Контакты, прайс и портфолио - это то, из чего состоит 99% сайтов фотографов. И не удивительно, что многие коллеги фотографы за последние лет 5 отказались от своих персональных сайтов и их роль стали играть страницы в социальных сетях. Я же наоборот, стал развивать свой персональный сайт и делать так, чтоб мои клиенты туда почаще заходили. Да что там можно такого придумать?

Что под капотом

Я фотограф, но очень люблю программирование. Но так как я очень ленивый, ничего кроме python я толком не знаю, и даже программа для esp8266 чтоб делать такие снимки со светодиодной лентой, была написана на python.

Но об этом как нибудь в следующий раз - сегодня о сайте.
Но об этом как нибудь в следующий раз - сегодня о сайте.

Текущая версия сайта написана на django и крутится на не очень мощном VDS. django позволяет быстро внедрять новые фичи в виде приложений, не затрагивая старый код, который как то там написан, ну и ладно. VDS же дает свободу и внедрять некоторые фичи, на которые тратишь много времени, но потом ими никто не пользуется. Например, нейронная сеть, которая подбирает похожие по стилю фотографии из моего портфолио.

Иногда, приходится выходить из зоны комфорта и писать что то на JavaScript, но об этом я рассказывать не буду, чтобы не пугать читателей хабра своим говнокодом.

Свое "облако"

Раньше, чтобы отдать фотографии клиенту, приходилось писать файлы на cd/dvd и встречаться с клиентом еще раз. Сейчас, все пользуются облаками - закинул папопчку, отправил ссылочку и свободен. И все было прекрасно, пока я как то не заглянул в статистику просмотров расшаренной папки. С небольшого мероприятия, там было почти тысяча просмотров. И мне стало обидно, что весь этот трафик льется мимо меня и моего сайта. А ведь людям, наверняка хочется узнать, кто этот замечательный фотограф и где его найти. Решено было сделать свое "облако" для отдачи фотографий клиентам.

Много фотографий, очень много. Нужно хранить и отдавать: zip архив с оригиналами (на лету 2-8 гигабайт не очень хочется собирать), уменьшенные копии для загрузки здесь и сейчас и миниатюры для того чтобы просмотративать фотографии "списком". За год выходит около 400 гигабайт файлов в количестве 350 тысяч штук. Для VDS с 60 гб SSD диском, это как то многовато. Пришлось познать все прелести работы с s3 хранилищем от стороннего провайдера.

В django, вопрос кастомного хранения решается очень просто, благодаря django-storages и boto3. Плюс замечательная библиотека django-imagekit, которая берет на себя всю возню с миниатюрами в разных размерах и форматах, а так же всякие мелочи, типа кропа под заданные пропорции.

Единственное что - нельзя забывать про кэширование. Подключить его очень просто (например redis), а без него отдача страницы с 500-600 фотографиями, может занять до 30 секунд, так как как например в кэш должны попадать флаги наличия миниатюры на диске и imagekit не будет каждый раз проверять на диске нужный файл, что особенно дорого, если хранилище удаленное.

И когда у тебя свое "облако" - можно поэкспеременитровать и внедрить дополнительные фичи, которые возможно будут интересны пользователям. Например у меня к следующему релизу готовятся такие странности:

  • "Найти себя". Человек делает селфи прямо в браузере (или загружает свою фотографию), и сайт показывает только те фотографии, где он есть. Реализовано с помощью библиотеки face_recognition. Есть конечно один минус - люди меньше проводят времени на странице (что не нравится поисковикам), но зато как то все это современно.

  • Кнопки "самые счастливые", "самые печальные" и прочие. Сортируют фотографии по эмоциям. Для развлечения конечно, но иногда просматриваю глобальную статистику по всем фотосессиям что бывает полезно в работе над ошибками.

"Напоминаю"

Работа фотографа, это не только сама съемка и последующая возня с фотографями. Это еще и много рутины, такой как организации съемки. К тебе обращается клиент, вы договаривается и эти договоренности нужно как то зафиксировать в удобной форме для себя и для клиента. Есть конечно история переписки в мессенджерах, но среди хочется собрать все вместе:

  • Дата и место (адрес) съемки

  • Чеклист для себя и для клиента - что не забывать с собой взять или что нужно подготовить.

  • "Референсы". Примеры фотографий, в какой стилистике желательно снять или вот именно такие фотографии нужно сделать (особенно актуально для коммерческих съемок).

  • Напоминалки и уведомления: "Вы записаны на фотосессию", "У вас завтра фотосессия", "Фотосессия уже через час". Клиентам, как оказалось, это понравилось и помогает для забывчивых успеть подготовиться к съемке.

Реализовал я это максимально ленивым способом:

В календаре смартфона создается запись с датой, временем, местом, контактным телефоном клиента (клиентов) и чеклистов в поле "заметка". Далее, скрипт по крону через google api, ищет эти записи, и если в записи все это есть, добавляет в базу данных эту съемку. Далее, клиенту прилетает первое СМС(!) со ссылкой на страницу с подробностями, где можно в одном месте получить всю информацию о съемке, поработать с чеклистом, загрузить референсы. Кстати, эта же информация используется для генерации календаря занятости меня, то есть клиенты могут всегда зайти и посмотреть, в какие дни я свободен.

Отдельно хочется сказать про СМС. Это архаичный способ доставки сообщений, но он самый надежный, ведь не угадаешь каким мессенджерем пользуется тот или иной клиент.

Самой интересной задачей тут было найти способ бесплатной отправки СМС именно со своего номера. После долгих поисков, был найдет прекрасный вариант - сервис pushbullet. С ним оказалось все до неприличия просто:

Ставим приложение на смартфон, получаем ключ API, и сайт по API теперь может отправлять пуши на смартфон, а приложение уже отправляет СМС с твоего смартфона. Кроме СМС, мне понравилось просто слать пуши о каких либо событиях - новая заявка на съемку, новый отзыв, новый спам комментарий и прочее.

Еще больше трафика!

Когда я ощутил прирост трафика, я стал еще более жадным. Мне захотелось вообще отказаться от сторонних сервисов и весь трафик лить на свой сайт.

  • Свой "Taplink". Некоторые соцсети (не будем позазывать пальцем), не позволяют нормально заполнить профить "о себе" и не позволяют давать ссылки на какой то сторонний контент. Одна ссылка в профиле и точка входа на своем сайте снимают эти проблемы.

  • Медиа контент. Кроме фотосъемки, я еще занимаюсь съемками с квадрокоптера. Интерактивные панорамы в 360 градусов тоже стал размещать у себя на сайте (пример). Бывает, что такую ссылку публикуют какие то новостные паблики и к тебе на сайт попадают десятки тысяч людей. То же самое и с 3D моделями или с видеороликами.

  • Для скромных. В портфолио реализована возможность создания подборки фотографий и отправка ее фотографу с контактными данными. С лозунгом "хочу такие фотографии". Особенно актуально, когда речь идет о некоторых деликатных съемках, и есть страх написать фотографу и попросить такую фотосессию.

В итоге

Через год после начала внедрения дополнительных фишек, посеящаемость сайта выросла на несколько порядков. И если раньше туда попадали редкие люди, которым я давал на него ссылку или редкие попадения из поисковиков, то теперь сотни заходов в день, неплохая конверсия посетителей (правда по старинке - переходят в соц сети и пишут уже там). Поисковики так же стали любить мой сайт, и это без всякой SEO оптимизации и пр. Просто потому что они видят, что люди стали посещать сайт, и самое главное - проводить на нем время.

P.S. Кроме сайта, я упрощаю себе работу еще и на десктопе, об этом будет следующая статья.

Комментарии (19)


  1. bratuha
    14.07.2022 13:51
    +1

    Лайфхак для раскрутки сайта фотографа: попробуйте фотосессии в стиле "ню", как бы прозаично это не звучало. Можно и не полное "ню", а, например, модели с татуировкам, пляжная тематика, тем может быть очень много, но посыл, думаю, понятен. С подбором моделей трудностей возникнуть не должно, практически в каждом более-менее крупном городе найдется аудитория таких фотосессий, готовая разрешить оставить свое фото для публичного портфолио. Буст популярности сайта с большой долей вероятности гарантирован.


    1. kAIST Автор
      14.07.2022 13:54
      +1

      Это приносит трафик в виде поиска по картинкам и именно от яндекса. Он умеет даже распозновать в фотографиях конкретных моделей.

      Но мне особо это не нужно, так как это не та целевая аудитория, которая мне нужна. Ищут эротику в основном не те люди, которые придут за фотосессией ;)


      1. bratuha
        14.07.2022 14:03

        Не сразу увидел раздел "Будуарные фотосессии". Ваш сайт посмотрел, работы очень хорошие, сайт тоже сделан приятно.

        А люди за фотосессией как раз очень даже придут. Есть различные BDSM коммьюнити, клубы, тематические залы для аренды, многим нужно фотопортфолио и контракты с фотографами. И то лишь вершина айсберга, по факту целый мир, при чем с весьма платежеспособной аудиторией.

        Ну это в качестве мыслей вслух, "будуарные фотосессии" у вас уже есть, и это здорово, оцениваю очень положительно и перспективно.


        1. kAIST Автор
          14.07.2022 14:10

          Есть ещё скрытая ссылочка ;) она не видна все, ее получают только те кто ее попросит, ну и индексируется. "Домашних" клиентов такое бывает отпугивает, вот и прячу )

          Хотя бывают казусы: с одного поста с ню съёмкой, пришел очень жирный корпоративный клиент. Обратил внимание как работаю со светом, это как раз и нужно было.


          1. bratuha
            14.07.2022 14:25

            А я нашел! За это уважение большое, работы качественные. Вот видите, сколько у вас хорошего контента, исходные данные отличные, так что успехов вам продвигаться во всех направлениях.


            1. kAIST Автор
              14.07.2022 14:39

              Спасибо ) В статье совсем не про работу хотелось поговорить )

              Следующая статья будет более полезной. Сейчас исходники проекта в порядок приведу и выложу )


    1. DrPass
      14.07.2022 14:05
      +2

      Лайфхак для раскрутки сайта фотографа: попробуйте фотосессии в стиле «ню», как бы прозаично это не звучало.

      Так а смысл подобной раскрутки для сайта фотографа? Это же привлекает не тех, кто ищет фотографа, а тех, кто ищет чем шишку развлечь. Количество посещений вырастет, количество продаж — нет.


    1. Vsevo10d
      15.07.2022 00:38
      +2

      Мне кажется, ню - это какое-то "войтивайти" среди фотографов) все друг другу рассказывают и пытаются, но получается у упорно трудящихся единиц.

       С подбором моделей трудностей возникнуть не должно, практически в каждом более-менее крупном городе найдется аудитория таких фотосессий, готовая разрешить оставить свое фото для публичного портфолио

      Очень сомневаюсь, сколько ни изучал фотопабликов, студий, фотографов - никто не продает ню-курсов фотографии, не палит особо моделей, а как правило вошел в тему давно и держит ее. Что в целом понятно - ни фотосообществу, ни моделям не нужно внимание от левых спермотоксикозников с мыльницей.

      А если серьезно (мое личное мнение), ню как жанр - это в первую очередь хороший художественный вкус и развитый скилл работы в студии с реквизитом и светом. Иначе получится очередной пак на дойки.ком. А если вы такой скилловый, вряд ли вам уже нужно гнать траффик на свой стандалон.


  1. Vertoletto
    14.07.2022 14:32

    Отличный текст, спасибо. Жду следующую статью :)
    PS Правильно ли я понимаю, что для каждого пользователя фактически создается его личный кабинет с возможностью просмотра его собственных фотографий? Если да, то не планируется (если вообще это возможно) ли сделать там интеграцию с соцсетями? Навроде сценария: "Ух, какой классный кадр! Бахну как я его себе в <тут_некая_соцсеть>"


    1. kAIST Автор
      14.07.2022 14:37

      Не совсем личный кабинет. Создается аналог приватной ссылки в облаке: sitename.ru/p/[рандомный текст]. То есть доступ есть только у тех, у кого ссылка.И люди отправляют эту ссылку всем кто был на мероприятии, либо могут отправить друзьям/родственникам, если это частная фотосессия.

      Интеграцию с соц сетями не делал - у нас сейчас одна наиболее популярная соц сеть, и с ней не сделаешь такую интеграцию ;)

      Такого же вида ссылки на на планируемые фотосессии - sitename.ru/event/[рандомные буквы]. Можно в принципе сделать аналог личного кабинета и все объеденить, но очень не люблю заставлять людей регистрироваться.


  1. tyt34
    14.07.2022 14:40

    Сколько же стоит хостинг сайта, памяти для фото и так далее в месяц?


    1. kAIST Автор
      14.07.2022 14:44

      Хостинг 500 рублей в месяц (2 ядра, 2 гига, 60 гб SSD). s3 хранилище в месяц выходит примерно 400-500 рублей.Это Российские хостинги, думаю зарубежные можно дешевле найти.

      Сейчас появились аналогичные сервисы, например похожий сервис отдачи фотографий клиентам. Стоит дороже, и менее гибкий. Ну да, мне повезло что стоимость разработки для меня нулевая.


      1. Mike_Mihalych
        15.07.2022 11:34

        Разве нулевая? А затраченное время?


      1. artemerschow
        15.07.2022 12:07

        Ну не сказал бы что дороже. По гибкости и функционалу соглашусь, но стоимость под вопросом.


        1. Ionenice
          15.07.2022 12:44

          А за 600руб там точно будет безлимитный диск или там всё же появятся предельные лимиты по объёму/скорости? Условный дропбокс 9€ за 2ТБ, а тут 5$ и анлим и сайт и интернет-магазин)


          1. artemerschow
            15.07.2022 12:48

            Учитывайте, что это даже близко не тот же диск, что условный дропбокс. Это сервис для передачи фотографий клиенту.


            1. Ionenice
              15.07.2022 13:01

              Если передают оригиналы фотографий, то в любом случае это занимает много места + это не архивы, если в портфолио показывают оригиналы. Понятно, что это разные задачи, но анлим за 5$ звучит странно


  1. sandryunin
    14.07.2022 18:03

    Забавно что вас ранее не знал))) У нас оказывается еще и общие друзья есть)))

    Не раз кстати думал перепилить свой вордпресс на джангу или го, но останавливало что если и делать то скорей как сервис, а не всем это нужно, многие сидят на горько майведе и льют трафик туда + всякие инстаграмы и вкшки с фейсбучиками...

    если честно давно коммерцию уже не снимаю, тупо надоело, по приколу больше сейчас животных поснимать, часто помогаю бездомным животным в приютах фотаю их на пристройство.

    Сервисов на самом деле для создания сайта для фотографа полно, все они +- одинаковые и не всем нужно вот это S3 и прочее это скорей для продвинутых.

    Вы и без меня прекрасно знаете, что всякие там Двояковские, Киняпины, Злобины, Франт и другие товарищик прекрасно обходятся без раскрученных личных сайтов, главное чтобы сарафан работал)))


    1. kAIST Автор
      14.07.2022 18:20

      Сайт мне приносит больше других клиентов - больше работа b2b, то есть работа не над частными заказами, а работа с бизнесом. Это то, что я хочу развивать.

      Сервисов на самом деле для создания сайта для фотографа полно, все они +- одинаковые и не всем нужно вот это S3 и прочее это скорей для продвинутых.

      Да, для половины из того что я для себя сделал, есть аналоги в виде сервисов. Но дело в другом, об этом и написал в статье )