Запланированное устаревание потребительской электроники и бытовой техники уже не какая-то там теория корпоративного заговора, а вполне реальная история. К ней добавляются такие шаги производителей электронных устройств, как невозможность заменить пользователем поврежденный дисплей или залитие специальным клеем внутренностей девайса, да так, что его без повреждений и вскрыть невозможно. Стоит еще вспомнить отсутствие поставок расходных элементов, оборудования и специализированного ПО для большинства сервисных центров.
Но ситуация понемногу меняется. Еще в прошлом году Федеральная торговая комиссия США приняла решение активно бороться с незаконными ограничениями на ремонт сложных устройств. Летом 2021 года был опубликован детальный и реалистичный план, согласно которому комиссия планирует выделять ресурсы на реализацию существующих законов. Принимая новую реальность, все больше корпораций начинают присоединяться к сторонникам движения «права на ремонт», вероятно, осознавая, что лучше сделать это сейчас и стать другом для потребителей, чем терять лояльность покупателей. О нескольких таких компаниях рассказываем под катом.
Motorola
Эта компания стала одной из первых, кто решил дать сервисным центрам и обычным пользователям возможность чинить свои телефоны, помогая инструментами. Несколько лет назад Motorola заявила о предоставлении оригинальных деталей для своих устройств независимым сервисным центрам. Например, она стала партнером iFixit, крупнейшей организации, которая активно продвигает идею «права на ремонт».
Ей было отдано предпочтение благодаря огромному сообществу iFixit, представители которого, в основном, это мастера по ремонту, находятся в самых разных странах. По мнению представителей сообщества iFixit все это — первый шаг не только к усилению позиций международного сообщества любителей ремонта, но и к снижению числа отходов, которые имеют собственное название — E-waste. В последнее время наблюдается тенденция к увеличению объема таких отходов, поскольку производители электронных устройств делают их практически одноразовыми, не поддающимися ремонту. В результате формируется культура «поломалось — выбрасывай».
Компания стала предоставлять наборы инструментов, которые называются Motorola OEM Fix Kits. Предоставляются и оригинальные запасные части для таких устройств, как Moto X, Z, G4, G5, и Droid Turbo 2.
Valve
В этом году компания объявила о партнерстве с iFixit по продаже запчастей и комплектующих для Steam Deck и Valve Index. Единственное, о чем предупреждает производитель — о необходимости иметь нужные для ремонта навыки, поскольку если неопытный пользователь что-то испортит, то гарантийному замену или ремонту устройство уже не принадлежит. Также Valve предоставляет наборы и комплектующие для ремонта портативной игровой приставки Steam Deck.
Если вы читаете наш блог, вас могут заинтересовать эти тексты:
→ Как мы выбирали лучшие из новых видеокарт NVIDIA
→ Зачем дата-центры устанавливают динамические источники бесперебойного питания
→ Стоит ли создавать собственный корпус для сервера
Более того, сама игровая консоль разбирается относительно просто. Разобрать ее можно при помощи небольшого набора отверток и пинцета. В Valve позаботились о том, чтобы пользователь смог без проблем поменять клавиши управления (стики) и внутренний накопитель, который расположен близко к беспроводному модулю. Для того, чтобы снять заднюю крышку консоли, нужно открутить всего восемь винтов, поддеть несколько пластиковых защелок и на этом все — доступ к большинству компонентов открыт. Пресловутого клея, о котором говорилось выше, нет, так что ничего прогревать и отдирать не нужно.
Аккумулятор тоже меняется достаточно просто — нужно лишь открутить три винта. Аналогичным образом заменяются стики, SSD и многие другие элементы. Причем никаких особенно специфических отверток не нужно, все есть в стандартном ремонтном наборе, который можно купить либо в iFixit, либо на том же AliExpress.
Еще один положительный момент — Valve выложила в открытый доступ, что позволяет печатать корпус на любом нормальном 3D-принтере. При этом корпус можно менять и дорабатывать. До настоящего момента ни одна другая компания подобного масштаба не предоставляла такой возможности.
Samsung
Достаточно неожиданно для многих компания Samsung, которая в 2019 году заставила iFixit удалить статью с разбором Galaxy Fold, заявила о партнерстве с этой организацией. Заявление было сделано в последний день марта 2022 года. Южнокорейская корпорация заявила, что новая инициатива предполагает предоставление запчастей, инструментов для ремонта и даже детальных гайдов с фотографиями, которые помогают мастерам быстро освоить процесс ремонта. Пока что все это относится к смартфонам линеек Samsung Galaxy S20 и S21, плюс планшету Galaxy Tab S7+. Программа стартует летом этого года.
Что касается запасных частей, то изначально доступными будут дисплеи, стеклянные панели, порты. Но чуть позже компания станет предоставлять партнерам и другие запчасти, а также мануалы по ремонту дополнительных устройств. К сожалению, о стоимости всего этого пока ничего неизвестно, но уже хорошо то, что такая инициатива вообще появилась на свет.
Наконец, корпорация Google буквально на днях присоединилась к списку других компаний, уже сотрудничающих с iFixit. Она предоставит запчасти и инструменты для ремонта Pixel 2 и более новых моделей. По словам представителей компании, она поставит партнерам оригинальные дисплеи, батареи, камеры и некоторые другие компоненты. Они поступят в сервисные центры США, Великобритании, Канады, Австралии, ЕС и некоторых других стран.
Причем Google зашел дальше Samsung, обещая в конечном итоге сделать доступными для сервисных центров оригинальные запчасти для любого из своих смартфонов, выпущенных позднее 2017 года, включая Pixel 2 и Pixel 3.
Мануалы по ремонту уже доступны для моделей Pixel 2, 3, 4, 5. Вскоре сообществам ремонтников предоставят мануалы по ремонту Pixel 5a, 6 и 6 Pro.
В общем, после того, как перечисленные в материале гиганты присоединились к сообществу «права на ремонт», можно ожидать аналогичных инициатив и со стороны других компаний. Ведь не просто так Google стал партнером iFixit всего через неделю после того, как это сделала Samsung. Хотелось бы надеяться, чтобы в конечном итоге победили сторонники «права», что будет полезно как для окружающей среды, так и для нас с вами. Было бы неплохо, чтобы это произошло в ближайшем обозримом будущем.
Комментарии (13)
Maeu
11.04.2022 15:06+3Было бы хорошо, если бы эта инициатива уже превратилась в серьезную законодательную платформу во всех странах. Думать о клиентах - явно не приоритет производителей электроники.
naneri
12.04.2022 08:05+1Думаю было бы достаточно просто на законодательном уровне обязать давать на мелкую электронику гарантию минимум на 5 лет, и все остальное было бы уже не так важно.
nae
12.04.2022 10:05+1Лучше 10 - промэлектроника по этим стандартам делается давно. Да, будет чуть дороже.
Kanut
12.04.2022 11:47Проблемо только в том что этой самой мелкой электроникой далеко не всегда пользуются 5 лет и уже тем более 10. Даже если она рабочая. Те же планшеты и смартфоны люди в среднем чаще меняют. По крайней мере в "богатых странах".
Metaluger
12.04.2022 11:50Гарантия - это жестоко и затратно. Но хотя бы наличие запчастей обязать обеспечить на 5 лет, было бы не плохо. С другой стороны, все равно будут обходить и что гарантия, что запчасти будут формально. А реально легче купить новый девайс.
В итоге, все равно все будет саморегулироваться, как сейчас. Если характеристики и цена важнее ремонтопригодности для многих, то соответствующие девайсы и покупают, а значит и производят.
Paul_Arakelyan
13.04.2022 23:38Гарантию? нереально. За 10 лет - мы чуть ли не обязательно нарушим что-нибудь, а вот возможность обслуживания без "покопаться на свалке" - это да.
И вообще, скорее интересна тема унификации (хотя бы те же интерфейсы дисплея/камер/...) и модульности гаджетов с возможностью апгрейда. И если у телефонов это ещё не очень реально - то уж у ноутбуков это то, что просто лежит на поверхности. Ведь габариты у ширпотреба - типичны.
q2c
12.04.2022 09:31+5Вот бы ещё начали штрафовать за упомянутое "запланированное устаревание", а если называть вещи своими именами - не что иное, как мошенничество и обман по отношению к покупателям.
Пример номер раз. Практически во всех современных led-телевизорах светодиоды подсветки работают на завышенном токе и в постоянном перегреве, что приводит к их преждевременному выходу из строя через год-два после окончания гарантии. При этом ограничение тока до номинального предусмотрено конструкцией и никак не сказывается на картинке. А в штатном режиме подсветка прослужит в 2, а то и 3 раза дольше.
Пример номер два. В электронных устройствах, где есть механика и шестерёнки (в частности, принтеры), одна из шестерёнок обязательно будет из значительно более мягкого пластика, чем остальные. Или наоборот, одна металл - остальные пластик. Правильно, чтобы быстрее "съелась". Причём стоять она будет в самом труднодоступном месте, а то и в неразборной конструкции (напр., вал запрессован в шасси).
Таких примеров есть множество, я привёл только часть того, с чем лично неоднократно сталкивался. Это самое настоящее умышленное вредительство. Это аналогично подбрасыванию "трояна" в IT-сфере, который сработает через определённое время, приведя в негодность компьютер, а то и целую сеть. Но распространение малвари считается уголовным преступлением, почему же производителям электроники (и не только) подобные действия должны сходить с рук?
MrKirushko
13.04.2022 14:31Посмотрел я что там Valve "выложила в открытый доступ". Так вот, выложили они только 3D модель наружных поверхностей корпуса в STL и STP, габаритный чертеж и пару картинок отрендеренных с модели. Единственное применение этому делу - создание выглядящих внешне как их продукция болванок или встраивания в сцены компьютерных игр. Никаких внутренностей корпуса, никаких крепежных элементов и всего прочего там нет.
Так что радоваться рано, "печатать корпус на любом нормальном 3D-принтере" и надеяться потом поменять, скажем, сломанный, по этой модели не получится. Остается только по старинке, карандаш с бумагой и линейку в руки, рейсмус на стол, разбираем девайс, вынимаем остатки корпуса и вперед. Или сразу в гости к уже имеющим оригинальные чертежи и всю оснастку китайцам, работающим в 4-ю смену.
bystro_medlenno
13.04.2022 14:32Есть небольшая проблема с расширенными гарантиями и страховками. Мой пример: как я понял мне на телефоне в рамках этих услуг в течение нескольких лет могут бесплатно заменить бракованную батарею и разбитые тачскрин и заднее стекло. Но магазин где я его покупал находится в одном городе, официальный сц в главном представительстве в другом, а сам я сейчас живу в третьем, то есть воспользоваться я этими возможностями не могу. То же самое было с предыдущим телефоном другой марки
t38c3j
С начало ограничили, а потом подобрели (пролоббировали закон) и решили на этом заработать, я правильно понимаю?
Инструменты хорошо, но что насчет конструктивных особенностей, например когда все на клею и чтоб снять дисплей одного подогревающего стола мало, надо и опыт.
Gans85-5
На это и расчет. Пока научатся разбирать, переломают кучу девайсов, а соответственно и запчастей больше продадут. Во многих случаях будет "извините, ремонту не подлежит, покупайте новый".
cpcat
Закон не для того, чтобы ты сам чинил телефон, а чтобы "гаражные" сервисы могли покупать официальные запчасти, а не низкокачественные клоны.