Привет, Хабр! Сегодня поговорим об фармацевтическом бизнесе в онлайне, его актуальных проблемах и решениях, которые можно получить при помощи хакатона (о нем — ниже). Так вот, согласно статистическим исследованиям, онлайн-аптеки как бизнес растут очень быстро. Это один из наиболее быстро развивающихся сегментов e-commerce в России. Почему? Во многом благодаря событиям 2020 года — ведь изоляция почти полностью изменила условия ведения бизнеса, как онлайн, так и оффлайн. Люди стали очень активно интересоваться темой здоровья.
Кроме того, в РФ был принят закон о дистанционной продаже лекарств, благодаря чему на рынке появились новые игроки. За прошедший год интерес к доставке препаратов из аптеки на дом вырос на 573% до 120 000 запросов, и уровень доверия к покупкам онлайн продолжает расти: если доставка достаточно быстрая, клиенту проще заказать онлайн, чем искать необходимые товары по разным аптекам. Все вполне логично. Но у индустрии есть и проблемы, которые необходимо решать. И эти решения СБЕР АПТЕКА решила поискать при помощи хакатона.
Сначала — о преимуществах онлайн-аптек
У онлайн-аптек немало положительных моментов, некоторых из них нет у оффлайн-аптек. Явные преимущества — отсутствие необходимости терять время на поиск аптеки и возможность получать лекарства на дому. Но есть и другие плюсы, которые не лежат на поверхности:
- В онлайн-аптеке очень большой ассортимент лекарственных препаратов. Обычно он шире, чем в обычных аптеках. В онлайн-аптеке почти всегда все есть.
- В онлайн-аптеке нет нужды торопиться, поскольку сзади за покупателем уже выстроилась очередь. Можно детально изучить препарат, сравнить цены, поискать информацию о препарате в независимых источниках.
- Отсутствие опасности заразиться какой-нибудь болезнью, включая COVID-19. В обычные аптеки часто приходят заболевшие люди, которые могут быть источником инфекции.
- Онлайн-аптеки доступны всем категориям покупателей, включая малоподвижных пациентов, неспособных дойти до обычной аптеки, и родителей с маленькими детьми, которых нельзя оставить без присмотра ни на минуту.
Немного о проблемах онлайн-аптек и их клиентов
В общем-то проблем много, выделим самые важные — как для бизнеса, так и для клиентов. Сначала — о проблемах клиентов таких аптек:
- Некорректный прием и покупка лекарств. На сегодняшний день многие пациенты, к сожалению, не обращаются к врачу для выбора лекарств, невнимательно читают инструкции, а принимают лекарства на основании рекомендаций знакомых или своего прошлого опыта, который может быть уже не актуален. Кроме того, пациенты могут приобретать дорогие лекарства, не зная, например, о существовании недорогих и не менее качественных аналогах с тем же действующим веществом.
- Необходимость в регулярном приобретении лекарств. Многим пациентам, включая людей с хроническими заболеваниями, нужно регулярно проходить долгосрочные программы приема лекарств. Им приходится тратить свое время на посещение аптеки, выбор и заказ препаратов.
- Хранение лекарственных препаратов в ненадлежащих условиях. Производители и аптеки тратят достаточно много усилий и ресурсов для того, чтобы хранить фармацевтические препараты в необходимых для их сохранности условиях. После покупки эти условия меняются — кто-то хранит лекарства в коробочке, кто-то — в холодильнике. Если условия хранения нарушены, то эффективность препарата падает, порой в 2-3 раза.
Что касается самих аптек, то критическими проблемами можно назвать:
- Нехватку технических специалистов — в целом, этим никого не удивишь, ведь разработчиков и IT-экспертов других направлений не хватает всегда.
- Недостаток мотивации. Речь не о том, что специалисты, которые приходят в индустрию, незамотивированы. Нет, с этим все в порядке. Проблема в том, что мало кто проводит развернутую мотивационную работу с сотрудниками, чтобы те понимали, с каким продуктом предстоит работать и как он, собственно, работает.
- В случае онлайн-аптеки нельзя использовать обычные рекомендательные движки для формирования витрины, как это делают обычные онлайн-площадки вроде Amazon, eBay, AliExpress и других. Существующие движки показывают себя не самым лучшим образом.
Хорошо, а причем здесь хакатон?
Дело в том, что главная его цель — привлечь участников к решению как проблем клиентов онлайн-аптек, так и к задаче оптимизации работы самих аптек. Плюс ко всему СБЕР ЕАПТЕКА планирует привлечь новых замотивированных специалистов, способных решать те задачи, о которых говорилось выше.
Сейчас компания нуждается в профессионалах, способных решить ряд проблем, указанных выше. А также — в свежих оригинальных идеях, которые могут помочь как бизнесу, так и клиентам — речь, конечно, о новых технологических решениях, которые могут быть интегрированы в общую инфраструктуру онлайн-аптеки.
Представители СБЕР ЕАПТЕКИ говорят, что ребята, которые приходят на интервью, интересуются тем, что им рассказывают, это хорошо заметно. Есть отдельная категория людей, которые говорят: «О, прикольно, мы хотим вот таким продуктом заниматься». Поэтому хакатон, в первую очередь — возможность рассказать широкой группе разработчиков о своем продукте, а также о том, какие задачи решает компания.
Плюс ко всему, на хакатоне сразу можно увидеть хороших специалистов, это отличное место для поиска и найма как джуниоров, так и мидлов. К сожалению, сеньоров таким образом нанять не получится, поскольку они вряд ли согласятся потратить двое суток своего времени на решение относительно несложных для них задач. Время сеньора стоит дорого, а сами они — на расхват. В любом случае, на хакатоне можно оценить как человека, так и его код, принципы работы, инструменты, которые он использует и многое другое.
Подробно о хакатоне
Участие в нем могут принять команды от 3 до 5 человек. Зарегистрироваться для участия в хакатоне можно здесь, сроки регистрации — с 23 апреля по 23 мая.
Таймлайн мероприятия:
- С 23 апреля по 23 мая — регистрация участников.
- 26 мая — выбор участников и отправка приглашений.
- 28-30 мая — проведение хакатона.
Общий призовой фонд составляет 500 000 рублей. Распределяется он следующим образом:
- 1 место — 250 000 рублей.
- 2 место — 150 000 рублей.
- 3 место — 100 000 рублей.
Каждый участник получит мерч и шанс выиграть промокоды на популярные сервисы, а также медицинские приборы для поддержания здоровья для всей семьи за участие в развлекательных активностях.
Онлайн-хакатон будет проходить в несколько этапов:
- Сначала регистрируется команда, сдается тестовое задание и, если его засчитывают, команда отправляется на хакатон.
- Уже на хакатоне участники получают доступ к данным, комментарии и разрабатывают продукт. Параллельно проходят менторские сессии и другие активности.
- Питчинг прототипа на Demo (чтобы попасть на Demo, необходимо пройти все 2 чекпоинта) и получение призов.
К участию в хакатоне приглашаются разработчики, включая:
- Frontend: React, Angular, jQuery и др.
- Backend: PHP, Python, SQL, Django и др.
- Mobile: Kotlin, Swift и др.
- Infrastructure: Selectel Cloud, Selectel S3 Cloud, Docker, Kubernetes.
- А также продукт- и проджект-менеджеры, дизайнеры, аналитики, архитекторы.
Также для участников будут проводиться конкурсы, о них можно будет узнать уже на самом мероприятии.
Важный нюанс — участники, которые предложили хорошие идеи и решения, могут рассчитывать на долгосрочное сотрудничество с компанией. Сотрудничество может быть представлено разными формами — от партнерства до трудоустройства в штат, причем не одного человека, а целой команды. Если команда сработана, действует слаженно — то это готовое подразделение, которое может сразу же влиться в рабочий процесс и решать определенные проблемы.
Если появляются вопросы, их можно задать в Telegram-чате хакатона.
Регистрация до 23 мая: зарегистрироваться можно здесь.
В целом, онлайн-аптеки — не самая известная отрасль, поэтому провести хакатон именно в этом направлении организатором показалось хорошей идеей. Во-первых, потому, что решения, найденные участниками, помогут как клиентам аптек, так и бизнесу. Во-вторых, потому, что участие в хакатоне — это еще и возможность трудоустройства для участников. Было бы отлично увидеть, как предложенная кем-то идея реализуется ее непосредственным автором или авторами.
СБЕР ЕАПТЕКА рассчитывает оптимизировать взаимодействие пациентов с медицинской и, в частности, фармацевтической индустрией. Идеальный вариант — бесшовный опыт такого взаимодействия, когда пациент вышел от врача и не отправляется на поиск ближайшей аптеки, а сразу же заказывает необходимые лекарства, хоть рецептурные, хоть те, для которых рецепт не нужен.
MinimumLaw
Да, ребята. Вчера не стал писать, думал не стоит на эмоциях. Надо подождать. Подождал. Нет — все же напишу.
У меня просьба к вам. Вы, когда в следующий раз задумаете что-то улучшить, вы начните с нуля пожалуйста. Ведь есть простой вопрос. Зачем? Ну зачем вы сломали много лет прекрастно работающий сервис eApteka.ru? Я не знаю что с ним было в Москве и Московской области (и почему сайт меня даже залогинившегося с указанным регионом упорно туда перенаправлял) — но это единственная проблема. В остальном это был один из каналов достать гидроксихлорохин (плаквенил) и азатиоприн. Да, в Питере была ограниченная область доставки размером меньше КАДа, но можно было быть уверенным — заказал и получил подтверждение — заказ будет доставлен. И за много лет только однажды мне вежливо сказали прости, но нет у нас того что в корзинке — есть ближайший аналог, который к слову еще и дешевле оказался. И всякое было. Было что курьеры звонили (за час до дедлайна!!!) и говорили, что прости не успеем. И уточняли как удобнее — сегодня но позже или завтра (в какое время)? Цены от оффлайн аптек не сильно отличались, но при заказе от 1500 (порог бесплатной доставки) уже получалось экономить. Одним словом отличный сервис. Уж не знаю сколько они зарабатывали, но работать с ними было просто приятно и легко.
Все моментально изменилось, когда e сменил СБЕР. Не, господа, серьезно. Я к любому сервису изначально имею сдержано-оптимистическое отношение. Порадовала расширенная зона доставки. Да и СБЕР… Все же хотелось надеяться на то, что «где карту получали — туда и идите» давно закончилось. СБЕР так СБЕР — все, что не делается все к
полной жо..лучшему. Прошло пол года самоизоляции (что бы это не значило) и понадобилось с детьми на каникулы. Традиционно собираем дачную аптечку и обновляем домашнюю. Заказываю и оплачиваю (ура — можно оплатить на сайте а не наличкой курьеру). Звонка через три минуты (привычного) нет. И через 10 нет. И через час нет. Ладно. Часа через четыре звонок. Традиционно путают Питер и Москву (зачем я регион на сайте указывал?). НУ да ладно — главное подтверждают. При этом проговаривая мои условия с сайта. А в письме приходит тот же адрес, но другое время. При этом заказ был в 18, звонок в 22, а письмо вообще поздней ночнью. А у меня тоже график. И я не могу сдвинуть его даже на час. В СМС утром уже радостно сообщили — у курьера, и время доставки (на час позже, чем мне предельно допустимо). Ладно, черти. Бывает. Ну ошиблась девочка. Выжимаю я тот час, но… Курьера нет. И звонка нет. А по телефону голосовое меню. Чтоб тому, кто его придумал… Пятница, вечер — чтоб понимали всю гадость ситуации. Ладно, не буду о грустном… Часа через два звонок. Приносим извинения и бла-бла-бла. Хорошо говорю — предлагайте. Ну, можем завтра. Ага, конечно — мало того что пятницу поломали, так еще и выходные к черту — адрес-то рабочий указан. Я там чаще бываю чем дома. Можем деньги вернуть. Тоже здорово — если мне деньги нужнее, то зачем заказ делать? Короче говоря договариваемся — доставка в понедельник. Опять на час позже предельно допустимого (!!!) — нет, «на раньше» никак не можем. А детей на дачу везти в субботу (!!!). Ну бог с вами. Пусть будет в понедельник. И… в понедельник опять график поломан, лишний час из угла в угол — курьера нет. Опять звонок через четыре часа. Тут уже никаких любезностей и попыток хоть что-то сделать — ультимативно «простите, но заказ отменен деньги вернем — товара на складе нет, есть только дороже и все что можем это перезаказать с доставкой за наличку». Так что приставка СБЕР в очередной раз себя оправдала.Потому повторюсь. Не надо рассказывать людям как так косячить. Это фирменный стиль. Его надо бережно хранить. Видимо без него вы не можете. И да. После таких вот выкрутасов второй раз связываться со СБЕР аптекой нет никакого желания. Есть только грусть по убитому удобному сервису.
Простите. Я знаю Хабр не жалобная книга, но просто накипело. И уж очень расходятся декларируемые цели и получаемые результаты. А фирменный человеконенавстнеческий стиль (антиклиенториентированность или как оно у вас называется) — это вообще за гранью.