Где-то над Балтийским морем
Где-то над Балтийским морем

"Войти в АйТи" уже не кажется чем-то за гранью фантастики и привилегией для избранных. Бытует мнение, что тестировщик - легкая профессия. Полтора - два месяца на курсах и Voila! Вы в IT-community. Порог входа низкий, наличие технического образования не обязательно. И любой, от курьера до домохозяйки, может освоить данную профессию. Так ли это? 

В различных пабликах уже существует достаточно много статей, дающих советы тем, кто хочет изменить свою жизнь и стать тестировщиком. Однако далеко не во всех статьях рассказывается о реальных сложностях, с которыми сталкиваются начинающие "охотники за жуками". 

Я решила на реальном примере показать, с чем приходится сталкиваться начинающему специалисту. Ведь окончить курсы, прорваться через толпу конкурентов и получить заветный оффер, еще полдела. Самое интересное начинается как раз после. Когда вы уже на борту. 

Итак, данная статья написана в формате интервью. И будет полезна тем, кто собирается "войти в АйТи" через тестирование. И особенно тем, у кого нет сильного технического бэкграунда.

Погнали.

Респондент: Екатерина Бернадцкая, тестировщик из Кремниевой долины, опыт работы в тестировании 4 года. В настоящее время работает в IT  компании по разработке приложения для ресторанов. Имеет опыт работы ручным тестировщиком в одной из крупнейших IT компаний России. Технического образования нет. В Штаты попала, выиграв грин карт. Собственно, выигрыш и послужил стимулом переквалифицироваться в тестировщики ПО. Пол года назад начала писать тесты на Python. Считает, что это именно тот случай, когда человек выбрал правильный путь.

- Катя, расскажи о своем первом месте работы. Ты была одним тестером на проекте или работала в команде? Опиши кратко процесс онбординга.

- Катя: Первое место работы - одна из крупнейших IT компаний России. Я попала в распределенную команду сильных профессионалов с четкой структурой, отлаженными процессами. Как такового онбординга с погружением, с тьюторами не было. Мне предложили посмотреть видео о компании и ее продуктах. И тут сразу возникла первая сложность. Люди, которые уже в компании проработали какое-то время (от полугода, к примеру) знают продукт, процессы. Соответственно, у них и не возникает мысли о том, что кому-то может быть трудно и что-то понятно. Я считаю, что это проблема для новичков, особенно, когда входишь в новую профессию. Знаний в этой сфере недостаточно. Профессия сложная, продукт неочевидный. Сложно влиться, понять, чего от тебя хотят и начать полноценно работать. Если бы этот процесс был хорошо организован, то сократился бы уровень стресса и времени, на то, чтобы влиться в коллектив и почувствовать себя полноценным членом команды.

Еще одна сложность заключалась в том, что ты видишь только маленький кусочек огромной системы. И сложно понять, как эта система работает целиком. Но тем не менее, когда ты работаешь в команде, ты видишь, куда расти, к чему стремиться.  Есть, к кому обратиться с вопросом, психологически проще, чем быть одним тестером на проекте. Потому что видишь, что люди сталкиваются с проблемами и решают их. Самое главное в жизни тестировщика, да и человека в целом - умение решать проблемы. Не бывает так, что все гладко. Но если умеешь решать и справляться с трудностями, знаешь, как правильно задать вопрос, к кому с ним подойти, это уже 80 % успеха. 

- Как проходило взаимодействие с командой?

- Катя: В нашей команде были разработчики, продакт менеджеры, тестировщики. Сначала мне было страшно, потому что я не понимала, о чем говорят все эти люди. У меня было ощущение, что со мной говорят на  китайском языке. Я не понимала вообще ничего. Приходилось перебарывать свой страх, идти, спрашивать, говорить, что я все поняла. А после идти на свое рабочее место и анализировать всю полученную информацию. И снова подходить, и снова задавать вопросы. И тут еще одна сложность: когда люди очень заняты и находятся под давлением, то не слишком охотно отвлекаются и отвечают на вопросы. И тут главное отделить мух от котлет и понять, что люди не плохие, и ты не плохой. Просто люди заняты своей работой и им не до тебя.

Сейчас, когда я сама бываю очень занята, я тоже не очень охотно отвечаю на вопросы. Иногда злюсь, когда у меня спрашивают что-то очевидное. Но в эти моменты я переношусь на 4 года назад и вспоминаю себя. Беру себя в руки и терпеливо объясняю. Рисую схемы пока не увижу, что человек действительно понял. Ребята все были сильные, хорошие, умные. И просто времени не было что-то мне объяснять. Многие злились, кто-то откровенно показывал свое раздражение. Да, сначала тебя рассматривают, как винтик, который должен работать и не задавать дурацкие вопросы. Но когда я дошла до определенного уровня, стало проще. Люди привыкли ко мне. Мы стали дружить. Ходить, пить кофе. Был забавный парень ведущий программист на проекте. Он всегда после релиза покупал мне кофе. Я буду всегда с теплотой вспоминать, как этот чудесный парень покупал мне кофе. И знал, что я люблю лавандовый (улыбается).

- Как и кто  оценивал твою работу?

- Катя: В основном, менеджер QA команды и продакт менеджеры. После окончания испытательного срока был сделан “разбор полетов”. И мне сказали, что нужно стараться больше. Они видели, что я старалась, но нужно стараться больше. И это было большим ударом по самооценке. И тем не менее  я начала стараться больше. Но самое сложное было понять, куда стараться. Потому что “старайся больше” - слишком абстрактная фраза. И я не понимала, что делаю не так и в какую сторону двигаться. Были странные ощущения. Ты лезешь из кожи вон, не спишь ночами, читаешь, штудируешь какие-то дополнительные материалы, задерживаешься на работе, стараешься брать задачи посложнее, берешь задачи соседней команды, чтобы понять как работает система, а не конкретно твой болтик. И при всем при этом  люди говорят: “Старайся больше”. Это неприятно. Но знаете, что самое удивительное?  Когда ты начинаешь работать чуточку больше, чуточку дольше, ты начинаешь понимать, чего от тебя хотели. Ты начинаешь понимать, довольный клиент - самый основной показатель, показывающий, как хорошо ты поработал. Клиент доволен, компания не теряет, а зарабатывает деньги. Значит ты поработал хорошо и получишь свою зарплату (улыбается). 

- Как ты распределяла свое рабочее время?

- Катя: Расскажу на примере текущей компании в Штатах. Многие думают, что тут работают какие-то нереальные гики, и все строго. Да еще и работают сутками на пролет. Это не так. Здесь работать гораздо проще. В российской компании время распределялось очень строго. Мы отчитывались за каждую минуту. Писали, сколько времени потратили на какой тикет, весь процесс фиксировался в багтрекере, сколько тикет висел в каком статусе. Если тикет висел в статусе testing слишком долго, нам задавали вопросы, с нами проводились беседы. Рабочий день с 10 до 19. А если ты пришел позже или ушел раньше, в конце недели получал письмо с фамилиями тех, кто позволил себе опоздать на 10 минут.

Такое отношение к сотрудникам накладывало дополнительный отпечаток. Психологически было достаточно тяжело: сложный проект, сложная работа, тебя контролируют. В Штатах гораздо проще, демократичней. Если нужно уйти, ты можешь поставить руководителя в известность о том, что у тебя семейные дела или дела по здоровью, и уйти пораньше. И никто не следит, сколько времени твой тикет находится в работе. 

Мне комфортнее работать в Штатах. Я люблю наш продукт, сама являюсь активным пользователем. А с недавнего времени начала  работать над автоматизацией. Очень много всего нужно сделать. У меня  всегда есть какая-та работа. Или просто я умею найти эту работу (смеется). Сейчас в приоритет ставлю тикеты, один день в неделю на автоматизацию. Никто не стоит над душой, время четко не учитывается, я давно работаю в компании и все знают, что я покажу результат. И если я взялась за это дело, то доведу его до конца. 

- С техническими скиллами были сложности? Чему ты научился на первом проекте?

- Катя: Были большие сложности. Ведь технического образования у меня нет.  Пришлось быстро все осваивать. Начиная от терминологии и каких-то базовых понятий, заканчивая инструментами и технологиями. И этот процесс длится до сих пор. 

А научилась всему (улыбается). Помню, меня очень напугало слово “рефакторинг”. Я погуглила и не особо поняла, что же они имели ввиду.  Пошла спрашивать: “Мальчики, что это за тикет? Как его проверить?” Они: “Да это же рефакторинг”. Я про себя думаю: “Ага, замечательно. Очень понятно.” Хорошо, что муж - разработчик. Он мне и объяснил, что это такое, и что от меня хотят. Так что пришлось учить все, несмотря на то, что я думала, что готова. Миллион курсов прошла перед тем, как искать первую работу, но практику и опыт ничто не заменит. 

- От чего пришлось отказаться (взгляды/убеждения)?

- Катя: Пришлось отказаться от позиции “я самая умная”. И от страха выглядеть дураком. Я  считала, что должна быть идеальной, лучше всех. Как так, если я чего-то не знаю? Но при этом я ужасно боялась задавать вопросы.

В Долине были сложности с языком. При этом, уезжая туда, я думала, что все знаю. В России я училась на языковой специальности, путешествовала, меня понимали. А когда пошла на первую работу в Штатах, поняла, что не только я не понимаю, что мне говорят, но и меня не понимают. Первые полгода было очень тяжело. Но американская культура располагает задавать вопросы. Это хорошо. Если ты чего-то не знаешь, ты не дурак, ты человек, который хочет что-то узнать. Пришлось привыкнуть к тому, что задавать вопросы и чего-то не знать, это нормально. И сейчас я придерживаюсь политики, что не нужно начинать тикет, если ты не понял, о чем он. Приходит тикет, ты читаешь. Не понятно. Начинаешь общаться с разработчиком. И общаешься с ним до тех пор, пока не поймешь, о чем тикет. И даже, если человек “воет” от моих вопросов, меня это мало волнует (смеется). Меня волнует только то, что это нужно проверить. Эта фича должна работать, а чтобы это проверить, я должна знать, как она должна работать. 

И еще момент. Если кто-то другой нашел баг, а не я, это не значит, что я дурак и плохо поработала. Это значит, что я нашла что-то другое. Распределила свое время и приоритеты таким образом, чтобы сфокусироваться на чем-то другом. И это что-то другое работает хорошо. А тот человек тоже большой молодец. Потому что наш общий проект стал только лучше. 

- У тебя есть лайфхаки? 

- Катя: Я всегда строю таблицы, диаграммы и матрицы. А еще составляю план. Не тыкаю бездумно.  Бездумное тыканье, без плана -  это не exploratory testing. На мой взгляд, скорее, неорганизованность и нежелание развиваться. Когда человек говорит, что потратил весь день на исследовательское тестирование, он либо новичок, либо лентяй. Ты должен понимать, что ты делаешь, и к чему хочешь прийти, а не делать что-то в хаотичном порядке.

- Если бы у тебя была возможность дать совет/напутственное слово себе тогда, вначале пути. Что бы ты, имея уже определенный опыт и знания, себе сказала?

- Катя: Как бы не было тяжело, нужно идти вперед. Если есть цель и желание развиваться в тестировании. Если в процессе поймете, что тестирование все-таки не ваше, это тоже нормально. Не всем это нравится. Но, если ваше, то идите. И поймите для себя, зачем  это нужно. Если есть понимание зачем, то и все ресурсы организма будут собраны и мобилизованы. И цель будет достигнута. А еще сказала бы, как бы не было сложно сейчас, продолжай. Потому что все эти сложности даны для того, чтобы было легче потом. Ничего не бывает просто так.  

Приведу пример. Я молодая мама. Моему малышу нет и года. Он будет учиться ходить, есть ложкой, и у него будут сложности с этим. Да, организм приспособлен, чтобы это делать, но когда человек не знает, он будет испытывать сложности. Так же и в тестировании. Организм приспособлен для всего. И если он не знает, что такое билд, рефакторинг, функция, остальные подобные вещи, то ему просто нужно помочь. Ребенок падает и идет, не думая, что это сложно. Потому что это заложено природой. Мы уже взрослые люди, и наш мозг сопротивляется. “Сложно”, “я не хочу, не буду”, но он приспособлен для этого. И если ему помочь, дать время, дать ресурсы и знания, дать нужных людей, то он тоже сможет это делать.

А еще не стесняйся, если что-то непонятно, спрашивай, проси помощи. Если люди как-то не так реагируют, просто пойми, что у людей много работы, они неплохие и ты неплохой, но у каждого свои цели. Они не хотят тратить свое время на тебя сейчас, может быть они ответят позже, но в то же время пока не получишь то, что тебе нужно, не отставай. Не получил ответ здесь, спроси у кого-нибудь другого. И еще важен позитивный настрой. И знай, что все будет хорошо. Рано или поздно, все наладится, все мечты сбудутся и придет та самая хорошая жизнь, о которой так мечтается. 

И, конечно, учи как можно больше всего. Сейчас я изучаю Python. Помню, смотрела первый курс. Ничего не понятно. Ладно, смотрю второй и стало понятно 5%. Смотрю третий курс. Вспоминаю слова и определения из первых двух, и картинка складывается. И вот на десятом курсе напишется функция, метод или класс. Да, кому-то нужно больше времени, кому-то меньше. Но получится у всех. Составь список того, что нужно выучить. Иногда нужно учить не для того, чтобы понимать это и быть в этом специалистом, а знать, где это можно найти. 

- Согласна ли ты с утверждением, что тестер - лёгкая профессия в  IT?

- Катя: Приведу пример. Это было уже здесь, в Штатах. К нам в компанию пришла девочка китаянка, биолог по образованию. На тот момент она не знала ничего. Я к тому моменту работала в компании года полтора. И объясняла ей все. А через два года эта девочка стала программистом. И теперь я проверяю ее тикеты. Так что да, если есть желание. 

И еще совет, выбирать продукт понятный и близкий вам, который нравится. Да, можно тестировать нейронные сети, компьютер вижн и прочее, но не любить и не понимать это. И никогда не хотеть этим пользоваться. А можно тестировать приложение для ресторанов. Пользоваться этим, любить это и получать от этого дикий восторг. 

- И последний вопрос. Назови пять качеств, которыми должен обладать тестировщик

- Катя: Заинтересованность, целеустремленность, усидчивость , хорошие коммуникативные навыки и желание постоянно видеть что-то новое. И стремиться узнать, как это новое работает. 

В тестировании нужно любить новое и к этому новому уметь адаптироваться. И это не должно вызывать какой-то дикий страх. Помню, когда я получала тикет, читала его. Мне  было страшно даже начинать, потому что все непонятно. “Что это? Что эти люди хотят от меня?” А сейчас такого страха нет. Теперь у меня возникаю совершенно другие мысли: “О, прикольно! Что-то новое придумали. Зарелизим, посмотрим, как работает. Или наш говнокод упадет (смеется)?”

В качестве заключения

Хочу подчеркнуть, что это опыт Кати, ее мысли и ощущения. У Вас может быть совершенно другой опыт. И возможно, Вы столкнетесь с совершенно другими сложностями. А те, о которых говорила Катя, Вас обойдут стороной. И это нормально. Все мы разные, классные и уникальные. У каждого будет что-то свое. Главное, помните, что сложности, это нормально. Без них нет роста и развития. Так что, ничего не бойтесь! Идите вперед! И добро пожаловать на борт.

P.S.: Благодарю Катю за интервью. И читателей за то, что дочитали до конца.