Материнскую компанию Facebook обвиняют в многочисленных нарушениях закона о защите прав потребителей Европейского союза из-за попыток заставить пользователей WhatsApp принять противоречивые изменения условий использования мессенджера — в том числе под угрозой блокировок их аккаунтов.
Ассоциация защиты прав потребителей Beuc заявила, что подала жалобу в Еврокомиссию и в европейскую сеть органов по защите прав потребителей.
«Жалоба в первую очередь связана с постоянными, повторяющимися и навязчивыми уведомлениями, подталкивающими пользователей принять обновления политики WhatsApp», — говорится в пресс-релизе организации. По словам ее представителей, «содержание этих уведомлений, их характер, время и повторяемость оказывают чрезмерное давление на пользователей и ограничивают их свободу выбора», а также «являются нарушением Директивы ЕС о недобросовестной коммерческой практике».
В жалобе подчеркивается непрозрачность новых терминов политики мессенджера и тот факт, что WhatsApp не смог объяснить простым и понятным языком характер вводимых изменений. Beuc усмотрела в этом нарушение закона ЕС о защите прав потребителей, который обязывает компании использовать четкие и прозрачные условия контрактов.
Организация указала, что обновления политики WhatsApp по-прежнему находятся под пристальным вниманием европейских регуляторов из-за проблем конфиденциальности, и это, по ее мнению, является еще одним фактором, делающим агрессивные попытки Facebook навязать свою политику пользователям крайне неуместными.
Beuc призвала регулирующие органы ускорить расследование, добавив: «Мы настоятельно призываем Европейскую сеть органов по защите прав потребителей и сеть органов по защите данных работать в тесном сотрудничестве по этим вопросам».
Beuc также подготовила отчет, в котором более подробно излагает свои опасения по поводу изменения политики WhatsApp. В нем говорится, что WhatsApp не информирует пользователей о том, какие разделы были удалены, а какие — добавлены в новую политику. Это «противоречит статье 5 Директивы о недобросовестных условиях контрактов, а также вводит в заблуждение и является недобросовестной практикой, запрещенной статьями 5 и 6 UCPD Директивы о недобросовестной коммерческой практике», подчеркивают эксперты.
Представитель WhatsApp в ответ заявил, что действия Beuc «основаны на неправильном понимании цели и последствий обновления условий обслуживания». Он также утверждает, что обновление не расширит возможности мессенджера по обмену данными с Facebook и не влияет на конфиденциальность общения.
WhatsApp ввел новые правила конфиденциальности 15 мая. Они предусматривают, что личные данные пользователей будут поступать в рекламную систему Facebook. Сначала мессенджер грозил блокировать аккаунты тех, кто не примет новую политику, но потом заявил, что будет ограничивать их функциональность. Затем компания отказалась и от этого решения. Приложение пытается заставить пользователей принять обновление политики путем постоянной отправки уведомлений об этом.
Власти Германии уже запретили мессенджеру обрабатывать пользовательские данные жителей страны и отправлять их Facebook. В Италии к WhatsApp предъявили аналогичные требования. Однако эти запреты являются временными, и теперь ЕС работает над комплексным решением.