Поскольку идеи являются результатом интеллектуальной деятельности, то защитить их возможно путем регистрации товарных знаков, ноу-хау, изобретений, объектов авторского права или других объектов интеллектуальной собственности. Каждый день в патентные ведомства по всему миру подаются тысячи заявок, однако наиболее распространенной формой защиты является товарный знак.
Особенности регистрации товарного знака
В качестве товарного знака можно зарегистрировать логотип, фирменное наименование, название продукта, доменное имя, слоган и т.д. Приступать к разработке собственного товарного знака, который станет неотъемлемой частью бренда стартап-компании, желательно параллельно с созданием нового проекта или продукта. Для этого следует тщательно продумать все элементы знака: слова или буквы, символы, цвета, шрифты. Более того, необходимо провести исследование рынка и проверить, не зарегистрирован ли уже такой или подобный знак.
Такого рода поиск можно поручить специалистам или провести самостоятельно, например, здесь.
Однако разработать дизайн товарного знака недостаточно – его нужно зарегистрировать. Регистрация предприятия любой формы собственности также не защитит фирменное наименование, ведь на рынке могут сосуществовать компании с подобными названиями, поэтому для защиты наименования стартап-компании стоит также выбрать регистрацию товарного знака.
Процедура регистрации товарного знака достаточно длительная. В России, к примеру, она занимает 11-13 месяцев. В итоге владелец зарегистрированного знака получает исключительное право самостоятельно им распоряжаться, то есть, пользоваться, продавать, разрешать или запрещать использование, а также привлекать третьи лица к ответственности за нарушение исключительных прав. При этом такая правовая охрана будет действовать только в той стране или регионе, где знак был зарегистрирован.
Для того чтобы товарный знак охранялся и в других странах, необходимо подавать соответствующие заявки на регистрацию знака в каждом государстве либо воспользоваться международной процедурой регистрации по Мадридской системе, согласно которой достаточно подать одну международную заявку с указанием всех интересующих стран в специальный орган ВОИС.
Для формирования надежного бренда стоит для каждого его элемента регистрировать товарные знаки, то есть и фирменное наименование, и логотип, и названия всех продуктов. Таким образом, владелец сможет обеспечить защиту своему молодому стартап-проекту и бизнесу в целом.
Инвестиции
Бизнес стартап-компаний строится на инновациях и технологиях, а их деятельность часто ограничена бюджетом. Стартапы требуют немало вложений для будущего развития. Уникальное название стартапа, созвучное с его идеей и направлением деятельности – это отличная возможность заявить о себе на рынке.
Для инвесторов имя стартапа – своеобразный якорь для привлечения внимания к конкретному проекту. Оно вызывает ассоциации с деятельностью и продуктами стартапа, помогает принять решение инвестировать в него. Взаимосвязь между стартапом и его наименованием прослеживается в том, что, финансируя стартап, инвестор принимает решение инвестировать не только в идею, но и в бренд, под которым такая идея представлена рынку. Следовательно, регистрация наименования стартапа или конкретного проекта в качестве товарного знака – первый шаг к привлечению инвестиций.
Стартап с зарегистрированным товарным знаком – показатель того, что данное предприятие уделяет внимание не только развитию своего проекта, но и обеспечению его правовой охраны. Таким образом, в определенных случаях наличие зарегистрированного товарного знака может стать немаловажным фактором при принятии инвестором решения о целесообразности вложения ресурсов в такой проект.
Товарный знак как нематериальный актив
Товарный знак является не только средством индивидуализации компании и привлечения потребителей и инвесторов, но и важнейшим нематериальным активом, который является элементом имущественного комплекса компании в целом. Оценить стоимость недвижимости или автомобиля не составит труда, поскольку рынок материального имущества наполнен подобного рода предложениями. Стоимость же товарного знака определяется ценностью и востребованностью товаров и/или услуг, которые представлены на рынке под этим знаком.
Поскольку владелец зарегистрированного товарного знака имеет право им распоряжаться, то он также имеет возможность продать или предоставить право пользования своим знаком. Для перспективного продукта рыночная стоимость товарного знака обычно значительно превышает стоимость самого продукта и может даже существенно превысить балансовую стоимость компании. То есть, чем более известным, самобытным и популярным является продукт, защищенный товарным знаком, тем выше будет стоимость такого знака.
Таким образом, затраты, понесенные при создании и регистрации товарного знака, будут незначительными в сравнении с прибылью, которую можно получить впоследствии.
Как не потерять контроль над стартапом
Обычно стартап проходит несколько этапов: сначала собирается группа единомышленников, далее открывается компания, а затем в компанию приходит инвестор. На этой стадии чаще всего доля создателей компании значительно уменьшается, ведь инвестор, делая существенное финансовое вливание в капитал, становится основным владельцем компании. При этом вклад создателей оценивается в размере балансовой стоимости компании, поэтому их пакет акций становится неконтролирующим.
Однако наличие нематериальных активов позволяет существенно увеличить долю создателей в активах компании, а порой даже уровнять с долей инвестора. Стоимость компьютерных программ как объектов авторского права, баз данных или товарных знаков может устанавливаться самими владельцами таких объектов. По сути, инвестор вкладывает средства не в компанию, как юридическое лицо, а в наработанный компанией бренд, воплощением которого являются именно её нематериальные активы. Поэтому наличие должным образом зарегистрированных объектов интеллектуальной собственности, используемых в качестве нематериального вклада в капитал компании, поможет основателям оставаться у руля.
Стартап, IT и зарубежные страны
Как правило, стартап-проекты связаны со сферой информационных технологий. Большинство основателей стремятся представить свой IT-стартап в США, поскольку именно в Америке не только хорошо налажен краудфандинг, но и развиты бизнес-инкубаторы. Таким образом, интересный IT-проект может получить приличное финансирование и быстрее выйти на международный уровень.
Как говорилось выше, товарный знак может служить для инвесторов показателем того, что деятельность стартапа является тщательно спланированной, а её создатели осознают важность защиты своей интеллектуальной собственности.
В то же время, в США можно получить защиту для компьютерных программ, баз данных или мобильных приложений, получив авторское свидетельство или патент на изобретение. Процедура рассмотрения полной заявки на изобретение (non-provisional application) предусматривает строгие сроки и требования, поэтому многие IT-стартапы предпочитают изначально подавать на регистрацию предварительную заявку (provisional application). Она позволяет закрепить за заявителем приоритет на 1 год и, так сказать, «заморозить» процедуру рассмотрения. В течение этого года у заявителя есть возможность найти инвестора и подать полную заявку, которая впоследствии пройдет стандартную процедуру регистрации и будет претендовать на выдачу патента. Если проект оказывается неперспективным, и полная заявка не подается, то предварительная заявка теряет силу, а заявитель не тратит лишние средства на регистрацию патента.
Последствия использования незарегистрированного товарного знака для стартапа
Незарегистрированный товарный знак, который используется стартап-компанией, может неправомерно использоваться третьими лицами.
Вы можете длительное время строить кампанию по продвижению своего бренда, а повышать уровень узнаваемости не только свой, но и своих недобросовестных конкурентов.
Нередки также случаи киберсквоттинга, бренд-сквоттинга и патентного троллинга, когда заинтересованные лица специально разыскивают интересные идеи, подают их на регистрацию, а затем, в лучшем случае, продают реальному правообладателю. Поскольку законодательство большинства стран мира строится на понятии первенства подачи заявки, то предъявить претензии нарушителю, который первым подал на регистрацию вашу идею, будет очень сложно и затратно.
Более того, если стартап-проект ориентирован на экспорт и содержит обозначение, зарегистрированное другой компанией в одной или нескольких интересующих вас странах, на таможне ваш товар признают контрафактным и конфискуют. Далее могут последовать судебные разбирательства, споры, претензии, взыскание убытков и выплата компенсаций.
Регистрация товарного знака и прочих объектов интеллектуальной собственности не обезопасит от возможного неправомерного использования, копирования и производства вашего продукта, однако предоставит право требовать прекращения такой деятельности, а также привлекать третьи лица к ответственности за нарушение ваших исключительных прав.
Desavian
Если стартап делает что-то полезное, то он будет развиваться даже если логотипом будет скан жопы кота стартапера. Вон разработчиков Флиппера вспомните (да да, там с жопой кота я преувеличил, но суть думаю понятна).
Если же стартап делается только для привлечения инвестиций с целью поиметь бабла ни за что и тихо слиться (ну не шмогла я, не выстрелило) то там да, там рекламы и пафоса надо поболе, речи надо вести позаумнее да понтов обязательно побольше.
le1ic
немного не по теме, но Флиппер это не совсем стартап. Это проект с ограниченной нишей. Стартап — это про масштабируемую и длительную бизнес модель
Andrey_Epifantsev
А можно где-нибудь критерии посмотреть как отличить стартап от проекта с ограниченной нишей? Хотелось бы например понять, к какой категории относится то чем я занимаюсь.
И получается, что для проекта с ограниченной нишей регистрация товарного знака в принципе не нужна?
le1ic
Если потенциальных клиентов 1000 и каждый один раз заплатит $10, то это очевидно проект с ограниченной нишей. Если у вас число потенциальных клиентов ограничено миллионами или миллиардами, и каждый платит $100 в год, то это устойчивый поток денег, и попытка сделать такой бизнес — это стартап )
Про товарные знаки — понятия не имею, никогда с этим не был связан. Но кажется разницы нет, ограниченный проект это или длительный бизнес.
Andrey_Epifantsev
Миллионы и $100 в год — это прямо голубая мечта. Мне кажется фирмы вписывающихся в эти критерии можно пересчитать по пальцам.
Это что за услуги нужно предлагать, что миллионы пользователей будут готовы платить $100 в год за них? Это должна быть прямо какая-то мегаидея.
Например Whatsapp или Telegram — это стартапы или нет? Клиентов много, но выручка с клиента копеечная.
stvorl
Речь, наверное, больше о том, чтобы под ваше, допустим, уже очевидно заметное развитие, кто-нибудь не зарегистрировал товарный знак, который потом вам же и будет продавать втридорога или лезть в долю.