Благодаря карантину и удалёнке мы вдруг дали музеям инструмент, который может помочь в работе с аудиторией в будущем.
Началось просто: Музей современного искусства «Гараж» открыл выставку — 2-ю триеннале российского современного искусства «Красивая ночь всех людей» в сентябре 2020 года, то есть в карантин. Но не смогли сделать это в полной мере из-за пандемии. Музей обратился к нам, чтобы мы сделали оцифровку этой выставки.
Мы сделали. И начали смотреть, что именно разглядывают пользователи, как «ходят» по выставке, сколько времени с чем взаимодействуют и так далее. Собрали из этого дашборд и детальные отчёты. Этот инструмент оказался для музея, с одной стороны, новым и непривычным, а с другой — неожиданно интересным.
Как выставка была перенесена в виртуальность?
360-тур разработан на основе использования эквидистантных (сферических) панорам. В основе сферической панорамы лежит собранное из шести отдельных кадров изображение в сферической (эквидистантной) проекции. Выбрано так, чтобы был максимально возможный угол обзора пространства (360?180 градусов). После завершения склейки и ретуши всех панорам происходят сборка интерактивного тура, а также расстановка якорных точек для карты. Карта позволяет пользователю перемещаться по туру, просматривая все точки обзора. Никакого специального плеера не надо, всё нативно работает в современных браузерах.
Посмотреть можно тут:
- Русская версия — 2nd-triennial-360.garagemca.org/ru/index.html
- Английская версия — 2nd-triennial-360.garagemca.org/en/index.html
Интерфейсы подобраны с учётом ограничений браузера так, чтобы пользователь «ходил» по выставке, как ходил бы по ней при реальном посещении музея.
Около экспонатов есть информационные маркеры, которые открывают карточку этого экспоната и позволяют узнать про него больше.
Вот что открывается при щелчке:
Плюс есть подкаст (точнее, нарезка из речи гида), который запускается на точках. Интегрировано с русской или английской версией. Чуть позже отмечали, что это очень хорошее решение, потому что, когда человек сидит дома 31 декабря, уже выпил, хочет странного и собирается в таком состоянии идти на выставку с гидом, ему обычно говорят: приходи 10-го. И он садится и слушает подкаст. Полный эффект погружения.
Всего погрузилась 21 тысяча зрителей.
Дашборд
Вот пример детализации по инфопоинтам в разрезе просмотров + фильтр для сегментирования. Это позволяет понять, какая выставочная композиция наиболее популярна:
Как видите, опять же технически это достаточно просто, а вот музей получает данные о том, что именно смотрят зрители. Более того, в привязке к демографии и источнику можно получать выводы о том, что «молодёжной аудитории интересно вот это», «жители Челябинска полюбили экспонат такой-то», «все, кого мы звали из закрытой группы художественных критиков, вели себя примерно вот таким образом».
Главная страница дашборда — просто общая статистика выставки. Это общие показатели: пользователи, сеансы, новые пользователи, среднее количество инфопоинтов и время посещения. Это важно, потому что можно увидеть динамику и оценить основные показатели, и это решает важную музейную задачу — привлечение спонсоров и отчёты спонсорам, потому что есть числа про использование.
Ниже на круговых диаграммах — разбивка по устройству, городу и источникам. Эта страница помогает быстро оценить эффективность выставки, а с помощью фильтров можно уже получить конкретный срез:
Вот отчёт по панорамам:
А это соцдем и география:
Для дашборда использовался стек Google Cloud Platform: БД — Google Big Query, сама визуализация — Google Data Studio.
Музей получил возможность гибко управлять выставками: думать о замене контента, перераспределении экспонатов по маршруту, более точно оценивать, какой экспонат какой аудитории интересен. Прямо сейчас это применялось скорее как демонстрация технической новинки для музеев (хотя само по себе техническое решение не очень сложное, скорее просто особо так никто не делал). В будущем, я очень надеюсь, музеи начнут тестировать разные виды экспонатов, описаний и так далее и придут к наиболее интересной форме для зрителей. Я бы хотел увидеть городской краеведческий музей, над которым поработали UX-специалисты и к которому написаны захватывающие школьников описания.
1. Сводный отчёт — взаимодействие пользователей с панорамой. Детализация по инфопоинтам в разрезе просмотров. Добавлен фильтр для сегментирования. Позволяет понять, какая выставочная композиция наиболее популярна у пользователей.
2. Сводный отчёт — соцдем, география и устройства. Социально-демографические данные, разбивка по устройствам и данные по географии посетителей. Позволяет выявить наиболее активную аудиторию и устройства, с которых происходит взаимодействие с панорамами.
3. Сводный отчёт — источники трафика.
Дашборд позволяет оценить эффективность источников трафика в метриках пользователей, среднюю продолжительность сессии и среднее количество просмотренных инфопоинтов.
4. Сводный отчёт — частота переходов пользователей между инфопоинтами. Наиболее частые графы переходов между инфопоинтами, что говорит о поведенческом поведении пользователей между ними.
Всё это мы сделали за полтора месяца, и «Гараж» позже получил за этот проект премию Stevie Awards, поскольку в мире музеев, страдающих от пандемии, это было очень круто!
PereslavlFoto
Какие решения были использованы при оцифровке для того, чтобы ограничить пиратское использование изображений музейных предметов?
Спасибо.
DigitalN27E86 Автор
На сегодняшний день самый надежный способ защитить предметы искусства от незаконного тиражирования — это NFT. Другой вопрос, что технология пока только выходит на российский рынок.
Нет никакой гарантии, что просматривая кино в кинотеатре, вы не будете делать фото или записывать видео.
Основная ценность — создать уникальный иммерсивный опыт, который невозможно повторить просмотром картинок.
PereslavlFoto
В музеях редко выставляют предметы искусства. Намного чаще там показывают бытовые вещи, фотокопии, мебель, макеты, одежду, схемы и чертежи, книги и газеты… Поэтому мой вопрос не о тиражировании предметов искусства, а о защите воспроизведений музейных предметов от незаконного использования в коммерческих целях.
Закон позволяет делать фотографии музейных предметов и записывать видеофильмы с ними. Однако закон запрещает производить тиражированную продукцию с использованием таких фотографий и видеофильмов.