Как обычно: пришла зима и тупые машины перестали тормозить и поворачивать.
(из разговора с другом)
Самое время накатать пост, о том, как я езжу зимой, каких рекомендаций придерживаюсь, и что делаю, чтобы спокойно проездить весь зимний сезон. Надеюсь, этот текст кому-то поможет.
Зимняя резина
Свою машину в этом году я переобул в первых числах ноября, когда все ещё спокойно ездили на летней и не парились об этом.
Бытует мнение, что летняя резина от зимней особо не отличается. Это не так. Она разного состава.
Летняя делается так, чтобы выдерживать более высокие температуры, а значит при среднесуточной температуре меньше 8 градусов она банально дубеет и теряет часть своих функций по сцеплению с дорогой. Чем холоднее, тем хуже сцепление.
Та же ситуация и с зимней летом: на жаре она "плывёт". Но тут есть один нюанс. При температурах 8-14 градусов ей просто ничего не будет. Если выбирать между "скинуть летнюю пораньше и одеть зимнюю" и "подождать и одеть зимнюю, когда совсем снег", то я выбираю первое.
Думаю, не надо объяснять, почему все 4 колеса должны быть одинаковыми (дальше станет понятно, если ещё не понятно).
Машина больше не тормозит и не поворачивает
На самом деле, всё тормозит и всё поворачивает. Просто не так как летом. Против физики не попрёшь, и, даже если у вас Лексус последней модели с ABS, ESP, полным приводом и прочими свистелками, от заноса в повороте на скользкой дороге при превышении допустимой скорости вас это не спасёт. А спасут следующие советы.
Ездить по дворам медленно. Очень медленно
Вынес это в отдельный пункт, потому что многим не очевидно, что во дворе под снегом часто находится чистый лёд, и вкупе с хаотично запаркованными машинами и бегающими в чёрных куртках и капюшонах пешеходами, шанс кого-то ударить возрастает в разы.
Проверяйте сцепление с дорогой
Каждый день, при выезде из двора, я проверяю насколько плохо сегодня сцепление с дорогой путём торможения.
Делать это нужно так, чтобы не получить удар сзади, то есть там, где вы гарантировано не будете никому мешать.
Проверяется это очень просто. Представьте, что перед вами внезапно выбежал пешеход и действуйте. Не обязательно каждый день тормозить в пол, но если вы ни разу (или очень давно) резко тормозили зимой, то один раз попробовать стоит (лучше на выделенном треке). Это снимает заодно вопросы про ограничение скорости.
Прохождение поворотов
Никогда не тормозить и не разгоняться в повороте. Не выключать передачу. Это правило спасало меня сотни раз от сноса на скользкой дороге.
Нужно медленнее? Тормозим до поворота. Нужно быстрее? Разгоняемся также до поворота. При повороте колёса машины проходят разные расстояния и на них могут действовать разные силы, у них может быть разное сцепление с дорогой. Всё это в сумме может привести к серьёзному ДТП. И если в случае левого поворота машина скорее всего полетит в кювет, то в случае правого - на встречку, что намного хуже. Поэтому в правых поворотах я ещё осторожнее, чем в левых.
Торможение
Всегда тормозить заранее и с прямыми колёсами. Это, как и предыдущее правило, гарантированно спасёт вас от кувырка в кювет при интенсивном торможении. Даже если будет выбор между "гарантированно дать в зад машине впереди" и "начать рулить и будь что будет", я всегда выберу первое. Так же требуют и ПДД.
Дистанция, интервал, встречный разъезд
Так как мы уже выяснили, что машины зимой плохо поворачивают и тормозят, то логично, что дистанция должна быть в два, нет, лучше в три раза больше чем обычно. В большим городах с этим тяжело. Там всегда найдется достаточно оленей, чтобы влезть в то окно, которое я оставляю как безопасную дистанцию. Но пусть я буду лучше "терпилой", перед которым все влазят, чем тем "дурачком", который догнал Лексус.
То же самое и с интервалом: в колее легко может снести на десятки сантиметров вправо-влево. Если машина слишком близко, я выберу вариант притормозить и встать за ней, чем пытаться опередить и встать перед ней.
В этом плане меня очень беспокоят задонюхи: я в своей машине уверен, я знаю, что у неё тормоза в идеале и знаю, за сколько она остановится (при этом я всё равно еду аккуратно). А вот тот, кто у меня на хвосте гарантированно приедет мне в зад при интенсивном торможении, потому что он не понимает ничего про торможение зимой. Поэтому, когда я вижу, что ко мне сзади едут слишком близко, я показываю (дотрагиваюсь до педали без торможения) стопами, что так делать не стоит. Помогает в 99% случаев. В оставшемся 1% лучше пропустить. Летом я так не делаю. Но зимой не до того.
Пользуйтесь поворотниками
(Нормальные водители могут не читать. Они и так ими пользуются)
Даже если у вас БМВ, использование поворотов зимой просто необходимо. Там, где летом вам могли посигналить и просто крикнуть "вот же гад", зимой гарантированно дадут в бочину. Просто потому, что тормозить стало значительно сложнее.
Все маневры нужно делать плавно
Это и летом полезно. Не нужно никаких резких движений. Чем плавнее и предсказуемее вы едете, тем лучше вас поймут другие участники дорожного движения, и тем меньше вероятность стать участником "рикошетного" ДТП.
Сегодня я с удивлением и уважением наблюдал, как машина, едущая за мной, не стала нагло лезть в довольно быстро едущий средний ряд из левого, который прямо и налево. Она так же, как и я дождалась нового цикла светофора и проехала прямо. Мы потеряли аж целых 45 секунд.
Не спешите
Лучше позорно опоздать, чем эпично "успеть".
Человек в спешке более подвержен ошибкам и неверным решениям. И зимой (да и летом тоже) ваша спешка может убить не только вас.
Стёкла
Купите новые дворники (резинки). Залейте зимний омыватель. Всегда держите боковые стёкла и зеркала чистыми. Эти очевидные вещи могут вас спасти в случае, если, например, вас заляпает встречный Камаз, а времени на то, чтобы 2-3 раза очистить стекло уже нет, так как впереди все стоят.
Всегда включайте дневные ходовые огни или ближний свет фар
У нас это и в ПДД написано, но объясню зачем: чтобы слепой бомбила на Ланосе, никогда не задумывавшийся ни об одном из пунктов, о которых я тут пишу, заметил вас как можно раньше и возможно объехал.
Думайте за всех дураков. ДДД
Правило “дай дорогу дураку” полезно не только зимой. Но зимой это просто закон: на дороге мало думать о том, куда едешь ты, но и предугадывать все манёвры всех окружающих дураков. Предвидеть, куда он может захотеть сунуться и не испытывать его на “дурак он или не дурак". Скорее всего дурак. Потому пропустите его. Целее будете.
Всегда имей план "Б"
Любой манёвр рассчитывайте так, чтобы, в случае помехи, иметь запасной манёвр. Самое простое — разность скоростей должна быть такая, чтобы, в случае помехи, иметь возможность безопасно оттормозиться. А сложные варианты бывают только летом, зимой они не проходят.
Бойся луж и куч снега
Есть такая штука, как аквапланирование и "слеш-планинг" — планирование на мокром снегу. На скорости 40–70 км/ч (зависит от резины) машина на мокром снегу или воде (в луже) всплывает — т. е. отрывается от асфальта. В такой ситуации ни затормозить, ни повернуть вам не удастся. Машина будет ехать прямо и с постоянной скоростью. Особенно опасно, если вы попали в лужу только левыми или правыми колёсами. Упаси бог вас нажать на тормоз — вас тут же развернёт. Также в таких ситуациях бывает удар в руль. Может не такой сильный, но если вы в это момент одной рукой писали SMS, а другой чесали пузо, то считайте, что обогатили местного жестянщика.
Бойся пешеходов
Эти господа зимой становятся особенно плохо заметны (маскируются) и часто пьяные. Сбить пешехода — это самое страшное что может быть. Мало того, что вашу машину никто чинить не будет (у пешеходов нет страховки), так ещё и вас могут очень легко посадить даже в случае, если пешеход перебегал 8-10 полос какого-то проспекта.
Лучше впилиться в другую машину, но только не в пешехода.
Всегда держи руль прямо
Сотни раз обсуждалось, но напомню: всегда держи руль прямо, даже если ты стоишь на светофоре на поворот налево, всё равно держи руль прямо. Повернёшь его в момент непосредственно поворота. Так, если в тебя въедут сзади, пока ты стоишь, тебя кинет вперёд, а не под колёса встречного Камаза.
Осторожнее с колеёй
В случае, когда едете по трассе, а на дороге колея из снежной каши и при этом нужно перестроиться или совершить обгон, НИКОГДА НЕ РАЗРЕЗАЙТЕ СРАЗУ обе "рельсы" за один заход, а только в 2 захода при перестроении (обгоне) и 2 захода при перестроении обратно, выравнивая после каждого захода автомобиль на прямые колеса.
Вообще, зимой лучше полос с колеями избегать. Если избегать не получается, то лучше ехать вне колеи (одно колесо между, другое вне колеи), ибо внутри колеи чаще всего скапливается вода. Т. е. когда вы едете в колее, то это как длинная бесконечная лужа-лёд со всеми вытекающими последствиями (см. пункт про аквапланирование).
Рельсы
Трамвайные рельсы и брусчатка - это те две вещи, на которых можно попасть в самое дурацкое ДТП на мизерной скорости. Под снегом трамвайная рельса работает как лёд. Всегда. Бойся рельсов и брусчатки.
Если всё-таки снесло/занесло
Не паниковать. Не паниковать. Не паниковать.
Занос корректируется рулем и газом. Руль поворачивать в сторону заноса зада, а по мере стабилизации плавно возвращать, на переднем приводе газ давить, на заднем — отпускать, на полном — молиться.
Давить/отпускать нужно плавно и аккуратно, не допускать сильной пробуксовки, или блокировки колес, держать на грани.
Выжатое в заносе сцепление приводит к вылету с дороги.
Нажатый тормоз приводит к вылету.
Переключение передачи в заносе приводит к вылету (в этом плане водителям с АКПП надо стараться всеми силами этого не допустить).
Слишком быстрое возвращение руля приводит к ритмическому заносу.
Сброс газа сразу (передний привод) после стабилизации, или набор газа на заднем приводе приводит к ритмическому заносу.
Сброс газа (передний привод) в заносе приводит к увеличению угла и вращению. То же — на заднем. С перегазом на заднем — аналогично. Перегаз на переднем приводе приводит к выносу на внешний радиус задом вперед.
Без практики этот пункт вам не поможет даже если вы его выучите, поэтому, когда выпадает снег, мы каждый год ездим на пустые площадки тренироваться выходить из заноса и чувствовать момент срыва данного конкретного авто (у всех разное).
Вместо послесловия
Два года назад, когда я вяло тошнил в сторону светофора на подъезде к дому, в среднем ряду, меня бодро обогнал Лексус на скорости за 80 км/час (я ехал 40 км/час). Через 5 секунд я наблюдал как его юзом несёт в зад Таврии остановившейся на красный. Ещё через минуту они начали осматривать повреждения. А я поехал домой.
Вообще, идеально было бы отсидеться дома/откататься на метро первую неделю после резкого похолодания/снега, пока смертники, “три педальки, а ножки две” и отчаянные бомбилы не поразбивают свои тазы и не останутся мудрейшие.
DISCLAIMER
Данный текст - это личное мнение автора и не претендует на истину в последней инстанции, даже если где-то явно написано “делай так”, это всего лишь речевой оборот. В первую очередь нужно руководствоваться ПДД при любых раскладах. Там написано всё то же самое. Пусть не так явно.
Всем безопасного вождения и дожить до весны без повреждений.
Комментарии (104)
iddqda
24.12.2021 13:15Оффтопик и капитанство, хотя местами забавно
И вот эти ваши два пассажа лучше бы смотрелись рядом :)1. идеально было бы отсидеться дома/откататься на метро первую неделю
после резкого похолодания/снега, пока смертники, “три педальки, а ножки
две” и отчаянные бомбилы не поразбивают свои тазы и не останутся
мудрейшие2. Эти господа (пешеходы) зимой становятся особенно плохо заметны (маскируются), чрезвычайно отмороженные и чаще всего пьяные
evil_random Автор
24.12.2021 13:55+1Удалить?
Честно говоря, хотелось просто напомнить про безопасность зимой. Судя по статистике ДТП, напоминание лишним не будет.
iddqda
24.12.2021 14:51+1нет не удаляйте, тема флеймогонная, а это для пятницы весьма кстати
повеселимся :)
fougasse
24.12.2021 15:52Самое классное, когда холодает раз в пару-тройку недель. И снежок. С таким подходом можно, вообще, на всю зиму машину "консервировать".
REPISOT
24.12.2021 13:21-1Перепечатка ПДД.
evil_random Автор
24.12.2021 13:50А разве в современных ПДД есть про противодействие заносу/сносу и приводы?
mitasamodel
25.12.2021 19:18Утрированный шутливый (или нет?) ответ — пп 10.1. Если тебя занесло на повороте, значит не соблюдён этот пункт (;
agp88
24.12.2021 13:28+2По поводу как можно более раннего "переобувания" в зимнюю резину осенью: как минимум, существует мнение, согласно которому летняя резина в холодную погода на чистом асфальте хоть и теряет свои свойства, но всё равно имеет гораздо лучшее сцепление с поверхностью, чем зимняя. Мнение подкреплено ссылками на исследования (выполненные автожурналами и автопорталами, но всё же). На затравку - график зависимости тормозного пути восьми летних шин и одной зимней из исследования журнала "За рулём".
Это всё, естественно, не относится к заснеженному или обледенелому покрытию, на них зимняя резина кроет летнюю как бык овцу. Таким образом, имеет смысл переобуваться только когда существует вероятность оказаться на скользком покрытии. В наших широтах это вторая половина - конец ноября, как мне кажется.
Sercius
24.12.2021 13:36+1Вы тогда уточняйте, в каких "ваших" широтах. Потому, что в России в середине ноября кое-где снег уже по колено и лежит месяц, а где-то вчера только первый легкий морозец стукнул и слегка припорошило.
sinneren
24.12.2021 13:59помимо мнения есть и практические эксперименты на профильных сайтах\каналах\тв,которые показывают ,что на летней до минуса надо катать
mSnus
24.12.2021 22:58+1А я помню, как на мотоцикле ощущается, что на улице всего +5 -- резина дубеет, и начинается скольжение, как на сноуборде. Поэтому как только холодает - ставлю зимнюю.
udjin1986
24.12.2021 13:44И снова проклятые пешеходы мешают жить водителям.
evil_random Автор
24.12.2021 13:46+2Об этом в статье ни слова.
Borkau
24.12.2021 13:56Эти господа зимой становятся особенно плохо заметны (маскируются), чрезвычайно отмороженные и чаще всего пьяные.
Может быть, это формулировка кривая или шутка такая (если так, то дурацкая), но в статье у тебя все пешеходы зимой, по умолчанию, отмороженные и пьяные.
evil_random Автор
24.12.2021 13:58Да, оборот не совсем верный. Хотел поправить, но что-то Хабр не даёт мне статью править.
cyberliberty
24.12.2021 15:17Ага, а потом эти водители выходят из своих корыт и ведут себя абсолютно так же :D
sinneren
24.12.2021 14:02+1Если избегать не получается, то лучше ехать вне колеи (одно колесо между, другое вне колеи), ибо внутри колеи чаще всего скапливается вода.
очередная чушь. вне колеи рыхлый снег, а в колее все изъезженно и сухо, свободно. вне колеи будет нести во все стороны сразу моментально
evil_random Автор
24.12.2021 14:05В колее тонкий лёд чаще всего. Мы про трассу или город говорим?
ClearAirTurbulence
24.12.2021 14:48А какая разница, что за городом, что на МКАДе, что в городе - если есть колея, управляемость в ней резко снижается. Будь в ней вода, лёд, снег - все равно неприятно. Лучше рыхлый снег вне колеи, чем ехать по жёлобу.
Иногда добавляются веселые элементы вроде мини-сугробов между полосами. Как сейчас помню, еду себе вверх по серпантину в левой из двух полос, между полосами сугробы высотой сантиметров 15, и вдруг из-за поворота на меня сверху едет ПАЗ по встречке на мой полосе. Машина старая, заднеприводная, систем устойчивости никаких, их тогда ещё почти ни у кого и не было... Повезло, что справа было место, ушел направо, машину удержал, как заехал наверх - встал и выкурил полпачки за пять минут.
С тех пор не только зимой, но и летом по таким серпантинам держусь в правой полосе )
ManFromArizona
24.12.2021 14:24+2Нет всегда лучше ехать вразрез колеи, лучше рыхлый снег чем тонкий слой воды/льда. Плюс при определенном сочетании ширины колеи/размера колес - может неожиданно выкидывать из колеи.
Black_Spirit
24.12.2021 14:22В этом году мне надо было провести эксперимент, как моя резина m+s поведет себя на снегу. Обычно всегда заранее переобуваюсь. Снега все не было и не было. Поехал в гости за город, с ночевкой. Ну конечно, на следующе утро все в глубоком снегу. Ехать 40 км., тормозов почти нет, сносит на поворотах. Кое-как добрался, очень аккуратно, без единой аварийной ситуации. Но зато какое облегчение, когда переобул на шипы! Авто ауди ку7. Есть заднеприводной характер с формулой 40% мощности на перед 60% на зад. Если что, просто сбрасываешь газ. А если надо побольше подвернуть зад уже в повороте, то добавляешь газку. Совсем не всегда надо молиться на полном приводе, как пишет автор. Полный привод тоже разный бывает.
cyberliberty
24.12.2021 15:21Хоть бы прочитал, что за обозначение m+s.. Оно не имеет ничего общего с тем, как ведет себя резина в подобных условиях. Если точнее, то описывает конкретную характеристику и не более того.
Black_Spirit
24.12.2021 15:26Да я вкурсе. Она ещё и довольно лысеватая была. Написал же что эксперимент.
ManFromArizona
24.12.2021 15:45+1я как-то лет 15 назад откатал зиму на гудричах ат, авто - гранд чероки с 247 раздаткой. В целом нормально, кроме откровенного льда и укатанного снега. Но больше повторять такой экспиримент не хочу, теперь только шипы.
Black_Spirit
24.12.2021 15:58Мне надо было в восточную Европу ехать, а там шипы запрещены. Чтобы липучку не покупать, думал на том что есть проверить. Наверняка липучка получше была бы чем continental summer m+s, но на шипах намного комфортнее. В общем, пока подвис.
fougasse
24.12.2021 15:58Не везде разрешены шипы.
Ну и за "лысоватую" зимнюю тоже могут очень прилично "поиметь", особенно любителей поэкспериментировать по первому снежку ждут с измерителем глубины протектора и квитанциями.
Black_Spirit
24.12.2021 16:00Я как раз выше написал причину эксперимента. Лысеватая, но в пределах нормы. Оставалось пару миллиметров до меток
fougasse
24.12.2021 16:12Больше 5мм -- лысоватая? Там же всего 8.
Black_Spirit
24.12.2021 16:19По бокам протектор слизан, а по центру где радиальные канавки норм. Естественно, что выдавливаться снежной каше через лысые боковины трудно. Эти колеса мне достались по наследству от предхоза. Давление в шинах или износ подвески были причиной такого износа уже не понять.
ClearAirTurbulence
24.12.2021 14:40+3Все по делу. Тестовое оттормаживание - годный совет, с оговоркой, что надо понимать, что на разных участках свойства покрытия могут сильно различаться, и поэтому оно имеет ограниченную полезность.
Пешеходов действительно хуже видно - больше темной одежды, освещенность в целом хуже, чаще переходы в неположенных местах, дольше переходят, т.к. скользко, а ещё они в любой момент могут поскользнуться и поехать под колеса даже с тротуара.
Ещё зимой больше пробок, а в пробках вероятность воткнуться в кого-то или собрать кого-то сзади тоже выше, особенно если она длительная, особенно если она в режиме touch-and-go.
Современный автомобиль сильно надёжнее в этом смысле - я не говорю о всяких системах устойчивости, они очень хороши, но особо полезен режим адаптивного круиз-контроля - вставляешь умеренную максимальную скорость, максимальную дистанцию, и риски существенно снижаются, главное, не расслабляться чрезмерно самому и контролировать автоматику.
А в морозы подогрев лобового стекла - просто сказка.
3epg
24.12.2021 20:41Подогрев, который волосатый на всём стекле? Ездил на поло с такой опцией. ИМХО дрянь несусветная. Бликует от встречных фар, вечно пытаюсь присмотреться, что за хрень такая на стекле. Короче фу, незашло мне. Обычный обдув справляется на ура, даже на моём древнем как мамонт Паджеро2 1992 г.в.
ClearAirTurbulence
26.12.2021 20:39Сетка видна иногда, но лично у меня проблем с ней не было. Либо сетка немного другая, либо восприятие разное. Отделка более инерционный, прогрев сеткой очень быстрый и сильно помогает как при размораживании, так и при запотевании.
Germanets
25.12.2021 17:05Есть один серьёзный минус круиз-контроля - если не заставлять себя всё время держать мозг в тонусе, а ногу на педали тормоза - будет сложно отреагировать в случае нештатных ситуаций. А уж дозировать газ, чтобы ускориться, когда это необходимо - тем более не получится. Имхо лучше зимой ехать "самому" и следить за всей ситуацией и быть готовым моментально принять меры. Из плюсов использования круиза - возможность не тратить время на перенос ноги с газа на тормоз(для тех кто тормозит правой ногой), всё остальное - весьма спорно получится, если это не поездка на весьма большое расстояние с очень-очень похожим покрытием на всей протяжённости дороги(что маловероятно).
evil_random Автор
25.12.2021 17:08Круиз - тема, но расслабляет.
Я как-то ехал из Орладно в Майами на круизе.
За 2.5 часа я бы не воспользовался педалями ни разу, если бы специально не сбрасывал круиз время от времени.
ClearAirTurbulence
26.12.2021 20:41Так и есть. Немного расслабляет, периодическое отключение держит в тонусе, но в пробке особо помогает - тут уже обратный эффект наблюдается - монотонность "поехал-встал-поехал" приводит к завершению мозгов.
anton_kuzmichev_MSK
24.12.2021 14:46-3Ну и ошибки в этой статье. "Вкупе" - это наречие, пишется слитно, а не как "в купе". "Насколько" тоже пишется слитно, а не как "на сколько" (как вообще такие ошибки можно делать, вы в школе что ли не учились?????). Короче, статья пошла в мусорку: терпеть не могу, когда так издеваются над русским языком - такому языковому мусору не место на Хабре!
evil_random Автор
24.12.2021 14:49Я их заметил сразу после публикации и не смог поправить уже. Хабр отдаёт 400 на попытку исправить текст
bat
24.12.2021 15:04Как выжить зимой. Руководство автомобилиста
хабровчане из регионов с зимой отличной от дефаулт-сити подтянутся и расскажут что значит выжить зимой...
chernish2
24.12.2021 15:20+2Думаю что в дефаулт-сити как раз ситуация сложнее, чем в северных регионах, из-за постоянной околонулевой температуры, и постоянного растаивания и обледенения всего вокруг. В этом смысле когда постоянно -15 значительно спокойнее на дороге.
bat
24.12.2021 16:59+1Мой комментарий придирка к слову выжить. Все что описано в статье можно описать одной фразой - поменять стиль вождения.
Да, в хороший минус машина по льду/снегу идет как. Но вот по поводу постоянной температуры - ну не бывает такого. Даже в стабильную погоду качели до 15-20 градусов, в городе менее выражено, за городом более. Например, днем теплеет до 15-20, ночью опускается до 30-40. На фоне этого машина перестала тормозить как летом уже не проблема.
В мороз чистого сухого асфальта нет, на проезжей части намерзает конденсат из выхлопных, особенно в местах концентрации транспорта. Если была оттепель с осадками, потом резкое похоложание, все в лядых колдобинах до след оттепели, если повезет.
Это мнение хабровчанина с юга Сибири. Якутск, наверное, посмеется над морозом -20.
Ukaru
24.12.2021 15:18+3Пользоваться 'поворотами' или 'поворотниками'? Или указателями поворота? Или я старпер и отстал от сленга?
nehrung
24.12.2021 23:10+2"Указатели поворота" - это официоз, а в быту, как по мне, лучше всего "поворотники".
>ПОЛЬЗУЙТЕСЬ ПОВОРОТНИКАМИ
Пункт про поворотники требует дополнения, потому что водителей, игнорирующих их наличие или пользующихся ими неправильно - ну просто огромное количество.
Во-первых, многие считают, что невключённые поворотники - это отсутствие сигнала. Нет, невключённые поворотники - это тоже сигнал! Сигнал о том, что вы собираетесь ехать прямо. Невключение их перед поворотом - наглый обман других участников движения (они ведь думали, что ваш путь - прямо, и соответственно планировали свою траекторию).
Во-вторых, поворотники - средство предупреждения о том, что вы собираетесь делать. Поэтому включать их во время уже начавшегося манёвра поздно (такое с позволенья сказать "предупреждение" безнадёжно опоздало), а надо включать их как минимум за 5 секунд или за 50 метров до поворота. Вот тогда предупреждение гарантированно будет замечено и понято своевременно. Кое-кто оспаривает это правило, мотивируя тем, что включённые поворотники "пугают едущего сзади", я же считаю, что для избежания ДТП не жалко и испугаться немножко. Да и что это за водитель, если он боится таких вещей.
chernish2
24.12.2021 15:19+1Статья хорошая и актуальная, напомнить очевидные вещи про безопасность (в данном случае безопасность движения) никогда не лишне. Вдруг всякие гонщики на девятках тоже Хабр читают.
AlexeiZhuravlev
24.12.2021 16:31Даже если будет выбор между "гарантированно дать в зад машине впереди" и "начать рулить и будь что будет", я всегда выберу первое. Так же требуют и ПДД.
Где конкретно ПДД это требуют?
evil_random Автор
24.12.2021 17:02+1ПДД требуют тормозить (не рулить) в своей полосе (это подразумевается) при любых обстоятельствах. В данном абзаце речь идёт о том, когда ДТП неминуемо и выбор либо рулить, либо не рулить.
При возникновении опасности для движения, которую водитель в состоянии обнаружить, он должен принять возможные меры к снижению скорости вплоть до остановки транспортного средства.
AlexeiZhuravlev
24.12.2021 17:05Это не запрещает одновременно тормозить и рулить.
evil_random Автор
24.12.2021 17:10+2Запрещает. В судебной практике попытка руления - несоблюдение пункта 10.1
Xo4y_3uMy
24.12.2021 18:05Не совсем так. п 10.1 не требует прямолинейного движения, он только требует "моментального" торможения. Поэтому если вы СНАЧАЛА повернули а потом начали тормозить - нарушение. А если начали тормозить, а ПОТОМ повернули - то нет нарушения
evil_random Автор
26.12.2021 08:42Но ведь попытка поворота влияет на эффективность торможения. А значит - нарушение.
indestructable
24.12.2021 17:07В случае аварийной ситуации из маневров можно применять только аварийное торможение
Это в украинских пдд
Xo4y_3uMy
24.12.2021 17:53+2Ну не прям требует... Но прямо указывает, что обязан тормозить вплоть до остановки. А вот о маневрировании ничего не сказано
п 10.1 ПДД.....При возникновении опасности для движения, которую водитель в состоянии обнаружить, он должен принять возможные меры к снижению скорости вплоть до остановки транспортного средства.
Поэтому есть такая мерзкая практика, что если сразу тормозил - молодец, а вот если не тормозил, а маневрировал но не справился с управлением и создал новую аварийную ситуацию - виноват.
Конечно есть и эксперты и юристы. Но есть практика судебная, ГИБДД очень любит этот пункт за его размытость и всеприменимость.
byman
24.12.2021 16:40+1Без практики этот пункт вам не поможет даже если вы его выучите,
Так почти про всю статью сказать можно. Сколько не читай, но в экстриме есть всего ничего пара секунд. Гугл уже не поможет, - только то что отложилось в рефлексах.
radonx201
24.12.2021 17:11Что значит "молиться" на полном приводе? Если вещью пользоваться не умеешь, то тогда молись. Но тогда вопрос - зачем покупать вещь, на которой придется "молиться"?
А по поводу резины я считаю так, что есть всемирный заговор производителей резины. Надо ездить всегда на зимней! Экономия бешеная )
evil_random Автор
24.12.2021 17:12+5У меня полный привод SH-AWD (который по праву считается одним из лучших), я им умею пользоваться. Но ведёт он себя при заносе/сносе каждый раз по разному.
Вообще, про "молиться" это шутка была. Нет тут тега irony.
Xo4y_3uMy
24.12.2021 18:18"Один из лучших" и "каждый раз по разному" мало сочитаются )
Хонда неплоха, но далеко не лучшая. Это я как субаровод говорю :)evil_random Автор
24.12.2021 18:21+2Верю.
Но против физики не попрёшь. Полный привод распределяет момент по разному при разных условиях. У меня на приборке, кстати, видно текущее распределение, но в момент заноса этот экран это последнее на что я буду смотреть.victor_1212
24.12.2021 21:23> Полный привод распределяет момент по разному при разных условиях. У меня на приборке, кстати, видно текущее распределение
все это несколько условно, sw управления трансмиссией awd совершенно нетривиально, лет 10 назад попался сборник статей из специального издания с описанием алгоритмов, по памяти в основном японских компаний, уже тогда было супер накручено, причем типа зависит от версии, комплектации и пр., могу представить насколько за 10 лет ушло вперед, лично у меня две subaru - wrx и legacy, с michelin CROSSCLIMATE2, imho шины вообще самое важное для зимы
Sercius
27.12.2021 09:58Subaru на торсене это да, можно сказать, что "ралийные гены" и остальные мантры субаристов. Но если там обычная муфта с электроникой и имитациями, то, имхо, ничем оно особо от конкурентов не отличается.
3epg
24.12.2021 20:48Субаравода может понять лишь субаравод)) 10 лет на них, легаси-аут, теперь вот трибэка. Лучшей управляемости зимой ни на чем нет. До кучи ещё и выдернуть кого нибудь без проблем можно. Недавно на своём паджере ушёл в кювет, црв дергала дергала, нивкакую. Приехала супруга на трибеке, вытащила за пять секунд, даже не шлифанула. :-D)
victor_1212
24.12.2021 21:25привет коллега, так то оно так, но все равно осторожность не помешает :)
3epg
24.12.2021 21:44Привет! Это верно. Осторожность, внимательность и умение смотреть хотя бы на 100 метров дальше капота - вот главные качества, позволяющие пережить зиму без трагичных последствий.
victor_1212
24.12.2021 22:22одно время приходилось ездить каждый день на большие расстояния на работу (порядка часа) в любую погоду естественно, в том числе даже если 30-40cm за несколько часов выпало, что обычное дело у нас, десятки машин в кювете увидеть можно за одну поездку, причем как правило awd из последних, люди просто переоценили свои способности к вождению, min 2/3 всех аварий по этой причине
3epg
24.12.2021 22:31+1Я одно время за городом работал, 40 км от дома, 25 от города. Переобуваюсь как правило поздно. Сначала шипы жалко, потом в очереди на шиномонтажке стоять неохота и т.п.
В один прекрасный октябрьский день, как всегда, неожиданно для Красноярска выпал снег. Ну я на лете осторожно доплёлся до работы, за время поездки останавливался у троих или четверых улетевших с дороги, спросить надо ли чем-то помочь. Так все были уже на шипах, лысых или летних не было ни у кого. ))
ЗЫ: вспомнил, у одного была хакка8, она в тот год дебютировала.
safari2012
25.12.2021 06:15один мой друг в южном регионе укатал зимнюю резину за одно лето. зимняя резина сильно мягче, в жару износ сильный.
grafdezimal
24.12.2021 19:02По моему опыту убирать ногу с газа, дёргать руль или (хуже всего) давить на тормоз на заднеприводной машине с хорошим (современным) ESP в случае заноса не стоит. Это лишает ESP возможности что-либо сделать, т.к. ESP может только тормозить отдельные колёса и знает куда ты хочешь только по положению руля, то ей нужен "газ" чтобы что исправить. Самое лучшее чуть-чуть убавить газ и продолжать рулить куда нужно ехать. Уже несколько зим езжу абсолютно без проблем с этим правилом.
telefonist
26.12.2021 15:48Давить на тормоз в случае опасности как раз полезно. И требование ПДД, как сказано выше. И ESP поймёт, что водитель испуган и хочет остановиться и поможет это сделать без заноса. А если вы раллист и знаете как вытянуть машину газом, то вам лучше вообще без ESP.
grafdezimal
27.12.2021 01:17Наверно я не так выразился, попробую по-другому: где-то в 2012 году я пересел на заднеприводную пятую бмв и в первую же зиму заметил, что зад таки заносит частенько. Ну я советы то все помню, руль в сторону заноса, ногу с газа убрать и т.п. но не очень как-то, даже хуже я бы сказал. И тогда мне коллега посоветовал: руль не дёргать вообще, на газ давить дальше, но поменьше, заноса не пугаться. И должен сказать, так и есть, ESP выравнивает почти любой занос и не надо ей мешать. Но надо сказать что я не езжу как сумасшедший, т.е. "любой занос" нормального осторожного водителя.
В случае опасности давить на тормоз конечно нужно, но не в повороте во время заноса же... хотя... наверно тоже поможет. Но тормоз всё таки лучше до поворота дивить.
telefonist
27.12.2021 09:55Ну тогда да. ESP просто может делать то, что не может ни один водитель - тормозить только одним колесом и выравнивать таким образом машину.
mentin
25.12.2021 05:24+4Я бы отдельно упомянул мосты, про их опасность часто народ не знает. Проблема с мостами вот какая: при небольшом минусе земля ещё не промерзает и обычная дорога может быть сухой и теплой. Мосты же, не важно через реку или над поперечной дорогой, не имея теплой земли снизу, промерзают первыми и могут быть в это время покрыты снегом и льдом. Подъезжая к мосту обязательно сбрасывать скорость.
3epg
25.12.2021 08:17+2Помимо мостов ещё следует за городом остерегаться мест, где вдоль дороги резко заканчивается застройка, лесополоса и прочие "препятствия" для ветра. В этих местах как правило может дуть сильный боковой ветер, и этот ветер замечательно "зализывает" дорожное покрытие. В результате 50 метров назад ехал по сухому асфальту, а внезапно оказываешься на корке льда. Вместе с поворотом и небольшой кольёй опасная штука.
ClearAirTurbulence
26.12.2021 20:49Поддерживаю. На мостах всегда холоднее. Ещё очень опасна "стиральная доска". Как-то ехал по такой на трассе - срезали асфальт, но не ровно, а именно волнами. Сверху укатанный снег. Шипы, полный привод. Ехал медленно, 50, внезапно развернуло на 90 градусов налево, уехал в сугроб через дорогу. Повезло, что было пусто.
Когда выкопался, развернулся, поехал дальше, на этом участке насчитал пять (пять, Карл!) машин, улетевших с дороги на этом коротком участке чуть дальше своего "приключения".
Bedouin2
25.12.2021 07:42"Вообще, зимой лучше полос с колеями избегать. Если избегать не получается, то лучше ехать вне колеи (одно колесо между, другое вне колеи), "
дурной совет! Левая и правая сторона должны быть на ОДИНАКОВОМ покрытии. Иначе развернет.
ClearAirTurbulence
26.12.2021 20:51Так между колеями и слева\справа от нее обычно примерно одинаковое по качеству покрытие - так же дорога, просто посыпанная "неразъезженным" снежком. Сцепление одинаковое и лучшее, чем в обмороженном корыте колеи.
Hvorizmy
25.12.2021 11:36С дистанцией есть проблема. Когда держишь её чуть больше обычного, всегда найдётся хитрец, решивший перестроится в этот промежуток. Что делать с этим, к сожалению, я не знаю. Особенно в плотном потоке на достаточно высокой скорости ????
victor_1212
25.12.2021 18:03+1> С дистанцией есть проблема. Когда держишь её чуть больше обычного, всегда найдётся хитрец, решивший перестроится в этот промежуток. Что делать с этим, к сожалению, я не знаю. Особенно в плотном потоке на достаточно высокой скорости
ничего не делать, главный принцип движения в потоке - ехать как все, движение должно быть ламинарным, любое отклонение увеличивает риск, если чувствуете что не можете, типа плохая видимость, шины не очень, и пр. лучше остановиться и переждать
ps
в статье уже сформулированы основные советы, но это можно сделать в разном формате, много лет назад попалась французкая книжка написанная профессионалом, где на мой взгляд это было сделано в наиболее полезной компактной форме, только три принципа:
за рулем никогда не торопиться, совсем никогда, независимо от обстоятельств, в аварийной ситуации нехватка даже долей секунды является решающей,
при движении всегда есть оптимальное положение и оптимальная скорость которых надо строго держаться,
надо уметь и постоянно совершенствовать предсказание поведения других водителей, от себя добавлю - помогало несчетное число раз, типа приближаешься к перекрестку на зеленый свет, одновременно машина с пожилой женщиной поперек спокойно едет на красный и тд.
хорошо если кому-нибудь тоже поможет, проехал с этим уже семизначное число километров и миль
zv347
25.12.2021 14:32Постоянно читаю, что в заносе на переднем приводе надо газовать. Сколько ни пробовал на пустой дороге — так и не понял, как это должно работать. Как заносило, так и продолжает заносить.
Занос — это переход трения покоя в трение скольжения, причем первое намного выше, чем второе. Ты уже начал скользить, а теперь еще начинаешь шлифовать. И то скольжение, и это. Наверное, это всё работает на большой скорости и на широкой дороге.
Я предпочитаю в заносе любыми средствами снизить скорость (то есть вернуться к трению покоя).
И да, почему сцепление-то выжимать нельзя? Чтобы затормозить двигателем? Так я обычными тормозами без АБС заторможу лучше и, что важно, более предсказуемо.telefonist
26.12.2021 15:56+2Потому что на переднем приводе не бывает заноса, бывает снос. Занос - это срыв задней оси (зад обгоняет морду), а на переднем приводе при слишком большой скорости в повороте происходит снос. Это что, это когда ты повернул руль, а машина едет прямо. Плужит ещё иногда говорят. В этой ситуации торможение может не помочь, машина так же проскользит вперёд пока не появится сцепление с дорогой. А появиться оно может когда уже слишком поздно. И хорошо если поворот левый, тогда кювет, а в правом повороте встречка просто неизбежна. Но если вывернуть руль сильнее в сторону поворота и нажать газ, то передний привод будет вытягивать машину на нужную траекторию. Причём даже когда сцепления с дорогой не хватает.
3epg
26.12.2021 21:56+1АБС сделана не для уменьшения тормозного пути, она сделана для обеспечения управляемости авто во время торможения. Не у всех хватает силы воли отпустить педаль тормоза в то время, когда колёса пошли юзом.
Germanets
25.12.2021 17:11+1Сброс газа (передний привод) в заносе приводит к увеличению угла и вращению. То же — на заднем.
На заднем приводе будет не то же самое, что на переднем) А именно - плавный сброс газа - приведёт к уменьшению угла и выходу из заноса, а резкий - тоже к уменьшению угла, но к резкому, переходящему в маятник.
FirsofMaxim
26.12.2021 21:07Личный опыт по зиме:
давит ниже 20 - после прогрева, жмем несколько раз тормоз, бывает колом встают первые 2-3 минуты
Небольшую лопату в багажник
В дальнюю поездку кидаю теплую куртку/валенки
3epg
27.12.2021 10:06От небольшой лопаты небольшой толк. В снежных регионах нужна нормальная лопата. Что нибудь типа такой:
Xo4y_3uMy
27.12.2021 10:28Штыковая лопата стандартного размера в снегу одно мучение.
Как минимум совковая нужна. А лучше всего для машины подходит горнолыжная лавинная лопата. Лёгкая, складная и берет за раз намного больше чем это недоразумение ) Если уж нужен Fiskars то у них есть нужная моделька, практически идеальный вариант. Я ей уже лет 10 пользуюсь3epg
27.12.2021 11:59Ну это не штыковая. И не совковая. Что-то среднее между ними. Лопата как раз очень удобная. Пару раз уже в покатушках выручала и зимой, и летом. То что полноформатная да, не в каждый багажник влезет.
Складные были, все разлетались после первого серьёзного сугроба.
FirsofMaxim
27.12.2021 12:26Да тоже неплохой вариант, у фискарс есть тоже короткая полуштыковая (см каммент выше).
Xo4y_3uMy
27.12.2021 10:24+2Продолжу описание опасностей, о которых автор умолчал :)
Ну о гололёде на мостах уже обсудили. Но есть вторая опасность связанная с мостами, стыками, ямами... Причём на хороших дорогах в основном.На машимны (в основном на фуры) налипают сугробы за колёсами. На равномерно плохой дороге они равномерно и отваливаются, на хорошей - не отваливаются всю дорогу а только растут.
Это приводит к тому, что после единичной неровности образуется целый рыхлый сугроб, с колеями и прочей радостью. Хотя вся остальная дорога может быть более-менее чистая, даже до асфальта.И вот если не сбросить скорость и не попасть в колею... ух. Веселье обеспечено.
3epg
27.12.2021 12:04+1С фурами ещё проблема в том, что они пока в снегопад по городу, то есть не быстро, ездят, на крыше скапливается приличный сугроб, а на трассе этот сугроб начинает сносить встречным ветром. Если снег ещё "пух", то никаких проблем. А вот если успел слежаться и застыть, то сзадиидущему может нехило прилететь льдиной сверху.
Xo4y_3uMy
27.12.2021 12:05Продолжим :)
Спор о том в колее или вне колеи - стар как мир и бесполезен, так как не имеет однозначного ответа. В первую очередь важно какие покрытия и какое сцепление. А еще есть рядность колеи, глубина и пр. И каждый раз надо выбирать по обстановке.
Возьму крайние ситуации с обоих сторон:
1. Сильный снегопад в холод на сухую дорогу. В колее выметенный асфальт, по бокам - рыхлый снег. Однозначное решение - движение в колее.
2. Колея укатанная на плотном снегу и отшлифованная грузовиками. В колее идеальный лёд, а по бокам укатанный снег. Однозначное решение - движение вне колеи.Между этими граничными ситуациями целый веер вариантов. И каждый надо оценивать особо. Самый мерзкий вариант - когда в снегопад накатывают 1,5 колеи. Тут только спокойная езда и нет однозначного решения... вообще самая стрёмная штука )
Xo4y_3uMy
27.12.2021 12:23+1Продолжим2 :)
Почему-то у нас модно проходить курсы "Экстремального вождения". Смотри как я могу! И в заносе, и разворот и вообще! Почему-то маркетологи не афишируют, что это должен быть второй (и по значимости и по порядку) дополнительный курс.А вот первый (во всех смыслах) - "Безопасность вождения", который представляет из себя, скажем так, сборник правил и методик избежания таких экстремальных ситуаций. В зимний период, как особо сложный и опасный, эти правила и методики особенно важны.
Из банального (но большинство пренебрегает):
- не паркуй машину на повороте и в конце Т-образного перекрестка.
- не выворачивай колёса когда стоишь и ждёшь левый поворот. Если в тебя въёдут - ты улетишь во встречку, а не по своей полосе.
- избегай остановки на обочинах, особенно после поворотов и холмов. Идеально - съехать на прилегающую мелкую дорожку, стоянку и прочее.
- держи интервал на светофоре и поглядывай назад. Если сзади не успеют остановится - у тебя будет возможность маневра (проехать вперед, сменить полосу). Если впереди грузовик - он может откатиться, забуксовать. Условный интервал - ты спокойно можешь объехать машину впереди без перехвата руля.
- следи за поведением не машины перед тобой, а хотя бы за 1-2 перед ней.
- не едь рядом с грузовиком и вообще с любым автомобилем, если можно ехать чуть впереди или чуть сзади.
Javian
off Авторы советских книжек для автолюбителей сейчас выглядят как невероятные мастера конфу. Современный автолюбитель не поймет о чем речь. Например забавное открытие из такой книжки - почему у автомобилей были одни покрышки на все сезоны и почему они были узкие... Хорошая занимательная задача по физике за 7й класс.
fougasse
Было бы неплохо сравнить количество автомобилей на дорогах во времена советских книжек. И скоростной режим. Ну и вопросы экономичности, по желанию.
И если про ширину очевидны плюсы в определённых условиях, то какие плюсы у всесезонки, кроме цены?
Javian
Собственно об этом речь - советский авто предназначен для отсутвия дорог и ремонта своими силами в пути. Смысл узких шин в том, что они создают давление, позволяющее продавить снег, распутицу до твердого грунта и не застрять. Для скоростных гонок они не предназначены. Поэтому в этих книгах очень интересных и полезных советов, своего рода учебник, учащий думать о возможной ситуации в пути до того как она произойдет и избегать этого.
telefonist
Кстати, шины для зимнего ралли как раз узкие. Но они не просто узкие, они ещё и утыканы шипами длиной по паре см.
NewAccount
Есть мнение, что это было просто потому, что в стране образованных суровых автолюбителей большинству было недостать никакую легковую резину, кроме узкой летней. И физика 7го класса тут вообще непричём.
fougasse
Не, ну на зиму таки рекомендуют ставить поуже, при возможности. Но это не отменяет "особенностей" советского автомобильного рынка, которые пытались показать как преимущества.