Мы доставляем почту самолётами в 45 стран мира, и только за 2020 год перевезли 50 млн кг посылок и писем — в среднем около 130 т в день. Чтобы справляться с такими объёмами, Почта сотрудничает с десятками перевозчиков по всему миру и продумывает маршруты так, чтобы доставлять отправления максимально недорого и быстро.
В этой статье мы расскажем, как устроены авиаперевозки Почты изнутри. Вы узнаете, какой путь проходит международное отправление, прежде чем попасть к клиенту в руки, что путешествует в пассажирских рейсах вместе с багажом, зачем нам виртуальные платёжные средства, и какие удивительные предметы порой находят сотрудники службы безопасности аэропортов.
Зачем Почте авиация и какие именно самолёты возят посылки
Для начала нам нужно понять, как мы вообще будем доставлять посылку по конкретному маршруту — автомобилем, поездом, самолётом или несколькими видами транспорта. Для этого мы составляем план отправлений на год, квартал и месяц, где указываем приблизительное количество посылок и писем, которые поедут в те или иные города, и оптимальные маршруты доставки. Составить их нам помогает математическое моделирование, о котором мы рассказывали в статье о логистике Почты.
Как мы решаем, что именно доставлять самолётами? Мы используем авиацию, когда нет других способов быстро перевезти почту — например, за океан или в города, куда можно добраться только по воздуху. Или же если клиент сам выбирает авиадоставку.
Авиация — самый дорогой способ доставки: много денег уходит на само воздушное судно, топливо, да и пилоты получают больше, чем водители автомобилей. Конечно, можно отправить почту на корабле, это будет гораздо дешевле, но при этом дольше. К примеру, посылка из России в США по воде будет идти не менее 40 дней, до Китая — 30 дней. Это очень долго, поэтому, как правило, мы ничего не доставляем по воде. Есть только единичные случаи, когда где-нибудь на Курилах, Чукотке или Ямале почту возят на катерах.
Для доставки почты мы используем гражданскую авиацию, которая бывает пассажирской, грузовой и малой. Расскажем подробнее о каждом виде.
Пассажирская авиация
До 50% всех грузов в мире перевозят именно на пассажирских рейсах, и наши посылки — не исключение. В большинстве случаев Почта доставляет отправления в грузовых отсеках регулярных пассажирских рейсов.
Для авиакомпаний приоритетом является именно перевозка пассажиров, а грузы — лишь дополнительная возможность заработать на рейсе. Поэтому в первую очередь перевозчик смотрит, насколько самолёт заполнен людьми, а уже потом решает, как много почты можно погрузить на борт. Кстати, посылки и письма летают в том же отсеке, что и чемоданы.
Узкофюзеляжный пассажирский самолёт, у которого между креслами один проход, в среднем может перевезти пару тонн почты. Широкофюзеляжный с двумя проходами — до 20 т. Масса груза, которую вмещает воздушное судно, зависит от технических возможностей каждого конкретного рейса и количества пассажиров на борту. Например, если сегодня загрузка салона 80%, перевозчик может взять чуть больше почты, а если завтра 100% — меньше. По стандартам отечественных авиакомпаний, на одного пассажира с багажом закладывают 100 кг зимой и 95 кг летом. То есть если на рейс пришло на 10 человек меньше, мы сможем погрузить на одну тонну почты больше.
Грузовая авиация
В среднем один грузовой рейс может перевезти 20 т почты. Отправлять самолёт полупустым экономически нецелесообразно, поэтому гораздо быстрее и выгоднее доставлять по одной-две тонне посылок каждый день регулярными пассажирскими рейсами.
Тем не менее, мы используем грузовую авиацию там, где вместимости пассажирских рейсов не хватает. В основном это север России и Дальний Восток — Норильск, Якутск, Магадан, Южно-Сахалинск, Хабаровск. Туда почти не ходят поезда, а из-за погоды могут быть заблокированы дороги, потому самым надёжным способом доставки остаётся авиация.
По данным Федерального агентства по воздушному транспорту России, в 28 000 населённых пунктах страны круглогодично доступно только авиасообщение. Летом в такие места можно добраться на лодке, зимой — на собаках, но круглый год — только по воздуху. По нашей статистике, в этих удалённых регионах проживает 32 млн человек, и на их территории расположено 11 000 отделений Почты России (из 42 000). Это огромное количество клиентов, для которых основным способом связи с «большим миром» являются пассажирские авиарейсы. А когда они оказываются слишком загружены, на помощь приходят грузовые самолёты.
Взять, к примеру, Норильск и Якутск. Эти направления очень востребованы, и вместимости пассажирских авиарейсов не хватает. Не остаётся свободного места в багажном отделении, а следующего самолёта ждать долго. Или же из-за плохой погоды пилот решает взять на борт больше топлива вместо груза.
Чтобы не зависеть от рейсов сторонних авиакомпаний, в 2016 году мы закупили два грузовых ТУ-204. Они несколько раз в неделю перевозят почту по загруженным направлениям, где пассажирских рейсов слишком мало, а объёмы отправлений большие. Как правило, такие самолёты ходят по кругу: стартуют в Москве, летят в Якутск, Анадырь, Хабаровск. Дальше уходят в Китай, забирают почту оттуда и возвращаются в Россию, где летят в Новосибирск, Казань, и, наконец, снова в Москву. Наличие собственного авиапарка позволяет Почте оперативно перенаправлять самолёты в места, где они наиболее востребованы.
Собственные воздушные суда помогли и во время пандемии COVID-19. На них мы в сжатые сроки доставили 311 т гуманитарного груза — масок, перчаток и других медицинских материалов — для десятков медицинских учреждений России, Германии, Испании и Чехии. Поток грузов был таким огромным, что нам приходилось снимать с рейсов отправления.
Малая авиация
Малая авиация — это маленькие пассажирские и грузовые самолеты вроде «кукурузников», которые летают на короткие расстояния и могут перевозить небольшие грузы весом до одной тонны. Как правило, мы используем их на региональных маршрутах для доставки почты в те аэропорты, которые не могут принимать большие воздушные суда — например, на Соловецких островах и Ямале.
Как устроены авиаперевозки Почты: путь посылки от отделения до получателя
Подготовительная работа: как мы планируем загрузку самолёта и почему нашим посылкам иногда приходится потесниться
За месяц до вылета наши партнёрские перевозчики получают информацию о том, сколько и куда нужно доставить почты. Сейчас мы работаем с 49 российскими и 13 международными авиакомпаниями. Во время пандемии коронавируса мы увеличили базу новых контактов и добавили туда тех, с кем раньше никогда не сотрудничали — например, Эфиопские и Марокканские авиалинии.
Ближе к вылету мы уточняем точный вес почты, а авиакомпания корректирует доступную загрузку исходя из количества пассажиров и наличия приоритетных грузов — например, вакцин или груза 200. Если на запланированном рейсе вдруг не осталось свободного места, мы используем другого пассажирского перевозчика или грузовой рейс.
В редких случаях мы выбираем альтернативные способы доставки вроде поездов и автомобилей. Например, во время карантина в 2020 году, когда авиасообщение между Россией и США было фактически остановлено, нам приходилось везти почту на машинах в европейские хабы. Там она попадала на грузовые рейсы между Европой и США, а оттуда уже на автомобилях доезжала до мест международного почтового обмена в Нью-Йорке или Майами.
Такие же гибридные маршруты через другие крупные хабы в Европе, Азии, Ближнем Востоке и даже Северной Африке мы используем для того, чтобы вовремя доставлять растущее число отправлений из интернет-магазинов. Появление этих сложных маршрутов стало возможным благодаря нашей широкой партнёрской сети.
От отделения до самолёта: что интересного инспекторы службы безопасности находят в посылках наших клиентов
Сначала клиент сдаёт посылку в отделение. Оттуда мы отвозим её в небольшой межрайонный сортировочный центр, куда попадают все отправления из нескольких отделений. Затем посылка попадает в более крупный распределительный хаб. Оттуда часть отправлений продолжит путь на автомобиле или поезде, а часть отправится в аэропорт.
В крупных аэропортах у Почты есть свои сортировочные центры. Там корреспонденцию сортируют по разным направлениям доставки: что-то едет в Нарьян-Мар, а что-то — в Нью-Йорк. Перед отправкой служба авиационной безопасности проверяет груз на интроскопе, чтобы понять, не перевозим ли мы что-то запрещённое.
Иногда в отправлениях находят вещи, которые нельзя брать на борт из соображений авиационной безопасности — например, баллончики с краской или батарейки, которые могут воспламениться. В таких случаях мы доставляем посылку на машине или поезде, а если они не ходят в пункт назначения — возвращаем клиенту.
Забавный факт: копатели регулярно пытаются отправить по почте «эхо войны», гранаты времён Второй Мировой, чтобы продать их на eBay. Достаточно часто работа терминала встаёт: инспектор видит, что в посылке лежит что-то похожее на гранату, и по инструкции каждый раз вызывает сапёров.
После приземления: как мы работаем с почтами других стран и зачем для этого нужны виртуальные платёжные средства
С внутрироссийскими посылками всё понятно — они проходят через один или несколько сортировочных центров и попадают в отделение, где клиент забирает их сам или получает с помощью курьера. А вот международные посылки после приземления, к примеру, в Нью-Йорке, попадают в зону ответственности United States Postal Service (USPS), то есть почтовой администрации США. Она принимает их в аэропорту и доставляет до получателя.
По правилам Всемирного почтового союза мы не можем доставлять посылки в те аэропорты, где нет пункта международного почтового обмена (ММПО). Например, если отправление едет в маленький город США, в аэропорту которого нет ММПО, сначала оно попадает туда, где ММПО есть, и там представитель российского авиаперевозчика передаёт документы на груз сотруднику USPS.
Кстати, с почтовыми операторами стран-участников Universal Postal Union мы рассчитываемся виртуальным платёжным средством СПЗ (специальные права заимствования). Это универсальная, не привязанная к конкретной стране валюта, которую используют почты и банки по всему миру для того, чтобы не мучаться с курсами. Ещё это удобно в работе со странами, которые не рассчитываются долларами или евро по экономическим или политическим причинам.
Работает это так: мы переводим почтовым операторам других стран деньги за доставку, считая их по курсу СПЗ. Он учитывает динамику изменения курсов пяти ведущих мировых валют: доллара США, евро, китайского юаня, японской иены и фунта стерлингов.
Как мы сокращаем сроки авиадоставки
В нашем соглашении об уровне обслуживания (SLA) прописаны сроки доставки, и их соблюдение измеряется в процентах. Допустим, есть норма, что из США в Россию посылка должна идти N дней. Если мы укладываемся в этот период, показатель будет равен 100%. Чем больше мы срываем сроки, тем ниже он будет. На этой диаграмме видно, что за шесть лет мы всё чаще соблюдаем норму:
Как мы этого добились?
Наращивали свой транспортный парк.
Заключали договоры с новыми авиакомпаниями-перевозчиками. Чем больше партнёров, тем больше дополнительных возможностей для доставки. Даже если в одном рейсе закончится свободное место для грузов, мы всегда сможем найти другой.
Оптимизировали логистические маршруты. К примеру, есть посылки, которые летят из одного региона в другой через Москву. Раньше, когда они попадали во Внуково, мы сначала везли их для обработки в сортировочный центр в Москве, а потом снова возвращали в аэропорт для дальнейшей отправки. Теперь, чтобы не возить их туда-сюда, мы можем за несколько часов отсортировать их непосредственно в аэропортах (но пока не во всех), и сразу отправить в регионы.
Планы на будущее
В заключение — пару слов о том, как мы планируем развивать свои авиаперевозки. Сейчас мы работаем над системой управления транспортом TMS (Transport Management System), которая умеет автоматически просчитывать самые выгодные способы доставки автомобильным, авиационным и железнодорожным транспортом с учётом расписаний, контрольных сроков, затрат, обстановки на дорогах и в аэропортах.
Для этого мы загружаем в TMS информацию, которую получили в ходе расчёта общей нагрузки, а TMS c помощью продвинутого движка планирования сопоставляет её с доступными тарифами, согласованными лимитами и другими условиями перевозок собственным и наёмным транспортом. В случае непредвиденной ситуации — например, если сломалась машина, задержали рейс или закрыли границы — TMS поможет найти альтернативный способ доставки.
gibson_dev
Ой да ладно, посылка с Урала в Латвию только по России идет более 30 дней. Пешком видимо.
Сорри за офтоп.
Aquahawk
Вот прямо сейчас достал из рюкзака заказное письмо. Отправлено из г.Абакан, респ Хакасия (Это достаточно с Урала, или поискать письма с Камчатки) в четверг 20 мая 2021 года. Штамп московской почты 22.05.2021 это суббота если что. В эту же субботу 22 мая, 14:28 мне пришло электронное извещение о готовности письма к получению. Почта работает без выходных. Я зашёл, назвал трек номер, письмо нашли, я выбрал упрощённую идентификацию по номеру телефона, назвал номер, получил смс с кодом и сообщил сотруднику почты код, получил письмо. Как ещё более просто вы бы хотели видеть данный сервис?
И да, расскажу, что за письмо. Очередное решение комисси УФАС о признании рекламы распространённой в мой адрес незаконной. Внезапно госаппарат, при умении работать с ним, умеет решать проблемы. Спама на телефоне практически нет, а те умники, которые прорываются, в течении нескольких месяцев так присаживаются на бутылку правосудия, что интерес отпадает.
ShashkovS
А с голосовыми рекламными звонками роботов с «обычных» мобильных номеров вы уже научились бороться? С смс-спамом я бороться через УФАС научился (и мегафон оштрафовали на 500К).
А вот назойливые звонки ещё не «освоил».
Aquahawk
Rosspam.org там есть шаблон и на звонки. Беру за базу то что собирает прилажуха и вписываю сам словами что в разговоре сказано.
andreyle
За ресурс с формой жалобы спасибо, но вот там сказано что нужно приложить запись разговора. На сколько вообще законно записывать разговор, не знаете?
Aquahawk
В РФ абсолютно законно, никого при этом предупреждать не надо и это принимают даже суды. Всю мякотку и формулировки можно посмотреть тут https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/71479524/
Уже несколько лет пишу все разговоры и абсолютно счастлив.
andreyle
Спасибо большое. Ранее считал что такое без уведомления 2-й стороны не законно.
Aquahawk
Одно из постановлений ФАС было обжаловано альфа банком в суде два раза. И в том деле как раз фигурировала запись, никаких проблем. Более того инициатор звонка не альфа а я, и мне напихали рекламу пока я ждал оператора. Это тоже незаконно аж по нескольким пунктам, всыпали по первое число.
osmanpasha
А можете статью написать о своем опыте? Весьма актуальная проблема.
Aquahawk
Попробуйте ответить для себя. Если для вас потребуется потратить 8 часов вдумчивой работы чтобы наказать несколько спамеров, и всё это затянется на 3-6 месяцев, и придётся ходить на почту, получать письма, а иногда даже по мелочи отвечать, вы сделаете это? Просто разным людям я рассказывал как, и ни один потом не сказал что он это сделал.
TyVik
Но можно же один раз написать статью и потом только ссылку на неё давать.
Aquahawk
Знаете в чём проблема? С однос стороны я уже начал, и сделал введение https://pikabu.ru/story/zakon_i_reklama_chast_1_vvedenie_pravovyie_osnovyi_6757421 с другой стороны всё уже написано. Я не методом научного тыка это узнал. Одна из ссылок есть выше, а также
https://m.habr.com/ru/post/192456/
https://m.habr.com/ru/amp/post/538190/
https://m.habr.com/ru/post/140854/
https://m.habr.com/ru/post/157993/
А с третьей стороны, процесс ведения дела подразумевает что вы должны будете иногда ответить фас, также там будут длинные канцелярские документы которые нужно уметь читать и отвечать. И сведение всего процесса просто к одной кнопке с целью закидать ведомство заявлениями, по которым не сформулировано даже внятно какой у вас договор с оператором и как вы не соглашались с рекламой в нём я особого смысла не вижу, росспам уже достаточно инфы содержит для этого. Так вот, когда-нибудь меня посетит такое вдохновение, или как только найдётся хоть горстка людей, что скажут что им это нужно и они готовы потратить время и написать заявления, продолжу свой цикл. А пока каждая смс и почти каждый звонок улетают от меня и мне это помогает.
2PAE
Может подскажите, возможно ли что-то сделать с рекламой которую клеят на двери в подъезды, в подъезда на стены, кидают в почтовые ящики.
Aquahawk
Вообще, только порча имущества. Но доказывать замучаешься. По телефонным звонкам у нас очень человеческое законодательство, и по телефонам есть все логи, по остальным видам рекламы всё гораздо хуже.