Замечали, скажешь человеку слово “универ”, как он сразу погружается в душные воспоминания? Там он тратил свою молодость на бесполезные предметы. Там он получал устаревшие знания, и там обитали преподы, давно слившиеся с учебниками, но ничего не понимающие в современной IT-индустрии.
К чёрту всё: дипломы не важны, а ВУЗы не нужны. Так ведь вы все говорите? Я думаю об этом каждый свой день, и, знаете, я с этим не согласен! В универ стоит поступить. Там есть такие же парни и девчонки с горящими глазами, как и ты, там есть сообщество. И вместе вы сможете сделать много нового. К примеру, альтернативу образовательной программе ВУЗа в своём городе.
Свой первый компьютер я увидел в 6 лет и в голове что-то щелкнуло. Уже тогда я понял — комп именно то, чем я займу свою жизнь. Железка меня сильно поразила, но я еще не догадывался насколько это послушный инструмент. Оказалось, что все программы на него идут не от производителя компьютера и появляются не по волшебной магии. Их пишут специально обученные люди — программисты. Тогда я решил: черт возьми, хочу стать одним из них.
Но сначала я стал тем ноунеймом, который спамит в комментариях ВК с предложениями сделать сайт. Смельчаков-заказчиков не прибавилось, но я наткнулся на одну веб-студию и получил свое первое тестовое.
Увы, переверстать psd-шаблон я не смог (“сыночка-корзиночка, уже поздно, уходи из-за компьютера”). Я не отчаялся и выложил свой код в блоге на Wordpress. Однажды мой бесплатный хостинг рубанул всё, что было в блоге. Я принялся восстанавливать бэкап, и локально довёл Wordpress до проявления SQL-Injection.
Открыв тем самым для себя мир безопасности, я пошёл в свободный поиск уязвимостей. Хакнул книжный (заиграл Кровосток), директор заплатил мне за уязвимость, в которой я смог просматривать чужие заказы. Когда я выявил XSS-уязвимость на сайте интернет-магазина бытовой техники, меня даже попросили прислать резюме. Узнав, что мне 15, оператор покинул чат.
И вот ты стоишь, в порванной клетчатой рубашке, с гитарой в руках, на утро после выпускного возле какой-то панельки. Бредешь домой, время от времени делая пас вникуда, встречающимися под ногами камнями. А тебе уже пора принимать осознанные решения, которые точно отнимут у тебя хренову тучу времени, а вот принесут ли пользу — неизвестно.
Но я подал документы и был зачислен в универ.
Поступив на первый курс, я решил не обременять себя лишними знакомствами. И в первый же день нарушил свое правило. Я встретил парня, о котором подумал одно: он точно отбил бы у меня пару девчонок. Настолько он был крутой. Древняя мудрость гласит: врага нужно держать ближе, чем друзей.
Серега знал почти всех поступивших по именам, общался с кучей людей со всего потока, а главное, умел распознавать хорошие бары. Собственно на этом мы и сошлись.
Я не ожидал, что найду единомышленника сразу, тем более, что он будет учиться со мной в группе. Серега рассказывал много невероятного. В школе он ходил на ивенты от Samsung, где делал проекты по мобильной разработке, да и в самой школе у них было хорошо с программированием. Для меня это звучало больно. Моя школа была другой. Как-то я решил найти любую книжку о программировании в своем родном городе, и не нашел ничего, кроме талмудов о давно вымерших языках, в существовании которых я сомневаюсь до сих пор.
В итоге я скорешился с талантливым мобильным разработчиком, и мы начали пилить всякие разные штуки вместе. Сразу же схантили еще ребят к себе в команду. С пафосом назвали себя Blurred Technologies — я с 16 лет мечтал о своей компании с таким названием.
Не знаю, читали ли вы мой твиттер, но чего только не случалось в моей новой студенческой жизни. Мы неистово хакатонили. Шерстили все городские айти-ивенты со звенящей головой — то от похмелья, то от недосыпа. Однажды мы писали чат-бота с распознаванием речи для айти дочки РосАтома. Обошлись без модных обучений машин и нейросетей. Обучали эту заразу часов 5 всем твиттером. За пивом придумали свою IDE для Python с очешуенным названием — CreamPy. А на конкурс самой смешной фотки на хакатоне (где призом была пара бутылок вискаря), сделали настолько смешную фотку, что её зареджектили орги как непристойную и целиком отменили конкурс — я заснул на стуле с сигой в зубах, энергетиком в руке и запрокинутой головой… До универа моя жизнь никогда не пульсировала с такой силой и частотой!
Хакатоны хакатонами, но мы решили, что стоит не только получать удовольствие и веселиться, — настало время приносить пользу.
У нас был кое-какой опыт разработки приложений и мы умели в актуальные технологии в IT. Большинству из них не учат в универе, по крайней мере в нашем, и нас это не устраивало. Мы хотели, чтобы перваки, которые ещё не определились, нашли себя. Предмет «Введение в направление», им в этом не помогал, а на деле оказался пересказом учебного плана с пачкой пассивной агрессии от преподавателя. После твоей попытки ответить на вопрос, он краснел так, что становилось понятно — мужик желает тебе электрического стула. Цитируешь Кнута и Танненбаума, но он просто называет это чушью и приводит слова из книги ныне покойного коллеги с кафедры. При всем уважении, но что эта книжка дала программированию? Вы вот знаете что такое “надные”? Я — нет.
Так мы решили сделать свое «введение в направление» с Манчкином и копирайтершами. Первое, что мы предприняли — хорошенько переполошили своими опросами студенческие группы в соцсетях. Больше всего фидбека было от студентов первого и второго курсов. По ответам стало ясно, что большая часть из них или не программировала совсем, или что-то тыкали в школе на информатике (привет, Pascal). И понятное дело, всем были интересны геймдев, разработка приложений, да и в целом понимание прикладного программирования.
Через опросы на нас также вышла другая команда талантливых ребят. Не долго думая, мы замутили с ними коллаб, обкашляли планы на семестр вперед, и работа закипела.
Коллеги, с которыми мы решили вместе заниматься лекциями, нанюхались пороха в продакшене и решили, что всё будет по-взрослому. Поэтому каждый доклад проходил ревью несколькими людьми, затем подробнейшую репетицию, и только потом получал право появиться в программе лектория. Неделями мы готовились, словно впереди была чертова презентация нового айфона. В итоге мы слепили около трёх докладов, кое-как нашли свободную аудиторию и наконец зарелизились!
Вау! На открытие пришло 150 человек. Мы рассказали студентам про работу с командной строкой, базами данных, о том, как проектировать и разрабатывать мобильные и web-приложения.
Нас окружали горящие глаза, а мы очень быстро начали выгорать — подготовка каждой лекции занимала слишком много времени. Проблем было много. У нас не было своего угла. Спикеры, такие же студенты, как и мы, поочередно сливались, а наша аудитория всё больше ловила апатию перед предстоящей сессией.
А еще было такое. Знаете людей, которые ведутся на модную штуку, а на самом деле она им не интересна, и они просто изображают социальную активность? Бывают такие. И мне до сих пор любопытно, зачем приходить на мое выступление, и при этом сидеть в телефоне или лэптопе? Хэй, я не фоновая музыка! Я вложил в это свои усилия, потратил время, выбил поточку, всполошил людей. Я ночами не спал. Я пришёл рассказать то, что может тебе пригодиться. Камон, ты сам ко мне пришёл, я тебя не тащил! Так какого хрена?
И вот ты уже изрядно потрепанный, начинаешь понимать озлобленных преподов, которых истязает система и студенты который год. Но ты — не они, не эти седые развалины, ты ещё молод, нужно просто встряхнуться, взять себя в руки, выдохнуть и попробовать ещё раз. Или нахрен сдаться.
Мы взяли бессрочный перерыв. Коллаб развалился. Я и мой кореш Серега зажили обычной студенческой жизнью — мы кодили, пили и фанились. Незаметно пролетел целый год. Мы много думали над возвращением. Новые бойцы поступали на факультет сотнями, по факультету ползли слухи о том, что мы что-то затеваем — а мы вообще ничего не затевали.
Люди спрашивали, когда начнутся новые мероприятия, предлагали новые идеи по формату и темам. Никто не знал наших имён, никто не знал кто мы, но все понимали, что есть Blurred Technologies, и они опять что-то замышляют. Нам был нужен новый план.
Аллилуйя, на территории кампуса появилась новая площадка — Точка Кипения. Там можно было безнаказанно и с минимальными трудозатратами получить место для лекций практически в любой день. Мы твердо решили больше не раздувать штат и продакшен, окрестили проект Blurred Education (ну а как же). Скорость выхода материала ускорилась до трёх дней. В новой итерации, с новой идеологией, мы стали выходить чаще и собирать куда больше людей, чем это было на старте. Мы заряжали людей и научились заряжаться от них.
У нас был отряд харизматичных спикеров, огромное желание принести пользу, сотни заинтересованных глаз, и целое море интересных тем, технологий и энтузиазма, а так же поддержка GitHub, местных IT-сообществ, полка с классикой Computer Science и запас мемов, чтобы студенты не заскучали. Не то, чтобы всё это было категорически необходимо для организации образовательных мероприятий, но если уж начал критиковать образование, то к делу надо подходить серьёзно.
Мы пустились во все тяжкие: приглашали ребят из FP Community, эйчаров, боссов из компаний. Студенты не отлипали от нас с вопросами и идеями.
На одной из лекций нам не хватило расставленных стульев, мы расставили дополнительные, и они тоже кончились. Мы достали пыльные стулья со склада и только тогда усадили свои две сотни человек.
Мы били наши же рекорды, старались выпускать по два мероприятия в неделю. Втроем мы пилили столько ивентов, сколько не снилось другим ребятам-участникам программы HackClub. Когда мы прислали первые фотографии и цифры парню из первого состава, он охренел. Это было правда круто.
От нас были в шоке все. На круглом столе заведующих кафедр декан нашего факультета случайно узнал, что его третьекурсники собирают на своих докладах больше народу, чем большинство преподов.
А всё было просто: мы предлагали студентам технологии, которые можно использовать уже сейчас, чтобы достигнуть результата, чтобы получить опыт работы. Показывали различные области IT, чтобы перваки знали о существовании мира вне лабораторных работ на языке C. Мы подключились к программе HackClub от GitHub, пробили небольшое финансирование. Наши слушатели получили ускоренный доступ к GitHub Education Pack! Мы договаривались с организаторами конференций о скидках для студентов или проходках на конфы (привет, SnowOne).
Сейчас мы заводим дружбу со всеми универами города. Будем проводить соревнования по безопасности и хакатоны под эгидой нашей Blurred Technologies. Хотим, наконец, пригласить к сотрудничеству большие корпорации, и прямо сейчас участвуем в программе Developer Student Clubs от Google.
Очень долго мы не могли найти своим сервисам постоянное место жительства. Это очень сильно нас ограничивало — одним сервисам нужен был высокий аптайм, другим определённая конфигурация. Мы пробовали разные бесплатные тарифы, в том числе и для студентов. Но либо они всё так же накладывали на нас ограничения, либо тестовый период истекал, а мы хотели продолжать дальше. Тогда нам предложили свою помощь RUVDS и выделили нам и нашим студентам вычислительные мощности. Это очень здорово. Для нас это действительно важно, что студенты могут без оглядки на ограничения дать волю своему творчеству.
У нас есть свой взгляд на весь IT-движ в городе. Хакатоны, в которых мы участвовали, либо были соковыжималками идей, либо хант-компаниями. Мы же хотим проводить именно учебные хакатоны, с менторами, пиццей и потрясным настроением. Мы хотим подсветить молодых и талантливых, а главное — помочь им обрести уверенность.
Я часто вспоминаю своего нынешнего директора, он занимается разработкой. В студенческие годы они с другом основали компанию и сделали её такой, какой им хотелось её видеть в 19 лет. Они собирались в общежитии академгородка, пилили разные клёвые штуки. А сейчас работают с одной из крупнейших корпораций мира и делают для них софт, которым пользуются десятки тысяч сотрудников.
Просто предметы, которые преподают в универе, не всегда имеют такую связность, которая позволяет понять, зачем вообще это учить. Студенты изо дня в день мучают целый ворох учебников, но связь между предметами не всегда очевидна, либо совсем отсутствует. Поэтому чаще эффект от обучения не такой суперский, каким он мог быть. Каким он должен быть. И дело не в хреновых преподах. В образовании есть очень крутые ребята (привет, Брагилевский Виталий Николаевич, Москвин Денис Николаевич, Романов Евгений Леонидович и Мищенко Полина Валерьевна) — они сильно мотивируют учиться дальше.
Но самым важным и стоящим в универе всегда будет сообщество: люди, которые живут с тобой в одной комнате общежития или учатся с тобой в одной группе.
Ссылки на Blurred Education:
Группа ВКонтакте — vk.com/blur_edu
Интервью с первой итерации
Интервью со второй итерации
Мой твиттер — twitter.com/batyshkaLenin
P.S. С наилучшими пожеланиями, batyshkaLenin
nlinker
То, что рассказывается на докладиках в удобных оснащённых техникой аудиториях — это НЕ образование.
Это можно сравнить с ёлочными игрушками, которые конечно здорово блестят, но от которых мало толку, если их не вешать на ёлку или на гирлянду. А для этого ёлка или гирлянда должны существовать и быть достаточно прочными.
arrakisfremen
Мне почему-то вспомнился второй курс отечественного вуза, утренняя пара по электронике чего-то там, аудитория в холодном подвале, запах то ли плесени то ли родины. Я оттуда вынес знание, что не хочу жить в этой стране.
Kwisatz
Аналогично мне постоянно вспоминается утренняя пара АВТФ НГТУ: мороз, переполненные пазики, потом 20 минут от остановки до корпуса по морозу с лютейшим ветром (над рекой стоит), а потом заходишь в кабинет на первом этаже, а там одинарное остекление + пленка. Стал страшно нелюбить зиму, холод, бездарей, вузы, страну.
ЗЫ а потом идешь в первый корпус на химию и «в лабораторию с одеждой нельзя» и «я не возьму у вас куртку, у вас нет петельки! — дак вы же ее только что оторвали — ишь ты, иди отседа»
maxzh83
Тоже нахлынули воспоминания: утро, лекция по матанализу, прохладно. В углу аудитории щель, а под ней небольшой сугроб намело ветром внутри аудитории. При всем при этом, я оттуда вынес знания по матанализу. Возможно, температура в аудитории по разному влияет на людей. Это еще предстоит выяснить британским ученым. И, да, мыслей покинуть Россию не было и нет.
arrakisfremen
Мне за этот камент столько минусов в карму напихали, лол.
Многочисленные ватники хабра восприняли это на свой счёт.
Но дело в том, что учился я в Украине…
Stecenko
Теперь Вам еще и от многочисленных укропов прилетит.
Как и мне, впрочем)
Такова жизнь, все интерпретируют написанное исключительно через призму своего жизненного опыта, а не опыта автора написанного.
lagudal
ничего не имею против Украины, так как я сам получал свое высшее образование в Киеве, НА Украине.
Но вот за это -
тебе поставили гораздо меньше минусов, чем если бы кто то написал «многочисленные упоротые кастрюлеголовые...»
AllexIn
Да вы просто херню написали, безотносительно страны.
Я вас не минусовал, но ваш коммент вызвал только одну мысль: «А где бы ты учился в другой стране? Где нет бесплатной вышки, даже такой?»
arrakisfremen
Так я и так учился на платной вышке, потому что бесплатная стоила дороже.
kareon
LOL :)
saboteur_kiev
Если это не часовая презентация а цикл лекций и докладов, то для студентов крайне полезно знать что на самом деле находится за пределами института и что требуется для трудоустройства и что нужно уметь чтобы писать продукт в современном ИТ.
Далеко не все гениальны с детства и могут «сами догадаться» через самообразование, но это не значит что стране не нужны квалифицированные джуниоры и мидеры.