Никто не будет спорить, что новые технологии сначала появляются и обкатываются в американском ритейле. Если Amazon и Walmart начинают что-то тестировать и внедрять, чаще всего это значит, что через пару-тройку лет у покупателей в российских торговых сетях будет аналогичный сервис. Российских — но не европейских: там ситуация с ИТ в ритейле совсем иная.

Почему я так решил, расскажу.

В сентябре ездил во Францию — заглянул на ключевую ритейл-выставку в Париж и в самый инновационный магазин одной крупной европейской сети. За несколько дней изучил разработки 100500 компаний, в основном французских, среди которых много стартапов. Темы все знакомые — использование данных, digital-маркетинг, управление цепочками поставок, омниканальность и маркетплейсы. Ожидал увидеть прорывные новинки, а встретил — местные ремейки. У многих мировых вендоров всё это давно есть в продуктовых линейках. Но, может, французские аналоги — качественнее, инновационнее, кастомнее? Чтобы разобраться, решил провести краш-тест этих поделок.

№1. Управляемые полки


Поехал на выставку. На умной полке лежат товары, а система их опознает и учитывает. Задумка классная, очень упрощает управление запасами, например, булок. На мой интерес: «Видеоаналитика? Компьютерное зрение? Машинное обучение?» — разработчики замотали головами. Сила тяжести! Наличие разных булок на полке проверяют по массе, то есть, по сути, это не полка — это весы. Беру товар, система измеряет оставшуюся массу и определяет, чем решил угоститься Retail_Tsar.



Я решил представить себя французом после посещения магазина с умной витриной, взял с полки пирожок — а потом передумал и положил его назад. Но в другое место. Редкий покупатель будет заморачиваться и возвращать товар ровно в ту точку, откуда взял. Оказалось, что это не одни весы, а несколько, информация с которых неким образом агрегируется. Простая перестановка товаров в рамках одной категории — и система не смогла посчитать и определить вид пирожка. А уж когда я выстроил их поперек полки, а не один за другим, умная полка сбилась окончательно и, возможно, отправила разработчикам просьбу прогнать этого русского.
Идея интересная, реализация вялая.

№ 2. Умный POS


Автоматическая касса, которая распознает товары на подносе, — привлекательное решение для небольших кафе, нацеленных на ланчи офисных сотрудников. Обслуживать их побыстрее было бы здорово. Техническая начинка — уже поинтереснее: система распознавания, связанная с кассовой системой и — куда без них — с весами.



Разработчики мне бодро рассказывали, что POS с легкостью отличает чашку кофе от круассана, а тот — от бутерброда. По плану система будет строить 3D-модель круассана, и если ты его обкусал или порвал, то поймет, что это было, даже если часть уже в животе. Ассортимент бизнес-ланчей обычно небольшой, зашить один раз информацию о продукции, конечно, потребует некоторого времени, но зато какой результат!

Я положил круассан набок. Система икнула и отказалась распознавать такое святотатство. Прикрыл круассан бутербродом — аналогично. А уж когда я закопал под ними булочку, система потеряла вообще все.
— Месье, — говорю, — у вас явные проблемы с распознаванием.
— Нет-нет, — отвечают разработчики, — это просто система еще не научена на эти конкретные булки, мы их утром купили. Вот к вечеру она их запомнит, еще и инженер наш приедет, проконтролирует, вот как раз тогда и приходите.

Представил, как в обед так отвечают в кафе, загрустил.

№3. Умная витрина


В топовом инновационном Парижском магазине. Умная витрина для вина, которую, как мне сказали, будут тиражировать на всю сеть. Изящная этажерка прикручена к стене, множество отсеков для бутылок. Хочешь сегодня французское, нажимаешь кнопку — подсвечивается. Хочешь полусухое — пожалуйста. Хочешь водку…, а нет у них водки!

Думаю, вы уже догадываетесь, что было дальше. Я сказал «ага» и пошел переставлять бутылки. Но подсвечиваемые секции от этого не изменились: расположение в них было захардкорено. То есть рядом требуется сотрудник, который будет следить, чтобы все стояло строго на своих местах? И под чьим внимательным взглядом покупатели будут возвращать бутылку в строго отведенную секцию? Еще, не дай боже, кончится товар: пока не поколдует электрик, будет светиться пустое поле?



Мои сопровождающие улыбнулись: «Димитри, лучше посмотрите наш проекционный стол». Стол прекрасный, белый, на него выводится проекция. Красота: ставишь бутылку, и перед тобой всплывает информация об урожае, цене, регионе, еще какие-то подробности. Понятно, что для массового сегмента или магазина у дома такая история — дорогая и бессмысленная, зато какой необычный клиентский опыт получат посетители алкогольных бутиков!

Беру бутылку, ставлю. Ничего не происходит. Поворачиваю другой стороной. Аналогично. Ну, может, конкретно эта бутылка — не особо удачный урожай, не хочет стол отображать о нем данные. Ставлю другую — тот же результат. Проверяю, включен ли стол. Ларчик просто открывался: оказалось, работает система только на продукции определенного поставщика.
Допустим, хотя решение странновато. Тогда покажите, где найти правильную продукцию. Но и это шампанское было встречено сначала игнором, а потом высветилась неверная информация. Хорош юзер экспириенс, 20 минут прикладываю к столу разные бутылки безо всякого результата. За это время опытный консультант мне бы уже продал их все, и мы бы уже выбирали сыр.

***



Я не хочу сказать, что ни одна современная французская разработка в ритейле меня не впечатляет. Есть перспективные: например, автоматизированная подсобка-куб, которая будет очень удобна для небольших обувных магазинов. Система автоматических стеллажей, которая по запросу выдает нужную модель нужного размера и следит, чтобы консультанты убирали коробку на место, что позволит здорово сэкономить место и ускорить поиск товара. Другое решение – мобильное приложение дополненной реальности, которое позволяет «примерить», например, вендинговый автомат к пространству в магазине: встанет-не встанет, останется ли нормальный проход, как будет сочетаться с окружением… Привязка элементов дополненной реальности не к QR-коду или другой метке, как мы привыкли, а к изображению — например, к рекламной листовке или флаеру.



Но все это, кроме куба — технологии, которые уже есть у нас и хорошо исследованы. Российский ритейл подхватывает их быстрее и более жаден до инноваций, чем традиционный французский — и европейский в целом. Легкий национальный колорит — распознавание круассанов или вюрстов — ничего принципиально не меняет. Дело в некой консервативности европейских покупателей, которые не пушат ритейлеров внедрять что-то новенькое, а годами ходят в один и тот же магазин. А магазины иногда даже не знают, что умеют: когда я был с семьей на Кипре и попытался расплатиться за коктейль телефоном, собралась целая толпа желающих на это посмотреть. Пришлось покупать несколько, чтобы продавцы поверили: их POS действительно умеет творить такие чудеса. Российский потребитель в этом плане гораздо избалованнее, ритейлеры — изощреннее, и технологии быстро охватывают всю страну.

Зато у французов вино хорошее. Особенно если покупать без нашей торговой наценки.

Захотите поговорить о вине и Париже — моя почта DSmirnov@croc.ru

Комментарии (44)


  1. LoadRunner
    12.11.2019 10:28

    Съешь ещё этих мягких французских булок да выпей же чаювина.


  1. yurisv3
    12.11.2019 11:16

    Российский потребитель в этом плане гораздо избалованнее, ритейлеры — изощреннее, и технологии быстро охватывают всю страну.

    А оплачивает этот праздник жизни — угадайте кто?


    1. chapai22
      12.11.2019 12:33

      Мелкие акционеры скорей всего и сток маркет. Им же продают все эти инновации.


      1. didkovskyi
        13.11.2019 04:09

        Правильный ответ: В итоге за все платит, конечно же, покупатель :)


        1. chapai22
          13.11.2019 04:34

          Не совсем неправильный ответ, если речь о конечном покупателе в примитивном случае (так то конечно все деньги от него, хотя и это не факт -вполне бывает иначе, а продажи в убыток или без явной прибыли, как Амазон когда-то).


          Цены в магазине не зависят от этого, капитальных расходов и прочих потрат на модернизации. Но списания с налогов, выпуски стоков и капитализация, и соответственно кредиты на развитие под нее. Собственно все эти фиговины для того чтоб экономить на операционных расходах.
          Необходимость в капмире — бежать чтоб не отстать не для прибыли, а для ее удержания. Увеличение в больших чейнах происходит за счет расширения сети или поднятия ее эффективности а не пририсовывания к ценнику.


          Если бы цену на товар можно было поднять (есть резерв покупательной способности) ее бы без всяких ИИ и камер подняли и так. И уже докрутили до предела и по нему ходят.
          Поэтому стартапы им вариант решения, чтоб булку купили у вас (она всегда была под рукой) а не в соседнем магазине. Но продают не покупателю булок а менеджеру бизнеса и в конечном счете инвесторам.


          1. yurisv3
            13.11.2019 12:17

            менеджеру бизнеса и в конечном счете инвесторам

            А оплачивает праздник жизни всех этих красивых слов — ПОТРЕБИТЕЛЬ.


  1. sith
    12.11.2019 11:24

    Наличие разных булок на полке проверяют по массе, то есть, по сути, это не полка — это весы

    AmazonGo, конечно, значительно совершеннее (мне не удалось его обмануть, что бы я не делал), но и в его полках встроены весы и сами полки сделаны так, чтобы было сложнее положить товар обратно не на своё место.


  1. tvr
    12.11.2019 11:27

    Думаю, вы уже догадываетесь, что было дальше. Я сказал «ага»
    Купили как-то суровым сибирским лесорубам японскую бензопилу.
    Собрались в кружок лесорубы, решили ее испытать.
    Завели ее, подсунули ей деревце.
    «Вжик» — сказала японская пила.
    «У, бля...» — сказали лесорубы.
    Подсунули ей деревце потолще. «Вж-ж-жик!» — сказала пила.
    «Ух, бля!» — сказали лесорубы.
    Подсунули ей толстенный кедр. «ВЖ-Ж-Ж-Ж-Ж-Ж-Ж-ЖИК!!!» — сказала пила.
    «Ух ты, бля!!» — сказали лесорубы.
    Подсунули ей железный лом. «КРЯК!» — сказала пила.
    «Ага, бля!!!» — укоризненно сказали суровые сибирские лесорубы! И ушли рубить лес топорами…


  1. chapai22
    12.11.2019 11:44

    Какие-то проблемы надуманные. Никто не берет булки и не перекладывает по разным лоткам. Прозрачная крышка (и несколько неудобное доставание) как раз для того, чтоб сначала увидеть и сделать выбор — потом взять нужное. А не перебирать по десять раз взял/положил. Ситуация скорей редкая. Отказ камер/распознавания и прочее как бы не чаще будет а весы куда проще и надежней.


    Люди часто кладут аккуратно, не вокзал, (и булки значимо визуально отличаются не зря а цена наоборот совпадает у одного вида) но даже если нет — раз в полчаса подойдет продавец и переложит или по мере того как заметит. Самое важно знать что где то булки кончились (скоре даже кончаются, выпечка же занимает время), и залудить партию новых.
    Возвращение на место товаров в магазине — это стандартная отработанная ситуация, ее с люом случае не исключить.


    То же про вино — и определение и подсвечивание. Оно на стеллажах сгруппировано — никто ничего не переставляет, а если и так — то опять таки вернут за небольшое время. Важно суметь найти хотя бы место нужного вина, даже если там пара бутылок левого. Бутылок этого сорта стоит десяток если не больше, иногда яшики рядом. левое здесь не мешает.
    Понятно что и забить характеристики вина от поставщиков невелика проблема.


    Это все помимо того, что все более чем развлечения. Волмарту может и актуально, в них на обслуге экономят, публика, скажем так, разная, а оборот высок.
    Не знаю как у Амазона (соседний холфудс неудобен), а в остальных магазинах калифорнии ничего такого нет. ни весов не видео-распознавания не определений вина. Ничего.
    Как раз там где все эти финты и ваяются, в долине. Никому они толком не нужны, кроме узких ситуаций. Русский ритейл небось тоже воплощает не от реальной надобности, а для удовлетворения амбиций и творческого зуда. Сколько того вина продается выбирая южный склон? Возьмут люди не ту булку — какая разница? Зачем привязывать телефон к платежному средству? Ну разве что на югах в отпуске можно придумать использование и в транспорте.


    Опять же с вином, в штатах на каждой этикетке пишут подробно вплоть до деталей вкуса аромата, состава и региона. Берешь и читаешь. На ценнике тоже дублируют рейтинг и тип, часто вкусовые данные. На французском вине кажется не пишут, по странной причине — только название. Но с другой стороны во Франции небось все знают и так — кому скажем в России нужны характеристики пельменей и тип склона с которого их собрали? И точный процент мяс в составе?


    1. adictive_max
      12.11.2019 11:56

      Ну может всё и так, но к чему тогда все эти сказки про «умность»? Стелажики со статической подсветкой и полочки, измеряющие, что на них что-то изменилось вам где угодно сделают без всяких стартапов.


      1. chapai22
        12.11.2019 11:59

        Именно. Баловство по большей части. С учетом проблем — небось и не работает толком.
        умные носки, умные носовые платки, вот это все — и вместо копеек начинает стоить непойми сколько или просто реклама.
        Я купил фитнес браслет — распознать статическую тренировку(размахивание руками) и бег не может (и кажется любой — не может). В результате польза только в отсчете порций времени, и то сбивается — экран сенсорный и срабатывает на влажный рукав, сбрасываясь. Оказалась почти бесполезная штука, благо дешевая и легкая.


    1. retail_Tsar Автор
      12.11.2019 11:56

      Бог с ним, с покупателем. Самому ритейлеру так нужно выложить товар, чтобы эти полки их распознали. Тот еще квест.


    1. DrunkBear
      13.11.2019 11:37

      К примеру, я люблю австралийский шираз, мой друг выберет пинотаж из ЮАР, а жена всему этому предпочтёт австрийский рислинг. Мы заходим в незнакомый магазин и должны или отлавливать продавцов, которые часто не очень в теме, максимум, ткнут пальцем «ээм, ну старый свет вроде тут, а Австралия — там», или ходить с задумчивым видом и читать; умный стол, как и стелажи с подсветкой, пришлись бы кстати: всё равно данные по алкоголю должны быть в штрих-коде акцизной марки, насколько я понимаю.
      Брать и читать, конечно, тоже можно, но таки я захожу за вином и хочу получить вино, за почитать обычно захожу в книжный или в библиотеку, весьма электронную.
      Привязывать телефон к платёжному средству — восхитительно! У меня 3 раза воровали кошелёк и 0 раз телефон. Я могу выйти из дома только с телефоном прогуляться и вспомнить, что котам нужно купить еды, а себе — овощей и купить их без захода домой.


      1. chapai22
        13.11.2019 19:29

        Мы заходим в незнакомый магазин и должны или отлавливать продавцов, которые часто не очень в теме

        Вы же не австралии сира выбираете из миллиона разных.
        И если незнакомое или сомнения — сосканировал баркод и получил кучу тем где народ обсуждает именно это бухло.
        Гуголь и обзоры наш друг. Зачем чужой экран если свой в кармане?.. Выбор дело интимное, в себя же лить — так что читать и вникать. Или брать знакомое.


        максимум, ткнут пальцем «ээм, ну старый свет вроде тут, а Австралия — там», или ходить с задумчивым видом и читать;

        Большего не надо. Через небольшое число проб в любом магазине будете разбираться за пару минут, ну и небольшой процент на удачу/неудачу и эксперимент. Без эксперимента никак, даже цена не помощник. И тем более этикетка.
        Знать виноград и (ориентировочно) местность ± все равно надо. Большее — только если вы помните шато и года — но это уже маньячество (или изыск).


        У меня 3 раза воровали кошелёк и 0 раз телефон.

        Есть люди, которые работали на колбасном заводе и колбасу после не едят. :-)
        Чем меньше распихивать непойми кому свои финансовые и прочие данные — тем лучше. Тем более у телефонного поставщика услуг ответственности ноль, он не банк — а это юридическая специфика и регуляции по данным и платежам. Телефону телефоново.


        1. DrunkBear
          14.11.2019 10:37

          В магазинах у дома я знаю, чего хочу и какой марки, но если хочется чего-то нового, но не на столько интересного, чтоб закапываться в обзоры, то был бы рад такой фиче.
          Думаю, в винотеку азбуки вкуса такие столы отлично зайдут (+ wow-эффект)
          PS у меня знакомый работал и на колбасном заводе, и на молочном. Отлично готовит!


          1. sptor
            14.11.2019 15:54

            В магазинах у дома я знаю, чего хочу и какой марки, но если хочется чего-то нового, но не на столько интересного, чтоб закапываться в обзоры, то был бы рад такой фиче

            Есть же как минимум приложение Vivino для андроида и эпплов, и думаю не оно одно, который эту функцию реализует, фотография этикетки и вот тебе и небольшой обзор вина, и пользовательские обзоры, и рейтинг — и все в телефоне и прямо в магазине.


            1. DrunkBear
              14.11.2019 16:08

              Вивино стоит, но местами связь так себе и продавцы странно смотрят на человека, который делает фото бутылки и несётся ко входу ( там связь лучше) раз за разом.
              К тому же, я не настоящий сварщик, тёплые полутона шоколада и вишнёвое послевкусие не отличу от резких тонов шоколада, а в вивине именно так и оценивают, и вообще, сейчас молодые вина приехали, вопрос «чего бы взять» не стоит. Божоле нуво близко!
              PS я люблю всякие гаджеты и для меня не часто встаёт вопрос «а нафиг оно было нужно, ведь можно получить тот же результат с чуть большими затратами ручного труда»


              1. sptor
                14.11.2019 16:36

                Я не думаю, что такой стол будет сильно лучше (там внутри тот же вивино условный будет), плюс опять же больше риска что он будет лучше рассказывать про то, что нужно продать вот сейчас, а не про то что понравится. Понятно, что все эти аппы тому же подвержены, но может чуть в меньшей степени, плюс все же там оценки от сообщества, они могут релевантней всех этих ноток потного седла и старых носков :) про которые можно и не читать.


                1. DrunkBear
                  14.11.2019 17:16

                  Иногда, когда начитаюсь всех этих округло-послевкусных ноток дуба, на который в обеденный зной падает июньское солнышко, начинаю себе льстить, что вроде бы чую что-то, но постоянно вспоминается история австралийца — тролля, который позвал достаточно известных дегустаторов, поставил перед ними 3 бутылки с белым, розовым и красным вином и предложил оценить, послушал дифирамбы одному и плевки в сторону другого, а потом рассказал, что вино было одинаковым, различались бутылки и количество краски в розовом и красном (наиболее хвалимом, якобы коллекционном) вине.
                  Условный вивино в подвале, где так себе сеть, всё равно лучше, чем ничего, к тому же, раньше стеснялся сказать в пафосных бутиках с ценами от 4 и до 7 знаков и сомелье, который рассказывает дивные истории про чудесный виноград и восхитительный почвы далёких стран «мне без претензий красного сухого в пределах n рублей» — думаю, я не один такой.


  1. Iv38
    12.11.2019 11:51
    +1

    Загнива Ой, не то. Я хотел спросить, а что в российском ритейле такого прогрессивного, чего нет у французов? В онлайне есть развитие: маркетплейсы, постаматы, пункты выдачи, логистика, доставка еды, а в офлайн торговле что? Я вот в столице нашей родины из условно новых технологий могу отметить разве что повсеместность NFC-платежей, да изредка кассы самообслуживания. А в соседнем посте хакер вообще изобретает отмычку для тележек, чтобы монетки не носить. Что я пропустил?


    1. retail_Tsar Автор
      12.11.2019 12:19

      Так много чего. То, что видно покупателям — Связной в свое время виртуальные полки делал. Дополненная реальность у Виктории, навигация через смартфон у Х5. Умные примерочные, автоматизация возвратов товаров, оповещение консультантов о вип-клиенте, применение скидок и акций прямо на кассе, красивые светодиодные экраны и т.п. А из того, что не видно, список на три страницы мелким текстом.


  1. Endeavour
    12.11.2019 13:46
    +1

    Не знаю, что происходит в ритейлах в вашей России, но последняя «инновация» у меня — это когда в пятерочках убрали весы для фруктов, и теперь все снова взвешивает кассир.


    1. Ge1i0N
      13.11.2019 08:19

      Глупая вещь на самом деле. Когда тебе надо взять ровно определенное количество по весу — всегда сложности. Кассиры не очень хорошо реагируют на "уберите чтобы остался килограмм". Ну и очередь задерживается.


      1. extempl
        13.11.2019 09:59

        Наверное от ситуации зависит. Напрашивается смесь и того и другого — взвесил сам — молодец, пробили по штрихкоду. Не взвесил — ничего страшного, взвесим на кассе.


        1. Ge1i0N
          13.11.2019 10:04

          Согласен, когда были бы рабочие оба варианта — было бы удобнее.

          На самом деле и сейчас можно так сделать, контрольные весы есть за кассой. Но когда ты выходишь с продуктами до них — у охраны очень часто возникают ненужные вопросы.


  1. ThunderCat
    12.11.2019 14:57

    Пришлось покупать несколько, чтобы продавцы поверили: их POS действительно умеет творить такие чудеса.
    Будь я продавцом, я бы тоже «удивился», имея возможность продать еще пару-тройку коктейлей )


    1. extempl
      13.11.2019 10:00

      Да, можно было бы и массовку нанять чтоб сразу набежали "чоооооо, а ну-ка повтори!" на очередного русского туриста.


  1. ua30
    12.11.2019 16:06

    Если честно, было бы интересней прочитать про успешные примеры. Критиковать неудачи — дело такое. Да и "№3. Умная витрина" — это просто интерфейс. Вы же понимаете, сколько будет стоит то же самое, но с распознаванием типа вина? И кто за это будет платить? А так как интерфейс, если за нормальный прайс — весьма мило. И не беда что не распознает. Все равно выкладывать вино там будет человек, а не робот.

    Если есть какие-либо подробности по «кубу», возможно видео, было бы весьма интересно!


    1. msatersam11
      13.11.2019 12:14

      Если честно, было бы интересней прочитать про успешные примеры. Критиковать неудачи — дело такое.


      Все так, однако, примерно этим хабр и занимается применительно к новостям и событиям из РФ… )


      1. ua30
        13.11.2019 13:15

        Вы считаете государство === частная компания? Для хорошего государства ошибка чиновника = добровольный конец его карьере. Уже молчу про «умышленное вредительство». Я так думаю.


  1. zenkov
    12.11.2019 18:06

    Вино у нас тоже хорошее, просто дорогое. Бутылка краснодарской Лефкадии в штатах стоит долларов 50, а у нас 4500 рублей. К каждому товару нашего производства для россиян обязательна наценка за патриотизм.


    1. sith
      12.11.2019 19:20

      Не подскажете где именно в США можно купить российское вино? Ведь, если оно хорошее, то должно продаваться в штатах, как и другие вина со всего мира (включая Чили, Болгарию и Южную Африку)? Спасибо.


      1. mkovalevskyi
        12.11.2019 20:29
        +1

        Там же где и крымское можно было, в свое время. В любом маленьком магазинчике, если подойти и поговорить с владельцем (или если кто-то подошел до вас).


        1. sith
          12.11.2019 21:05
          -1

          В типичном американском магазине, где продают алкоголь купить российское вино невозможно, хоть спрашивай продавца, хоть нет, но, вероятно, есть шанс найти российское вино в американском «Русском» магазине, которых, впрочем, в США так мало, что можно их вообще не принимать в расчёт.


          1. mkovalevskyi
            12.11.2019 22:20

            Теперь, несомненно. Раньше — ну не знаю, я даже никогда не слышал о его существовании, так что небыло возможности проверить. Но варианты «вот я к вам все хожу хожу, а вот моего чего-то там любимого все нет и нет» срабатывали. Не все, естественно, и не везде, но таки имело место быть расширение ассортимента по заявкам.
            В «русских» магазинах, кстати, из алкоголя я только просроченный кефир наблюдал. Хотя это наверно еще от штата зависит, тут алкозаконы достаточно сильно вариативны…


        1. sergeyns
          13.11.2019 11:27

          ИМХО, бред. Особенно в маленьком магазинчике. Никто не будет замораживать деньги в странный товар, который спрашивает один сумасшедший раз в сто лет. Вообще сомневаюсь что в штатах есть официально экспортированное из России вино…


          1. mkovalevskyi
            13.11.2019 17:59

            Замораживать ясень пень не будет. А купить ящик на пробу — почему нет? А дальше, это уже будет вопрос насколько в месте где вы живете вкусы у населения совпадут с вашими.
            Ну и да, официального конечно сейчас нету.


            1. sith
              13.11.2019 20:59
              -1

              А купить ящик на пробу — почему нет?

              Во первых взять и просто так купить ящик вина в РФ и продать его легально в магазине в США совсем не просто, а во вторых особо никому не нужно — в России не делают качественных вин по конкурентно-способной цене (как и сыров, колбас, конфет, соков, овощей, фруктов и так далее).


          1. chapai22
            13.11.2019 19:42

            Вообще сомневаюсь что в штатах есть официально экспортированное из России вино…

            В русских магазинах есть, разумеется — как и жрака, конфеты и газировка. А вот пиво (в основном балтика) есть в местных алкомаркетах, где хоть какой то выбор европейского пива.


            1. mkovalevskyi
              13.11.2019 20:20

              Вы, кстати, у той балтики внимательно этикетку читали? Бо тут есть достаточно много предприимчивых людей, которые вполне себе клепают екСССР пиво прямо в америке )


              1. chapai22
                13.11.2019 20:32

                давно в руки не брал — но полагаю, настоящее.
                Вот водка "столичная", известный фокус, какая то литовская шняга а не союзплодимпорт.


                которые вполне себе клепают екСССР пиво прямо в америке

                Не встречал вот прям точных подделок.
                Да и зачем подделывать до мелочей? Русских не обманешь, а американцам пофиг, им вкус, крепость и аутентичность.
                Тем более бренд полагаю регистрирован.


                1. mkovalevskyi
                  13.11.2019 21:24

                  Так это и не подделки. Это оффициальный продукт. Просто завод, к примеру, где-то в маями (там, насколько я помню, 1917 пиво делали). Франшиза, или как там ее…


  1. Kanut
    13.11.2019 10:08

    Я решил представить себя французом после посещения магазина с умной витриной, взял с полки пирожок — а потом передумал и положил его назад. Но в другое место. Редкий покупатель будет заморачиваться и возвращать товар ровно в ту точку, откуда взял.

    Вы очень плохо представили себя на месте француза. Потому что если француз в такой ситуации даже и передумает, то класть пирожок назад он не будет. Потому что насколько я знаю в куче стран ЕС(а то даже и вообще в ЕС в целом) из соображений гигиены запрещено класть обратно незапакованную выпечку. Поэтому в обычных магазинах достать выпечку из таких витрин относительно просто, а вот положить её обратно относительно сложно или даже вообще невозможно.


    Стол прекрасный, белый, на него выводится проекция. Красота: ставишь бутылку, и перед тобой всплывает информация об урожае, цене, регионе, еще какие-то подробности. Понятно, что для массового сегмента или магазина у дома такая история — дорогая и бессмысленная, зато какой необычный клиентский опыт получат посетители алкогольных бутиков!

    У нас(Германия) в куче обычных супермаркетов стоят или висят терминалы где подходишь, сканируешь любой товар и тебе показывают всю имеющуюся о нём информацию. То есть минимум точное название, цену и количество в наличии на складе. А если производитель позаботился и о какой-то "рекламной" информации, то покажут и её. И даже на разных языках. В отдельных строительных и мебельных магазинах(типичный пример та же IKEA) на таком терминале можно найти товар по названию и тебе на плане покажут где он в магазине лежит. И как минимум в Голландии, Франции, Австрии и Швейцарии я такое встречал относительно часто. И в общем-то и появилось такое уже относительно давно.


    1. sptor
      14.11.2019 16:00

      а то даже и вообще в ЕС в целом
      Как минимум в постсоветских странах ЕС этого нет. Но то что непакованую выпечку можно положить обратно точно, по хорошему ее брать нужно щипцами что рядом, ну или рукой в одноразовой перчатке. В Германии и Дании не помню, как было, не обращал внимание, но кажется не было особых препятствий положить обратно в суперах — небольшие пекарни это другое дело, там все выдает продавец, — но не поручусь