Считаете ли вы, что за один день усовершенствовать учет в вашей компании невозможно? На самом деле, это не так: даже с помощью типовых настроек ERP можно значительно улучшить ситуацию с планированием. На примере компании «N» и системы 1С:ERP давайте рассмотрим, как этого добиться.
Компания «N» — крупный производитель косметики и бытовой химии — столкнулась с проблемой обеспечения производства: менеджеры по продажам уже договорились с покупателем, а производство не успевает выпустить нужный объем товара, потому что закупки не обеспечили поставку необходимых материалов к нужной дате. У сотрудников компании также отсутствует понимание, какой объем расходных материалов необходим в течение месяца для выпуска необходимого объема продукта и сколько вообще нужно производить товара в месяц.
Описанные проблемы связаны с отсутствием объемно-календарного планирования. При этом из-за отсутствия планирования невозможно составить план-фактный анализ и сравнить планы производства и продаж с фактическим итогом по окончании месяца, чтобы произвести соответствующие корректировки. Без объемно-календарного планирования проблему обеспечения производства будет не решить.
При организации системы планирования необходимо учесть особенности производства «N»:
Возможность корректировки планов продаж: клиент может сделать заказ на определенный продукт, а через пару дней выбрать другой товар,
Долгосрочные поставки: некоторые материалы необходимо заказывать за 2-3 месяца до поставки,
Необходимость учитывать минимальную партию производства, закупки и страховой запас материалов,
Необходимость учета особенностей производства, а именно наличие полуфабрикатов для продукции как собственного производства, так и полуфабрикатов, которые нужно закупать.
Производство компании состоит из 3 цехов:
Цех сыпучих. Процесс состоит из одного этапа производства – изготовление продукта из полуфабриката.
Цех пластмасс. Изготовление полуфабрикатов собственного производства для склада: как готовая продукция, так и полуфабрикат для цеха розлива.
Цех розлива. Основной цех, в котором происходит изготовление продукции. Состоит из двух этапов: замеса продукта и его розлива в тару.
Схема объемно-календарного планирования для компании «N» будет выглядеть так:
Базовым планом станет план продаж: из него по цепочке будем формировать план закупок и производства. Для оперативного учета корректировок будем использовать Автоматизированное рабочее место по корректировкам, с помощью которого будем актуализировать планы производства и закупок.
Планы строятся по следующей схеме: сначала строится годовой план по номенклатуре, он разбивается помесячно. Исходя из плана по номенклатуре строится годовой план производства с разбивкой помесячно, а от плана производства уже строится план закупок также на год с разбивкой помесячно. Анализируя построенные планы, мы можем спрогнозировать потребность по материалам и полуфабрикатам, и соответственно, можем заранее делать закупку у поставщиков.
Принципы построения планов
У каждого плана есть специфические параметры детализации. Так, план продаж строится по клиенту и по менеджеру. Каждый менеджер может строить планы продаж по своим клиентам.
План производства имеет детализацию по подразделению-диспетчеру.
План закупок имеет детализацию по поставщикам, при этом поставщики указываются в табличной части, так как по некоторой продукции могут быть разные поставщики.
Также в плане закупок есть детализация по соглашению, которое указывается в табличной части и детализация по складу с введением склада в документе.
План продаж
В разделе «Бюджетирование и планирование» строим годовой общий план. Этот сводный план получает данные только из планов, которые имеют статус «Утвержден».
Общий годовой план строится по двум видам:
1. План по товарной категории. Для каждой номенклатуры мы определяем товарную группу, по которой строиться план, и сезонную группу, по которой будут определяться сезонные коэффициенты.
План продаж по категориям не имеет детализации. Правила заполнения строятся на основании продаж прошлого года, также учитываются только продажи по складу готовой продукции.
2. План продаж по номенклатуре.
Здесь также нет никакой детализации. Этот план показывает, что мы хотим продать в течение следующего года. В плане по номенклатуре есть возможность задать источники заполнения для количества: в основании лежит план продаж по категориям, цена берется средняя за прошлый год.
Для перехода от товарной категории к номенклатуре используются «Нормативы распределения планов продаж по категориям», где для каждой категории заводится свой норматив распределения и количество продаж прошлого года.
Рассмотрим на конкретных примерах заполнение планов по категориям и по номенклатуре.
Для того чтобы распределить товарные категории, нужно использовать отдельный реквизит в номенклатуре.
Каждой номенклатуре присваивается свой вид, он используется в «Нормативах распределения плана продаж» с распределением по долям.
Также нужно завести сезонные коэффициенты. Базой для заполнения сезонных коэффициентов будет сумма продаж прошлого года.
В дальнейшем вносятся корректировки для учета сезонности. Например, некоторые продукты бытовой химии продаются в больших объемах в определенные месяцы, и чтобы учитывать эту сезонность, используется типовой функционал «Сезонные коэффициенты».
Также в случае компании «N» необходимо сделать небольшую доработку системы – вид «Акционный товар», т.к. один товар может продаваться по основной и по акционной цене. Доработка необходима для учета акционных товаров в системе: при планировании акционные товары должны вычитаться. Использование вида «Акционный товар» позволяет разделять в документах реализации товары одной номенклатуры, продающиеся по разным ценам.
Сформируем план продаж по категориям:
Здесь указывается вид плана, период (текущий год).
Товарные категории заполняем по правилу: все продажи прошлого периода выдаются в разрезе товарных категорий, те категории, которые мы исключаем из текущего года, выделяем пометкой «Отменено». По остальным категориям возможно указать прирост, который ожидается на текущий год. После формирования плана, соответственно, можно будет увидеть планируемое количество продукции на продажу.
Теперь сформируем план продаж по номенклатуре. В документе указывается вид плана, период. Через нормативы распределения планов продаж по категориям строится годовой план по номенклатуре.
Ещё одна разновидность плана продаж по номенклатуре строится в разрезе месяцев по количеству и сумме.
Годовой план с разбивкой помесячно строим уже в разрезе клиента и в разрезе менеджера, учитывая сезонность.
Количество в номенклатуре разбивается по месяцам в соответствии с учетом коэффициента сезонности, если коэффициент сезонности не используется, то распределение идет пропорционально количеству месяцев. План продаж создается по каждому клиенту с учетом сезонности и с учетом тех параметров, которые необходимы при планировании.
При формировании плана продаж в данном случае используется исключительно типовой функционал ERP. В правилах продаж учитывается, что при заполнении номенклатуры берутся только те позиции, по которым были продажи за прошлый период по выбранному клиенту, т.е. количество продукции в номенклатуре из общего плана продаж умножается на коэффициент доли продажи номенклатуры по выбранному клиенту среди всех клиентов, по которым продавалась номенклатура.
Эту достаточно сложную логику расчета возможно заложить в типовой функционал программы за счет гибкого функционала планирования. Любые параметры, которые нам необходимо использовать без доработок системы, можно просто указать в правилах: какие необходимы данные и как их нужно использовать.
План производства
План производства строится как на год с разбивкой помесячно, так и на месяц. В годовом плане указывается подразделение-диспетчер и период.
В правилах указываем необходимый страховой запас, минимальную партию.
Если у вас, например, есть какие-то другие параметры, которые тоже необходимо учитывать при планировании, то в типовой системе все достаточно гибко настраивается. Настройка происходит как на уровне самого правила, так и на уровне отборов. Например, можно исключить какую-то номенклатуру, либо какие-то склады.
Минимальная партия и страховой запас – это дополнительные реквизиты, которые указываются в карточке номенклатуры.
Далее строится план производства на месяц на основании плана продаж. Указывается период, подразделение-диспетчер и с учетом заданных параметров формируется план. Этот документ является рабочим планом для производства.
Итого в плане производства у нас учитывается план продаж, остатки по продукции, минимальная партия запуска и страховой запас на складе. Первоначально страховой запас фиксируется в карточке номенклатуры, далее правила меняются и страховой запас формируется в зависимости от определенных для номенклатуры критериев.
За счет гибкого планирования мы можем быстро внести изменения в первоначальную модель планирования. Также в плане производства используются ряд формул, с помощью которых можно высчитывать количество, необходимое к производству. Например, если необходимо произвести меньше, чем минимальная партия, используется коэффициент, который закладывался при планировании, если количество меньше коэффициентов, то продукция вообще не добавляется в производство.
План закупок
Это последний план, необходимый для закупки материалов. План закупок строится также в разрезе года и месяцев. Здесь уже указывается склад, куда приходят материалы, и указывается период закупки.
В товарах указываются спецификации материалов для производства, либо собственные полуфабрикаты, в которых указывались материалы для изготовления собственных полуфабрикатов. Система производит раскладку до конкретных материалов, и эти материалы попадают в план закупок. Пользователь указывает поставщика, соглашение, и система строит план закупок с учетом параметров минимальной партии закупки, страхового запаса, остатков на складе и с учетом правил, которые используется для оценки необходимости закупки данной продукции. Далее строится помесячный план, указывается период, в табличной части указывается поставщик, соглашение и система формирует план закупок на месяц.
Итого в плане закупок учитывается план производства, остатки материалов, заказы поставщиков, минимальные партии закупки и страховой запас.
Функционал для корректировки планов
В связи с необходимостью частой корректировки планов в план продаж был добавлен дополнительный реквизит – «Корректирующий план продаж».
Если необходима корректировка плана, устанавливается соответствующая галочка. План производства и план закупок автоматически переходит в статус «На утверждение». Пользователь видит у себя на рабочем столе информацию, что планы производства и закупок находятся в статусе «На утверждение», значит, планы необходимо переформировать. Также учтено, что при обработке заказов на производство и заказов поставщику, если стоит статус «На утверждение», сформировать заказы не получится.
Также в обработке заказов на производство добавляется отдельно отбор по планам, которые находятся в статусе «Утвержден». Поэтому пользователь всегда работает с актуальными планами производства и закупок.
В итоге полная схема объемного календарного планирования выглядит так:
Такая достаточно несложная схема покрывает все потребности компании «N». За счет внедрения объемно-календарного планирования компания получила возможность закупать только необходимые материалы под заказ клиента и страховой запас, не приобретая лишнего, что уменьшает срок хранения и увеличивает оборачиваемость готовой продукции. Учитываются все корректировки плана продаж, не вызывая срывов в поставках товаров. При этом теперь у «N» есть возможность проведения анализа продаж, закупок и производства.