В октябре 2020 года в сети активно обсуждали кейс украинского сервиса онлайн-заказа такси Uklon. Драйвер компании проехал на красный свет и разбил Audi A7 клиента.
Ремонт машины оценили в 360-500 тысяч гривен. В самой компании Uklon отказались нести какую-либо ответственность за инцидент, ссылаясь на пункт 5.2. пользовательского соглашения.
В нем юристы прописали, что вред, нанесенный драйвером, возмещается самим драйвером, а не компанией. Сервис только помогает водителям-фрилансерам находить клиентов, но не обязан нести ответственность за неправильное вождение и материальный ущерб.
Юридический отдел Uklon заранее предусмотрел возможные проблемы и вовремя снял риски с помощью соответствующего пункта.
Какие проблемы у Uklon появились бы без п.5.2 в пользовательском соглашении (или Terms and Conditions)? Компании пришлось бы выплатить пострадавшей стороне до полумиллиона гривен на восстановление авто. А также — возмещать моральный ущерб, оплачивать больничные счета и тд. (при нанесении вреду здоровья).
Из-за чего возникают проблемы с Terms and Conditions для приложений, сайтов и мобильных игр
Как часто при виде фразы «Я согласен с …/I agree with…» в процессе установки или регистрации в приложении человек читает Terms of Conditions? Зачастую, ноль раз из 10. Если дело не касается финансовой, уголовной или персональной ответственности, люди ставят галочку в чекбоксе и идут дальше. Вот почему возникают ситуации, описанные выше.
Посетители интернет-ресурсов относятся несерьезно или игнорируют пользовательское соглашение. Это естественным образом понизило юридическую силу документа. Хотя Terms of Conditions полезный инструмент для защиты собственных прав.
По той же причине сами владельцы онлайн-бизнеса забывают о проработке соглашения между пользователем и компанией. В спорных ситуациях грамотно составленный документ помогает выйти сухим из воды.
Если решили сэкономить на Terms and Conditions, можно, конечно, скачать в интернете шаблон и подкорректировать текст. Не исключено, что компании повезет и этот документ окажется формальностью. Только в действительности ошибка разработчика или юридического отдела чревата серьезными последствиями. Поэтому важно прописывать условия с учетом специфики бизнеса.
Что такое Terms and Conditions и как не надо работать с документом
Чтобы не использовать много одинаковых по смыслу и сложности терминов: Terms and Conditions, Terms of Use, пользовательское соглашение и тд.– в народе и у юристов прижилось созвучное слово «термзы».
Термзы – крайне полезный документ, который помогает регулировать спорные вопросы между владельцем приложения, сайта или сервиса и пользователями продукта. Грамотно прописанные термзы помогают ускорить процесс подачи жалобы, определить обязанности каждой стороны и разобраться с авторскими правами.
Если хотите обезопаситься, исключить возможные судебные иски или недовольства пользователей, ориентируйтесь на специфику собственного бизнеса. Например, перед составлением первого образца термзов для интернет-магазина изучите минимум 5-10 пользовательских соглашений конкурентов. Анализ бизнеса и изучение документов других компаний поможет понять ключевые моменты.
Часто совершаемые ошибки при составлении
- Копирование чужих термзов – формально такой путь сработает, потому что на сайте или в приложении будет «текст», который регулирует отношения между компанией и клиентом. Однако здесь кроятся риски, которые в будущем могут привести к судебным искам и подпорченной репутации;
- Самостоятельная кастомизация шаблона – такое решение чуть лучше, чем копирование. Но нужно понимать нюансы. Человек без опыта в IT-праве пострадает от собственной беспечности. Часто новички путаются в условиях возврата денег/товара или не учитывают законодательство отдельных стран;
- Использование генератора или сервиса кастомизации термзов – этот способ уже ближе к тому, что нужно для нормальной работы, но с оговорками. Риск нарушений при составлении пунктов, определении сторон, условий и ответственности гораздо ниже.
Как решить проблему с термзами владельцам онлайн-бизнеса
Лучше нанять команду юристов, которые умеют составлять Terms and Conditions с нуля и ориентируются на потребности клиента.
Плюсы:
- индивидуальный анализ бизнеса;
- детальный разбор прав и обязанностей юридического лица (сайт, интернет-магазин, сервис, приложение и прочее) и пользователя/посетителя;
Пользователь и посетитель – это почти всегда разные лица. Вот почему права и обязанности у них разные. Эксперт сумеет понять, на кого нацелен документ и не обделит вниманием ни одну из категорий ваших клиентов (действительных или потенциальных). - неограниченное количество правок;
- соблюдение законодательства страны;
- профи четко разделяет первостепенные и второстепенные положения;
Опытный юрист не тратит время на прописывание 100 ненужных пунктов для разъяснения условий конфиденциальности. Вместо этого внимание уделяется условиям оплаты и возврата средств, правилам использования бесплатных опций, демо-версии и тд.
Минусы:
- нужны силы и время, чтобы найти опытного IT-юриста;
- услуги профессионала стоят дороже, чем у сервиса с шаблонами или юриста из других областей.
Что должно быть в правильно составленных термзах
Мы в Icon Partners составили уже более 1000 Terms and Conditions для наших клиентов и точно знаем, что важно учесть в документе. У сильного соглашения должно быть не меньше 5-7 базовых пунктов. В зависимости от специфики IT-продукта пункты расширяются или заменяются.
В термзах нужно обязательно прописать
- термины – обозначается, кто такой пользователь, Сервис/Сайт и прочее;
- товары и услуги – перечень того, что компания, приложение или сервис предлагает клиентам;
- условия оплаты и цена;
- интеллектуальная собственность – если на веб-ресурсе есть user generated контент, можно оставлять комментарии или отзывы, компания должна снять ответственность и/или сохранить права на контент за автором;
- момент принятия и время окончания действия соглашения – как только галочка в чекбоксе проставлена, это означает знакомство и согласие с термзами;
- дополнительные пункты – специфические требования, условия возврата или изменения пользовательского соглашения.
Такие соглашения лучше составлять без канцеляризмов, не забывая о юридической стороне.
Избегайте в документе спорных и противоречащих друг другу пунктов.
pvp
«Какие проблемы у Uklon появились бы без п.5.2 в пользовательском соглашении (или Terms and Conditions)? Компании пришлось бы выплатить пострадавшей стороне до полумиллиона гривен на восстановление авто.»
Правда? А что, в украинском законодательстве есть какие-то нормы, которые это позволяют?
perezanov
Скорее всего никаких. Водитель выступает как физлицо, а если таксует систематически, то сам должен регистрироваться как ИП. Поэтому вся ответственность на нем. Трудовых отношений у него с уклоном нет.