Будущее уже здесь, и от магазинов самообслуживания мы уже дошли до магазинов полного самообслуживания, даже без касс и кассиров. У нас на днях запустили "экспресс-скан" в Перекрёстках, и я, вспомнив старое время, когда мне ещё было интересно тестировать все самые горячие новинки, пошел и протестировал, как оно работает. Спойлер: работает пока плохо. Но работает!

Экспресс-скан - это технология ретейла ближайшего будущего, которую в опытно-промышленную эксплуатацию прямо сейчас запускает X5 Retail Group (супермаркеты Пятёрочки и Перекрёстки). Суть её в том, что покупатель сам сканирует своим смартфоном штрих-коды товаров, которые складывает в свою корзинку, а потом оплачивает набранное через этот же смартфон (через Google pay, Apple pay, либо привязанной банковской картой) и, довольный, уходит домой прямо с набранными покупками в сумке, не стоя в очереди на кассу и не предъявляя их кассиру. Понятно, что тут присутствуют возможности для злоупотребления доверием. Посмотрим, что задумывалось, и что получилось.

Процесс покупки начинается с того, что нужно авторизоваться через их внутренний X5 id. Я там глубоко не лазил, но процесс авторизации сделан то ли на WebView, то ли с использованием штатного браузера, вводишь телефон, приходит СМС-ка, на этом всё. Логин-пароль придумывать и помнить не надо (наконец-то!).

Потом фирменное приложение "Мой перекрёсток" говорит покупателю о необходимости отсканировать QR-код, расположенный на входе в торговый зал. Зачем это надо, я не знаю, но, поскольку приложение пишет "определяем магазин...", предполагаю, что это надо, чтобы связать "покупочную сессию" с конкретной торговой точкой. На этом месте уже у меня что-то пошло не так. Приложение почему-то рисует анимацию над картой, когда оно начинает быстро прокручивать из последней точки, где телефон определил местоположение, до текущей. Я несколько раз закрывал и снова запускал приложение, и каждый раз оно рисовало эту анимацию, как-будто приложение никак не могло запомнить, что я уже нахожусь в Петербурге, хотя каждый раз определяло текущее местоположение правильно. Потом, дальше - вместо того, чтобы просто просканировать QR-код (который, кстати, зелёного цвета, достаточно заметный и расположен на входе в торговый зал), приложение стало писать что-то вроде "продолжить покупки". То есть как-будто бы оно определило магазин без сканирования этого QR-кода, и открыла "покупочную сессию". Я же ждал всплывающего окошка, где мне черным по белому написали бы что-то вроде "QR-код успешно прочитан, Вы можете начинать покупки с помощью Экспресс-скана!". А получилось, что я десять минут стою как аутист около стенда с QR-кодом и навожу на него телефон, чего-то жму в нём пальцем, и не понимаю, можно идти за покупками или оно глючит, и ничего на самом деле не работает.

Ладно, будем считать, что оно всё-таки работает. Я пошел в торговый зал, и, на всякий случай, ничего не стал набирать, кроме тряпки на швабру за 200 рублей, за которой и пришёл. Потому что мало ли что. Берешь тряпку, сканируешь телефоном штрих-код, в приложении показывается, что товар добавлен в корзину. Ожидаемо, я сам сделал бы точно так же.

Надо проверить, как оно работает с подакцизными товарами. Я ожидал, что приложение сразу мне напишет что-то вроде "Подакцизный товар пока что нельзя купить с помощью Экспресс-скана. Пробейте, пожалуйста, этот товар на обычной кассе отдельным чеком.". Но нет, оказалось что процедура предусмотрена: тоже сканируешь штрих-код, потом нужно просканировать акцизную марку. Акцизная марка - это такой очень маленький с плохим разрешением напечатанный QR-код, который в данном случае надо просканировать не специальным оптимизированным лазерным сканером с высоким разрешением, которые установлены на кассах, а с помощью камеры телефона. И вот тут мой телефон (а ему всего два года, и в нём были установлены самые лудшие камеры, какие существовали в то время) начал тупить и тормозить. И выглядит это так: стоит чел, у него в левой руке бутылка с подакцизным товаром, а в правой телефон, и он эту бутылку с разных ракурсов снимает на камеру. Как аутист. Примерно через минуту оно всё-таки отсканировалось, и приложение написало что-то вроде: "теперь приготовьте документы, и идите всё равно через кассу, там ваши документы надо будет проверить". Хорошо. А как убрать теперь такой товар из корзины? "Отсканируйте акцизную марку ещё раз, и поставьте товар на полку". Ну, поставить на полку оно нетрудно, но второй раз сканировать акцизную марку заняло еще больше времени, чем в первый. Всё-таки для этого оптическая камера, даже хорошая, подходит, видимо, не очень, и нужен специальный сканер.

Всё, идём на кассу. В приложении написано: "теперь найдите QR-код, который нужно отсканировать для оплаты и выхода". С помощью логики и здравого смысла я догадываюсь, что баннер с этим кодом должен быть установлен рядом с кассами самообслуживания, и на этот раз логика меня не подводит.

Сканирую этот большой (тоже зелёный) QR-код, в телефоне появляется интерфейс Google pay, жму на кнопку, оно оплачивается, приходит СМС-ка "списано 189 рублей". Всё, ура! вроде получилось. Но на всякий случай из магазина не ухожу сразу, вдруг ко мне подойдёт проверяющий и попросит предъявить чек, чтобы сверить его с содержимым моей корзинки. А где чек-то? Вообще-то в приложении "Мой перекресток" чек показывается, но не сразу, а минут через 30 после покупки (зато с детализацией, каждый товар написан). Прямо почти сразу на email пришёл чек от Первого ОФД, там написана сумма и нарисован еще какой-то QR-код, но подходит ли этот чек, чтобы его предъявить Службе Безопасности Магазина, если у нее возникнут ко мне какие-либо вопросы? Вопросы, вопросы...

Резюме: технология хорошая, за ней будущее, но пока только для опытно-промышленной эксплуатации, а не для хардкорного продакшна. Респект X5 Retail Group и их IT-блоку, которые двигают прогресс.

P.S. Если сделаете ещё авторизацию не через X5 id, а через Госуслуги, вот всем станет понятно тогда, кто, где, когда, что и зачем покупает, и по каким случаям (шутка)

P.P.S. Лет 15 назад я стоял в очереди на кассу в какой-то провинциальной Пятёрочке, а там все рассчитывались бумажными купюрами, монетами, и мало у кого были банковские карты (еще тогда без NFC, и надо было всегда вводить пин-код). Я помню, что я тогда тогда подумал "ну ничего, еще немного потерпеть, и скоро будем расплачиваться, просто прикладывая карточку к терминалу". Получилось, в тот раз угадал. Угадаю ли в этот раз - как знать, как знать...

Комментарии (27)


  1. Ritan
    01.11.2021 21:52

    Даже обычные QR-коды камера распознаёт неповолительно долго. Пока что, думаю, быстрее будет всё равно дойти до кассы самообслуживания и в темпе пробить все товары сканером у кассы.

    Может быть у телефонов и появятся какие-то специализированные сканеры для этой цели, но пока это скорее игрушка


    1. FiLunder7
      02.11.2021 11:17
      +2

      Ерунда. Пользуюсь этим приложением с самого появления - полет нормальный. Ни одной из проблем описанных автором у меня нет. Скорость распознования штрих кодов молниеносная - иногда не успеваешь камеру навести на штрих-код, а товар уже распознан. Претензий вообще нет никаких, кроме того что все чаще стали на выходе проверять товары, раньше вообще не подходили.


    1. 3aBulon
      05.11.2021 18:16

      Да. Были тут на концерте, по этим вот новомодным куар кодам. Смартфон у сотрудницы не первой свежести. Ладно разбит экран, но камера то одна всего, и это явно не 12мп даже. И приложение зависло, да так что пришлось перегрузить смартфон. Очередь сзади уже бурлит, сбоку стоят те кто что-то забыл/не нашел/ждет Главнюка/мнетолькоспросить — а концерт то уже второй звонок дает.
      Куар код считался раза с тринадцатого. Проверять его уже никто не стал, прошли дальше…


  1. gecube
    01.11.2021 21:54
    +1

    то ли с использованием штатного браузера, вводишь телефон, приходит СМС-ка, на этом всё

    и небось работает только с номерами +7 xxx xxx-xxxx?

    Логин-пароль придумывать и помнить не надо (наконец-то!).

    надеюсь, возможности подобрать код нет? Потому что одно дело СМС как пароль (многоразовый), а другое - как OTP


  1. Sklott
    01.11.2021 21:59
    +1

    Я не знаю какая статистика у магазинов, но на взгляд покупателя ни разу не видел чтобы кто-то подобным пользовался (я про QR коды на входе/выходе), но очень много народу пользуется кассами самообслуживания... Правда это на опыте Ашан - там похожая система.


    1. gecube
      01.11.2021 22:09
      +1

      Правда это на опыте Ашан - там похожая система.

      похожая, но другая


    1. pbatanov
      01.11.2021 22:27
      +1

      В Глобусе регулярно пользуемся Scan&Go (тебе выдают терминал, ты им сканируешь сам все что кладешь в корзину), весьма популярная штука (судя по вечно практически пустым стендам со сканерами). На кассе только оплачиваешь + проверка всякого юридически-сложного товара (например, алкоголь, если есть - попросят паспорт и заапрувят в терминале оплату) + иногда - выборочная проверка (сотрудник сканирует часть корзины и проверяет что это все внесено в список).


  1. PaulZi
    01.11.2021 22:29
    +1

    Уже около 2 месяцев пользуюсь экспресс сканом, очень удобно. На выходе за это время проверили раза 3. Особенно в кайф проходить первое время, когда на кассе большая очередь смотрит на тебя ни то как на вора, ни то как на хакера) сейчас уже привыкли. Проблем со сканированием штрихкодов не испытываю.


  1. AlexGluck
    01.11.2021 22:54
    +2

    Я через пару месяцев как запустили пилот начал пользоваться, сейчас вместо qr на входе магазин определяется по вайфай. Раз 10 уже спрашивали чек, согласно инструкции было предложено просканировать "qr для проверки", но что-то ни разу не захотели. Было догоняли у выхода на улице уже, на предложение вызвать полицию и написать заявление о краже им, не захотели. В последний раз когда проверяли, хотели взять мой телефон и "полистать", хотели обыскать мои вещи (что им мешает на выходе своевременно проверять согласно процедуре, мне решительно неизвестно). В общем-то несоведомленность персонала и неопытность пока главный минус, на втором месте "qr для завершения покупки", третий минус алкоголь и табак, четвертый не работают магазины круглосуточно. Очень хорошая технология и крайне незначительные поправимое минусы.


    1. klvov Автор
      01.11.2021 23:00
      +2

      Вот то и оно, начнёшь как early adopter использовать, а немножко где-то что-то пойдет не так. и вот эти все прелести могут случиться. "Где чек", "предъяви вещи", всё такое. Поэтому я пока отношусь с осторожностью к этим веяниям будущего.


      1. AlexGluck
        01.11.2021 23:13
        +6

        Если мышление рабское и боишься/не можешь применять самооборону, тогда наверное верно. Но есть законы которые регламентируют поведение, кассиры имеют права проверить чек, но вам выдаётся по условиям магазина qr код для проверки, что не чек. Если кассира не устраивает такой формат проверки, то всё что он может сделать это вызвать сотрудников полиции (росгвардия и вневедомственная охрана в их число не входит). Охрана может применять самооборону и вызвать полицию. Однако задерживать вас ни кассир ни охрана не может, это нарушение конституционных прав на свободу передвижения (для охраны 203 УК РФ). А в случае вызова полиции встречное заявление за 306 УК РФ ложный донос и КоАП за ложный вызов, при этом протокол досмотра составляется после заявления и на основании этого заявления. Для обвинения вас необходимо либо видеодоказательство либо показания (за которые и пишется встречное по 306 УК РФ), это всё работает если вы конечно ничего не крали и не совершили никаких ошибок при оплате. Ну и конечно если вы решили лезть в бочку, то надо рассчитывать на 4-48 часов своего времени. В выходные и вечернее время при плохом настроении, я иногда могу начать лезть в бочку и лично пишу в жалобную книгу, Роспотребнадзор и до отделения полиции могу спокойно прогуляться. Ведь совсем не сложно выполнять требования закона и требовать этого от других.


        1. edo1h
          02.11.2021 04:41
          +1

          Однако задерживать вас ни кассир ни охрана не может, это нарушение конституционных прав на свободу передвижения (для охраны 203 УК РФ)

          интересно, и как им в этом случае бороться с реальными ворами?


          1. F1eex
            02.11.2021 09:04
            +1

            После просмотра пары сюжетов канала "все работы хороши" о работе в супермаркетах, "победы" над людьми с зарплатой 300 долларов вызывают противоречивые чувства, среди которых гордости явно нет...


            1. AlexGluck
              02.11.2021 10:58

              Дело не в победе, если человек превышает свои полномочия и плохо осознаёт свои действия, есть выработанная процедура по обучению преступников системой правопорядка. Гораздо лучше чем чуть ранее предлагали евгенику.


          1. AlexGluck
            02.11.2021 10:56

            Борьба с ворами это работа полиции, а не кассиров, а охрана нужна для оперативной реакции на инциденты и физическое их присутствие может помочь не против воров, а против вандалов-хулинанов.


            1. edo1h
              02.11.2021 11:39

              так охрана же не имеет права задерживать и хулиганов, если я правильно вас понял.


              1. AlexGluck
                02.11.2021 11:40

                Задерживать нет, но препятствовать и применять самооборону может.


  1. usrsse2
    01.11.2021 23:22
    +1

    Почему приложение "Мой перекрёсток", экспресс-скан же в приложении "Экспресс-скан", и в нём сразу отображается чек со списком покупок и QR-кодом для проверки.

    Работало всё хорошо сразу, как только экспресс-скан появился (но алкоголь я не покупаю). Удобнее, чем касса самообслуживания, на которой стоишь, за тобой очередь, а они опять поменяли UI, хочешь уже платить, а нет, надо протыкать, что нет купона, не покупаю пакеты и наклейки тоже не нужны, причём в вопросе про наклейки кнопка называется "Отмена", и кажется, что она отменит всю покупку. Плюс не надо ждать сотрудника, чтобы удалить товар, и сканировать штрих-код бонусной карты.

    В одном Перекрёстке вообще невозможно найти QR-код для завершения покупки, если не знать. Он находится за дверью после кассы. С третьего раза только запомнил, где он (в этот магазин нечасто заходил).


  1. F1eex
    02.11.2021 08:37
    +1

    Имхо, настоящий прогресс - это не тогда, когда я буду сам шататься по залу, набирать и таскать товар, пусть даже не стоя на кассе. А это тогда, когда мне вообще не придется это делать. И это уже есть - доставка называется. Хотя это тоже не идеально - как минимум надо сидеть дома. Вот что и можно совершенствовать.


  1. trueMoRoZ
    02.11.2021 09:12

    Пользуюсь более месяца. Да, иногда приложение глючит. Но в общем я очень доволен. Проблем с покупкой алкоголя не было, просто оплачивать его приходится через кассу самообслуживания, где надо дождаться подтверждения кассира, что мне есть 18. Оплачиваю через гуглпей, сразу после этого на экране появляется чек, который я и показываю охраннику на выходе в случае вопросов. Да, несколько раз просили показать весь товар, считали количество и сверяли с чеком. Считаю это нормальной практикой, потому что для магазина это всё-таки риск. Теперь меня знают охранники и уже относятся более дружелюбно. Считаю это отличной инновацией.


    1. AlexGluck
      02.11.2021 11:10

      Вам показывается не чек, а qr код для проверки и список покупок. Очень хорошая политика, если они не на улице вашу машину обыскивать начинают.


  1. TITnet
    02.11.2021 10:39
    +1

    Много раз приходилось ругаться с охранниками, которые хотели посмотреть мой чек и уже мой товар. Почему-то магазины хотят сэкономить на кассирах за мой счёт. Как только я оплатил товар и получил чек, ко мне не могут быть вопросов со стороны магазина. Это мой товар, а чек я имею права не брать.


    1. FiLunder7
      02.11.2021 11:21

      Пользуясь этим приложением вы соглашаетесь с офертой, а там в условиях есть пункт что вас на выходе могут попросить предъявить товар и чек. Так что все законно.


      1. WP_Hedgehog
        02.11.2021 14:33

        Только тут тоже есть нюанс. Попросить предъявить чек, а также сверить его с товаром имеет право «специально обученный человек», который, во-первых, должен являться штатным сотрудником данного торгового предприятия, и, во-вторых, занимать в штатном расписании позицию «контролёр».

        Сотрудники охраны при этом, как правило являются аутсорсерами, то есть никаким боком не входят в штат магазина, работая в ЧОП.

        Дальше объяснять?


        1. gecube
          02.11.2021 17:23

          это в законе так написано? Почему контролер не может быть на аутсорсе?


          1. WP_Hedgehog
            03.11.2021 08:21

            Хороший вопрос!
            Могу предположить, что из-за вопросов мат. ответственности.


  1. Sklott
    12.11.2021 11:57
    +1

    Кстати, до меня только сейчас дошло, как до жирафа, но дошло, в отличии от разработчиков этой системы, что нельзя полагаться на покупателей в деле сканирования акцизной марки. Там ведь идет учет каждого отдельного товара поштучно! А кто мешает покупателю отсканировать одну марку, потом по какой-то причине поменять товар (причин може найтись куча) на анологичный, но ДРУГОЙ. И при этом я уверен 99.9% покупателей не будут делать "отмену" для первого тавара и "добавление" нового. А на контроле, я сомневаюсь что кто-то хоть раз будет сличать акцизные марки, а не название товара. В результате даже одной такой замены магазин влетает дважды:

    • во-первых, проданную единицу надо будет как-то проводить, скорее всего как "украденную",

    • во-вторых они уже не смогут продать оставшуюся единицу товара, но которую уже один раз "купили".