Создавая компанию Pochta.fi, мы ориентировались на себя.
В первую очередь мы хотели решить вопрос с магазинами, которые не доставляют покупки в Россию. Поэтому открыли пункты выдачи товаров в Финляндии на границе с Россией. Мы предоставляем клиентам финские адреса для заказов из Европы и Америки и работаем как транзитный склад. Забрать посылку у нас можно самостоятельно, а можно попросить друга.

Во-вторых, мы хотели сократить размер пошлин, ведь все посылки не из ЕС в Финляндии облагаются достаточно большими пошлинами. Избежать этого можно с помощью перевода посылок в статус транзитных и возить их по специальному таможенному документу — транзитной декларации. Этот документ можно получать только у агентов примерно за 40 евро каждый, что нас не устраивало.

Тогда мы поняли, что нужно работать напрямую с таможней, чтобы дать возможность нашим клиентам значительно экономить на онлайн-покупках. Интеграция с таможней стала для нашего стартапа краеугольным камнем, это был наиболее важный момент во всей нашей задумке. У русских партнеров была экспертиза в ИТ, у финских — в логистике. Процесс интеграции с таможней занял у нас всего несколько месяцев.




Финская таможня как любое государственное учреждение не привыкла идти на уступки. На протяжении долгих лет они работали с постоянными агентами и не были готовы к тому, чтобы быстро включить в этот список еще одного игрока.
А мы не просто захотели стать аккредитованным таможенным агентом, мы понимали, что у нас не будет ресурсов работать по-старинке, с бумагами и визитами в таможню каждый день или каждую неделю, поэтому мы сразу заявили, что хотим выстроить онлайн-систему и получать все данные, документы, одобрения максимум через 7 минут после заявки (сейчас это так и происходит).

Непосредственно переговоры с таможней взял на себя наш финский сооснователь, как русский финн он хорошо знает языки, русский и финский менталитеты и смог выстроить правильный эффективный диалог. Он все время держал руку на пульсе и предвидел все возможные нестыковки или проблемы.

Главное правило, которое мы для себя установили — система должна работать на бизнес, а не наоборот. Бизнес должен быть ведущим, а не ведомым, ведь именно за бизнесом в конце концов будущее и процветание для любой страны. Европейская и западная система ценностей очень сильна и ориентирована на людей. Мы заранее к этому подготовились и именно эту позицию для переговоров выбрали, рассказали обо всем, что сможем сделать для клиентов, сколько поможем сэкономить денег, таким образом привлекая и туристический поток, и товарооборот в страну.

Нам пришлось преодолевать разницу в менталитетах и языковой барьер. Чтобы их минимизировать, мы полностью погрузились в рабочий процесс, в который нам нужно было интегрироваться. Мы просыпались и ложились с теми же задачами, которые решает финская таможня. За два месяца работы над интеграцией мы не только изучили все до мельчайших подробностей, мы практически научились также мыслить, предугадывать следующий шаг и опережать его. Конечно, систему, государственное учреждение с большим числом чиновников, сдвинуть с места оказалось очень непросто, мы сотни раз слышали слово «нет» и миллион причин, доказывающих это. Но каждый раз мы вспоминали о своей цели, своей миссии и не останавливались ни перед чем.

Чтобы запустить сервис мы прошли длинную путь: получили Katso ID-идентификатор зарегистрированной в Финляндии компании, по которому доступны электронные сервисы таможни, налоговой и социальных служб, открыли банковский счет компании (что оказалось совсем не простым делом), оформили больше 10 лицензий на таможенную брокерскую деятельность, прошли проверку для получения сертификата электронной подписи от Finnish Population Register Centre (VRK), получили аккредитацию в таможне на использование Electronic Data Interchange (EDI) и множество других менее значимых, но обязательных процедур. Рынок таможенных услуг довольно консервативный, тем более в Финляндии это не самое бойкое место, где новые компании появляются каждый день, и при взаимодействии с каждой новой для нас официальной финской организацией мы проходили весь спектр отношений к нашей идее от опасения до осторожного интереса и поддержки.

Интеграция с информационными системами финской таможни оказалась на редкость продуманной и хорошо описанной процедурой, у компании есть общий фреймворк Direct Message Exchange c подробной документацией (на финском и английском языках), форматами электронных сообщений, примерами реализации и тестовых данных. Электронный документооборот построен на основе Universal Business Language, стандартизированного и распространенного в Европе формата электронных документов обращающихся в EDI, что характеризует зрелость подхода и повышало наши шансы на успех.

Прежде чем браться за разработку программной части, мы изучили рынок подобных систем, опыт похожих на нас компаний. Поняли, что готового решения с нужными нам свойствами на рынке не просматривается, и решили “пилить” самостоятельно. Расчехлили методичку по service design, прошли несколько кругов проектирования, нашли правильное направление и проработали его до максимально доступного нам уровня детализации. Учитывая, что мы никогда не занимались международной логистикой, интермодальными перевозками, таможенной очисткой, то получилось неплохо. Мы до сих пор пользуемся основными решениями продуманными в самом начале. За основу для программной системы взяли готовую e-commerce платформу и хорошенько ее доработали под наши нужды по проработанным сценариям.

Систему и процесс, по которому мы хотели начать работать, финская таможня запускала в начале 2015 года, и мы были в числе первых компаний подтвердивших свои возможности и допущенных к подключению. Пока таможенная служба готовила систему к публичному запуску и согласовывала планы нашего подключения, мы реализовали программный эмулятор таможенного сервиса для отладки своей части интеграции с целью максимально сократить сроки тестирования с реальной системой. Такой подход позволил нам быстро проходить тестовые сценарии, помогать таможне отлаживать их свеженаписанные сценарии тестирования, выяснять недокументированные нюансы процесса и параллельно дорабатывать нашу систему. В итоге мы успешно со всем справились и запустили нашу интеграцию раньше остальных участников.

Благодаря этой интеграции сейчас все, что нужно клиенту Pochta.fi — это внести информацию о своей покупке в личный кабинет (например, вейк-борд — 200 долларов), приехать на точку выдачи и забирать посылку.
И самое главное для нашего бизнеса — мы не перекладываем на себя эти операции, мы автоматизировали и оптимизировали все процессы и высвободили свои бизнес-ресурсы. За счет этого мы можем предоставлять свои услуги дешевле, чем другие игроки рынка. Так доставка небольшой посылки от 1 до 5 кг из Америки будет стоить всего 20 евро, это финальная стоимость, к которой не добавится абонентская плата, оплата приемки посылки или ее обработки. Европейские посылки стоят 15 евро вне зависимости от габарита и веса.

На самом деле мы не просто прошли успешную интеграцию и теперь предлагаем на рынке удобную услугу, мы создали уникальную интеллектуальную собственность в России, за пределами Евросоюза и интегрировали ее системы с системами и регламентами Евросоюза.

Всем молодым компаниям, независимо от их целей и сфер работы, хочется напомнить, что у стартапа есть огромное преимущество — он может правильно использовать человеческие ресурсы, отметать все ненужное и делать в каждый момент времени только то, что действительно важно.
Стартап — это уникальная возможность быстрее подстраиваться, быть всегда на шаг впереди, моментально реагировать на любые изменения, ведь именно в этом и кроется шанс на успех.

Мы уже публиковали эту статью вот здесь http://rusbase.com/opinion/pochta-fi/, но кажется, что аудитория rusbase позволяет нам ее опубликовать и здесь.

Комментарии (12)


  1. Quiensabe
    24.08.2015 16:21
    +1

    Не могу у вас зарегистрироваться.
    Нажал «зарегистрироваться через вконтакте». Пишет — «введите e-mail». Ввел, нажал (возможно случайно щелкнул дважды, мышка глючит).
    Теперь если нажать «Перейти в личный кабинет» пишет «E-mail не корректный.»
    А если попробовать вновь ввести адрес — пишет «Этот e-mail адрес уже зарегитрирован.» (опечатка сохранена)
    Что делать? Е-mail корректный, на gmail.com

    Относительно сервиса — хотелось бы видеть сравнение. Типа возьмем товар за 200$ — с другими перевозчиками вы потратите столько там то, у нас столько там-то… Понятно что для вас это все очевидно, но со стороны это не так.

    И про 30% депозита — только на сайте сказано. Как то это не очень по отношению к своим пользователям. Если я за 1000$ покупаю, мне еще сверху нужно 300$ найти? И надеяться что их вернут? А как возвращать то? Я никогда посылки не возил, откуда мне знать куда вообще обращаться?.. Не у всех ведь такой опыт как у вас, некоторые люди и на таможне то никогда не были…


    1. pochtafi
      24.08.2015 16:32
      +2

      Пришлите, пожалуйста, тестовое письмо на hello@pochta.fi с почты, на которую регистрировались, решим проблему.

      Про сравнение — наш сервис не привязан к стоимости товара, поэтому лучше использовать вес и габариты.
      Если не вдаваясь в подробности, то вот так примерно .
      Но Вы можете выбрать товар, который Вас интересует и я распишу подробнее.

      Депозит это залог финской таможне в том, что посылка покинет территорию страны, депозит распространяется только на посылки, которые доставляют не из стран ЕС. Дело в том, что в Финляндии очень большие пошлины на такие посылки (ндс + % от стоимости в зависимости от товара), вот чтобы избавить клиентов от этих пошлин, мы договорились с таможней, что все наши посылки покинут страну, а депозит это собственно доказательство. Он только бронируется на карте, как, например, когда берете машину в прокат на отдыхе.


      1. Quiensabe
        25.08.2015 00:18

        Понятно.

        Увы, я живу в Петрозаводске, а отсюда все ездят через таможню в Вяртсиля, где у вас нет представительства, так что врядли получится воспользоваться вашей услугой.


        1. pochtafi
          25.08.2015 10:23

          У нас есть клиенты из Петрозаводска :) Не знаю, насколько им удобно, но они забирают посылки посылки в точке в Лаппеенранте и везут их через Вяртсиля как раз.


  1. Obukhoff
    24.08.2015 16:56
    +1

    Осталось продумать «последнюю милю» в Москву и прочие города России.
    А так ваш сервис интересен только жителям СПб и окрестностей, периодически посещающих Финляндию.


    1. pochtafi
      24.08.2015 16:57
      +4

      А мы как раз этим и занимаемся :) Через недельку-две уже можно будет заказать с доставкой в Москву или другой город.


      1. brujodentista
        25.08.2015 17:08

        А табак можно через вас ввести в Россию?


        1. pochtafi
          25.08.2015 17:11

          У нас есть лицензия на работу с табаком и алкоголем, если Вы имеете в виду доставку в Россию, то там есть свои ограничения, но да, можно.


          1. brujodentista
            25.08.2015 17:46

            Я бы хотел с вами связаться и уточнить детали. У меня есть потребность в ввозе табака в РФ, возможно, мы сможем с вами посотрудничать. Напишите, пожалуйста, мне в ЛС или по эл. почте.

            Спасибо.


            1. pochtafi
              25.08.2015 17:48

              Вы можете уточнить все детали на hello@pochta.fi :)


  1. artspb
    26.08.2015 21:52

    Приятно читать такие статьи. Вы молодцы, что добились поставленных целей, несмотря на сопротивление!


    1. pochtafi
      27.08.2015 12:27
      +1

      спасибо большое :)