Налоговый мониторинг – это новая форма налогового контроля. Она заменяет традиционные проверки на онлайн-взаимодействие на основе удаленного доступа к информационным системам налогоплательщика и его бухгалтерской и налоговой отчетности.


Я бы дал дополнительное определение налогового мониторинга – это цифровизация камеральных проверок, перевод их из разовых мероприятий в форму постоянного мониторинга деятельности предприятия. Для налогоплательщика появляется возможность управлять налоговыми рисками через мотивированное мнение налогового органа, т.е. получать предупреждения от ФНС с возможностью принять меры для устранения налогового риска.


Если говорить про прогнозы, то я бы достаточно большой долей вероятности дал бы прогноз, что к 2030 году все предприятия от средних и больше будут вынуждены вступить в налоговый мониторинг. Государство уже задало вектор движения путем изменения налогового законодательства и уменьшением порога входа в налоговый мониторинг: https://sozd.duma.gov.ru/bill/1025470-7


Существует 3 формы взаимодействия с ФНС в рамках налогового мониторинга:


  • Доступ ФНС в учетную систему
  • Витрина
  • ТКС

Информация из открытых источников:


image


Как видно из слайда, набирает популярность форма взаимодействия с ФНС на основе витрины. Существует достаточно много поставщиков «коробок» для витрины, в том числе и SAP.


В данной статье способ взаимодействия через ТКС рассматривать не будем, т.к. этот способ скорее возможность вступить в налоговый мониторинг организациям, которым по каким-то причинам нужен этот режим, но экспертизы \ времени \ ресурсов не хватает для витрины или прямого доступа. Но, с другой стороны, после того как ГНИВЦ выполнит планы по созданию «облачной системы налогового мониторинга», то способ ТКС, возможно, ждет реинкарнация как интерфейса между облаком ГНИВЦ и учетными системами налогоплательщика.


Для предприятий, у которых расчет всех налогов идет в SAP, витрина не кажется однозначно выигрышным решением из-за вопросов интеграции и необходимости дополнительной перекладки данных в витрину. В таблице ниже проведен сравнительный анализ решений витрина и прямой доступ для предприятий, у которых расчет всех налогов идет SAP.


image


Нужно понимать, что витрина данных никакого отношения к СВК не имеют. СВК можно реализовать в ручном режиме и тут тон задают методологи и написанные ими регламенты. Если говорить про автоматизацию, то другого решения кроме SAP GRC Risk Management and Process Control мне не известны и вряд ли есть. Почему вряд ли – контроли должны быть встроены в бизнес процессы, реализованные в SAP и такая интеграция кажется возможной только силами вендора и его продуктов.


Если смотреть на витрину с точки зрения интерфейса, то создать аналог для прямого доступа в виде АРМ «Налоговый мониторинг» на ABAP не представляется сложным (скриншот примера АРМ ниже).


image


Рассмотрим решения по блокам \ блокам работ:


image


Таким образом, для функционального заказчика и ИТ заказчика есть над чем подумать, если расчет налогов осуществляется в SAP, особенно с учетом того, что прямой доступ организует единое пространство работы для налоговых бухгалтеров и ФНС, а витрина заставляет налоговых бухгалтеров работать как в учетной системе, так и в отдельной витрине со всеми вытекающими последствиями в виде дополнительных сверок.