Один из важных этапов обучения в SkillFactory (например, на курсах Android и iOS разработчиков) — это создание собственных продуктов. Это могут быть функциональные программы и простые игры. Такие проекты, имеют шансы стать чем-то большим, чем просто работа для портфолио. Но насколько сильно «взлет» проекта зависит от самих разработчиков, а насколько — от внешних обстоятельств?

Сегодня мы делимся историей приложения для борьбы с пробками Waze, в которое поначалу мало кто верил, но которому удалось вырасти в солидный бизнес.



Несколько лет назад, освещая финансовое положение крупнейшей израильской новостной компании, я беседовал с бывшим высокопоставленным сотрудником Waze, который рассказал мне историю первых дней компании. «Вначале мало кто понимал, что мы пытаемся сделать», — сказал он. Большинство потенциальных инвесторов спрашивало нас: «Зачем вообще нужна система навигации по каждодневному маршруту?»

Если честно, тогда мы и сами не знали, как доходчиво объяснить наше видение продукта

Его тон отражал, насколько трудным был этот этап для компании.

Компания Waze была основана в 2007 году израильским трио: Эхудом Шабтаем, Амиром Шинаром и Ури Левином. Для того времени идея была немного необычной. Навигационное приложение, работающее с помощью толпы. Пользователи рисуют карты дорог, по которым едут. Приложение собирает координаты через сигналы GPS и направляет водителей по менее загруженным маршрутам, распределяя трафик. Waze — бесплатное приложение для борьбы с пробками.

В то время рынок был наполнен традиционными инструментами — дорогими системами GPS со встроенными картами, которые не имели связи с данными реального времени и в основном просто показывали водителю, куда поворачивать, чтобы добраться до места. Приложение Waze было другим.

«Вначале вокруг нас было много людей, которые объясняли, что мы попросту глупы и не выживем на рынке», — вспоминал CEO Ноам Бардин. Компания, однако, нашла финансирование и начала набирать обороты. В основном в Израиле, где приложение Waze разошлось с помощью сарафанного радио.

Препятствия на пути


Дела шли хорошо, но не очень. Суровым годом оказался 2010, когда компания искала новых инвесторов.

«Мы встречались с инвесторами и фондами», — вспоминает один из основателей, Ури Левин. «У них была сотня причин сказать нет и только одна, что сказать да». Одна компания даже сказала, что «Не тронет нас и палкой». После продажи Waze мы думали о том, чтобы послать этой компании палку в подарок.

«Miami Herald» сообщает, что Левин говорил об этом периоде как о катании на американских горках в темноте.
Ты не знаешь, где поворот, пока не повернёшь.

У приложения были проблемы с навигацией. Оно указывало маршрут на шоссе прямо с моста. Попытка запуска в США оказалась сложнее, чем надеялась компания. Не так много пользователей установили приложение. Так продукт, который главным образом зависит от толпы, прокладывал причудливые маршруты.

Бывший сотрудник рассказал о проблеме самоопределения и передачи видения Waze пользователям. В какой-то момент приложение представлялось как социальная среда для водителей. Для тонкой настройки преимуществ и потенциала инструмента потребовалось время.

День Тима Кука


В переломный 2012 год Waze начала превращение в успешную международную компанию с 26 миллионами пользователей. Но Waze, конечно же, тогда ещё не заработала миллиарды.

28 сентября 2012 года, чуть позднее релиза новой версии Apple Maps стало ясно, что приложение наполнено багами и имеет необычно низкое качество. И Тим Кук сделал то, что обычно ненавидят делать люди его положения. Он публично извинился. Более того, в своём обращении Кук, как ни странно, рекомендовал пользователям iPhone на время перейти на другие навигационные приложения. Одним из рекомендованных приложений оказалось Waze. После заявления Кука загрузки взлетели на 40%.

«Мы понятия не имели [что Кук упомянет Waze]», сказал Ноам Бардин журналистам Wall Street Journal. «Никто нас ни о чем не спрашивал, никто к нам не обращался. Сегодня мы побьем все рекорды загрузок». С этого момента каждый сентябрь Waze празднует «День Тима Кука».

Сделка с Google


Фиаско Apple позволило Waze стать одним из крупнейших навигационных приложений в мире. «Даже в Антарктиде было 27 пользователей», — сказал Левин. К этому времени другие крупные компании уделяли приложению пристальное внимание.

Полные осторожности переговоры с Google продолжались месяц. Бардин вспоминал: «В ночь перед сделкой Google пригрозил отменить все, потому что кто-то слил подробности в прессу. История легко могла закончиться иначе».

В июне 2013 Google объявляет о покупке Waze. По оценкам сделка составила от 1 до 1,3 миллиарда долларов. Мир был потрясен. Тогда такая цена за приложение была неординарной. TechCrunch сообщил о сделке с заголовком: «Что за чертовщина этот Waze и почему Google только что заплатила за него больше миллиарда»?

Waze и по сей день — важная часть деятельности Google с более чем 130 миллионами активных пользователей по всему миру.

image

Получить востребованную профессию с нуля или Level Up по навыкам и зарплате, можно пройдя онлайн-курсы SkillFactory: