"С вас — крутая инновационная идея, с нас — финансирование, поиск инвесторов, обучение проектному менеджменту и помощь в выпуске конечного продукта”, — представьте, что это говорит вам директор компании, где вы работаете. Звучит, как ваша реальность или как безумная фантазия?

В нашей компании уже запущены две внутренние площадки, где коллеги могут развивать свои pet-проекты и пробовать довести их до реальных продуктов, которые могут выйти на рынок.

Зачем компании собственноручно давать сотрудникам возможность отвлечься от основной работы и даже финансировать это?

“Все просто: у нас правда ценят желание человека развиваться и создавать что-то свое. А если он при этом выпустит реально востребованный IT-продукт и станет партнером нашей компании, то это будет просто великолепно”, — говорит Юрий Синтяев, один из координаторов инновационных площадок в DT IT Solutions.

T-Kickbox

T-Kickbox – это история про обучение проектному менеджменту, от валидации идеи до поиска инвестора и выпуска конечного IT-продукта. По сути, это обучающий курс для сотрудников, который в идеале заканчивается реальными инвестициями в ваш проект. 

Как это работает

Если у вас есть идея, самим бывает сложно оценить ее перспективность. Может, это идея на миллион, а может – полная ерунда. Но есть определённый алгоритм валидации и минимизации рисков провальных инвестиций. Вы слушаете лекции, участвуете в воркшопах, общаетесь с менторами. Шаг за шагом вас ведут к тому, чтобы вы провалидировали свою идею. Весь курс рассчитан на 12 недель. Заканчивается он питчем перед потенциальными инвесторами. Роль инвесторов выполняют топ-менеджеры компании, которые действительно готовы поддержать перспективные проекты.

Программа T-Kickbox включает три этапа: Red Box, Blue Box и Gold Box. На первом этапе человек доказывает жизнеспособность самой идеи, лежащей в основе его проекта. Если идея получит одобрение, человек переходит ко второму этапу, на котором создается и защищается MVP  (Minimum Viable Product — минимально жизнеспособный продукт). До третьего этапа доходят проекты, которые были замечены инвестором и требуют уже чисто технической доработки перед запуском. Компания не претендует на идею автора, пока не заключит с ним документально оформленное соглашение об инвестициях.

На начальном этапе компания выделяет деньги на создание лендинга, на хостинг, на UX-дизайн и так далее. На следующем этапе, когда жизнеспособность идеи доказана, уже можно получить средства, чтобы создать MVP. На последнем этапе уже идут инвестиции в разработку конечного продукта, и компания-инвестор становится совладельцем стартапа. 

Кроме финансовых вложений и помощи менторов, участники T-Kickbox получают еще и время: они могут официально тратить до 20% рабочего времени на развитие своего продукта. И да, это тоже не безумная фантазия! Компания разделяет важность идей сотрудников и вкладывается в их реализацию.

Пример проекта

Помните нашего коллегу Сергея, который делал электросаксофон? Со своим проектом Сергей пришел в T-Kickbox.

Далее от Сергея:

“Работал себе спокойно, делал pet-проект в виде электронного саксофона. Вложил туда, конечно, больше, чем стоят аналоги, но неважно хобби есть хобби!

Тут слышу - организуется какой-то иннолаб у нас в компании. Сходил, пообщался, порадовался, что в компании есть свой 3д-принтер, очень полезная штука. И даже при желании там что-то напечатать можно. И проекты интересные.

Задумался. 

А когда появилась инициатива про стартап-инкубатор T-Kickbox - ну тут совсем интересно стало, пришел к ним со своим электросаксом. Я понимаю, говорю, что мы IT-компания, железо компания продавать не будет и на рынок музыкальных инструментов не пойдёт, но тут же практически MVP готовый! Приняли как родного, и началось:

  • Делать ты свой сакс прекрати, мы тут за бережный запуск!

  • Надо сделать интервью по проблеме и по решению!

  • Надо оценить рынок перед тем, как что-то затевать!

Ну инженер-то внутри меня взвыл, а вот предприниматель пробудился. То есть это что же, можно сделать реальный продукт из моего хобби-проекта? И понеслось!

На самом деле, самое главное, что дал T-Kickbox лично мне это веру в себя и свой проект. И да, я действительно провел эти интервью и оценил рынок. И понял через пару итераций, что у моего продукта есть своя ниша. Что уж там будет не знаю, но я прошел питч, получил небольшой заказ от DT IT Solutions, и да, у меня в очереди стоят люди, готовые купить электросаксофон. Как ни удивительно. Первая партия планируется к новому году, под ёлочку.

И еще один момент.

До кикбокса он выглядел так:

В середине так:

А сейчас так (и я по привычке считаю его прототипом, хотя на этот дизайн уже есть покупатели, постараюсь их не разочаровать):

Разница 8 месяцев. И я знаю точно, без мотивации T-Kickbox такого прогресса я бы не добился за такое время. Если даже проект не принесет миллионов (что в целом обычно - и совсем не пугает), то уж небольшой след в вечности я себе точно организовал. Так что приходите, пробуйте, делайте, а там как пойдёт!

Кому интересно про развитие проекта вам сюда.

И да, ждите новую статью на Хабре!”

InnoLab

Кроме площадки T-Kickbox, которая больше про готовую идею и превращение ее в стартап, у нас есть InnoLab — мастерская, где каждый может как поработать над собственным проектом самостоятельно или при помощи коллег.

В InnoLab есть все для реализации своих идей: 3D-принтер, микроконтроллеры, одноплатные компьютеры и другое необходимое оборудование. Если чего-то не хватает, компания готова помочь с закупкой. Любой сотрудник может прийти в мастерскую, чтобы воплотить в жизнь свои идеи. Но если собственной идеи нет, а поучаствовать в создании инновационного хочется, то можно присоединиться к одному из уже запущенных проектов и работать в команде.

В Санкт-Петербурге коллеги работают над программой по развитию митингов в виртуальной реальности, софтом по распознаванию и парсингу документов, а также UI-платформой с конструктором макетов. А в Воронеже разрабатывают даталоггер, который в деталях фиксирует состояние груза на каждом этапе транспортировки, а также универсальное устройство для сбора данных с любых интерфейсов и их отправки в облако и ряд других проектов, о которых коллеги скоро расскажут.

InnoLab появилась раньше T-Kickbox, и сейчас площадки отлично дополняют друг друга: если для презентации или проработки вам нужно представить готовый прототип устройства, например, то InnoLab всегда к вашим услугам.

И в заключение хотелось бы...

В нашей компании инновационные площадки, о которых мы сейчас говорили, пользуются популярностью среди коллег, хотя, конечно, далеко не все готовы тратить свое время на воплощение идей в жизнь. Расскажите в комментариях, как вы развиваете свои pet-проекты и помогает ли вам в этом компания, в которой вы работаете — будем рады обсудить это и ответить на ваши вопросы!

Комментарии (12)


  1. Borjomy
    25.10.2021 18:09
    +11

    Кому принадлежат права на результаты работы стартапа? Компании. Даже если он будет признан неудачным. Т.е компания имеет вас не только по рабочим моментам, но еще и эксплуатирует ваш энтузиазм. И юридически имеет права на все ваши разработки, особенно явно выполняемые на базе работодателя. Всегда надо помнить историю с nginx.


    1. sintjuri
      25.10.2021 18:19

      Слишком общий у вас вопрос. На каком этапе? Если рассматривать кикбокс на этапе красной коробки, то все права принадлежат сотруднику. То есть компания дает ресурсы, обучает тому, как валидировать идею, не претендуя на результаты. Если вы захотите пойти с результатами к другим инвесторам, ваше право. Как вам такое? Ну а если компания дает денег на реализацию MVP, то, естественно, компания хочет иметь долю в таком стартапе. Логично?


    1. scruff
      26.10.2021 09:53

      Что мешает, работая на компанию, просто создавать ИБД, а у себя дома или в гараже делать реальный проект, который можно будет запатентовать на себя самого, а не "на дядю"


      1. sintjuri
        26.10.2021 13:52

        Если хватает ума, ресурсов, времени, то конечно так лучше. Но вот 20% рабочего времени, которое компания оплачивает, а вы тратите на свою идею, обучение, трекинг на время валидации идеи, возможность сделать питч менеджменту - неплохая помощь со стороны компании. Не так?


  1. GospodinKolhoznik
    25.10.2021 18:17
    +9

    Мужик, который делал саксофон, у него же у самого все уже было готово. Уже был рабочий прототип. Он зачем то взял и по сути подарил права на свое детище этой компании. Что он получил взамен? Инфоцыганский тренинг по стартапам и свой же прототип, только другого цвета... Круто!


    1. HellMaster_HaiL
      25.10.2021 19:10
      +1

      Если я правильно понял его слова, то у него был пет-проект, который он попиливал в свободное время. А инкубатор помог ему сделать шаг в сторону продукта:

      На самом деле, самое главное, что дал T-Kickbox лично мне — это веру в себя и свой проект. И да, я действительно провел эти интервью и оценил рынок. И понял через пару итераций, что у моего продукта есть своя ниша. Что уж там будет — не знаю, но я прошел питч, получил небольшой заказ от DT IT Solutions, и да, у меня в очереди стоят люди, готовые купить электросаксофон.

      У меня тоже есть пет-проект, а было несколько. Сколько из них дошло до MVP? Правильно, ноль целых и ноль десятых. Причин много: не хватает мотивации, опыта в маркетинг и прочее.


    1. sbalashov
      25.10.2021 19:27
      +5

      Привет, это тот мужик с саксофоном )) Там не про цвет, совсем не про цвет ) Была поделка, стала вещь, которую и купить можно. А что до прав и прочего - есть три момента: во-первых, все, что подписывается - то смотрится и редактируется. Что не подписывается - берется в расчет, но риски здесь не такие большие, это все же не масштабируемое миллионами ПО, а вполне себе железо. А в третьих - одна из моих тогдашних мыслей была отдать это в публичный домен. Я и сейчас могу. Но я знаю, сколько людей сделают есакс даже при полном наборе чертежей, 3д моделей и ПО (которых у меня нет вот так, чтоб прям сделать за час, проект очень быстро развивается, за две недели может полностью смениться половина устройства). И вы знаете. Ноль. А я хочу, чтобы штука жила, более того, при успехе первой версии уже есть задел для второй, которая будет уже местами серьезней флагманов )) Но для этого надо иметь время, деньги и рынок. Занимаемся )


  1. WondeRu
    26.10.2021 08:54
    +1

    Про b2b решения:

    Как показала практика, такие внутренние инкубаторы/акселераторы создаются только для инфоповодов и показать насколько же круто у нас тут все инновируют. Обычно дают тренинг, в лучшем случае трекера. Это помогает поднять задницу и заняться вплотную проектом. Но, как правило, поддержки дальше это не находит, и в свою же компанию приходится заходить фактически с улицы, чтобы предложить свое b2b-решение, которое точно будет полезно.


  1. juvescorp
    26.10.2021 10:01
    +1

    У меня есть не совсем Pet-project, а мечта - написать операционную систему на ассемблерах под разные архитектуры процессоров. На инвестиции не претендую, пока делаю для себя и по приколу. Понимаю, что написание операционной системы требует глубоких знаний и составил план обучения.

    Что касается самого проекта, то в этом году пытаюсь писать код хотя бы раз в неделю. Получается не всегда, поэтому недели без написания кода стараюсь нагонять.


  1. KotKotich
    26.10.2021 10:02

    Даже не смешно. Авторы обитают где то на радуге в королевстве розовых пони. В любой компании результат будет принадлежать компании. Вне зависимости от места её нахождения.


    1. sintjuri
      26.10.2021 13:24
      +1

      Если вам удалось придумать и реализовать в своей компании успешный стартап, в котором у вас будет часть, остальное будет принадлежать компании, как вы написали, это будет успехом? Логично же, что если вы пришли в свою компанию за финансированием, компания вам его даст под определенные проценты, верно. При этом, делать питч перед менеджерами своей компании немного проще, чем перед неизвестными вами инвесторами, которых надо еще найти, не так ли?


  1. usa_habro_user
    27.10.2021 18:57

    Я когда-то встречался с подобным (впрочем, я не утверждаю, что описанное в статье совпадает с моим опытом), работая в одной крупной (даже очень) интернациональной корпорации. По тому, что я видел, и во что это реально выливалось: это было просто очковтирательство людей, страдающих от безделья (а таких было достаточно много, как среди "эффективных" менеджеров, так и среди "профессионалов высокого класса"). Проводить целый день за болтовней в кафетерии (ну, или высиживать часами на всевозможных болтологических семинарах, не имеющих отношения к непосредственной деятельности) через определенное время становится весьма "напряжно" даже для самых нахальных и отпетых бездельников, и для них подобные инициативы - просто как манна небесная. И у менеджмента среднего звена появляется отличный повод отвлечься от раскладывания пасьянсов и проведения очередных "митингов ни о чем" - отличная "трендовая, модная и молодежная инициатива"!

    А вот реальных результатов этих "хакатонов" и "микростартапов" за полтора года, что я проработал по контракту в этой компании, я так и не увидел - бездельники так и курсировали со своими недоделанными прототипами из мастерской в кафетерий и обратно.