Привет, Гиктаймс!

Мы с вами живем в удивительное время. Новые Горизонты бороздят просторы солнечной системы, по Земле катаются автомобили-роботы, а музыкальным лейблам уже даже не нужны живые артисты для того, чтобы зарабатывать деньги и выдавать слушателям продукт – музыкальный или визуальный. И если с первым все понятно: старые записи, черновики легендарных музыкантов и просто неизданные в нужное время материалы могут работать на имя исполнителей еще очень долгое время, то с визуальной составляющей мы попытаемся разобраться. Кому, зачем и в каком виде понадобилось подменять себя на сцене голографической проекцией, и есть ли у этого вида искусства перспективы в музыкальном?

image

Gorillaz 2006

Первыми артистами, решившими проложить голографическую тропинку к славе, стали музыканты группы Gorillaz. В 2006 году, на премии Грэмми, голограммы их персонажей из клипов вместе с Мадонной (к счастью, настоящей) исполнили песню Clint Eastwood.



Шоу, которое показали Gorillaz, достаточно высоко установило планку качества для всех, кто решил бы использовать голограммы в будущем. Будущее, к слову, наступило уже через три года (хотя зрителям на Грэмми, наверняка, казалось, что будущее уже здесь).

Tokio Hotel 2009

В 2009 году ленивые немцы из Tokio Hotel решили, что не хотят кататься по миру самостоятельно, и отправили вместо себя в тур под названием «Holographic World Tour 2009» 4D-голограммы. Тур состоял из 13 концертов, семь из которых прошли в разных странах в одно и то же время.



И вроде бы, отличная идея. Пока техники и инженеры катаются по миру со всей необходимой техникой, можно, к примеру, спокойно заниматься студийной работой. Но здесь проявляется первый моральный аспект таких выступлений – готовы ли фанаты идти на концерт любимой группы, если самой группы при этом не будет на сцене? С одной стороны, любая возможность оказаться ближе к кумирам делает свое дело, и поклонники идут в кассы. Но остается ли при этом должная энергетика и харизма исполнителей, без которой большие концерты не обходятся? Поделитесь своим мнением в комментариях, купили бы вы билет на концерт голограмм вашего любимого музыкального коллектива?

Black Eyed Peas 2011

В 2011 году американцы из the Black Eyed Peas взяли опыт Gorillaz и Tokio Hotel, переработали его и получили выступление двух живых артистов и двух голограмм (которые, пожалуй, выглядели даже слишком реалистично).


Для создания такого эффекта использовалась технология EyeLiner, позволяющая минимизировать количество оборудования, необходимого для такого шоу. Подробнее о том, как она работает, в видео ниже:



2Pac 2012

И все было безоблачно, пока на сцене появлялись голограммы ныне здравствующих музыкантов. Но в 2012 году эта едва сложившаяся традиция была нарушена, и в одной из сессий рэп-фестиваля Coachella вместе со Snoop Dogg и Dr. Dre выступил голографический Тупак Шакур, погибший в 1996 году. Тогда он исполнил всего две песни – «2 Americaz Most Wanted» и «Hail Mary», но даже это вызвало бурю обсуждений в Интернете и СМИ на тему моральной стороны таких «оживлений».



Для организации этого выступления была использована та же технология Eyeliner, что и в случае с Black Eyed Peas, но с одним отличием – вместо видео использовалась компьютерная модель, сделанная по технологии Motion Capture (помните первые версии Mortal Kombat?). Возможно, это было связано с отсутствием видеозаписей Тупака в качестве, достаточном для создания хорошей голографической проекции.

Цой 2012

Прецедент с виртуальным воскрешением погибшего артиста породил целую волну дискуссий, в которых СМИ, музыканты и аналитики стали обсуждать возможность появления на сцене легенд прошлого – Хендрикса, Меркьюри, Элвиса и других. Кто-то говорил о необходимости запрета таких концертов, кто-то, наоборот, поддерживал эту идею.

Оперативнее всего на тренд отрегировала Россия, где в 2012 году на концерте к 50-летию Виктора Цоя выступил сам Виктор Цой. Здесь сложно что-то добавить, поэтому вот вам видео с исполнением голограммой песни «Группа крови»:



Michael Jackson 2014

Последним на текущий момент крупным концертом, где была использована голограмма известного музыканта, стал Billboard Music Awards в 2014 году. В рамках выпуска второго посмертного альбома Майкла Джексона, его голографический образ появился на сцене и спел песню «Slave to the Rhytm» с альбома Xscape, которую при жизни Джексон не исполнял. В проекции были воспроизведены все известные движения музыканта, включая лунную походку.



И в завершение...

Быть ли рынку голографических музыкантов? Сосредоточатся ли артисты на выпуске альбомов, продажи которых в последние годы сильно упали, отправляя при этом свои цифровые копии на мировые сцены? Будут ли вообще зрителям нужны живые музыканты и теплые аналоговые концерты в мире, где активно распространяются очки виртуальной реальности, продвинутые технологии визуализации и HoloLens? Ответы на все эти вопросы можно будет узнать совсем скоро, но ответы на них, кажется, будут совсем неоднозначными.

Ждем завтрашний день вместе. А пока что к нашему новому проекту – биеннале высоких технологий SMIT: 60 Minutes in Tomorrow (которым, собственно, и вдохновлена эта серия постов) мы отрисовываем собственную голограмму. Голографическое шоу можно будет увидеть в рамках биеннале SMIT с 1 ноября по 13 января в Музее Москвы.

Комментарии (24)


  1. veam
    10.09.2015 13:23
    +8

    Вокалоидов забыли.
    Впрочем, я был на таком концерте — на видео оно смотрится гораздо лучше, чем в реале.


    1. Exponenta
      10.09.2015 13:24
      +4

      Не забыли. Решили написать только про реальных музыкантов. Вокалоиды достойны отдельной публикации. Имхо*


      1. kotia
        11.09.2015 11:48

        особенно Gorillaz реальны


    1. TheRaven
      10.09.2015 14:06
      +2

      Зашел написать про них же.
      Имхо, если исполнитель жив — пусть выступает сам. Вокалоиды и другие виртуальные персонажи на реальной сцене — это замечательно. Воскрешенные таким способом — спорно.


    1. ruikarikun
      10.09.2015 15:05
      +2

      Зашёл написать про Вокалоидов, а вы уже.


  1. wormball
    10.09.2015 15:52
    +5

    Только, я как понял, это не голография, а банальная проекция. Или нет?


    1. veam
      10.09.2015 15:54
      +1

      Да, ставят стеклянный экран в темноте и светят на него проектором.


    1. SelenIT2
      10.09.2015 15:56

      Да. Подвижных голограмм в таком качестве мы вряд ли дождемся в ближайших лет 10-20. Но маркетинг-с…


      1. wormball
        10.09.2015 18:26

        Лично я вообще не видел подвижных голограмм.


        1. isden
          10.09.2015 18:44

          Ну пока вот как-то так — www.youtube.com/watch?v=KfVS-npfVuY


    1. Sketch_Turner
      11.09.2015 11:26

      Проекция. Тут такая же подмена понятий, как и с 3D в кинотеатрах, которое тупо банальное стерео (а 3D это в Окулусах, вот там да).
      — Про вокалоидов зря в статье не сказали. Впрочем, видел их выступление. В живую так себе.


      1. justmara
        12.09.2015 11:21

        в окулусах то же самое «тупо банальное стерео», только с motion датчиком.


        1. Sketch_Turner
          12.09.2015 16:35

          3D от стерео тем и отличается, что вы можете вращать головой.


  1. evtomax
    10.09.2015 16:12
    +5

    Ну реально живые концерты, где происходит непрерывное живое общение выступающих и зрителей, такие «голограммы» точно не заменят.

    А что касается умерших, то эти «голограммы» неэтичны так же, как и воспроизведение видеозаписей с этими умершими. Выступление с видеозаписями умерших так же неэтично, как подпевание и танец под клип с умершим. И Motion Capture так же неэтично, как играть умерших людей в драмтеатре. Главное — не называть это всё воскрешением. Видеозаписи — они и при отражении от стекла являются видеозаписями. Грим — это всего лишь грим, даже с если он цифровой (Motion Capture).

    А Цой жив и в воскрешении не нуждается :-)


    1. Darth_Biomech
      10.09.2015 17:04

      Ну реально живые концерты, где происходит непрерывное живое общение выступающих и зрителей, такие «голограммы» точно не заменят.

      Достаточно просто подождать развития технологии до момента когда будет возможно рисовать фотореалистичную картинку в рилтайме, и ИИ алгоритмы и процедурная анимация смогут адекватно реагировать на толпу. Тогда все будет. Если персонаж изначально анимационный, то тогда нужен только ИИ и процедурная анимация.


    1. disinvis
      11.09.2015 12:17

      Когда ненадолго появляется — вполне нормально. Даже, наоборот, зритель этого хочет и тепло встречает.


  1. Propheta13
    10.09.2015 18:07
    -3

    Я сразу вспомнил последние эпизоды крайнего сезона South Park. Там эта тема раскрыта.


  1. Apazhe
    10.09.2015 21:15

    Этичны, неэтичны… Главное — прибыль!


  1. olegkrasnov
    10.09.2015 21:25

    Так это голограмма (3d) или проекция (2d)?


    1. evtomax
      10.09.2015 23:22

      Лучи из проектора отражаются от зеркала и проецируются на пол. А пол отражается в полупрозрачном стекле, расположенном по углом 45 градусов. Это то, что я увидел на видео.


    1. SelenIT2
      11.09.2015 05:08

      2d-проекция, конечно.


  1. vlreshet
    11.09.2015 10:54

    К сожалению не видел такие «выступления» в живую, но те кто видел — скажите, неужели оно действительно так чертовски реалистично как на видео?


    1. veam
      11.09.2015 17:41

      Впрочем, я был на таком концерте — на видео оно смотрится гораздо лучше, чем в реале.

      Впрочем, видел их выступление. В живую так себе.


  1. justmara
    12.09.2015 11:24

    А «этично» ли запускать фонограмму на концерте? Мне кажется, шоубиз давно ответил на этот вопрос. Есть исполнители, на фонограмму которых люди ползут толпами, тряся дензнаками. А есть, где засмеют за одну мысль о таком. Так что этики тут нет. Только спрос и предложение.