Labdien!
Это вторая часть нашей истории о переезде в Ригу. Если пропустили первую, то можете прочитать здесь. В ней мы остановились на пересечении границы, так что с этого места и продолжим.
Но сперва дисклеймер: все приведенные в статье цены, заметки по городскому благоустройству и прочее являются субъективным мнением на основе собственного опыта. Я вполне допускаю, что на каждый приведенный пример коренной рижанин сможет дать мне контрпример и будет прав, так как в каждом городе при желании можно найти что угодно. Мы просто никогда не ставили себе целью специально тратить время и искать самые дешевые // самые дорогие товары, самые чистые или самые грязные места и т.д.
Итак, первое, что бросается в глаза через километров 20 после КПП - адекватное дорожное покрытие (так называемая "шумящая" разметка) и очень зеленые поля-луга. В будущем в Риге нас повстречают такие же газоны и хорошее озеленение районов. Если присмотреться к траве, то видно, что кроме обычной газонной зелени там часто прорастает мох/лишайник, что дает большую плотность зелени на сантиметр почвы. Из-за этой картинки даже спальные районы советской постройки на окраине выглядят иначе, чем в привычном для нас Черноземье. Так что осень в Латвии воспринимается совершенно иначе, благоприятнее влияя на психику.
Для точного соответствия истории событий отмечу, что на КПП наши проблемы не закончились. Где-то через час путешествия по латвийским дорогам у нас пробило колесо :) К счастью, все обошлось заменой на запаску и смещением прибытия на финальную точку еще на час. К слову, направлялись мы уже на конкретный адрес, здесь остановимся подробнее.
Знакомиться с рынком аренды Риги мы начали месяца за три до поездки, подбирать варианты где-то за месяц. Мой работодатель предложил на выбор 2 риэлторских агенства, с одним из которых мы начали общение. Все предложенные агентом варианты из их базы нам не показались привлекательными, поэтому процесс выглядел следующим образом: мы находим объявление на ss.lv, отправляем риэлтору, он проверяет актуальность объекта и документы, делает видеотур для нас и ждет наш фидбек. В принципе, все вышесказанное осуществимо и без привлечения риэлторов, но для первой квартиры я настоятельно рекомендую обращаться к специалистам. Дело в том, что при получении карточки ВНЖ нужно декларироваться по текущему месту жительства (что-то вроде нашей прописки). Это означает, что ваш арендодатель должен сдавать вам недвижимость официально и предоставлять возможность декларирования, что указывается в договоре. Именно часть проверки документов собственника и составление такого договора аренды, с которым не будет проблем при получении пермита, и берет на себя риэлтор.
Ключевая мысль: в отличие от "серых" схем в РФ, в ЕС чаще всего аренда идет по закону. Поэтому на первое время, пока нет личного опыта, лучше обращаться в риэлторские агентства. Если переезжаете по работе, работодатель может сотрудничать с каким-либо или просто возместить вам расходы.
Что касается стоимости, здесь картина такая: "евродвушка" в современном доме стоит в диапазоне 500-700 евро/месяц в зависимости от метража и расположения ЖК. Часто в эту стоимость уже входит парковочное место на территории ЖК (подземный паркинг в доме или отдельностоящий многоэтажный на все дома). Сверху будут коммунальные платежи + интернет, у нас получается в среднем 100 евро (важно понимать, что мы приехали в начале отопительного сезона и пока не знаем летних трат).
Так же во многих свежих проектах в квартире уже предусмотрена приточная вентиляция//рекуператоры - влажный климат обязывает. А вот найти в таком жилищном фонде варианты с ванной вместо душа уже задача посложнее, соотношение где-то 1 к 4. Есть варианты подешевле в советских панельках - там привычную для нас двухкомнатную можно найти в диапазоне 250-400 евро/месяц. Можно даже найти подобный вариант относительно недалеко от центра. Но тут уже решайте сами, какой вы хотите видеть подъезд и двор :)
Где-то в середине дня 23 сентября мы прибыли в конечную точку нашего маршрута, встретились с арендодателем, забрали ключи, разгрузили машину и попрощались с Юрием (владелец Kangor и наш водитель, если не помните). В транспортировке коробок до квартиры неоценимую помощь оказал сквозной лифт - это когда вход из подъезда с одной стороны лифта, а выход на лестничную клетку с другой. Да и дверные проемы здесь немного шире, спокойно получалось вносить коробку 60*40, удерживая ее с боков по широкой части - в Воронеже такой прием не прокатил. Дальнейшие дни прошли в покупках необходимых вещей и продуктов, так что коснусь вопроса ассортимента и цен.
Насчет мебели все просто - есть местные сетки, есть IKEA. С бытовой техникой интереснее - даже в хозяйственных магазинах, аналогичных "Порядку", вы не найдете китайских noname-брендов - представлены бюджетные модели Phillips, LG и подобное. Так же есть неплохие европейские бренды, мало представленные в СНГ - например, Severin и SMEG. Здесь из интересного можно отметить площадки 220.lv и 1a.lv. Первый отличается более оперативной и дешевой доставкой, но не принимает оплату по российским картам - можно только оплатить переводом на счет или использовать местный банк. Второй доставляет дольше и несколько дороже (компания литовская, поэтому возможно везут с местных складов), зато спокойно кушает любые карты.
Что касается продуктов, здесь предсказуемый широкий ассортимент "санкционки", вкусная молочка и овощи. Мы пока закупаемся в шведской сети Rimi, эти магазины кажутся нам более комфортными в сравнении с Maxima. Так же в октябре в Латвии появился немецкий Lidl с сильным демпингом цен. Из-за этого в магазины сети попасть сложно, на вход длинные очереди :) С продуктовой корзиной картина следующая: какие-то позиции несколько дороже наших (стаканчик йогурта 170гр 1 евро), какие-то дешевле (кочан брокколи 1 евро), каких-то в наших сетевых продуктовых нет в принципе (морошка или тушенка из мяса лося/оленя). Но важно, что здесь мы не встречали "пластиковых" томатов, подтухающей курицы при нормальном сроке годности и прочей ерунды. Здесь соблюдаются стандарты изготовления, критерии качества и условия хранения. В итоге при тех же затратах (в Воронеже закупка на неделю обходилась в 7-9 тыс руб, здесь 90-110 евро в Rimi или 70-80 в Lidl) мы получаем гораздо более вкусную и здоровую еду.
Отдельно отмечу воду - по данным муниципалитета, рижскую воду из-под крана можно спокойно пить и она действительно гораздо лучше и мягче воронежской. Являясь аллергиками, мы прочувствовали разницу с другой стороны - та же вода используется для гигиены. Проблемы с перхотью и "шелушистостью" кожи ушли через пару недель при условии, что шампуни/бальзамы были привезены с собой и не менялись. Ну и местное пиво тоже очень мягкое и вкусное наверняка за счет воды ;)
Есть сервисы доставки продуктов и еды из кафе, например Wolt и Bolt Food. Интересное отличие от РФ в том, что здесь совершенно нет разницы между стоимостью похода в заведение и стоимостью доставки аналогичного "стола". Как я понял, здесь нет изначально ориентированных на доставку бизнесов вида "крутим роллы в вашем спальном районе". Пока что все роллы/пицца, которую мы заказывали, были из кафе, куда в отсутствие локдауна можно спокойно прийти и провести там время. Ну и раз коснулись этой темы, вечер в кафе на 2 персоны с небольшим количеством алкоголя выходит в среднем 35-50 евро. Так же важно сразу держать в голове объем потенциального заказа. В меню часто нет граммовки, но подход очень близок к другим странам ЕС - порции огромные. Если вы заказываете стандартный Цезарь с курицей, то чаще всего вам принесут порцию 400-500 грамм.
Вот с медикаментами ситуация грустнее - когда понадобился флакончик йода, смогли найти только за 3,3 евро. Так же не получилось найти ацетилсалициловую кислоту, так что приходится брать аспирин по 3 евро. Зато больше ассортимент витаминов, не обязательно делать заказы на iHerb. К слову о витаминах, солнечных дней здесь существенно меньше, чем в центральном Черноземье, так что витамин D в зимний период теперь наш друг.
Не самый приятный момент был связан с оформлением местной сим-карты LMT. Всем, кроме лиц с постоянным видом на жительство и граждан Латвии, необходимо вносить залог, так что симка обошлась в 30 евро (благо, туда входит первый месяц). За безлимит интернет+звонки+смс у меня выходит 20 евро/месяц. Но пополнять баланс я могу только банковским переводом на основании счета, приходящего на почту, хотя мобильное приложение у оператора существует. Косяк в том, что авторизоваться в этом приложении я как мигрант не могу - для авторизации используется номер ID гражданина. И нет, мой Blue Card со своим номером не подходит для этой цели. Консультанты LMT говорят, что в последнее время эта проблема стала всплывать чаще и надеются на доработку приложения со временем, но пока все обстоит так.
В вопросах передвижения Рига приятно удивила. Здесь очень развита велоинфраструктура и общественный транспорт. Мы выбирали квартиру с хорошей транспортной доступностью, так что рядом с нами трамвайная и автобусно-троллейбусная остановки. Транспортный парк - новые чешские шкоды или польские солярисы (не путать с Hyundai Solaris, речь о Solaris Bus & Coach). Цены - мы пользуемся желтым eTicket на все виды транспорта, его стоимость на 1 поездку составляет 1.15 евро, на 20 поездок 20.7 евро. С расписанием можно сверяться на сайте https://www.rigassatiksme.lv/, на остановках или использовать какие-нибудь приложения. Нам зашло Moovit, оно умеет строить GPS маршрут до конечной точки по карте с включением необходимых пеших передвижений до/от остановок. Для каждого прибытия падает уведомление где-то за 1 остановку до цели, причем если вы едете в наушниках, то вместе с пушем будет голосовое сообщение от бота - крайне удобно. И вишенка на торте - это не чисто латвийское приложение, в Финляндии оно спокойно переключилось по геолокации и ориентировало на местный транспорт.
Весь транспорт ходит по расписанию, возможны небольшие опоздания на 2-3 минуты. В наличии выделенные полосы для общественного транспорта, поэтому длительность поездок достаточно легко прогнозировать, планируя время выхода из дома.
Где-то через 4 дня после приезда начался завершающий этап необходимой бюрократии. Всем бронированием занимался работодатель, он же разруливал форс-мажоры. Сперва нас отправили сделать еще один ПЦР, который на следующий день понадобился при визите в медучереждение. Там необходимо сделать флюорографию - одно из обязательных условий для подачи документов в УДГМ (Управление по делам гражданства и миграции), в нашем случае результат предоставлялся уже при получении карточек. Визит для нас прошел нервно по следующей причине: если помните, в первой части я упоминал про форс-мажор со стороны Юрия, из-за которого отбытие сместилось на день. Это привело к смещению прибытия в Ригу и как следствие невозможности явится в УДГМ в тот день, который был забронирован работодателем. А из-за Covid-19 количество приемных слотов в УДГМ сильно сократилось, так что в результате работодатель смог записать на сентябрь только меня. Для жены ближайший вариант был только во второй половине октября, но к тому времени уже истекла бы виза. Поэтому работодатель рекомендовал приходить в мой визит вдвоем и пробовать договориться. И вот мы приходим, берем талончики, я захожу первым и объясняю ситуацию, на что мгновенно получаю "Простите, но по протоколам Covid мы не можем так сделать". Расстраиваюсь, пишу жене в мессенджер и задумываюсь о вариантах. Тем временем сотрудница УДГМ обрабатывает мои данные, задает какие-то вопросы - в целом, обычный диалог при визите в госучреждение. И в какой-то момент в этом диалоге происходит следующее:
- Когда у вас истекает виза?
- 14 октября
- Супругу уже на какой-нибудь слот записали?
- Нет, мы были записаны вдвоем на утро 23 сентября, но задержались на границе. А на сегодня был только один слот и работодатель записал меня. На октябрь у вас свободные даты начинаются с 20 числа, так что я не знаю, что мы будем делать.
- *пауза на раздумья в несколько секунд* Супруга сейчас с вами здесь?
- Да, ожидает в коридоре.
- Хорошо, у меня будет 10 минут перед следующим посетителем, так что я приму ее после вас.
Так что нам пошли навстречу с некоторым нарушением регламентов, за что УДГМ огромное спасибо. В результате нас оформили, уточнили о желаемом варианте срока изготовления карточки ВНЖ (разная длительность стоит по-разному, в нашем случае работодатель компенсировал минимально возможный срок подготовки - 2 дня), попросили оплатить квитанции и записали на получение карточек.
На следующий день мы пошли делать флюорографию в частный медцентр, слот для нас бронировал работодатель. Здесь как раз вышла накладка со стороны медцентра - нас почему-то успешно записали на визит при условии, что в этот день кабинет с рентген-аппаратом не работал. Поэтому после разговора с работодателем нас отправили в соседнее здание обычной поликлиники, где в течение часа администраторы созванивались с разным начальством для выяснения, как же нас оформлять при условии отсутствия местных документов. Даже в самом рентген-кабинете лаборант первым делом спросил данные нашего семейного доктора и получив напоминание о контексте нашей ситуации созвонился с кем-то для получения инструкций о внесении нас в систему. Все это может показаться сложным и дискомфортным, но на самом деле от нас не требовалось ничего и никто даже не намекал, что услугу нам предоставить не смогут - просто растянулось ожидание из-за нестандартности случая для поликлиники. Результаты флюорографии забирали очно в поликлинике на следующее утро - в случае частного медцентра они бы пришли на электронную почту.
В тот же день в обед приехали в УДГМ для получения карточек. Предъявили результаты флюры и договор аренды жилья для того, чтобы нас задекларировали, оплатили необходимые пошлины и вышли уже с резидентским статусом - Blue Card у меня, ВНЖ с правом работы у жены. Срок годности каждой карточки 1 год. Обычно такие события люди отмечают где-нибудь в баре или хотя бы дома, но мы первым делом пошли прививаться :) Дело в том, что на момент въезда все заведения и культурные объекты работали по предъявлению ПЦР или евросертификата вакцинации. Так же без оных невозможно выехать за пределы Латвии. Делать ПЦР каждый раз слишком накладно (15 евро на человека). А в день получения карточек мы уже знали, что в нескольких ТЦ в центре прививочные центры имеют партии однокомпонентной вакцины Janssen от производителя Johnson&Johnson. Пришлось простоять в очереди 3 часа, чтобы получить одинарный укольчик, дающий через 15 дней валидный евросертификат. Насчет влияния вакцины на организм - первую ночь температурили 38,5, следующий день пониженная 35, через день все пришло в норму. Еще где-то неделю болело место укола.
Карточки ВНЖ являются так же инструментом электронной подписи и идентификатором данных для логина в государственных системах. Вместе с карточкой выдают лист с скретч-слоем, скрывающим ваши PIN/PUK коды. Процесс авторизации на каком-либо государственном сайте с их использованием выглядит следующим образом: сперва необходимо поставить себе комплект ПО eParaksts. Он включает тулзу для электронной подписи документов и инструмент для авторизации (в нем же можно сменить коды). Затем для вашего браузера вы ставите расширение-плагин, которое соединяет сайт с инструментом для авторизации. Дальше вы вставляете вашу карточку в слот SC ноутбука (или заблаговременно покупаете картридер с этим слотом), запускаете ПО для авторизации, заходите на сайт, выбираете авторизацию eParaksts, разрешаете передачу данных от ПО на сайт и затем вводите PIN в всплывающем окне. Как предварительный результат будет еще одна страница подтверждения уже со списком ваших данных - желаете ли вы их отправить на сайт или нет. Соглашаетесь и все, вы в системе.
Следующий этап - оформление местного банковского счета для получения ЗП и возможности спокойно оплачивать услуги в тех местах, где использование российской карты невозможно. На местном рынке наиболее крупными банками являются Swedbank, Citadel и SEB. Бегло прочитал условия дебетовых карт каждого и выбрал Swedbank больше по причине того, что работодатель использует его. Далее следует ряд театральных действий-открытий для мигранта в вопросе европейских банков:
Действие первое, в котором топикстартер узнает о разнице банковских услуг РФ и Европы. Этот пункт был туманно понятен еще из РФ на базе чтения других статей о релокации - мол, банковская система РФ передовее некуда. Так оно и есть - пока у нас завлекают бесплатным пожизненным обслуживанием, кэшбеком и многофункциональными приложениями, в Swedbank я плачу за свою карточку 1,47 евро в месяц за обслуживание. Кэшбек для дебетовых карт - не слышали, только для кредиток. Как вишенку имеем ограничение на поступление средств - к счастью, настраиваемое в приложении. Как я понял, это было введено в большей степени для контроля отмывания денег из непонятных источников.
Действие второе, в котором не каждое отделение банка мигранту доступно. Когда я захотел записаться в отделение банка с целью открытия счета, неприятной новостью стало то, что сделать оное в ближайшем отделении я как не-гражданин не могу. С мигрантами работают 2 отделения, из которых ближайшим ко мне оказалось центральное на острове Кипсала. А это 45 минут на общественном транспорте в одну сторону.
Действие третье, в котором негражданин платит дважды. Уже приехав в отделение и начав оформление, я столкнулся с несколько шокирующим моментом - открытие счета в Swedbank для не-граждан стоит 200 евро. И действительно, если хорошенько изучить условия на сайте, там есть пункт про "проверка документов ... для лиц, не являющихся гражданами ЕС". Хорошо хоть в моем случае с документами оказалось все в порядке и счет открыли во время визита - при сомнительных моментах в биографии процесс может затянуться на недели. Дебетовая карточка стоила около 4 евро, в базовом варианте ее доставляют на почтовый ящик через неделю после обращения. Я дополнительно оплатил срочное изготовление и забрал карточку в отделении на следующий день (на то были свои причины).
Ключевая мысль: в банковских вопросах не будьте торопливы, как я. Подробнее изучите pdf'ки с условиями от банков, так же погуглите информацию на форумах. Тем самым вы убережете себя от незапланированных трат.
Последним бюрократическим квестом была борьба с местной налоговой. Для начала любой резидент обязан получить местный налоговый номер, осуществив либо очный визит (что долго и муторно в условиях ковида), либо сделав запрос на сайте налоговой, авторизовавшись через eParaksts. Я выбрал последнее, получил номер на следующий день. Далее необходимо указать основное место получения дохода (= вашего работодателя) с первого вашего рабочего дня, чтобы применилась пониженная ставка НДФЛ 20% вместо 23%. И вот здесь возник баг системы - в списке источников дохода для меня высвечивался мой работодатель на основании данных, имеющихся у налоговой. Но при выборе этого источника мне выскакивала ошибка о том, что даты получения дохода совпадают с датами нерезидентства. Очень интересно...
Бегло гуглю, что есть резидентство государственное и резидентство налоговое (от 183 дней пребывания на территории страны). Но последнее в Латвии считается так же при наличии декларированного места жительства, поэтому через сайт налоговой открываю тикет в саппорте с этим вопросом. В это время успевает прийти первая зарплата за вычетом ставки 23% :( В тикете меня просят составить заявление в свободной форме и отправить его скан - выполняю новым тикетом, потому что первый автоматически закрылся по факту ответа сотрудника. Во втором тикете уже другой сотрудник сообщает мне, что согласно данным налоговой я уже являюсь налоговым резидентом. Радостно лезу проверять возможность указания места дохода - снова ошибка про нерезидентство О_о
Второй тикет аналогично закрыт, продолжить переписку не имею возможности. Так что собираю скриншоты ошибки, прошлых тикетов и скан заявления, прикладываю в новый тикет и прошу разобраться. Через 3 дня меня уведомляют, что в системе поправили мой профиль и все указали, проверяю - отлично, налоговый номер есть, работодатель указан, пометка о сниженной ставке налога имеется.
В противовес всем сложностям, повлекшим затраты, отмечу пользу релокации по Blue Card в частности и релокации по работе в целом. Все затраты, на которые были сохранены платежные документы, были компенсированы работодателем. Это квитанции с подготовки документов и визита в посольство в России, все медицинские расходы, пошлины в УДГМ. Даже 200 евро за открытие банковского счета мне компенсировали. На тратах на транспортную компанию остановлюсь подробнее - тут тоже вопрос был закрыт, но ситуация была на грани. Дело в том, что с Kangor у нас был только договор на перевозку. 50% аванса были оплачены на карту Юрия, оставшиеся 50% в Риге были отданы наличными (после суток без сна и сложностей на границе голова уже не работала). Поэтому из подтверждения о состоявшейся финансовой операции у нас была только транзакция перевода с карты на карту. Так что работодатель честно предупредил, что сделает все возможное, но далеко не факт, что эту сумму получится компенсировать - скан договора и транзакция перевода физлицу слишком косвенные документы. К счастью, все решилось в нашу пользу.
Ключевая мысль: если вы релоцируетесь с условием возмещения расходов работодателем, оплачивайте все услуги в таком виде, который предполагает наличие чека или квитанции. Полезно еще уточнить у компании, какие чеки она принимает для расчета компенсации, а какие нет. В случае оплаты услуг транспортной компании единственным правильным вариантом является оплата по счету юрлица.
Сертификат о вакцинации действовал в нашем случае с 15 октября и мы надеялись разнообразить свои будни какой-нибудь культурной составляющей. С этим в Риге все весьма недурно - много интересных музеев, выставок, часто приезжают известные европейские и американские группы (вот в мае 2022 будут выступать OneRepublic, в июне 2022 Imagine Dragons). Но, к сожалению, в Латвии все эти дни резко росла заболеваемость и с 11 октября было объявлено ЧС, а с 21 - полный локдаун. Поясню вкратце, в чем здесь разница.
При ЧС ограничено время работы кафе-баров до 21:00, все "неважные" объекты пускают только при наличии QR-кода (места "зеленого" режима), места первой необходимости работают в "красном" режиме без требования сертификатов; по выходным работают только места первой необходимости. Церкви тоже в зеленом режиме, если интересно :) Во время локдауна же закрыто все, кроме мест первой необходимости, которые работают уже в "зеленом" режиме для площади 1500 м2 и в "красном" для малой площади. То есть в кафе-музей не сходить, одежду "очно" не купить, только доставка. И добивочка - комендантский час с 20 до 5 часов, т.е. нельзя выходить из дома без веской причины: срочная поездка в больницу, запланированный авиаперелет (собаку выгулять - не является основанием для выхода из дома). "Вескость" должна быть подтверждена специальной заполненной формой, но здесь пояснений дать не могу, так как на практике не столкнулись с этим.
Локдаун был снят 15 ноября и сейчас мы снова в режиме ЧС. На момент публикации его слегка смягчили и теперь оказывать услуги в "зеленой" зоне можно до 23:00. Отдельно отмечу контроль количества посетителей с целью соблюдения социальной дистанции в расчете от метража помещения. На каждом магазине есть наклеечка с цифрой, обозначающей количество людей, которые могут одновременно находится внутри. Для маленькой точки мобильного оператора это 2-3 человека, для зоомагазина 8-10. Регулируется количество очень просто - на входе стоит ровно такое количество корзинок/тележек/иных заметных предметов (в обувных берешь ложку-рожок). Если не видишь свободной корзинки, значит магазин заполнен и нужно подождать.
В заключение хочу тезисно накинуть наши субъективные плюсы/минусы Риги и Латвии. Бочка меда:
Относительная для ЕС простота решения бюрократических вопросов из-за распространенного русского языка. Да, он не государственный, но во всех учреждениях есть дублирование на русский. Все консультации в УДГМ можно получить на русском. В быту так же много услуг можно получить на русском. При этом на нашем опыте тезис "русский знает поколение 40+, молодежь чаще всего нет" не полноценно работает - в сфере услуг много молодых ребят с отличным русским языком.
Отсутствие подтверждения стереотипа о нелюбви к русским, о нескрываемом национализме. Здесь нормально относятся к людям, но сильно не любят советский период истории. Открытых нацистов мы пока не встречали, так что предположу, что таковых в процентном соотношении ровно столько же, сколько "нелюбителей" гостей из Средней Азии в Москве.
Но это, разумеется, другое.Чистый воздух и чистые улицы. Да, с последним можно спорить и приводить какие-нибудь окраины с разрытыми следами машин дворами в пример. Но напомню, мы сравниваем с регионом РФ, где типичное состояние улицы и двора - пыль и песок.
Нет перенаселения, в Риге по данным 2021 года ~615 тыс человек с округлением вверх. Это означает меньший трафик на дорогах по сравнению с Воронежем, не говоря уже о Москве.
Европейская неторопливость и уважение к личному пространству. Опять же не 100%, но в сравнении с РФ больше людей соблюдают социальную дистанцию. На пешеходных переходах чаще всего автомобилист пропустит пешехода, даже если тот начал переходить дорогу на мигающий. Перед переходом принято притормаживать даже тогда, когда пешеход еще в паре метров от него. Автомобильные гудки я слышал буквально раза 3 за все время нахождения здесь. А на кассе однажды произошел такой случай - замешкались с оплатой/упаковкой, жена начала меня торопить с аргументом, что очередь и люди ждут. И кассирша в спокойном тоне сказала "Ничего, подождут, не волнуйтесь".
Доброжелательность населения. Нам пару раз помогали прохожие по собственной инициативе, слыша наш с супругой разговор о непонимании чего-либо.
30 минут на электричке до моря. В октябре мы попали на хорошую погоду и побережье в Юрмале нам очень понравилось, так что планируем кататься летом.
Архитектурное разнообразие в огромном диапазоне веков. Да, не все здания поддерживаются, но даже в сравнении с соседними Вильнюсом, Таллином или Хельсинки на наш вкус Рига намного интереснее своими фасадами и двориками.
Шенген и следующая из этого простота передвижения. Слетать в другую страну Шенгенской зоны в контексте пограничного контроля так же легко, как в другой город внутри РФ - контроль этот минимален.
Доступность культурной части жизни из-за небольших расстояний. Все любят упоминать движухи в мегаполисах, но на примере Москвы часто оказывается, что человек живет в условных Люберцах и сгонять на концерт или выставку для него результируется в 4 часа только дороги. Здесь же все интересные места в городе в часовой доступности на общественном транспорте. На личном еще быстрее.
Но есть и ложка дегтя:
Бездомные или алкоголики. К сожалению, они часто встречаются на улицах, здесь Рига недалеко ушла от Берлина. Вдвойне грустнее слышать от каждого из них русскую речь - это люди, которые не могут или не хотят интегрироваться в современное общество. Предположу, что многие из них как раз имеют паспорт негражданина.
Приморский климат. Здесь очень ветрено и в течение дня погода может поменяться несколько раз за день с тумана до дождя, затем до солнечного промежутка, который сменится свинцовыми тучами. Из-за ветра дождь часто идет горизонтально. Солнца не хватает, пьем витамин D.
Живая очередь в местах получения услуг при строгой необходимости бронировать время своего визита. Получается, что бронь на время используется только для регуляции количества посетителей в день из-за ковидных ограничений. По факту ты ждешь в живой очереди по талончику, полученному на месте.
Комментарии (17)
BogdanKolodii
09.12.2021 11:10Спасибо, с удовольствием прочитал всё до конца.
Можно поинтересоваться ? Какой запас денежных средств вы планировали для переезда? И сколько вы с женой потратили грубо говоря "на всё" до момента получения первой зарплаты? Спасибо.
Helwig Автор
09.12.2021 13:19В целом с собой было "много", так как продали автомобиль. Но если вспоминать по тратам, то на все документы-транспортные расходы-покупки-аренду вместе с залогом ушло где-то 4000 евро. Из них 1700 была компенсирована работодателем на основании чеков/квитанций на второй рабочей неделе.
glycol
09.12.2021 12:06+1Зачем же вы мобильную связь у LMT брали? Самая дорогая, бюрократичная компания в Латвии. Есть же Bite и Tele2, тарифы ниже, связь не хуже (в Риге и городах). LMT самая большая зона покрытия всякой глуши и хуторов, куда вы вообще никогда не заедете. Вот там и берут LMT. Да и существуют карты предоплаты, можно симку в любом магазине или киоске купить без всяких паспортов.
Helwig Автор
09.12.2021 13:21Спасибо за совет, присмотримся. Тогда были "в мыле", местный номер был нужен срочно, так что по сути зашли в первый попавшийся салон.
LborV
09.12.2021 22:59Не слушайте, у лмт вы платите за покрытие всей латвии(проверенно в глухом лесу 20км от риги) и доступность в ЕС точно не менять карточку. Я бы порекомендовал бы ещё swedbank сменить, бывают ситуации с ними, что в банкомате не будет наличных или сервис где-то подтормозит
rtakyiv
09.12.2021 12:08Вот с медикаментами ситуация грустнее - когда понадобился флакончик йода, смогли найти только за 3,3 евро. Так же не получилось найти ацетилсалициловую кислоту, так что приходится брать аспирин по 3 евро.
Вопрос, конечно, очень личный, но я не уверен что стоит грустить по поводу этой ситуации. Медицина в Европе очень "другая", к ней сложно привыкнуть, но в итоге (если перестроитесь) может еще довольны будете.
glycol
09.12.2021 12:11+1Ага, антибиотики без рецепта тут у нас никто вам не продаст, даже Фастум гель рецептурный.
apapacy
09.12.2021 12:56Из Воронежу в Ригу на волне ковиду — отрадно услышать что-то положительное о ситуации.
zigen
09.12.2021 13:21Вы точно в Воронеже жили? Такое ощущение что вы из станицы в Нью-Йорк переехали
Helwig Автор
09.12.2021 13:25+3А что смущает-то? Современная 20+ этажная жилая застройка на Шишкова и следующий из нее транспортный коллапс - не повод положительно отзываться о застройке рижской?
Или проблема найти хорошие продукты в обычных сетевых маркетах типа Окея или Перекрестка опять же не повод сравнивать их с Rimi?
Это я еще вопроса качества и стабильности коммунальных услуг не касался совсем.evr1ka
10.12.2021 09:01А что по коммуналке? Вы молодцы, что не стоите на месте. Сам переехал в Воронеж из другой страны, поэтому ваш опыт мне понятен. Могу дать рекомендацию не сравнивать в русле там было плохо или хорошо, а тут в разы лучше, а может и хуже. Всегда будет иначе, и лучше просто принимать это все с интересом.
Удачи вам!
P.S. Прочитал по коммуналке - 100 Евро. При около 3тыр летом и около 8тыр зимой за трешку, в доме с вашей же картинке, это примерно так же. Не сравниваю с хрущевкой, где и зимой полторы, потому что только холодная вода и газовый нагреватель (может даже без счетчика)
Helwig Автор
10.12.2021 10:01Спасибо, но с рекомендацией склонен не согласится. Не вижу ничего предосудительного в сравнениях, если сразу понимать, что они субъективные - конкретной семье условия проживания и качество услуг в городе N понравились больше относительно города M. Просто без сравнений имхо невозможно выбрать окончательное место обитания :)
Dima_Sharihin
09.12.2021 15:54+1Я в Воронеже не жил, но бывал (с недельку), и хочу сказать, что многие районы там не приспособлены для комфортного жилья от слова совсем, даже по сравнению с другими российскими городами. Пробки, грязь, мало места для парковок, убитые дороги.
Да, есть пару крутых ТРЦ и лес под боком, но "внутри России" туда переезжать нужно по сильным причинам
gapel
09.12.2021 17:09+1как меня удивлял тот факт, что Прибалтийские страны разные, так и продолжает. То есть со своей колокольни в Таллинне могу сказать, что с бюрократией у нас по другому.
С медициной - к семейному уже записались? Выписанные рецепты частично покрываются страховкой.
Про связь кажется уже говорили - есть же предоплаченные СИМки, которые дешевле и не требуют документов совсем.
У шведбанка была программа кешбека баллами, но кажется кончилась буквально полгода назад))
Ну и велкам в Таллинн в гости))
Helwig Автор
09.12.2021 21:15Спасибо, хотели как раз на прошлой неделе скататься, но дороги накрыл снежный звездец и аэропорт тоже встал на сутки :)
К семейному пока не записывались - прочитал, что не обязательно делать это предварительно в целях профилактики, можно совместить с визитом в случае простуды и т.п. Не уверен конечно, что так поступать разумно, но пока вот так.
Neishiko
Сейчас в Люберцах реконструируют Октябрьский и 4 часа будет в одну сторону)