Студия «Эбби-Роуд» (англ. Abbey Road Studios) в Лондоне во многом известна благодаря тому, что там записывались Битлз, но событие, состоявшееся в культовом здании сегодня [оригинальная статья опубликована 1 апреля 2015г. – прим. перев.], почтило память человека, который работал там еще до того, как родились Джон, Пол, Джордж и Ринго, и оказал большее влияние на музыкальную индустрию, чем вся знаменитая четверка.

Алан Дауэр Блюмлейн (Alan Dower Blumlein), английский инженер-электронщик, родившийся в 1903 году, изобрел стереофонический звук – такой способ воспроизведения звука, который слышится как будто из нескольких направлений. Некоторые из идей, запатентованные им еще в начале 30-х годов, все еще используются в стереозаписях, которые мы создаем и слушаем сегодня.

Блюмлейн был удостоен наградной таблички от Института инженеров по электротехнике и электронике (IEEE) в Эбби-Роуд, где он работал на звукозаписывающую музыкальную компанию EMI.

Как говорил его сын, Саймон Блюмлейн, когда изобретатель был в кино со своей женой, он повернулся к ней и сказал, что слепой человек никогда не узнает, где находятся персонажи на экране, так как весь звук раздается в одном направлении из одного динамика. Но он придумал решение. Он назвал это «бинауральным звуком», который теперь называется «стерео».

В 1934 году он записал Симфонию Моцарта № 41 (известную под названием «Юпитер») с Лондонским филармоническим оркестром в студии Эбби-Роуд в стерео. Блюмлейн участвовал в записи первого в мире фильма со стереозвуком – «Поезда на станции Хэйз» в 1935.



Работы Блюмлейна включали в себя изобретения, необходимые для записи, обработки и воспроизведения звука в стерео, и на его имя зарегистрировано около 70 патентов.

Посвящая ему наградную табличку, президент IEEE Говард Мичел рассказал, что Блюмлейн изобрел: схему «тасовки» сигнала, сохраняющую пространственную информацию, двунаправленную микрофонную «пару Блюмлейна», способ записи двух независимых аудиоканалов на одной дорожке, стереофоническую режущую головку и дифференциальный преобразователь, объединяющий направленные сигналы.

Некоторые из этих изобретений были экспонатами выставки архива EMI, в том числе «бинауральные» микрофоны, уже известные как «пара Блюмлейна». Пара микрофонов расположены под прямым углом друг к другу, чтобы записывать звук по отдельности, что и дает стереоэффект.



Два канала, по сравнению с одним, вели к уменьшению количества дорожек на одной граммофонной записи. Блюмлейн придумал способ, как читать две дорожки сразу, чтобы получить стереоэффект.

«Он разработал целостную систему», – сказал мне на этом мероприятии внук Блюмлейна, также названный Аланом. «Он действительно [разработал всю систему] от микрофона и обработки звука, до динамиков, таким образом, что мы на самом деле можем почувствовать звук слева или справа; а также усовершенствовал нарезку виниловых пластинок или, как тогда говорили, шеллака».

Но изобретение Блюмлейна не было оценено в полной мере еще несколько десятилетий; Например, первые записи Битлз в 1960 по-прежнему были монофоническиими. Я спросила звукорежиссера Роберта Александра, который написал биографию Блюмлейна, какое влияние его изобретение стереозвучания оказало на мир.

«В то время, в 1930-х годах, очень и очень незначительное», – сказал он. «Потому что большинство людей в 1930-е годы вряд ли могли позволить себе один громкоговоритель и, тем более, два. Так что EMI, ответственные за эту технологию, отложили ее». Она была заново «открыта» в 1956 году.



Учитывая изобретение Блюмлейном технологии, которую сейчас большинство из нас высоко ценят каждый день, удивительно, что изобретатель практически неизвестен за пределами круга людей, занимающихся звукозаписью.

«Хотя мой дед, Алан Дауэр Блюмлейн, в основном почитается в мире аудио, возможно, даже там он не получил большого признания своих работ», – сказал его внук. «Отчасти потому, что он умер в 1942 году; конечно, в то время шла война и, на самом деле, известие о его смерти было секретной информацией, потому что на тот момент он работал на бортовой радиолокационной станции (БРЛС)».

Более того, хотя изобретение Блюмлейном стереозвучания было сегодня основным вопросом, изобретатель также работал в сфере телекоммуникаций, телевидения, и в других областях записи звука, и даже создал радар, который потом сыграл свою роль в ходе войны. Алан Блюмлейн умер в 1942 году, разбившись во время полета на бомбардировщике, который использовался для испытаний этого самого радара.

Возможно теперь, когда артисты будут заходить в знаменитые студии звукозаписи, почетная табличка будет напоминать им о том, что любой из них может записывать свою работу в стереозвучании благодаря одному человеку.

Комментарии (6)


  1. ragequit
    05.08.2015 09:42
    -1

    1. dmitrykabanov
      05.08.2015 11:11
      +4

      Это перевод конкретного материала, а не рерайт из ряда источников. «Уже было в Симпсонах» в данном случае не особо подходит.


      1. ragequit
        05.08.2015 11:28

        рерайт из ряда источников

        Гхм. Хотелось бы развернуто ответить на тему «рерайта», но хамство, видимо, по вашей части :)


        1. dmitrykabanov
          05.08.2015 11:36
          +4

          Какое хамство? Я просто вам объяснил, что «не так давно было» – не особо корректная формулировка в данном случае. Перевод находится в корпоративном блоге, источник указан, в чем проблема?


    1. lol_wat
      05.08.2015 11:13
      +4

      Без обид, но аргументы вида «уже было» раздражают дико. Этот пост висит где-либо на видном месте при заходе на Гиктаймс? Справа, слева, снизу, где угодно? Нет? А нахрена тогда мне знать о его существовании, если попасть на него я могу только по прямой ссылке. А тут мне предложили материал, который попал в ленту и я его прочитал.


  1. deniskreshikhin
    05.08.2015 11:33
    +7

    Статья — высокопарная ложь. Т.к. идея стереозвука возникла еще в 19 веке, а впервые реализована была французским инженером Клеманом Адером в 1881 в «театрофоне». Что касается первой стереозаписи, то она была сделана в Филадельфии американским ученым Харви Флетчером в 1932 году.

    Блюмлейн конечно был талантливым инженером и новатором, но говорить что он изобрёл стерео равносильно тому что Стив Джобз изобрёл компьютеры и телефоны.