В обычный день мы сталкиваемся с разными баркодами более десятка раз, не обращая на них особого внимания. К обычным линейным штрих-кодам на продуктах мы уже привыкли, не говоря уже о QR-кодах в эпоху COVID. Но давайте присмотримся повнимательнее, какие еще коды служат нам каждый день, храня информацию о нас и об услугах и товарах, которыми мы пользуемся.
1. PDF-417
Наступает счастливый день: мы летим в отпуск. При печати посадочных талонов перед авиакомпанией стоит задача сделать билет уникальным, чтобы можно было отличить подделку, но не печатать на нем при этом данные пассажира. Ответ закодирован внутри в PDF-417. Видим PDF - сразу представляем распространенный формат документов, но этот штрих-код умеет делать кое-что поинтереснее. Самое частое его применение — это идентификация личности, а также он востребован в сфере отчётности и хранения товаров. Кстати, развею один старый миф. Паспортные данные пассажира не хранятся в посадочном талоне. Они находятся в базе данных перевозчика. А в штрих-коде находится ID номер вашего билета. Сканируя код, перевозчик находит запись и меняет ее статус.
Кстати, до 2018 года этот баркод также охранял бутылки алкоголя в виде акцизной марки.
2. EAN-13
Приходим в супермаркет, разнообразие всевозможных товаров радует наши глаза, но смотрел ли кто-нибудь на штрих-код? Чаще всего товары кодируются EAN-13 (European Article Number, предназначенный для кодирования идентификатора товара и производителя). Первые 3 цифры обозначают код страны. Например, 500 – это Великобритания, 400-440 будет Германия, 460-469 относятся к России, 590 у Польши, а 00-09 США и Канада.
Раз уж затронули ранее тему мифов, то развеем ещё парочку.
Миф 1. Если есть штрих-код, значит товар автоматически качественный.
По правде говоря, к качеству товаров штрих-код не имеет никакого отношения. Для потребителя он может показать только страну-производителя (и то не всегда). По большей части его создавали для производителей и продавцов ради удобства учёта товара.
Миф 2. В штриховом коде есть “скрытый смысл” в виде информации об изготовителе, цвете упаковки, сроке годности и так далее.
Сформулирую своё опровержение в виде небольшой истории. Идём в магазин и покупаем допустим упаковку яблочного сока. Для надёжности фотографируем упаковку или сохраняем коробку на некоторое время. Через условные полгода идём в тот же магазин за этим же соком. Сравним штрих-коды и какой же будет результат? А результат будет одинаковым. Если бы в штриховом коде хранилась информация о тех же сроках годности, то код бы отличался.
На самом деле там закодирован лишь уникальный номер. По нему можно отыскать данные о продукте в каталоге компании изготовившей его. Без этого каталога ничего узнать не получится. Повторюсь, для покупателя это просто цифры и не более.
Хотя есть один интересный проект, который позиционирует себя как служба поиска информации о штрих-кодах. Просто введя номер продукта в GEPIR, любой может найти владельца контактной информации этого штрих-кода.
Миф 3. Если товар не нашёлся в регистре GEPIR, то он поддельный.
Это легко объясняется тем, что во многих странах приняты законы о раскрытии информации. В соответствии с ними компания при особых обстоятельствах может по своему желанию выбрать, предоставлять ли данные или нет.
3. Pharmacode
Если нам не повезло заболеть, то наверняка придется приобрести кое-какие лекарства. И тут не обойдется без специальных баркодов. Для примера возьму вот эту коробочку (картинка выше).
Сперва рассмотрим специально разработанный штрих-код для лекарственных упаковок. Pharmacode легко считывается при помощи специальных идентификаторов. Особенно это удобно для регистрации фармацевтических поставок.
Основные его свойства:
Кодирование целых чисел от 3 до 131070.
Число кодируется в двоичном формате: каждая узкая полоса обозначает ноль в двоичном коде и каждая широкая полоса обозначает единицу.
Штрих-код читается справа налево (что делает Pharmacode уникальным среди других линейных штрих-кодов).
Pharmacode могут быть напечатаны в разных цветах (код и фон).
О последнем пункте: мы привыкли, что штрих-коды — это история про белые и чёрные полоски, но никак не про различные цвета. Существует специальные спецификации сочетаний цвета кода и фона, используемые для разных типов сканеров. Например, стандартные чёрно-белые сканеры воспринимают только контрастные код и фон, а специализированные распознают любые цвета.
4. Data Matrix
Следующим из штрих-кодов в глаза бросается странный уголочек с кучей квадратиков. Это не многим привычный QR-код, а его «брат» Data Matrix. Перечислю их отличия:
Data Matrix бывает в форме квадрата или прямоугольника, а также в виде групп этих фигур. В то время как QR-код имеет строгий вид квадрата.
Data Matrix легко отличить по характерным 2 прямым линиям.
В остальном их характеристики схожи, но для маркировки товаров был выбран именно Data Matrix. Причина кроется в размере. Минимальный размер Data Matrix 0,5x0,5 см, а QR-кода 2x2 см. Маленький штрих-код проще разместить на небольших сигаретных пачках или на упаковках лекарств.
5. Aztec
Aztec-код - это одна из разновидностей QR-кодов. Такое название пришло из центральной Америки, а именно от племён индейцев. Тщательно присмотритесь к центру кода: в нем есть некая мишень. На самом деле этот квадрат схож с пирамидой Ацтеков (вид сверху), а также по нему определяется центр кода и ориентация.
Из плюсов перед другими штрих-кодами - это возможность считывания при любой ориентации. Вы можете как угодно поворачивать код или даже зеркально отражать, но Aztec прочитается без проблем. В этом ему помогают навигационные маркеры. Кстати, мишень в центре кода позволяет считывать информацию даже с искаженных или растянутых изображений.
Aztec можно встретить на железнодорожных билетах: Tehran Metro, Eurostar, Deutsche Bahn, TCDD Taşımacılık, DSB, České dráhy, Slovak Railways, Slovenian Railways, Croatian Railways, Trenitalia, Nederlandse Spoorwegen, PKP Intercity, VR Group, National Rail, Via Rail, Swiss Federal Railways, SNCB и SNCF. Код сканируется персоналом в поезде или у турникета для подтверждения билета.
Разумеется, все разнообразие баркодов в природе не ограничивается этим списком: существуют еще и 3D, и 4D баркоды, и другие. О них расскажем в следующей серии.
Комментарии (12)
svboobnov
17.09.2021 15:47+1Ваша публикация бесполезна.
Куда полезней эти: https://habr.com/ru/post/172525/
, https://habr.com/ru/post/502332/,
https://habr.com/ru/post/500962/,
VoytenkoKate578 Автор
17.09.2021 15:55К публикации можно подойти с нескольких точек зрения. Есть статьи, которые лишь обозревают технологию (как и мой пост) и будут понятны даже несведующему в этой теме читателю. А есть материалы, рассказывающие подробное поэтапное создание чего-либо, которые отлично подходят под Вас. Выбирайте контент по душе, он бывает разным :)
ksbes
17.09.2021 16:47+1Через условные полгода идём в тот же магазин за этим же соком. Сравним штрих-коды и какой же будет результат? А результат будет одинаковым.
Скорее всего, кстати — разным. Но не из-за сроков годности. Производители регулярно «обновляют» артикулы и код меняется.
А вот зачем они так делают — не знаю. Может кто просветит.
P.S. Я не как тот человек из анекдота, который спички считал («у вас то 59, то 62 — с ума посходили что ли?»), просто тестирую складской софт на банках кофе и соках. Регулярно приходится тестовый набор кодов переписывать, хотя соки и кофе всегда те же покупаем.VoytenkoKate578 Автор
17.09.2021 17:25Иногда такие "обновления" связаны с:
1. Хотелками заказчиков - хочу то не знаю что.
2. Редизайн ради повышения продаж (да и в принципе обновления упаковки).
3. Изменения веса/объёма. Например, не 1 литр, а 0,97 литра - и вот это сейчас очень популярно. Из-за скачков курса повысив цены - производитель может потерять некоторых покупателей. В стиле "О ужас, сок стоит на 3 рубля дороже, я теперь его не куплю". А уменьшив объём невнимательный покупатель ничего не заметит :) Главное сохранить прежнюю цену.
Если вернуться к теме одинаковых штрих-кодов, то можно за пример брать товар из "неизменной классики". Дизайн пачки соды обновили спустя кучу лет и вот тут точно будут одинаковые штрих-коды.
galadhon
17.09.2021 18:40Штрих-коды покупаются. Есть ежегодные членские взносы в EAN. Перегруппировка штрих-кодов при выводе товара из производства позволяет сэкономить на покупке новых.
Возможен контрафакт, когда "производитель" не заморачивается со штрих-кодами, назначая от балды. Возможны разные заводы фасовки, каждый из которых может по франшизе быть обязан покупать свои штрих-коды.
litos
17.09.2021 17:25А еще стоит добавить, что чтобы получать штрихкоды уникальные на продукцию надо где-то регистрироваться и платить какие-то деньги…
VoytenkoKate578 Автор
17.09.2021 17:29Это уже скорее отдельная статья-боль производителей товаров. И да, стоимость красивых штрих-кодов (сразу вспоминается аналогия с автомобильными номерами) стоит как крыло самолёта...
Kriminalist
20.09.2021 11:18Не где-то, а уполномоченного регионального регистратора http://www.gs1ru.org/guidebarcoding/
стоимость красивых штрих-кодов (сразу вспоминается аналогия с автомобильными номерами) стоит как крыло самолёта...
Хм, я вот имею опыт регистрации штрих-кода в GS1, и даже не представляю, о какой красоте может идти речь. И стоимость от кода не зависит, она от количества и сроков поддержки зависит.
Kiano
18.09.2021 01:56+1Хотел спросить про количество полосочек на фармакоде, мол их же 16.. как тогда адресуется 2^17 число? Но пока писал коммент - дошло. Справа налево же... и от 3.. правило резиновой уточки помогло! :-)
Kirea96
Интересно, на всех ли лекарствах нужно ставить Pharmacode или это необязательное требование? Спасибо за статью.
VoytenkoKate578 Автор
Пока ещё нет обязательного единого стандарта ISO. Многие компании используют Pharmacode из-за его удобства считывания. Обязательным точно считается EAN-13 или его спецификации, т.к. это всё-таки товары для потребления.