Привет! Я Лиза Роднова, продуктовый дизайнер в Авито. Ранее я рассказывала о том, как мы делали конструктор для создания чат-ботов. Сегодня речь пойдёт о дизайне звонков через приложения Авито: зачем они нужны, на что мы смотрели на этапе исследования и с какими сложностями столкнулись во время работы.

Зачем нужны звонки в приложении

Ежедневно на Авито совершаются миллионы звонков через мобильную сотовую сеть. Зайдя на объявление, покупатель может нажать кнопку «Позвонить», увидеть номер продавца и совершить вызов. Выглядит очень просто, но в этом способе скрыто несколько нюансов, создающих барьеры для покупателей и для продавцов.

Первое, что может стать таким барьером, — персональные данные. Не каждый продавец хочет указывать в объявлении личный номер, и не каждый покупатель готов звонить со своего номера. На это могут быть разные причины: кому-то просто не нравится, что незнакомые люди узнают телефон, кто-то боится, что начнутся звонки с назойливой рекламой. 

Второе — безопасность. Мы хотим, чтобы Авито был безопасным для наших клиентов. К сожалению, у людей бывают разные намерения, иногда плохие. Узнав номер продавца, злоумышленники могут связаться с ним в стороннем мессенджере, запросить чувствительную информацию или прислать опасную ссылку. Мы не сможем предупредить об опасности такой переписки и нам будет сложнее вовремя принять меры, если общение происходит не в мессенджере Авито.

Имея такие барьеры, некоторые продавцы предпочитают не указывать номер в объявлении и оставлять связь только через мессенджер. В этом случае они теряют контакт с теми, кто предпочитает звонить. То же касается покупателей: если они только пишут, то могут упустить предложение продавцов, которые реже заходят в мессенджер, чем отвечают на звонки. 

Осознавая эти проблемы и потребности клиентов в безопасном способе связи по телефону, мы решили сделать две вещи:

  1. Закрыть все объявления частных продавцов защитными номерами.

  2. Добавить звонки внутри приложения Авито.

Как работают звонки в приложении

Звонки через Авито работают через интернет. Для клиентов они могут быть совершенно бесплатными, если они подключены к Wi-Fi, либо стоить столько, сколько стоит интернет-трафик у мобильного оператора. 

Для такого соединения не нужен номер телефона. Но нужна облачная платформа, на основе которой будет происходить коммуникация, чтобы сигнал передавался, а собеседники слышали друг друга. Своей платформы у нас не было, а протестировать звонки было необходимо, поэтому мы запустились с помощью подрядчика. 

Исследование и дизайн

В рамках исследования я хотела понять, как выглядят привычные паттерны на каждом этапе звонка для пользователей iOS и Android. Сценарий звонка должен быть максимально привычным и интуитивным, не создавать барьеров к использованию из-за непонятного интерфейса и поведения. 

Для исследования этого сценария я взяла одни из самых популярных платформ, в которых есть функция звонка внутри приложения. Помимо звонков в приложении я исследовала и обычные звонки через сотовую сеть на iOS и Android. Это базовый интерфейс, с которым почти все люди взаимодействуют каждый день. 

Я увидела, к примеру, что расположение кнопок в некоторых звонилках различается. Где-то кнопка «Ответить» справа, где-то по центру экрана, где-то её нужно потянуть наверх, а где-то в сторону. 

Это выглядело вот так
Это выглядело вот так

Смотрела так же на то, как пишется имя собеседника, проставляются статусы соединения и время разговора. 

И здесь тоже всё выглядело по-разному
И здесь тоже всё выглядело по-разному

Из-за специфики Авито нам нужны ещё некоторые уникальные элементы. Например, очень хотелось добавить превью объявления, о котором будет идти разговор, и аватарку собеседника. 

Расположение кнопок мы выбрали наиболее распространённое, чтобы большему количеству людей сразу было интуитивно понятно, куда нажимать. Мы понимали, что первое знакомство с этим сценарием будет внезапным: пока тебе не позвонили на Авито, ты не видел, как выглядит звонилка. Важно не напугать этим интерфейсом, чтобы ты захотел им воспользоваться и смог быстро среагировать, чтобы не пропустить звонок.

Так автор объявления видит звонок через приложение
Так автор объявления видит звонок через приложение

Сложности, с которыми мы столкнулись

Так как звонки через Авито работали в тестовом режиме, мы не продвигали фичу на всех. Но нам было важно набрать ту аудиторию, на которой сможем протестировать техническое решение, и тут начинались проблемы. 

Во-первых, не все хотят пользоваться новой функциональностью, когда есть привычная и понятная альтернатива. Особенно если не говорить о её преимуществах, чего мы не делали в первом тесте. 

Во-вторых, чтобы звонок состоялся, участники беседы должны дать приложению доступ к микрофону. Тот, кто хочет позвонить и выбирает способ связи через Авито, может дать доступ перед совершением звонка, и у него всё будет хорошо. А принимающий получает вызов, единственным контекстным местом которого является экран входящего звонка. 

Так выглядит звонок через приложение со стороны покупателей
Так выглядит звонок через приложение со стороны покупателей

Звонок — это внезапное событие, а тут ещё какой-то новый вызов через Авито, а поверх — предложение дать доступ к микрофону. Доступ в такой ситуации давать не хочется. На iOS сложно найти место, где перед входящим звонком можно запросить доступ: любой входящий вызов перекрывается нативным экраном звонка iPhone, запрос на доступ к микрофону тоже перекрывается. 

Перед звонком нужно настроить доступ к микрофону
Перед звонком нужно настроить доступ к микрофону

И если на Android мы могли сгладить эту проблему с помощью текста, то на iOS у нас не было такого варианта. Нужно было искать другое место для запроса доступа к микрофону и сделать так, чтобы это было максимально контекстно. Сейчас мы решаем это на этапе подачи объявления при подключении звонков через Авито. 

Результаты

Сейчас пользователи совершают ~380 000 звонков через Авито в день. Количество минут разговоров за последний месяц — 2 200 000. Звонки в приложения включены в 30% объявлений, то есть позвонить через нас можно почти по каждому третьему объявлению.

Комментарии (5)


  1. kolabaister
    09.06.2022 13:32

    А что за платформа? Voximplant?


    1. Liza_Rodnova Автор
      10.06.2022 14:48

      Сейчас работаем полностью на собственной платформе)


  1. andre538
    09.06.2022 17:05

    Вообще звонки в авито, насколько я с ними сталкивался, работают так, что отбивают желание ими пользоваться. Сначала раза два звонок "не проходит", потом обрывается на гудках, в общем дозваниваешься обычно с энного раза.

    Раз вы продуктовый дизайнер, можно внести на рассмотрение заявку на новый функционал? Функционал бронирования товара. Неоднократно сталкивался с тем, что общаешься с продавцом, договариваешься о времени и цене, но потом вдруг продавец уведомляет, что уже продал товар кому-то (либо кто раньше был готов приехать и забрать, либо кто-то предложил больше денег). Это поведение, конечно, зависит от продавца (кто-то честно "держит бронь до" и пишет об этом в объявлении).

    Помимо понятных негативных эмоций у покупателя, чисто объективно - для крупногабаритной вещи находишь машину, договариваешься с помощником, а потом "отмена".

    Было бы неплохо для таких случаев иметь кнопку "забронировать". При этом продавец бронь подтверждает "до какого то времени". В идеале после этого скрывать товар из поиска "во избежание искушения продавца" до окончания бронирования. При этом снятие брони, подобно отмене брони отеля без причины, влияет на рейтинг покупателя/продавца.


    1. Liza_Rodnova Автор
      10.06.2022 14:09
      +2

      Добрый день. Спасибо за обратную связь! По поводу функционала звонков через Авито, они сейчас ещё работают в тестовом режиме и мы постоянно работаем над улучшением качества связи и соединения)

      По поводу бронирования товара, понимаю вас. Проблема действительно неприятная и важная, но она сложная и многогранная, так как нам нужно соблюсти баланс интересов покупателя и продавца. Мы тестируем различные механизмы, которые позволят решить эту проблему. На данный момент можно зарезервировать товар, который доступен к покупке с Авито Доставкой.


  1. Animale
    10.06.2022 11:37
    +1

    Так вот кто за этим стоит! Звонки через Авито это ну просто адский ад и кто это придумал чтоб до него так дозванивались как дозвониться в Авито! Поясню.

    Номер генерируется, но он не сохраняется. на следующий день он уже может стать другим. Т.Е. вы звоните продавцу, договариваетесь о сделке и например, что перезвоните завтра, и звоните завтра по номеру, по которому звонили накануне. А он уже другой. И звонок не доходит. Те кто знает, идет опять в объявление и нажимает от туда "позвонить". Вы должны блин громадными буквами около кнопочки "позвонить" написать "ЗВОНОК РАБОТАЕТ ТОЛЬКО ОДИН РАЗ!". Много знакомых с подобным сталкивались.