![](https://habrastorage.org/webt/me/9x/qu/me9xqudy4zolvevltytegaz2uty.png)
В школьно-студенческие годы я частенько брякал на гитаре. По-другому это назвать сложно. Играли песни знаменитых бардов и шансонье сидя на лавочке во дворе. Сейчас уже моя дочка иногда берет в руки гитару и вроде ей даже нравится. У нас есть электроакустическая гитара и я решил немного разнообразить ее звучание различными эффектами.
Пару месяцев назад я немного углубился в изучение этой темы, чтобы понять, что же мне нужно. Оказывается, первые педали («примочки») появились в 60-х годах прошлого века. Джими Хендрикс изменил звук электрогитары с помощью перегруза и название этому эффекту Fuzz.
LOOP SWITCHER
Для начала небольшое отступление. Для быстрого переключения между эффектами (педалями) используется LOOP SWITCHER. За основу я взял MIDI-CONTROLLED TRUE BYPASS LOOP SWITCHER ML5. Устройство позволяет выполнять коммутацию до пяти педалей путем нажатия кнопок, либо по MIDI протоколу. Схема выполнена на микроконтроллере STM32F100 и нескольких реле. После тестирования с педалями посмотрю, как будет работать и, возможно, необходимо будет использовать твердотельные реле. Я предусмотрел два варианта подсветки кнопок: первый на фото – это отдельные светодиоды, второй – это кнопки с подсветкой как в оригинале ML5.
![](https://habrastorage.org/webt/g_/if/x_/g_ifx_sopf-9zaaacm-t-umzep4.jpeg)
Рис.1. LOOP SWITCHER
Корпуса пока нет. Чтобы стало понятнее, ниже приложу фото ML5.
![](https://habrastorage.org/webt/gt/pn/nz/gtpnnz4nqcbq56iz6nnmf886y94.png)
Рис.2. LOOP SWITCHER ML5
Теперь педали…
Есть классические схемы педалей, которым уже десятки лет, есть доработанные и видоизмененные, но суть остается примерно одинаковой. Для начала я взял три несложных для повторения, так сказать, для пробы пера. Так как гитару за 20 лет в руки практически не брал – я дилетант (чтобы не говорили, что я не отличаю дисторшн от фузз и все такое). Но я разработчик, так почему бы и нет?
Приведу классические схемы из интернета. Схемы (первую я доработал) содержат батарейное питание от кроны (помимо блока питания), отключаемое при вытаскивании джека и кнопку 3PDT (footswitch). Дабы сейчас не плодить схемы с ошибками (вдруг они будут) я их обязательно выложу во второй части статьи.
1. Pro Co RAT. Это тоже перегруз. Изначально разработана одним из инженеров компании Pro Co. В интернете есть коротенькая история создания педали – почитайте. Схема состоит из четырех основных частей и построена на одном операционном усилителе LM308.
![](https://habrastorage.org/webt/ey/c8/hk/eyc8hkqptepn0huppflph3d1ymc.jpeg)
Рис.3. Схема Pro Co RAT
Случайно наткнулся, надеюсь, чья-то злая шутка:
![](https://habrastorage.org/webt/6e/k9/7c/6ek97cemkxt1lvi-wm7jdj1mfrc.png)
Рис.4. Ууухх …
2. IBANEZ SONIC DISTORTION SD9. И это перегруз от компании Ibanez. Также один операционный усилитель с несколько другой схемой включения.
![](https://habrastorage.org/webt/nc/mx/lb/ncmxlbuuc4jwsbg6xfefezq-7qe.jpeg)
Рис.5. Схема IBANEZ SONIC DISTORTION SD9
3. REVERB. Эта схема для получения эхо-эффекта. Построена на одной микросхеме PT2399 и операционнике. В исходную схему добавил разъем для выключателя, который позволяет подавать питание на вход для использования микрофона.
![](https://habrastorage.org/webt/by/vj/hg/byvjhg-gnx1sg9bjpqsyoo9adqy.jpeg)
Рис.6. Схема REVERB
Повторюсь, есть несколько вариаций схем, но я выбрал именно эти. Ниже модели из альтиума. Со дня на день жду платы – не терпится собрать.
![](https://habrastorage.org/webt/f1/6b/i5/f16bi5frwamauuggh_jtgrpzdec.png)
Рис.7. RAT, IBANEZ, REVERB
Все устройства выглядят очень похожими, так как я их сделал под один корпус (G0124 – Gainta и его китайский аналог). Из недостатков обнаружил, что кнопка footswitch находится близко к средней ручке переменника, но в корпусе будет более понятно. Кнопку ниже не спустить, там оставлено место для кроны в корпусе, а вот резисторы и светодиод можно будет сдвинуть выше.
P.S.
После того, как приедут все платы, и они будут протестированы, напишу вторую часть статьи с результатами моего эксперимента. Выложу схемы устройств и фотографии плат в корпусе. Есть несколько друзей-музыкантов, которым можно доверить оценить качество звучания и удобство конструкции. До скорых встреч!
P.P.S.
![](https://habrastorage.org/webt/ve/hk/xw/vehkxwvierssvar_lv70czzobxo.jpeg)
Платы пришли, жду остатки компонентов.
Спасибо за внимание!
Комментарии (17)
VT100
18.05.2022 21:23+1Случайно наткнулся, надеюсь, чья-то злая шутка
ИМС старая, наверное — снята с производства. Впарить с разбора в Китае — profit! Используйте ИМС из Ibanez.
IBANEZ SONIC DISTORTION SD9.
Входной эмиттерный повторитель — уместнее смотрелся бы на выходе.
Резистор R4 с допуском ± 1% в"искажателе" — отдельный респект выпендрёжу разрабов.С точки зрения искажений — у обоих свои фишки:
- Pro Co имеет частотозависимый Gain на НЧ (изломы на 60 и 1540 Гц);
- Ibanez — позволяет сместить спектр "песка" вверх (R11-C9) или вниз (R13-C8) регулятором Tone и игнорирует низкие входные частоты (до 1540 Гц).
soundengineer
18.05.2022 22:17+1Мне интересно, как звукарю. Зачем в гитаре вобще оставлять 60Гц? Это диапазон баса, немного бочки и может быть синтезаторов. Не, возможно, какой-нибудь восьмиструнный джент и работает в этих частотах, но обычно гитара режется от 100 ФНЧ минимум второго порядка, обычно еще круче.
Demonter
19.05.2022 10:42Никаких проблем поставить ОУ с разбора в Китае. Микросхема дешевая, подделывать смысла никакого. Можно применить прямой аналог КР140УД1408, их тонны у нас до сих пор. Но вообще гитарные схемы нормально жрут практически любые ОУ общего назначения. Разве что на потребление стоит посмотреть и полосу. Иногда - полевой или биполярный вход.
Biga
18.05.2022 21:56А можно подробнее про вот этот узел, где вертикальная плашечка с потенциометром втыкается в основную плату? Там разъем или что?
the_bat Автор
19.05.2022 15:54+1На платах стоят разъемы но вместо них скорее всего будут такие платы с резисторами, чтобы не делать провода. Платы с резисторами будут припаиваться к основной. Если все сойдется хорошо.
Earthsea
19.05.2022 09:20У нас есть электроакустическая гитара и я решил немного разнообразить ее звучание различными эффектами
Какой ужас. Так ведь можно и в Юрия Лозу превратиться.
Так как гитару за 20 лет в руки практически не брал – я дилетант. Но я разработчик, так почему бы и нет?
Лучше все-таки подтянуть свой уровень игры, для правильного понимания ТЗ. Тот же Джим Маршалл был в первую очередь музыкантом, хоть и не гитаристом, но тем не менее у него учились игре на ударных Митч Митчелл, Мики Уоллер и Мик Андервуд.
Перегруз для акустики - баловство, не более. Нет, экспериментировать конечно можно, но любой эксперимент может проводить только тот кто научился по-нормальному, иначе все равно баловство получается.
Педалька - это не единственная и даже не обязательная часть звукового тракта. Втыкать куда будете ее? Если в обычную акустическую систему, то нужен спикерсимулятор.
Если кроме педалей ничего не планируется и есть желание заняться разработкой схемотехники, то лучше делать не крысу и не SD-9, а SansAMP GT-2 (в ней спикосим есть), и хорошо бы встроенный усилитель для наушников добавить и вход AUX для минуса или метронома. Если вся эта красота будет еще и питаться от 5В (телефонная зарядка или powerbank), и тем более если будет автономное питание от элементов 18650 и их подзарядка, то это уже будет даже не самоделка для себя, а вещь обреченная на коммерческий успех.
the_bat Автор
19.05.2022 16:01Хорошо, следующая будет SansAMP GT-2!
Хотя идея с питанием от телефонной зарядкой - это провал, как мне кажется.
Earthsea
20.05.2022 10:49Эти телефонные зарядки есть у всех, поэтому это большой плюс в плане юзабилити.
Обычный перегруз не сильно жрет батарейки и обычно кроны хватает надолго, но если там будет предусилитель для наушников и AUX то недешевые в наше время кроны будут улетать просто пачками.
Аккумулятор для автономной работы тоже не помешает.
Таких решений сейчас на рынке нет вообще, насколько мне известно.
Есть Palmer Pocket AMP - это клон GT2 + наушники + AUX, у меня есть такая коробочка, это отличная штука, но у него обычная крона и питание от 9-вольтового БП, которого нет в комплекте.
ibrin
19.05.2022 12:32А если зафигачить на STM32?
Astroscope
20.05.2022 11:21А если зафигачить на STM32?
А какие задержки будут?
Если не брать в расчет небесконечную скорость света, а в нашем частном случае (сигнальные линии длиной порядка единиц, от силы десятков метров) это приемлемое упрощение, то через аналоговую примочку сигнал проходит мгновенно. А через цифровую эмуляцию - нет, требуется время на "математику".
ibrin
20.05.2022 12:47Надо попробовать, сколько войдет операций в цикл 50мкс на STM32F7, к примеру. Зря чтоли высокопроизводительных MCU наклепали...
sergarcada
Для чего нужен Loop switcher? Чтобы случайно не включить два эффекта одновременно? Или наоборот свести кнопки от педалей в одно место? На фото они, кстати, расположены весьма близко, удобно ли будет нажимать ногами?
soundengineer
Он нужен когда надо одной кнопкой включать/выключать сразу группу эффектов. Допустим, у вас блок из дилея, хоруса, ревера и еще черт знает чего, выход всего этого блока идет в педалборде дальше, и все эти педали вам нужны, скажем, только на соло. Вместо того, чтоб лихорадочно дрыгать ногой, вы нажимаете ровно одну кнопку и подключаете сразу группу эффектов в тот момент, когда это вам нужно. Не всем вообще это надо, но кому-то надо, и для них есть такое вот удобное решение.
Я видел вариант, когда кнопки, управляющие свитчером, вынесены в отдельный корпус и крепятся в микрофонной стойке, их можно нажимать пальцем. В принципе, тут можно пойти еще дальше, и врезать кнопки прямо в инструмент. Но вариант автора тоже не очень понял. Нажимать это ногами как-то странно. Крпеить на стойке -- еще более странно, там же куча шнуров втыкается. Возможно, midi основной вариант переключения, тогда все логично.
the_bat Автор
Хорошо, написали, спасибо! Почти нечего добавить. Кнопками задается конфигурация. Нажимаются кнопки пальцами. Если нужно оперативно менять коммутацию - то MIDI.