Автор: Гуськов Сергей Александрович
На протяжении многих лет я пристально слежу за тем, как развиваются различные проекты в области авиации в мире.
Это мне интересно, и с предпринимательской и с производственной точки зрения.
Думаю многие сталкивались с тем, что для того, чтобы превратить в реальность свою мечту по открытию бизнеса, где нет никаких технологических рисков - будь это ресторан или производство бутилированной воды -все равно требуется пройти ни один "круг ада". Главный вопрос крутится, как правило вокруг привлечения финансирования - будь это банковский кредит или соинвестор.
При этом, один из ключевых вопросов, который задаст и банк и соинвестор - это обеспечение. Что именно предприниматель готов предоставить в залог? И, хотя в последнее время постепенно появляются инструменты, которые могут помочь малому бизнесу вырасти- все же это не то, что позволяет делать по-настоящему новое и прорывное, ведь вряд ли получится объяснить в банке, что тебе вчерашнему студенту пришла мысль, которая может радикально изменить мир, как в свое время телефон или аэроплан.
А ведь это именно то, что произошло с компанией Lilium, которая развивает совершенно новый класс воздушного транспорта - малые электрические летательные аппараты вертикального взлета. А началось все с обычной студенческой мечты основателя компании Дэниела Виганда, который посмотрев материал об американском конвертоплане Белл В-22 Оспрей, решил построить такой же аппарат, но для гражданского использования и на новой технологической базе.
В рамках проекта Lilium создаются летательные аппараты , которые вместо традиционных двигателей используют 36 электрических микротурбин, что делает их существенно тише и экологичнее, что позволит их применять в качестве эффективного и комфортного пригородного транспорта для широкого круга потребителей, а не только для суровых спецназовцев.
Основное предполагаемое использование такого транспорта - это быстрая доставка пассажиров от аэропорта до центра города. Например, от центра Москвы до Домодедово можно было бы добраться всего за 10 минут примерно за 10 тыс. руб.
Однако в этой статье речь не о технологиях и не о конкретном проекте, а об инвестиционной инфраструктуре развитого мира, которая позволяет реализовывать самые смелые и неординарные идеи.
Только задумайтесь: стартап созданный вчерашними студентами смог привлечь 375 млн. долл. инвестиций и уже сейчас не имея ни одной проданной единицы имеет капитализацию более 1 млрд. долл. Делается это стандартными для развитых рынков методами: несколько раундов инвестиций под каждый из этапов развития проекта от концепции до предсерийных образцов, затем выход на фондовый рынок, в данном случае Nasdaq.
Наличие таких инвестиционных инструментов позволяет реализовывать проекты, которые по своим масштабам сравнимы с самыми невероятными советскими разработками, как например компания BOOM (https://boomsupersonic.com/), которая перезапускает идею сверхзвуковой гражданской авиации на современной технологической базе или тот же SpaceX (https://www.spacex.com/), который также за частные деньги реализовал идею о многоразовом использовании ракет- носителей, предложенную еще в 70-х годах в СССР.
А что же у нас? Достаточно посмотреть список экспонатов МАКС-2021, чтобы понять, что почти все представленное здесь - это глубокая модернизация воздушных судов 1970-х,80-х годов, то есть того периода, когда авиация и космос были государственным приоритетом и в данном секторе существовал целый ряд КБ (фирм, как они сами себя называли), которые конкурируя между собой давали прорывные результаты. То есть, та советская система была очень похожа на современную западную с одним отличием - вместо различных групп инвесторов существовало только государство в лице первых лиц, а в остальном сходство максимальное.
Результаты работы той советской системы налицо - до сих пор существенную роль в экспорте "Вертолетов России" играет Ми-8 (его покупают даже американцы), который был введен в эксплуатацию еще в 1965 году, а основой бизнеса "Роскосмоса" является транспортный корабль "Союз", совершивший своей первый полет в 1967 году.
Уверен, что наши авиационные и космические гиганты сейчас работают над чем-то совершенно новым, что позволит достойно представлять Россию на авиа-космическом рынке, но при этом думаю, что было бы крайне полезно создать площадку, которая смогла бы стать платформой для отработки и коммерциализации прорывных идей частных разработчиков по примеру знаменитого клуба планеристов Коктебеля, выходцами из которого стали практически все ведущие авиационные и космические конструкторы, от Ильюшина до Королева.
В условиях все усиливающегося санкционного давления на российскую экономику, ждать появления на нашем рынке широкого круга западных инвесторов, которые делают возможным реализацию таких проектов, как Lilium, точно не стоит, а создание профильной площадки, которая объединит энтузиастов и практиков авиации вполне может стать и более эффективным решением. Наличие такой организации позволит формировать набор перспективных проектов для последующего внедрения уже в рамках крупных государственных авиационных и космических предприятий.
Подробнее концепцию авиационного "Сколково" изложу в следующих статьях. Буду рад сотрудничеству и обсуждению с настоящими энтузиастами неба, которыми так богата Россия.
Комментарии (48)
emashev
20.10.2021 10:33+27Краткий ответ: искоренение коррупции, привлечение внешних инвестиций без рисков потерять деньги, (для этого важна в том числе репутация государства в мире) рабочие институты права, благоприятные условия для ведения бизнеса, сменяемость власти.
SergeyGouskov Автор
20.10.2021 12:48+2Абсолютно согласен. Вопрос был в том, как в рамках действующей системы, что-то сделать. Короткий ответ "никак" вполне понятен, но искренне не хочется увидеть того, что вернемся в 30-е года, когда будем закупать за границей самолеты и двигатели, чтобы их в шарашках потом превращать в отечественные разработки.
zzzzzzzzzzzz
21.10.2021 10:40-1Если мы в рамках действующей системы бодрым шагом идём в 1930-е, то стоит ли удивляться, если мы туда дойдём?
iiwabor
20.10.2021 10:36+21У нас уже был свой Илон Маск - умер от пыток и изнасилований в тюрьме:
https://lenta.ru/news/2018/04/16/ilonmask/
Вряд ли кто-то еще захочет им стать в обозримом будущем...
Javian
20.10.2021 11:30+1Эпизод "У меня вот тоже один такой был — крылья сделал — я его на бочку с порохом посадил — пущай полетает!" не просто так сценаристы придумали. Менталитетъ.
amarao
20.10.2021 11:40http://government.ru/docs/38582/
Утверждён перечень субъектов Федерации, в которых в 2020 году будут софинансироваться расходные обязательства по поддержке семей в связи с рождением третьего ребёнка или последующих детей.
ClearAirTurbulence
20.10.2021 13:06+4Нужно не больше заботиться об имеющемся мясе, нужно больше мяса.
vmm86
20.10.2021 12:00+3Как сделать так, чтобы в России появлялись частные прорывные разработки в области авиации и космоса
Не мешать.
vladz
20.10.2021 12:03+4Во времена Коктебеля была государственная установка - все в авиацию, это дело государственно важности и т.п. И по сути, известные сейчас авиакострукторы выросли из малой авиации (планеризм). Потом у государства, несколько раз, сменились приоритеты и малая авиация стала невостребована. Все кто хочет летать на чем-то изобретенном скорее летает вопреки, чем по закону. Ну а для разминки попрубуйте найти в продаже отечественный авиационный двигатель (желательно что бы был большой выбор) под воздушный винт, к примеру для мото-делтаплана или чего-то чуть крупнее. Когда-то, к примеру, брали движки от снегохода "буран"...
Javian
20.10.2021 12:45+2Еще надо найти где летать. При удобном случае аэродромы застраивают. А новые уже никогда не создадут т.к. надо выкупить больше и дороже.
SdrRos
20.10.2021 18:19Для малой авиации вроде дельтапланов, парапланов... достаточно ровного поля или склона. Что-то крупнее изначально дороже и большинству просто не по карману, и ради единиц содержать сеть малых аэропортов очень затратно, и просто нет смысла (в отдалённых населённых пунктах где авиасообщение по прежнему актуально аэропорты вполне нормально функционируют).
Javian
20.10.2021 18:38Поле и склон уже кому-то принадлежит - смотрите на кадастровую карту чтобы увидеть, что "пустое поле" это не "ничейное". В какой-то момент летать там будет нельзя.
Упомянутый Королев и Ко почему-то летали не в Подмосковье, а ехали за 1500 км от Москвы и волокли в одну сторону свои изделия.
SdrRos
20.10.2021 18:52Это во всём мире так, по мере разрастания населённого пункта всё вокруг застраивается и аэродром начинает занимать слишком много места + становится окружён застройкой, а взлёт и посадка часто становится просто опасными + шум от моторов. И аэропорт, если востребован, просто переносят за черту населённого пункта. Экспериментальные модели так же вдали от населённых пунктов испытывают. В крупных населённых пунктах востребованы в основном вертолётные площадки, они компактны и часто делаются на крышах (на новых зданиях в том числе в России часто их делают).
Javian
20.10.2021 19:30+1В этом вопросе важно не отождествлять Россия и Москва. Там где средняя зп 20 тыс не до вертолетных площадок на крышах.
SergeyGouskov Автор
20.10.2021 13:11Об этом и речь - нужен государственный приоритет.
Вопрос о судебной системе, правоохранителях и прочих составляющих инвестиционного климата понятен, но не похоже, что здесь что-то поменяется в обозримой перспективе.
На мой взгляд, в рамках де-факто действующего государственного капитализма, вполне логичным было бы создать российский аналог сети бизнес инкубаторов европейского космического агентства. Эта организация представлена почти во всех странах ЕС и произвела на свет немало новых компаний, включая Lilium, который упоминается в моей статье.
Главный вопрос - как сделать такую организацию демократически организованной, чтобы она смогла помочь энтузиастам реализовать "в металле" свои идеи, стать современным аналогом сообщества планеристов Коктебеля.
Мне очень приятно, что моя статья вызвала такой отклик. Я тоже живу в России и остро переживаю происходящее, тем не менее, хочется не только расстраиваться, но и посильно действовать.
Буду очень рад конструктивным предложениям по созданию такого центра. Уверен, что как только накопится критическая масса идей, она обязательно реализуется в том или ином виде.
mSnus
20.10.2021 14:10+6Вы как будто только проснулись. Малый и средний бизнес методично зажимается уже лет 20, какие вдруг вдруг конструктивные предложения?
После такого количества успешных бизнесменов, которые остались без своего бизнеса, либо сбежали, либо сидят, либо отдали всё добровольно и ещё и доплатили?
Критическая масса внезапно нарушила гостайну и будет закрыта.
SdrRos
20.10.2021 18:28-3Бизнесмены в основном пытаются получить максимальную прибыль (а без большой прибыли просто не видят смысла заниматься бизнесом), часто сомнительными или даже незаконными методами. Отсюда, с улучшением контроля соблюдения законов, часто и всплывают их "оптимизации" приводящие на скамью подсудимых.
mSnus
20.10.2021 18:58+1Если бы причина была только или хотя бы по большей части в этом, мы жили бы в прекрасной России будущего, а тема "куда бы свалить" не была бы одной из самых популярных на Хабре.
ClearAirTurbulence
20.10.2021 16:44+2российский аналог сети бизнес инкубаторов европейского космического агентства.
Практика показывает, что недальновидных людей, готовых брать у государства деньги на разработки, найти еще можно. Но рано или поздно лохи переведутся, еще пару лет ежедневных посадок, и все, кто еще не уехал, расползутся по щелям. Тогда останетcя только извлекать их оттуда и сажать их в шарашки, отчасти для этого и внедряются такие проекты.
ris06
20.10.2021 21:42+1Я хочу сварить кашу. Правда у меня нет воды, электричества и крупы. Я понимаю что без всего этого каши не сваришь. Но все таки у меня есть кастрюля. Как же сварить кашу? )
orion24
20.10.2021 12:08+2Для роста чего-бы то ни было, нужно снимать зарегулированность и ограничения. Снижать базу налогов. Если правительство так боится что самоделкины и инженера упадут сверху на их любимый кремль то выделить для производства и экспериментаторства некую территории, где будет можно ВСЁ связанное с авиацией и каждый кто начинает работать в этой стартап зоне снимает с государства и других участников ответственность за их здоровье и жизнь.
TsarOrgasmatron
20.10.2021 15:07+1Как то все однобоко, без вгрызания в тему вопроса и без вменяемого ответа на заданный вопрос. При этом смешали все в кучу и роскосмос с союзом и гос. Предприятия с вертолётами, и какую то непонятную летающую хрень на электродвижках, которая только на бумаге и в месте использования - экологичнее, не говоря про совсем уж непонятный способ реализации аппарата в рамках города. Ну и самое главное - инвестиции на миллионы за нифига и представлении этого, как главного двигателя стартапов.
Ну и комментарии порой забавные, дескать в России невозможно вести бизнес, все государство убивает на корню. Ну да, конечно. А где тогда все работают :)
SergeyGouskov Автор
20.10.2021 15:11Уважаемый, в том-то и дело, что не на бумаге - вот видео посмотрите https://youtu.be/rkEBcfuxMKY.
И речь о том, чтобы придумать, как сделать так, чтобы при всей нашей специфике и у нас в стране можно было подобные вещи разрабатывать и выводить на рынок.
ClearAirTurbulence
20.10.2021 16:46+2А зачем это придумывать, если вы не являетесь чиновником, которому поставлена такая задача?
Stas911
21.10.2021 04:38Проблема не в выделении территории/денег/оборудования, а в неработающих фундаментальных механизмах государства.
notastorm
20.10.2021 15:06+3Никак. Проще сменить страну.
SergeyGouskov Автор
20.10.2021 15:20Ждут ли нас там?
Считаю, что если каждый в своем деле сделает лишний шаг, то и страна изменится.
ClearAirTurbulence
20.10.2021 16:48+4Наивно полагать, что если вы в тюрьме будете поддерживать на своей шконке чистоту и придерживаться правил культурного общения, соседи по камере и тюремные охранники внезапно все осознают и дружно устремятся к доброму и вечному.
По поводу "ждут ли нас там" - тех, кто хочет "сделать лишний шаг", несомненно, ждут.
Matshishkapeu
20.10.2021 16:43+1Как сделать чтобы в России появились прорывные частные компании в аэрокосмической области?
Очень просто. Достаточно прервать свой запой, войти на сайт предпочитаемого поисковика и вбить там ' Группа Кронштадт' (бывшая часть частного Транзаса, ныне часть частной АФК Система). Можно посмотреть на вещи поменьше и не такие крутые, типа КБ САТ, их СР-10 имеет огромное отличие от бумовского самолета - он летает не только в анимации.
SergeyGouskov Автор
20.10.2021 17:03Я хорошо знаю КБ САТ - это крутые ребята и СР-10 крутой проект, но именно ввиду того, что той инвестиционной инфраструктуры нет самолет в серию не пошел. Именно об этом и речь - должен быть создан трамплин для таких проектов, чтобы поддержать настоящих энтузиастов, чтобы и у нас была возможность делать коммерчески успешные проекты в России, а не только чемоданы собрать и искать счастья за рубежом.
Matshishkapeu
20.10.2021 17:59Тут очень сложный момент между 'проект не взлетел потому что не собрал инвестиций' и 'проект не нашел нишу на рынке'. Тащемта 90% стартапов разоряются и не взлетают даже в Калифорнии. Если заливать все такие проекты деньгами вы получите кучу новых Theranos, Juicero Wework с оценкой 50 миллиардов и все плохое что есть в Кремниевой Долине в условиях российской специфики - пилить будут не деньги инвесторов (дураков не найдется), а с трудом скопленные государственные резервы от сырьевого экспорта и будет оно все авиационным Роснано. И как в электронике - все что работает не из Роснано, а все что из Роснано - не работает, будет также. Пусть уж развиваются те кто смог, тот же Кронштадт - реально молодцы. Тащемта это считай первое КБ взлетевшие в послевоенный период (если из самолетных, без вертолетов и ракетчиков).
radonx201
20.10.2021 17:04+2Мне другое интересно: все эти стартапы с многомиллиоинными инвестициями и с "капитализацией" в миллиарды и не имеющие ничего, что можно "пощупать" - это больше красивая картинка или реальное дело. Судя по статистике - скорее первое.
SergeyGouskov Автор
20.10.2021 17:09Делом становится 1 из 10, но это абсолютно нормально - иначе новое невозможно создать. Главное, что есть возможность пробовать и создавать. Все успешные новые вещи типа Space X этот путь прошли. Можно придумать концепцию и получить под нее финансирование. Конечно, необходимо успешно двигаться по этапам разработки от идеи к прототипу и дальше в серию, чтобы это финансирование сохранить.
Tri___ton
21.10.2021 08:03-1Вопрос можно смело обобщить и выбросить последние 5 слов. И рецепт там один. Уйти из Донбасса и Крыма. Уважать международное право, независимая прозрачная судебная система и т. д. А без этого в другие страны минус 500 тысяч специалистов с высшим образованием в год. И так как поток не уменьшается, видимо "ждут".
torbasow
21.10.2021 15:41Уйти из Донбасса и Крыма
А на два миллиона своих граждан плюнуть? Паспорта отобрать или просто аннулировать?Tri___ton
21.10.2021 15:49+1А ещё лучше, дать им самим решать, захотят останутся, захотят уедут. Количество украинских загранпаспортов в Крыму не самый большой секрет. Ну или можно этого не делать. Тогда не будет частных прорывных разработок ни в авиации ни ещё где то.
torbasow
22.10.2021 06:38+2А может быть, дать им самим решать судьбу своей земли? Нет? Так в цивилизованном демократическом мире не принято? Не принадлежит им земля, на которой они родились и выросли?
Ну или можно этого не делать. Тогда не будет частных прорывных разработок
То есть Вы прямо говорите, что своих сограждан нужно продать, и иного выходя нет?
bugkon
21.10.2021 08:03-1Как сделать так, чтобы в России появлялись частные прорывные разработки в области авиации и космоса?
Отдать перспективные частные разработки крупным государственным авиационным и космическим предприятиям.
...
...
PROFIT!
strcpy
21.10.2021 23:13-1Сама цель вредная, ведь результат таких разработок будут использоваться диктатурой в военных целях.
Bromka
"Уверен, что наши авиационные и космические гиганты сейчас работают над чем-то совершенно новым" - покраской 50-летней ракеты под гжель и подготовкой к съемкам сиквела?
amarao
У нас ещё революционная стилистика есть в запасе! Квадратные буквы и Маяковский!
SergeyGouskov Автор
Это было с иронией. Так и не понял, как писать критику в рамках действующего законодательства ) - научите.