Лидер российского рынка в области сервисов для онлайн-встреч, мероприятий и удалённого обучения Webinar Group представил локальную версию своей платформы.
Экосистема Webinar в "коробочном" варианте on-premise включает:
Webinar - платформа для проведения вебинаров
We.Study - платформа для смешанного обучения
Webinar Meetings - сервис для онлайн-встреч и совещаний
Эта статья познакомит Вас с архитектурой и функционалом решения Webinar. Мы рассмотрим системные требования и основные элементы интерфейса, а также предложим бесплатное пилотное тестирование в Вашей инфраструктуре.
Предисловие
С апреля 2020 года общение людей начало стремительно приобретать формат онлайн-коммуникаций. Учитывая возросшую необходимость удалённой работы и обучения, рынок ВКС (видеоконференцсвязи) стал смещаться от класических групповых мероприятий в переговорных комнатах в сторону решений для персонального онлайн общения. Этот период стал пиком востребованности онлайн сервисов ZOOM, Skype и, в том числе, Webinar.ru.
Многие из Вас стали непосредственными свидетелями развития и преобразования формата подобных онлайн планёрок, созвонов и лекций.
Поначалу планёрка на удалёнке выглядела примерно так [обобщение]:
Через пару месяцев сидения дома у большинства участников отпало всякое желание наряжаться каждый раз перед выходом в эфир. А многие даже стали отключать трансляцию своего видеопотока.
Ну а сейчас, спустя почти 2 года, большое количество сотрудников так и остались на удалёнке. Онлайн формат встреч стал обыденностью, а красивые симметричные видеоконференции превратились в рутинные голосовые созвоны с редким подключением видео со стороны докладчиков.
Безусловно, часть встреч проходит по-прежнему в режиме симметричных видеоконференций, но удалёнка - будь то дистанционное обучение или рабочая встреча, проходит преимущественно в голосовом формате с демонстрацией контента и небольшим количеством докладчиков на экране.
Опираясь именно на такой сценирий проведения онлайн мероприятий, я начну свой обзор сервиса Webinar Meetings, входящего в состав "коробочного" и облачного решения от Webinar.
Webinar Meetings
Это модуль экосистемы от Webinar Group, позволяющий проводить видео и аудио конференции, используя браузер ПК или мобильные приложения. На данный момент функционал сервиса Webinar Meetings позволяет создавать мероприятия с 30 докладчиками. Все участники могут транслировать своё видео в конференцию, но интерфейс будет отображать одновременно только 9 потоков. Но эти 9 окон могут отображать всех докладчиков по очереди, путём их пролистывания через интерфейс сервиса. В ближайшее время планируется увеличение максимального количества одновременных участников конференции Webinar Meetings до 100 подключений.
Webinar
Этот модуль позволяет проводить вебинары до 10000 участников с 6 докладчиками. Широчайший набор инструментов для презентации и коллективного обучения делают этот продукт незаменимым решением для крупных организаций и образовательных учреждений. Модуль Webinar позволяет создавать 2 типа мероприятий: вебинары и встречи. Отличия незначительны и большинство ниже описанного функционала доступно в обоих вариантах мероприятий.
Из важных особенностей формата вебинаров, например, можно выделить возможность проводить автовебинары, на основе уже проведённых ранее мероприятий.
Для активации этого режима достаточно сменить тип мероприятия с "Прямая трансляция" на "Автовебинар" и выбрать на файловом хранилище запись уже проведённого обучения или презентации.
Если ответы на вопросы участников производятся в чате, а не в прямом эфире, то разницы между прямой трансляцией и автовебинаром пользователи даже не заметят.
Этот формат актуален, когда уже есть качественно проведённое мероприятие, и его нужно повторить для другой группы студентов, сотрудников или клиентов.
Функции Webinar и Webinar Meetings
Календарь позволяет отображать проведённые и запланированные мероприятия пользователя, участником или организатором которых он является.
Редактор позволяет планировать мероприятие на назначенную дату и время, а также создавать и оформлять уникальный лендинг для входа участников.
Существует возможность выгружать полную статистику по мероприятию, просматривать и скачивать запись конференции, включая чат и данные по всем участникам.
Система производит сбор статистических данных. Возможна выгрузка отчёта активности пользователей, географии подключений и данных по участникам.
Управление доступом к записи, редактирование и конвертация записи мероприятия с возможностью дальнейшей рассылки учатникам мероприятия.
Подтверждение регистрации, восстановление пароля, напоминания о запланированных конференциях, уведомления о регистрациях.
Основные элементы интерфейса мероприятия Webinar и Webinar Meetings
Позволяет проверять нахождение участника на мероприятии путём вывода на экран диалогового окна с обратным отсчётом времени. Требуется клик пользователя.
Позволяет всем участникам транслировать не только контент, но и своё видео и аудио. В вебинарах зритель также может стать докладчиком при необходимости.
Позволяет демонстрировать в высоком разрешении загруженные документы и презентации. Контент для демонстрации сохраняется в файловом хранилище сервиса.
Белая доска позволяет использовать инструменты кисть и текст. Есть возможность изменять цвет, размер шрифта и толщину кисти, работать ластиком, удаляя целые элементы.
Можно показывать весь экран или только отдельное окно какого-либо открытого приложения. Также есть функция демонстрации отдельной вкладки браузера.
Интеграция с сервисом miro обеспечивает совместную работу на бесконечной интерактивной доске. Все доски хранятся в miro. Доску можно загрузить в любое мероприятие.
Позволяет участникам общаться в рамках мероприятия. Возможна отправка текста и эмодзи, обращение к участникам и техподдержке.
Позволяет в рамках вебинара разделять учатников на команды для совместной работы и выполнения каких-либо заданий. Это востребовано в области обучения.
Реакция "огонь" позволяет участникам выразить свой интерес к презентации или докладчику. Это показывает степень вовлечённости участников в процесс.
Оценка знаний и навыков участников, полученных в итоге мероприятия производится при помощи инструментов для голосования и прохождения тестов.
Позволяет организаторам сделать перерыв в мероприятии без отключения чата. Это позволяет сохранить актуальные данные по статистике вовлечённости.
Функционал "Баннеры", доступный в сервисах Webinar и Webinar Meetings, позволяет демонстрировать текст или изображения, которые являются ссылками.
Также, в пользовательском интерфейсе есть кнопка "Быстрая встреча", которая позволяет в один клик создать мероприятие и войти в него. Далее можно оперативно разослать ссылку необходимым участникам и начать видеоконференцию, используя весь функционал сервиса.
We.Study
Модуль We.Study - это виртуальный учебный центр, позволяющий проводить обучение, адаптацию и сертификацию путём создания специализированных курсов.
Функции We.Study
Позволяет отображать все курсы организации, а также только курсы пользователя, участником или создателем которых он является.
Включает в себя описание, настройку и структуру курса. Доступен просмотр участников, проходящих данный курс, а также отправка им писем и новостей.
Позволяет присваивать теги пользователям для сегментации и дальнейшего эффективного анализа результатов курса, используя фильтрацию.
Расчёт вероятности отказа производится по анализу десятков параметров и позволяет определить, кто из учащихся, скорее всего, не завершит обучение.
Уведомление участников обучения о необходимости проверки заданий, назначения даты курса, или приглашение модерировать.
Редактор курса обеспечивает создание: курса из шаблона, уроков, офлайн-мероприятий. Добавление различного контента.
Рассылка о приглашение на курс, подтверждение регистрации и оплаты курса. А также уведомления в почту об ответах и комментариях.
Используя функционал сквозной аналитики можно получить полную статистику по всем курсам и участникам для анализа.
Структура We.Study
Конструктор создания курсов We.Study очень функционален, но в то же время лаконичен и прост.
Слева расположена панель структуры курса с отображением всех его модулей. Менять расположение разделов можно обычным перетаскиванием их мышью в нужное место. Нумерация пересчитается автоматически.
Справа основное поле создания курса - инструменты очень похожи на новый редактор статей хабра. Можно использовать различное форматирование текста и заголовков, добавлять изображения.
При необходимости, есть возможность загрузить из хранилища сервиса видео ролик или запись какоко-либо проведённого вебинара, и добавить в тело курса в качестве дополнительного учебного материала.
В качестве промежуточной оценки успеваемости, между модулями можно размещать проверочные тесты. Результаты помогут участникам оценить свой текущий уровень знаний, а организаторам - качество составленного учебного материала. Также данные тестов могут использоваться для аналитики вовлечённости и оттока участников.
Доступна автопроверка и оценка результатов по заранее сохранённым вариантам ответов.
Также, в процессе прохождения курса, на каких-либо этапах можно планировать онлайн или офлайн встречи, необходимые для прохождения обучения.
По результатам прохождения курса проводится финальное тестирование, итогом которого становится генерация и выдача именного сертификата.
Поддержка SCORM-уроков
SCORM (англ. Sharable Content Object Reference Model — «модель ссылок на совместно используемые объекты содержимого») - это международный стандарт, по которому создаются электронные курсы.
Платформа We.Study поддерживает работу с курсами и уроками, созданными по стандарту SCORM. Это позволяет сохранить уже сделанные инвестиции в существующие SCORM-курсы при переходе на решение от Webinar Group.
Архитектура On-Premise решения Webinar
Система состоит минимум из двух серверов.
Первый сервер обеспечивает работу основных компонентов системы и базируется на Linux-платформе (Debian или Ubuntu)
Linux-сервер Webinar
В качестве среды для сервера этой роли можно использовать физическую или виртуальную платформу следующей производительности:
Подключения |
vCPU |
RAM |
SSD |
LAN |
1000 |
20 |
32 GB |
От 1 TB* |
1-10Gb/s** |
3000 |
36 |
48 GB |
||
5000 |
64 |
64 GB |
||
10000 |
128 |
128 GB |
* Объём дискового хранилища зависит от требований к глубине архива записей мероприятий и объёма сохраняемого контента.
** Ширина канала к серверу и от сервера зависит от количества одновременных мероприятий, количества участников и выбранного качества передачи видео.
Ядро системы имеет микросервисную структуру. В зависимости от условий, можно располагать микросервисы в различных локациях. Применяемая Docker-контейнеризация позволяет гибко и просто разворачиваться в физической или виртуальной среде, а также, в зависимости от ширины каналов связи, позволяет располагать сервисы на географически удалённых площадках. Помимо увеличения производительности, микросервисная архитектура позволяет повысить отказоустойчивость решения путём формирования резервных контейнеров.
Сервер конвертации документов
Вторым физическим или виртуальным сервером системы является Windows-сервер с установленным Microsoft Office, который обеспечивает конвертацию документов без искажения форматирования для работы в среде Webinar.
Требования к этой машине минимальны: ОС от Windows 7 x64 + установленный Microsoft Office.
Связь основного и Windows-сервера настраивается вручную после установки ядра системы на Linux-сервер.
Безопасность
Вопросу безопасности решения Webinar уделяется особое внимание. В частности, существует официальная программа получения вознаграждения за найденые уязвимости сервисов webinar.ru
Более подробная информация о программе Bug Bounty от Webinar Group доступна на сайте bugbounty.webinar.ru
Уровень вознаграждения составляет от 5000 до 100000 рублей, в зависимости от степени уязвимости.
В Программе участвуют любые технические уязвимости, которые существенно влияют на безопасность, конфиденциальность и целостность данных.
Пилотное тестирование
Поддержка пилотных проектов обеспечивается авторизованными партнёрами Webinar. Протестировать облачную или on-premise версию решения Webinar Вы можете отправив запрос в свободной форме по адресу webinar@soft-av.ru
В письме необходимо указать данные Вашей организации и контакты для обратной связи. Читатели Хабра, по результатам удачного пилотного проекта, могут рассчитывать на скидку при закупке on-premise решения от Webinar Group.
Также существует партнёрская программа для интеграторов.
Для удобства подбора необходимой конфигурации аппаратной платформы существует линейка серверов. Если же требуется собрать кластер с системой хранения, также можно подобрать оптимальную конфигурацию под требуемую задачу.
Заключение
Используя современную систему Webinar, Вы получаете массу преимуществ при проведении видеоконференций и обучения:
Возможность сбора статистических данных
Наличие контроля присутсвия и оценка внимания
Поддержка разделения аудитории на группы
Возможность создавать гибридные онлайн/офлайн курсы
Наличие подробной аналитики встреч и вебинаров
Встроенный редактор видео для быстрой подготовки рассылки
Наличие отдельного аудио канала для переводчика
Спасибо за внимание!