Примечание переводчика: индекс S&P500 ESG это НЕ индекс S&P500

Производитель электромобилей Tesla была исключена из специального  биржевого индекса, призванного измерять результаты крупнейших компаний, отвечающих критериям “устойчивого развития”. Илон Маск назвал индикаторы ESG «воплощением дьявола».

Среда 18 мая на Уолл-Стрит ознаменовалась продолжающимся падением рынка и несколькими мини-крахами, а также принесла неожиданную информацию. Среди прочего - удаление Tesla из индекса S&P500 ESG, в то время как другие крупные игроки, такие как Apple, Microsoft, Amazon и даже транснациональная нефтегазовая компания Exxon Mobil, остались в нём.

S&P500 ESG - это бенчмарк, объединяющий крупнейшие компании на американской фондовой бирже по капитализации, отвечающие критериям «устойчивого развития». ESG (Environmental, Social, and Corporate Governance) — это набор стандартов деятельности компании, которые социально ответственные инвесторы используют для проверки потенциальных инвестиций. Экологические критерии определяют, как компания выступает в роли хранителя природы. Социальные критерии исследуют, как она управляет отношениями с сотрудниками, поставщиками, клиентами и обществом. Корпоративное управление касается руководства компанией, оплаты труда руководителей, аудита, внутреннего контроля и прав акционеров. [вики]

Само изменение индекса произошло ещё 2 мая, а представитель организации S&P Dow Jones Indices Маргарет Дорн в своём посте от 17 мая объяснила причину изменений.

Из блогозаписи мы можем узнать, что на решение повлияли «отсутствие у Tesla стратегии снижения углеродного следа», а также «отсутствие кодекса делового поведения», наряду с обвинениями в расизме и плохих условиях труда на заводе во Фремонте, штат Калифорния. Дополнительно, оценку снизило то, каким образом Tesla помогала в расследовании смертельных ДТП с участием автопилота (само расследование проводилось Национальным управлением безопасности дорожного движения).

В то время, как заявленная компанией миссия состоит в «ускорении перехода мира к возобновляемой энергетике», она лишь в феврале этого года смогла прийти к консенсусу с Агентством по охране окружающей среды (Environmental Protection Agency), после многих лет нарушения Закона о Чистом Воздухе (Clean Air Act) и пренебрежения отслеживанием количества собственных выбросов. Tesla заняла 22-е место в прошлогоднем рейтинге Toxic 100 Air Polluters Index, ежегодно составляемом Исследовательским институтом политической экономии Amherst Массачусетского Университета, что даже хуже результата Exxon Mobil, занявшей 26-е место. (В индексе используются данные за 2019 год, самые последние из доступных).

В отчете Tesla за первый квартал компания также обнародовала, что в отношении неё в штате Калифорния ведется расследование в связи с ненадлежащим обращением с отходами, и что ей пришлось заплатить штраф в Германии за невыполнение обязательств по приёму отработанных батарей.

Тем временем Департамент справедливого трудоустройства и жилищного строительства Калифорнии подал в суд на компанию Tesla из-за преследований и дискриминации чернокожих на заводе во Фримонте. Агентство заявляет, что обнаружило доказательства того, что для Tesla было обычным делом держать чернокожих рабочих на низших должностях, давать им физически более сложные и опасные задания, а также мстить им за жалобы на расистские оскорбления.

«Хотя Tesla, возможно, и играет свою роль в вытеснении с дороги автомобилей, работающих на топливе, она отстает от своих конкурентов, если рассматривать ее через более широкую призму ESG» — подчеркнула представитель Dow Jones Indices.

CEO Tesla Илон Маск в своём Твиттере резко раскритиковал представителей S&P500 Dow Jones Indices.

В более ранних твитах он называл индекс ESG “воплощением дьявола”. 

В последовавшем отчёте о влиянии на окружающую среду представители Tesla заметили, что «Текущий показатель ESG не измеряет масштабы положительного воздействия на мир. Вместо этого он фокусируется на измерении долларовой стоимости риска/доходности. Частные инвесторы, доверяющие свои деньги ESG-фондам крупных инвестиционных организаций, возможно, не догадываются, что их деньги могут быть вложены в акции компаний, которые ухудшают, а не улучшают климат».

Также в этом отчете утверждается, что другие автопроизводители могут достичь более высоких рейтингов ESG, даже если они практически не сократят выбросы парниковых газов и продолжат производство автомобилей с двигателями внутреннего сгорания.

Акции Tesla в среду опустились более чем на 6%. С начала года капитализация компании снизилась более чем на 30% и составляет 735 миллиардов долларов.

Комментарии (25)


  1. idiv
    20.05.2022 08:08

    отсутствие у Tesla стратегии снижения углеродного следа

    было странно такое читать, но после следующих причин, выглядит, как отмазка


    1. vassabi
      20.05.2022 09:33
      +9

      ну почему же? Я думаю у Теслы действительно нет такой стратегии. И нет отдела, который такую стратегию составляет. И маркетологов, которые следят чтобы все утюги транслировали "у нас есть стратегия снижения углеродного следа" - тоже нет :)

      У них стратегия давно уже написана в уставе и выполняется всей компанией по факту деятельности "to accelerate the world’s transition to sustainable energy", а уже снижает ли она "углеродный след" или нет - каждый пускай думает сам.


      1. euroUK
        20.05.2022 09:45
        +4

        Таки можно говорить, что снижаем след, при этом сливая отходы, загрязняя воздух и прочее. То что автомобиль тесла может уменьшать след не означает, что производство этого автомобиля его сокращает и улучшает экологию.


        1. vassabi
          20.05.2022 09:54

          сокращает и улучшает экологию.

          эээ .... сокращает или улучшает?

          А чем производство алюминиевого корпуса электромобиля сильнее "сокращает экологию", чем производство алюминиевого корпуса бензиномобиля - это интересный вопрос.

          При этом производство батареек у них происходит внутри их же завода, можете рассказать - чем они хуже для экологии чем соседний завод по производству батареек для игрушек\смартфонов ?


          1. NewAccount
            20.05.2022 10:33
            +3

            Есть целлюлозно-бумажный завод, который сливает отходы в озеро в нефильтрованном виде, тем самым экономя на фильтрах и процессе очистки. И есть экологично отвественный цбз который сливает отходы в озеро, предварительно проведя некий процесс очистки, затратив на него средства.

            Теперь вам понятно, чем один батареечный завод может отличаться от другого в плане вреда окружающей среде?


            1. MAXH0
              20.05.2022 16:45
              +3

              И есть 3 завод, который все грязное производство вывез в условную Уганду и сливает там... Причем производством занимается его тайная дочка, с которой он не связан ни как, кроме поставки отбеливателей на родительскую фирму...

              Все нынешнее карбоно-бесие это жонглирование статистикой в пользу развитых стран. Я не видел, чтобы в рамках борьбы с карбоновым следом патенты на карбоно- эффективные технологии передавали в общественное достояние, чтобы ими смогли пользоваться все.


        1. vassabi
          20.05.2022 10:09

          и кстати, сама формулировка "снижение углеродного следа" говорит о том, что изобретатель термина - не особо переживает от того, что у бедных слоев населения есть только один способ "снижать свой углеродный след".

          (демонстративное потребление - как оно есть)


  1. atamX4
    20.05.2022 09:04
    +19

    Выглядит как привет от демократов за переезд из Калифорнии в Техас и попытку купить Твиттер.


    1. 0xd34df00d
      20.05.2022 10:56
      +7

      В самой попытке купить твиттер нет ничего страшного для демократов. Там страшно то, что он в твиттере собрался фриспич устраивать, а это большая опасность для демократии.


      1. vassabi
        20.05.2022 12:23
        +9

        вот только не для демократии, а для партии Демократов


        1. 0xd34df00d
          20.05.2022 18:06
          +2

          Так демократия — это ж власть партии демократов.


          1. vassabi
            21.05.2022 11:45
            +2

            да, я когда в первый раз такое услышал - чуть со стула не упал от смеха

            (а потом понял, что это люди не шутят, а действительно так думают, и серьезно не понимают чем отличается демократия от власти одной партии ...)


      1. vassabi
        20.05.2022 12:59

        вы будете смеяться, но есть политики, которые сейчас на серьезных щщах заявляют что демократия - это когда партия республиканцев выкинута из правительства (а всем управляет только одна партия - "Демократическая партия")


    1. crea7or
      20.05.2022 12:34
      +2

      Там уже и дальше поехало:

      Бывшая сотрудница SpaceX обвинила Маска в сексуальных домогательствах...


      1. vassabi
        20.05.2022 13:05

        это она наверно от зависти - у него семеро детей с другими женщинами, а у нее - нет


      1. tsurugi-no_ken
        20.05.2022 14:03

        Надо было Маску сначала улететь на Марс, и только затем покупать Твиттер и лезть в политику. В обратном порядке он вместо ракеты может оказаться в одной камере с Ванштейном. :(


        1. balamutang
          20.05.2022 14:28
          +1

          И уже забытым всеми Ассанжем (да да, ему предъявили эти обвинения "до того как это стало мэйнстримом")


  1. vassabi
    20.05.2022 09:26
    +7

    мне кажется, или внезапное появление такой "защиты природы напоказ" - это старое обычное "демонстративное потребление" , только в новой обертке ?

    (ака "мы такие богатые, что можем тратить деньги на еще один рекламный отдел")

    Таким образом этот S&P500 ESG - рейтинг тех, кто больше демонстративно тратится, да и все.

    Так что выкидывание из него тех, кто не хочет участвовать в схеме "у кого пиар толще" - это должно быть даже хорошим признаком для выкидываемого - меньше тратится усилий на клоунаду, разве нет ?

    PS: а у Теслы - так и вообще, весь бюджет на рекламу равен 0 + твиты Маска ...


    1. Rive
      20.05.2022 10:34
      +2

      Скорее это торговля индульгенциями в современной форме сциентической натурфилософии. В ад прогрессивные люди уже не особо верят, но мнение что они могут сами себе создать рукотворный ад - для людей вполне убедительное. Поэтому есть целая индустрия художников ада, которые рисуют грандиозную угрозу, продают её широким массам, а уже те формируют общественное мнение, с помощью которого можно давить на промышленников угрозами бойкота продукции или через партию в парламенте.

      Сначала люди начинали с малого - например, в XIX веке выкрутили властям Лондона руки и вынудили их строить чрезвычайно дорогую канализационную систему, мотивируя тем, что Темза невыносимо воняет. Соответствующее заседание парламента проводили в июле после зловонного июня, когда возражать очевидному было просто бессмысленно. Но тогда контроль ситуации был достаточно прозрачен, и достигнутую цель можно было проверить просто: выйти к реке и понюхать воздух.

      Потом - с развитием фантастики и с преподаванием физики через систему всеобщего образования - люди смогли изображать и продавать всё более и более вычурные и угрожающие сюжеты, опрокинутые в будущее достаточно далёкое, чтобы их не могли поймать на лжи, но достаточно близкое, чтобы вызвать ужас у публики.

      Замечу, что вопрос не стоит в том, являются ли эти сюжеты ада точными предсказаниями будущего. Речь идёт о технологии управления мнениями, а не о прогнозировании. Средневекового кузнеца было бы крайне трудно убедить купить у соседа углеродную квоту (в его картине мира мог вовсе отсутствовать концепт атмосферы), но он весьма быстро бы поверил что его будут пытать плечистые молодчики, если он не откупится от судей.

      Чем закончилась торговля индульгенциями, хорошо известно: на окраинах католического мира случился социальный взрыв и они оказались потерянными для Рима из-за появления протестантизма. Католики с огромным трудом вернули Прагу (один из крупнейших городов Европы), Польшу, часть Германии и часть Франции. Удалённые территории типа Ливонии или Англии оказались утрачены, поскольку местные правители с огромным энтузиазмом восприняли идею, что можно не теряя лица забрать себе церковные земли и не платить в Рим ничего.


      1. tsurugi-no_ken
        20.05.2022 13:58

        Средневекового кузнеца было бы крайне трудно убедить купить у соседа углеродную квоту

        Альтернативной идеей экономистов было платить субсидию, тем кто укладывается в квоту, в качестве награды. Кузнец бы от таких денег не отказался, но с субсидиями вопрос кто будет платить за это.


  1. redsh0927
    20.05.2022 09:39
    +4

    Вроде раньше Маск умно старался демонстрировать умеренных взглядов дабы по возможности угодить всем и в итоге достигать свои цели. А последнее время что-то ударился в политические лозунги как с цепи сорвался. Видимо совсем допекли?


    1. Belking
      20.05.2022 10:30
      +15

      Строишь технологически самую совершенную ракету, совершаешь прорыв в их повторном использовании, возвращаешь в страну возможность отправлять астронавтов,

      а в ответ получаешь: "Прекратим космические гонки миллиардеров! Хотим и дальше пилить на SLS!".

      Производишь трансформацию автомобильной отрасли во всем мире, делаешь свою страну лидером этого направления, достигаешь капитализации в триллион долларов в отрасли, в которой умирает 99% стартапов,

      а в ответ президент этой страны даже не упоминает твою компанию, говоря об электромобилях.

      Долго он держался, на самом деле. А ведь там "по мелочи" ещё наберется - платишь огромные налоги, а с тебя требуют больше; становишься компанией, которая лидирует в опросниках студентов, где они хотят работать, а с тебя требуют организовать работу профсоюза, каждый руководитель которого ловился на коррупции и т.д.


      1. tsurugi-no_ken
        20.05.2022 10:46

        С одной стороны обидно, а с другой стороны не очень разумно перессориться и "побить все чашки" до того как готова марсианская ракета. Ссора может иметь последствия, которые способны помешать достроить ракету. :(


  1. DimanDimanyich
    20.05.2022 10:51
    +1

    индекс S&P500 EGS это НЕ индекс S&P500

    ну так таких индексов навыдумывать можно сотни. И делать так, чтобы компания стремилась в него попасть. Ассоциации, конференции, инспекции - мечта коммерческих бюрократов.

    Сам факт производства электромобилей влияет больше, чем состоящая (уверен они там) Шелл и БП. F150&RAM1500 - вот где "забота". А они лидеры продаж и потребления углеродного топлива.