image
Классический Norton. Видите педаль под двигателем? Это как раз для kickstart, который может сломать вам ногу. Источник

Все помнят, что такое kickstarter? Многие сразу вспомнят крауд-фандинговую платформу, и, скорее всего, мало кто подумает о ручном запуске двигателя «с пинка» — исходном значении термина. Сейчас так запускают только бензиновые газонокосилки с тросика и бензопилы. А раньше это был единственный способ завести мотоцикл вроде советского ИЖ. Ну и с некоторой вероятностью от души отхватить педалью по ноге, если она соскользнула.

Сейчас kickstart остался только в классических ретроциклах, кроссовых мотоциклах и иногда встречается в суровых эндуро-моделях в качестве аварийного способа запуска. Во всех остальных случаях используется аккумулятор, что намного удобнее. Аккумуляторы для мотоциклов изготовляются тех же типов, что и автомобильные, а отличаются они размерами, массой, ёмкостью и пусковым током. В основном все они свинцово-кислотные в разных вариантах исполнения: обычный залитый, AGM, GEL. Литий-ионные аккумуляторы, несмотря на свою высокую цену, популярны в основном в мотоспорте, где каждый лишний килограмм на счету.

Сейчас расскажу, что имеет смысл ставить в неторопливый чоппер, что — в скутер для доставки пиццы, а что подойдёт для снегохода. А ещё покажу, почему не стоит замораживать аккумулятор и как он весело кипит при коротких замыканиях.

Почти такие же, как в автомобилях, только поменьше


Есть одна очень существенная разница между аккумуляторами автомобиля и мотоцикла: к мотоаккумуляторам предъявляются гораздо более высокие требования, чем к тем же автомобильным. Кроме ограничений по размеру, действующих в связи с плотной компоновкой и ограниченным пространством, к мото АКБ предъявляются жёсткие требования по виброустойчивости и углу наклона в связи с постоянным воздействием повышенного уровня вибрации и тряски, а в отдельных случаях — регулярной работой в наклонном положении и частыми падениями. Поэтому для мотоциклов традиционно выделяют отдельную линейку более компактных моделей батарей со своими специфическими конструктивными особенностями. У второго, как правило, существенно выше требования к весу. Основное преимущество двухколёсного транспорта — именно в динамике: ему не нужно тащить на себе салон с креслами, два мешка картошки в багажнике и непристёгнутую тёщу с тяпками на заднем сиденье. Такое отношение мощности мотора к общей массе мотоцикла даёт существенную разницу в наборе скорости.

Что куда ставить


Рекомендация прежняя — ставьте то, что рекомендуется заводом-изготовителем: это, как правило, наиболее правильный вариант. Апгрейд возможен, но надо оценить, будет ли стоить овчинка выделки. Например, замена недорого традиционного свинцово-кислотного АКБ в небольшом скутере особых преимуществ вам не даст.

Li-ion


image

Если у вас байк класса суперспорт и вы любитель агрессивной манеры езды, то я бы рекомендовал Exide Li-ion для соответствующих типоразмеров. Его можно вертеть в пространстве как угодно, трясти на поворотах и вообще подвергать интенсивным нагрузкам. Главное, чтобы от вибрации не отошли и не перегрелись контакты на клеммах. Всегда контролируйте фиксацию. Плюс этот тип аккумуляторов отличается очень большим числом циклов перезарядки. Обычный срок службы — больше 2 000 зарядов-разрядов. Только, пожалуйста, не надо заряжать его обычной зарядкой от свинцово-кислотного АКБ, если вы не хотите посмотреть на то, как красиво горит литий. По этой же причине всегда смотрите мануал, если переходите с традиционных АКБ на литий. Скорее всего, потребуется модификация контроллера заряда.

В то же время стоимость литий-ионного аккумулятора в несколько раз превышает стоимость других типов АКБ. Например, если литий-ионный будет стоит 100 гипотетических гульденов, то его аналог GEL — 45, AGM — 35, а обычный — 20 этих условных единиц. Т. е. разница от двух до пяти раз по сравнению со свинцовыми АКБ.

Gel


image

Гелевые аккумуляторы являются одними из наиболее совершенных и соответственно дорогими в своём классе.

Само название «гелевый» говорит о состоянии электролита, который за счёт добавки в серную кислоту силикагеля загущается до желеобразного состояния, поэтому даже при механическом повреждении электролит не вытекает, и батарея может работать даже под углом 90°. Бонусом это даёт низкую чувствительность к вибрациям и более глубокие допустимые уровни разряда без сульфатации. Очень низкий саморазряд и защита от глубокого разряда делают данный аккумулятор идеальным для длительного хранения и сезонного использования: гелиевые АКБ, изначально заряженные, могут спокойно храниться до двух лет без подзарядки в холодном, сухом и тёмном помещении. Такие аккумуляторы рекомендуется ставить в мотоциклы премиум-класса типа туризм и спорт-туризм, которые напичканы энергоёмким оборудованием, таким, как аудиосистема, GPS, дополнительное освещение, системы обогрева, водной техники, а также для наиболее сложных условий эксплуатации.

Будьте внимательны при выборе: многие производители хитрят и пишут на своих мото АКБ «Технология «iGEL». Так вот, данные АКБ ничего общего с настоящей гелиевой технологией не имеют. В лучшем случае вы получите батарею AGM, а может, и того хуже — EFB.

Именно компания Exide является изобретателем технологии Gel. Сейчас Exide поставляет гелевые аккумуляторы многим производителям, например, на сборочный конвейер изготовителя мотоциклов BMW.

AGM


У нас также есть AGM для двухколёсного транспорта, причём в двух разных исполнениях. Один сразу готов из коробки к эксплуатации — это AGM Ready, а второй — просто AGM. Он поставляется сухим с завода, и его надо активировать один раз в начале срока службы, залив электролит. После этого с ним можно работать как с необслуживаемым.

Как и в автомобильных, в мотобатареях AGM электролит не плещется свободно внутри, а зафиксирован на специальных губках из стекловолокна. Тонкие стеклянные волокна при этом абсолютно не входят в реакцию с серной кислотой, а за счёт волокнистой структуры они практически нечувствительны к вибрациям и механическим повреждениям. За счёт своей технологии такие АКБ не требуют обслуживания, могут отдавать большой ток, устанавливаться под любым углом, и проблемы с вибрациями у них минимальны.

Аккумуляторы AGM будут оптимальным выбором для большинства моделей мотоциклов. Обычно на мотоциклы, кроме туристических, редко вешают очень мощные потребители, но если у вас вдруг есть электрообогрев или дополнительный мощный свет, то эта особенность будет очень уместна. Также этот тип отлично подойдёт для агрессивных покатушек с интенсивными нагрузками. Кроме этого, AGM более неприхотлив при работе при низких температурах. Так что в снегоход имеет смысл поставить именно его. Вот только на морозе нужно всегда контролировать уровень заряда и при необходимости подзаряжать. Химия процесса всё та же, и разряженным он тоже замёрзнет.

Традиционные свинцово-кислотные


Они дешёвые — это их основное преимущество. Мы всё равно делаем их качественными, но для агрессивной тряски и работы с большими наклонами они не подойдут. Зато эта серия имеет самый широкий модельный ряд и подходит как для небольших скутеров, так и для крупной техники, работающих с системой 6В и 12В. Такие аккумуляторы больше подходят для размеренной езды на дорожных мотоциклах в стандартной комплектации.

Он идёт с упаковкой электролита и предполагает предварительную заливку аккумулятора перед началом эксплуатации. Классическая конструкция даёт возможность контролировать уровень электролита визуально, и при необходимости вам может понадобиться доливать дистиллированную воду. Они обслуживаемые.

Мы их также поставляем сухими, чтобы они не тратили свой срок службы, пока стоят в магазине на полке. Поэтому не столь важно, когда именно их выпустили.

Как правильно подготовить аккумулятор к зимовке


Большинство людей не ездит на мотоциклах в зимний период. Нет, есть, конечно, любители экстремальных заездов по льду на шипованной резине, но я сейчас не про них.

Перед тем как торжественно накрывать чехлом транспорт, аккумулятор нужно подготовить. В первую очередь нужно обеспечить его полную зарядку — до 100 %. У любого аккумулятора есть неизбежный саморазряд, что в случае свинцово-кислотной АКБ может быть фатальным. При падении заряда ниже критического уровня активная масса начнёт необратимо превращаться в крупные кристаллы сульфата свинца и осыпаться. Хуже того, при низком уровне заряда сульфат-анионы связываются с активной массой, а электролит становится всё более «разбавленным», почти обычной водой. В результате электролит может замёрзнуть при небольших отрицательных температурах.

Поэтому аккумулятор нужно зарядить и хранить в сухом тёмном прохладном помещении, регулярно проверяя, чтобы напряжение на клеммах составляло не менее 12.45 В для полноразмерных свинцово-кислотных АКБ и 6.2 В — для малогабаритных 6В-аккумуляторов. Для литий-ионных аккумуляторов целевое значение — 12.9 В. Если аккумулятор обслуживаемый, то после зарядки проверьте уровень и плотность электролита и при необходимости долейте дистиллированную воду. Можете воспользоваться любыми зарядными устройствами, сертифицированными производителем вашего аккумулятора. У нас есть, например, Battery Charger 12/2 Li-Ion для любых литий-ионных аккумуляторов и Battery Charger 12/5.5 — для всех остальных мотоаккумуляторов. Но вы можете использовать то, что вам больше подходит. Лишь бы параметры подходили.

image
Вот так выглядят электроды АКБ обычного аккумулятора, который мы разбирали после фатального перезаряда.

Важно не допускать перезаряда аккумулятора. Это не только надёжно убивает батарею, но и потенциально опасно для вас.

Вот тут явно сэкономили на системах защиты и балансировки заряда. В результате батарея ушла в тепловой разгон с положительной обратной связью. Не экономьте на зарядниках.

Со свинцово-кислотными аккумуляторами такой фейерверк случиться не может, но при зарядке несколько раз проверьте максимально допустимые токи заряда вашего аккумулятора. Иначе рискуете в лучшем случае необратимо вывести его из строя, а в худшем — вскипятить с весёлыми спецэффектами, выбросом горючего водорода, кипящей кислоты и прочими радостями.

А ещё будьте осторожны при манипуляциях с АКБ. Один из самых неприятных сценариев для неё — короткое замыкание. В химических связях запасается очень большое количество энергии. Например, для АКБ ёмкостью 56 А*ч и напряжением 12 вольт полная запасённая энергия будет равна 56*12 = 672 Вт*ч = 672*3600 = 2.4 МДж. Это примерно как полкило тринитротолуола, только медленнее.


При этом вся энергия фактически идёт на разогрев самой батареи за счёт того, что она имеет ненулевое внутреннее сопротивление. Если батарея нагревается или вы слышите сильное бурление электролита, то сразу же прекратите зарядку, иначе это может привести к взрыву. Посмотрите на видео и никогда так не делайте.

Снегоходы и морозы


image
Пластина с активной массой после замерзания. Часть структуры оторвало от основы кристаллами льда.

image
Конверт сепаратора, деформированный и разрушенный в результате заморозки.

Самое главное, чего стоит опасаться в любом аккумуляторе, — его заморозки. Что мотоцикл, что снегоход очень быстро теряют тепло в силу своих небольших размеров. Если батарея окажется сильно разряженной, то электролит может замёрзнуть даже при небольших морозах.

В результате замерзания, скорее всего, разорвёт сепараторы и повредит активную массу на пластинах, которую оторвёт от решёток. В худшем случае лёд может разорвать корпус аккумулятора. В этом случае серная кислота начнёт аккуратно поливать внутренности автомобиля или мотоцикла при оттаивании. Поэтому всегда осматривайте корпус на предмет трещин или других дефектов. Иногда замерзание может происходить только в одной из ячеек АКБ. Такое бывает у батарей в конце срока службы, при чрезмерном короблении и «росте» решёток электродов от перегрева и перезаряда или по причине короткого замыкания в одной из ячеек. В итоге одна из таких ячеек может оказаться переразряженной и замёрзнуть со всеми сопутствующими эффектами.

Поэтому, как и обычные залитые АКБ, батареи AGM и GEL нельзя оставлять на морозе в разряженном состоянии. Но они хотя бы не потекут в случае повреждения корпуса, если что.