05.08.2019 11:18

          Разве не существует Adblok для SMS?


        1. qw1
          05.08.2019 14:19

          Ситуация ничем не отличается от мобильных подписок, рекламных обзвонов и незаконных списаний со счёта. Здесь тоже регулятор имеет много прав, но в целом ситуация плохая, потому что это источник дохода, от которого операторы отказываться не собираются. Особо упорных абонентов отключают на несколько месяцев, чтобы успокоились, не доводили до жалоб и судов, а в массе сотен тысяч жалоб не будет.


  1. qw1
    05.08.2019 07:53

    обменять их на выгодных для себя условиях на сервисы и скидки при оплате товаров и услуг
    цена одного «лида» составит 4–8 рублей
    Что-то не сходится. Если цена данных на человека 4-8р., ему максимум вернут 2-3 р. в год. Значит, накрутят цены в 5 раз, а затем предложат «скидки».
    автовладелец не сможет получить права собственности на технические данные от программного обеспечения автомобиля
    Это что значит, если я посмотрю номер версии в «About» своей машины, и всем расскажу, то нарушу права производителя ПО?


  1. 1c80
    05.08.2019 09:31

    Мерседесы с 2018 года все имеют встроенный GSM

    Это может опция при покупке, нет там никаких симок и смс никакое не приходит.
    Это для европы думаю да и контракт надо подписывать на эту услугу.


  1. hmaHed1n
    05.08.2019 09:40

    Эх, а я то надеялся, что можно будет простому смертному посмотреть историю пробега и историю обслуживания...


    1. 1c80
      05.08.2019 11:59

      Это и так можно посмотреть в сервисе, они могут это распечатать с бортового компа и истории обслуживания тоже есть у них, это давно еще так, до приколов описанных в статье.
      Если к официалам ездить конечно.


      1. qw1
        05.08.2019 14:20

        Так не свою историю, а чужую купить из централизованной базы.


        1. Stegos-in-Russia
          06.08.2019 12:09

          Купить чужую из централизованной базы вы и так сможете. Это же наша страна и все иностранцы нам завидуют…