Предисловие
Около года назад я решил написать чат-бота, который отвечает на часто задаваемые вопросы о COVID-19. В тот момент многим показалось, что моя идея не более чем хайп, который спустя короткий промежуток времени потухнет. Однако, оказалось, что спустя год, данная тема только набирает обороты. В этой статье я расскажу о том, как мы создавали чат-бот для консультации по вопросам COVID-19 по просьбе МВД (BMI) Германии, а также выражу идею о создании аналогичного проекта в России.
Зачем нужен этот чатбот?
На протяжении всей пандемии (и сейчас) информационные источники предоставляют большое количество разнородной статистики по заболеваниям, смертям, течении болезни симптомам и т.д. Более того, в личной коммуникации люди нередко (и неосознанно) могут искаженно передавать свой или чужой опыт по тому, как действовать если ты или твои близкие заболели, как интерпретировать статистику, стоит ли вакцинироваться и вообще, что всё это значит? Кончено, наверняка существует единый централизованный источник(и) точной информации, однако найти и опознать их не всегда просто, а если речь идёт о статистических данных, то тут ситуация ещё сложнее.
В связи с этим, возникает потребность в существовании единого и простого в использовании источника информации. Казалось бы, почему, например, горячая линия не является таковым источником? По моему личному опыту (а я несколько раз летал за границу во время пандемии, а также сталкивался с вирусом лицом к лицу), качество услуг горячей линии в моем городе, мягко говоря, не всегда отличное. Долгое время ожидания, неконсистентная информация и т.д. Поэтому, виртуальный ассистент или чатбот, называйте как хотите, более чем достойная альтернатива и отличное решение проблем единства информации и сложности доступа к ней.
Кейс МВД Германии
С Августа 2020 года я являюсь PhD студентом и научном сотрудником в одном из немецких вузов. В мои обязанности также входит помогать моему научруку проводить курс Question Answering & Chatbots. В рамках курса, студенты совместно с реальными организациями из индустрии делают реальные проекты по чатботам в заданном домене знаний. В этом году, одной из организаций было МВД Германии, которое уже на тот момент имело разработанный простенький FAQ Бот, работающий на немецком языке. Их запрос заключался в разработке функциональности доступа к данным через вопросы на естественном языке (data-driven questions). Например: "Сколько случаев заражений было в прошлый месяц в Берлине"? Фишка в том, что приложение должно было работать не только на немецком, но и на английском, а также определять как большие города (Мюнхен, Гамбург), так и маленькие посёлки и районы.
Результатом работы стало приложение, которое будет в дальнейшем интегрировано в основной функционал чатбота. Демо доступно по этой ссылке: https://coronabot.ins.hs-anhalt.de/
Как видите, запрос на разработку таких вещей не какая-то мимолётная шалость вчерашнего студента, а реальная потребность на государственном уровне.
Личная инициатива
Идея данной статьи заключается в том, чтобы сподвигнуть заинтересованных людей на создание данного приложения в Российской Федерации в рамках совместного сотрудничества. Ведь без партнёрства со стороны государства или больших компаний идея вряд ли получит дальнейшее развитие. Текущая реализация FAQ чатбота на русском языке всё ещё доступна в телеграме. Вы можете с ним пообщаться и сообщить о багах или пожеланиях в комментариях к данной статье -- это поможет нам в дальнейшей разработке.
Обобщая данную статью, решения на базе чатботов могут быть полезны не только в кейсе ковида, а в любых других, например -- государственные услуги.
Спасибо за внимание!
AlexVist
По прочтении только и возникает до боли знакомая фраза: "Пациент, не занимайтесь самолечением!"