Канва продукта (Product Canvas) может помочь решить ряд проблем при переходе к организации, ориентированной на продукт. Возможно, вам стоит сделать шаг назад, чтобы переосмыслить свою продуктовую стратегию. Возможно, вы осознаете, что не способны оптимально организовать разработку продукта, и вам необходимо перестроить свою организацию таким образом, чтобы ее структура следовала за продуктом. Или, возможно, вам нужно улучшить методы управления продуктом.

Для всех этих сценариев определение продукта является отправной точкой.

Канвас продукта состоит из двух частей. В моем последнем блоге "Использование канвы продукта для определения продукта: Начало работы", вы узнали о стратегических преимуществах из первой части "Product Canvas". Вторая часть "Product Canvas", о которой пойдет речь в этом блоге, поможет вам помочь определить суть вашего продукта, установив требования по его содержанию.

Остановимся на примере той же компании, Squeeky Kleen, бизнеса по мытью окон, который в настоящее время обслуживает жилую недвижимость. Часть 1 "Product Canvas" для Squeeky Kleen выглядит следующим образом:

Источник: EBG Consulting | The Product Canvas Part 1 for Squeeky Kleen
Источник: EBG Consulting | The Product Canvas Part 1 for Squeeky Kleen

Часть 2 Product Canvas для Squeeky Kleen — предмет этого блога — выглядит следующим образом:

Источник: EBG Consulting | The Product Canvas Part 2 for Squeeky Kleen
Источник: EBG Consulting | The Product Canvas Part 2 for Squeeky Kleen

Заполнение канвы продукта — 2 Часть 

В образце Product Canvas Часть 2 определены 7 измерений продукта. [1]

Источник: EBG Consulting | The Product Canvas Part 2 | Загрузите Product Canvas
Источник: EBG Consulting | The Product Canvas Part 2 | Загрузите Product Canvas

Как и в первой части "Product Canvas", заполните сначала общую информацию о продукте (продукт, ваша организация, дата и версия):

Источник: EBG Consulting | The Product Canvas Part 2 | Header row A. Product, B. Organization, C. Date, D. Version
Источник: EBG Consulting | The Product Canvas Part 2 | Header row A. Product, B. Organization, C. Date, D. Version
Источник: EBG Consulting, Inc. The 7 Product Dimensions
Источник: EBG Consulting, Inc. The 7 Product Dimensions

Для визуальной идентификации каждого измерения используется уникальный цвет и изображение. Загрузите их из раздела визуального языка на сайте Discover to Deliver resources. Используйте визуальные модели там, где это возможно, чтобы улучшить и оживить беседы на воркшопах по продуктовой канве и изучению продукта. Модели также помогают экспертам быстро понять суть любого измерения продукта. Я привожу примеры полезных визуальных моделей в пояснениях ниже. Помните, что модели для канвы продукта должны быть масштабными, а не детальными.

В колонках Product Canvas Часть 2 содержится следующая информация:

Источник: EBG Consulting | The Product Canvas Part 2 | Column row A. User, B. Interface, C. Action, D. Data, E. Control, F. Environment, G. Quality Attribute
Источник: EBG Consulting | The Product Canvas Part 2 | Column row A. User, B. Interface, C. Action, D. Data, E. Control, F. Environment, G. Quality Attribute

Чтобы завершить каждый блок, следуйте следующим инструкциям:

  1. Измерение пользователя — Canvas User Dimension: Пользователи ценят продукт, получают от него пользу и непосредственно взаимодействуют с ним. Пользователи инициируют действия и могут получать данные о результатах действий. Укажите людей, системы и устройства, которые взаимодействуют с продуктом. Помимо перечисления пользователей, представьте их на канве с помощью персон, карт ролей, карт эмпатии и карт пути клиента.

Подсказка для измерения пользователей на канве: пользователи (люди, системы, устройства), которые взаимодействуют с продуктом.

  1. Измерение интерфейса — Canvas Interface Dimension: Здесь представлены механизмы взаимодействия, необходимые продукту для работы со всеми его пользователями, системами и устройствами. Механизмы интерфейса могут быть связаны с человеком и компьютерной техникой (например, визуальный интерфейс, сенсорный, аудио или сканирование лица), с системой (через API) и с сообщениями (как продукт взаимодействует с устройствами или системами). Визуально представьте интерфейсы с помощью контекстной диаграммы или карты отношений.

Подсказка к измерению интерфейса: продукт взаимодействует с пользователями, системами и устройствами.

  1. Измерение действия — Canvas Action Dimension: Здесь указывается, что продукт делает для своих пользователей. Определите действия на самом высоком уровне, например, с помощью функций, возможностей или функциональных названий, заканчивающихся на "ing" или "ment" (например, выставление счетов, их обработка). Дополните список визуальными моделями, такими как карта опыта, карта историй, диаграмма бизнес-процессов, карта потока создания ценности, график зависимостей, карта сервиса или карта возможностей. Для измерения "Действие" можно также использовать текстовые сценарии или задания на выполнение.

Подсказка по измерению Canvas Action: продукт предоставляет возможности для пользователей.

  1. Измерение данных — Canvas Data Dimension: Представляет собой постоянные данные, которые хранит и использует продукт. Сюда входят данные, необходимые для выполнения действий, которые отправляются и принимаются через интерфейсы продукта. Перечислите их, используя доменные имена (например, такие данные, как Клиент, Оплата или Собственность или Товар). Еще лучше визуально представить измерение "Данные" с помощью концептуальной модели данных. Важные изменения жизненного цикла важных сущностей данных можно визуализировать с помощью диаграммы состояний.

Подсказка по измерению данных: данные и полезная информация, которую хранит и использует продукт.

  1. Измерение контроля — Canvas Control Dimension: Определите правила и бизнес-правила, которые должны учитываться для продукта. Контроль исходит от самого предприятия, из внешних источников, таких как регулирующие органы, или из обоих источников. Выберите элементы управления, которые применяются в продукте через конфигурацию программного или аппаратного обеспечения, вручную через бизнес-процессы или и то, и другое.

Подсказка по измерению контроля: Укажите ограничения продукта, которые необходимо соблюдать, например, нормативные требования и бизнес-правила.

  1. Измерение среды — Canvas Environment Dimension: Уточните технологические платформы продукта (аппаратное и программное обеспечение) и, если это физический продукт, его физические свойства.

Источник: EBG Consulting: Metamodel of The Environment Dimension [1]
Источник: EBG Consulting: Metamodel of The Environment Dimension [1]

Не забудьте включить стандарты, которым должен соответствовать продукт, а также среду использования продукта. Например, пользователь программного продукта может находиться в офисе, используя ограниченный набор устройств (например, настольных, мобильных) с ограниченным набором браузеров и операционных систем. Если продукт представляет собой систему, состоящую из аппаратного и программного обеспечения, необходимо определить физические аспекты среды его использования. Технический специалист может держать продукт в руке "в холод и дождь, используя перчатки".

Измерение среды определяет ограничения по дизайну и варианты применения вашего продукта, поэтому визуально оно представлено в виде "тисков" (которые также можно использовать как провокационный знак вопроса), ограничивающих продуктовый прототип.

Подсказка по измерению среды в канве: продукт соответствует физическим свойствам и технологическим платформам — программным и аппаратным компонентам и стандартам.

  1. Измерение атрибутов качества — Canvas Quality Attribute Dimension: определение характеристик, которые способствуют работе продукта (например, доступность, удобство использования и безопасность) и разработке (например, эффективность, переносимость и тестируемость), как показано на рисунке ниже:

Источник: EBG Consulting: Metamodel of Quality Attribute Dimension [1]
Источник: EBG Consulting: Metamodel of Quality Attribute Dimension [1]

Подсказка по измерению атрибутов качества: Атрибуты качества — это предопределенные показатели уровня сервиса для функциональности продукта и интерфейсов. Это должны быть измеряемые свойства, которые характеризуют работу и развитие продукта.

Подсказки и техники по созданию Канвы продукта — Часть 2

Поскольку Product Canvas — это инструмент для достижения общего представления, лучший подход к созданию Product Canvas Часть 2 — это проведение воркшопов с участием представителей заказчика, бизнеса и технологий. Как и в случае с Product Canvas Часть 1, всегда готовьтесь перед совместной сессией Product Canvas (так называемый упрощенный воркшоп). Подумайте о создании предварительных моделей для некоторых параметров в рамках мини-воркшопов с некоторыми участниками до начала расширенного воркшопа.

Вы можете одновременно работать над обеими канвами или разделить работу на отдельные сессии. Если существуют различные мнения о том, что представляет собой ваш продукт, я рекомендую начать работу над частью 2 "Product Canvas", чтобы достичь согласия в отношении сути продукта. Это связано с тем, что трудно приступать к работе над блоками более высокого уровня в Product Canvas Часть 1 без общего согласия относительно того, что делает продукт, для кого и как. Product Canvas Часть 2 поможет вам сделать именно это.

Вот некоторые рекомендации более высокого уровня, которые сработали для меня лично:

  1. Сохраняйте высокий уровень. Поймите, что вы рассматриваете продукт в целом, а не изображаете его отдельные аспекты. Например, для измерения "Данные" вы перечисляете не атрибуты данных, такие как "адрес улицы жителя" или "дата графика работы"), а большие куски данных, такие как "Клиент", "Собственность" и "Работа".

Первоначальное намерение состоит в том, чтобы в канве был изображен продукт "как есть". Если вы хотите включить аспекты, которые "должны быть", я рекомендую обозначить их примечанием (например, "будет" или "запланировано на 1 квартал 2010 года").

  1. Знайте свою стратегию для навигации.  Выберите начальное измерение продукта, а затем переходите от одного измерения к другому. Для каждого конкретного продукта некоторые измерения могут быть более эффективными, чем другие. [1]

Например, для транзакционного продукта (такого как заказ, выставление счетов или управление запасами) я могу начать с измерения Пользователь, затем перейти кизмерению Действие, затем к Данные и далее к другим измерениям.

Для аналитического или конфигурационного продукта я признаю, что данные и бизнес-правила имеют решающее значение. Я предпочитаю опредлять ключевые области данных (Данные), затем перехожу к Действию, задавая вопросы, запросы или решения, которые должны быть приняты продуктом. Такая стратегия навигации, в свою очередь, провоцирует выявление бизнес-правил (измерение Контроль), которые необходимо обеспечить.

Для продуктов платформы или инфраструктуры я, скорее всего, начну с измерения Среда, а затем перейду к измерениям Пользователь и Действие. Однако для некоторых продуктов я обнаружил, что использование контекстной диаграммы (полезной для определения измерения Интерфейс) помогает вернуть участников в более широкую перспективу продукта и дать им представление о нем с высоты птичьего полета. Отсюда я перехожу к другим измерениям.

Все семь измерений продукта создают основу для создания многоцветного и многомерного рисунка, из которого состоит ваш продукт. Одно измерение информирует другое. Функция, перечисленная в вашем измерении Действие, работает с данными (измерение Данные), применяет бизнес-правила (измерение Контроль), используется пользователем (измерение Пользователь), подключенным через интерфейс (измерение Интерфейс) на некоторой аппаратной и программной платформе (измерение Среда), и требует определенного уровня производительности и безопасности (измерение Атрибут Качества).

Независимо от того, с чего вы начнете и в какой последовательности будете перемещаться по измерениям продукта, для получения полной картины вам понадобятся все эти измерения.

  1. Сделайте это наглядным. Используйте различные способы описания параметров продукта, включая визуальные модели и текстовые описания. Дополните текст визуальными моделями (например, модель данных для измерения Данные, карта ролей для измерения Пользователь и карта опыта для измерения Действие). Однако, чтобы не перегружать участников слишком большим количеством моделей, лучше выбрать минимальную комбинацию.

  1. Обдумайте и проанализируйте. Разместите готовую канву продукта для внутренней проверки и поделитесь ей с более широкой аудиторией. Затем поделитесь ей со своими клиентами (удалите любую конфиденциальную информацию для коммерческих продуктов, например, разделы о ваших конкурентах в части 1 Product Canvas). Легко и быстро ли они ее понимают? Что упущено, противоречиво или ошибочно? Ищите пути повышения качества вашей "Продуктовой канвы".

  1. Пересмотрите свою дорожную карту стратегии продукта. Рассмотрите возможность использования таких инструментов, как "Фреймворк четырех действий" и сопутствующую "Канву стратегии". [2] Обратите особое внимание на измерения "Действие", "Пользователь" и "Среда", чтобы рассмотреть факторы (или измерения продукта), которые вы можете сделать выше стандарта, уменьшить (из-за чрезмерной конкуренции), исключить из конкуренции или наоборот создать. Вы также можете использовать модель Кано, канву ценностного предложения или изучить различные сегменты рынка.

  1. Учитывайте последствия для бэклога продукта. Product Canvas Часть 2 определяет суть продукта: его структуру и то, что он делает и для кого. Из него можно вывести любой элемент бэклога, и наоборот. Действительно, использование 7 измерений продукта помогает избежать раздутого бэклога и является мощным инструментом для нарезки (так называемого "разделения") элементов бэклога.

Пересмотрите свой бэклог в контексте стратегической переоценки. Как специалист по продукту, задайте себе вопросы, которые помогут оптимизировать содержание вашего продукта, а также практику управления продуктом.

  1. Сделайте инструмент живым и полезным. Решите, как поддерживать "канву продукта" живой и здоровой. Как минимум, используйте ее в ходе текущих сессий по составлению дорожной карты и доработке бэклога.

Почему важна Канва Продукта?

Цель продуктовой канвы заключается в том, чтобы привести менеджеров по продуктам, владельцев продуктов, команды разработчиков продуктов и связанные с ними организации к общему пониманию своего продукта. С ее помощью вы сможете выработать стратегию и тактику работы с продуктом. Используйте ее для приема новых сотрудников, определения содержания для планирования и выявления продукта, а также в качестве инструмента для перехода к организации, ориентированной на продукт и клиента.

Вот то, что я нахожу самым удивительным в Канве Продукта:

Процесс сотрудничества, связанный с созданием и поддержанием Канвы Продукта, является ее самым ценным преимуществом.

Скачать канву продукта можно здесь. Пожалуйста, поделитесь своим опытом, комментариями и предложениями, написав мне по почте ellen@ebgconsulting.com


Приглашаем всех заинтересованных на открытый вебинар «Оценка эффективности тестовой стратегии с помощью тестового покрытия». На уроке рассмотрим:

  • Оценка эффективности работ по тестированию.

  • Что такое тестовое покрытие?

  • Создание дерева требований.

  • Структурные методы построения тестовой модели.

  • Как достигать хорошего покрытия.

  • Зачем нужны метрики тестового покрытия.

Регистрация здесь.

Комментарии (0)