Несколько лет назад на собеседовании на курс молодого специалиста в IBM мне попалась интересная ступень отбора, которую нигде больше я не встречал.
На онсайте в офисе IBM группку из где-то 20 кандидатов прогнали через несколько различных испытаний. Было и то, что называлось «групповой тест». Меня и ещё примерно семерых завели в кабинет и попросили решить задачку вместе, сообща. Каждому выдали раздатку с информацией, на стене висела доска, а таймер отсчитывал 60 минут.
Поначалу мы молча читали раздатки. Затем прозвучало первое робкое: «Давайте сопоставим, что нам выдали». Кто-то вскочил к доске, чтобы тыкать её маркером. Наступает тишина, никто не знает, как представить информацию. Понятно, что время мы теряем впустую. Кто-то перебивает. Вот уже и оратора у доски низвергли, теперь маркером сотрясает воздух кто-то ещё. Затем контроль над ситуацией пытается захватить ещё один участник.
60 минут пролетели как миг, задача не решена. Мы смущены и вымотаны неудачей, но переходим к следующей стадии онсайта. К концу того дня нас развели в две разные переговорки: в моей звучит приятная новость, что на адаптационный курс в IBM меня берут.
Через шесть месяцев мне выпало набираться опыта у коллеги, который в тот день как раз проводил этот же «групповой тест». Я спросил: а бывало ли, чтобы группа успешно решала задачку?
«Не, тест не про это. Это тест на мудака. Тут смотрят, кто под давлением становится мудаком, и дальше их отсеивают».