Ещё в студенческие годы родилась мысль сделать клон английских колонок Proac response 2.5. Они уже давно сняты с производства, но в своё время стоили около $4500 за пару. Пожалуй, современным аналогом этих колонок можно назвать модель того же производителя Response D30S. Беглый поиск показывает цену на них в районе £5500 в самой Англии, и $7800 за пределами - в общем, цены примерно такие.
Хорошая новость в том, что динамики для этих колонок производит датская компания ScanSpeak, и их можно купить отдельно, так же как и компоненты для фильтров. В итоге, клон можно собрать примерно за 10-15% от цены оригинальных колонок, в зависимости от отделки.
Помню, что в студенческие годы комплект динамиков стоил около 15.000р, и они свободно продавались в России. Но даже таких денег у меня не нашлось, поэтому проект застрял лет на 12. И вот недавно я зашёл на сайт производителя, и обнаружил, что высокочастотник собираются снять с производства. Решил - если не соберу колонки сейчас, то уже никогда не соберу.
Больше всего времени уходит на сборку и отделку корпуса. Рассматривал разные материалы.
В итоге, решил остановиться на классическом корпусе из ДВП толщиной 18мм
Как оказалось, я немного ошибся с размером боковых плит. Пришлось потом замазывать щель шпаклёвкой.
У оригинальных колонок порт фазоинвертора направлен назад. В маленьких комнатах это может быть неудобно, т.к. в этом случае нельзя поставить колонки прямо к стене. Читал, что в случае с этими колонками, рекомендуется расстояние чуть ли не в 1м до стены. Поэтому в моём случае я решил вывести порт фазоинвертора вперёд. Преимущества:
Можно поставить колонки прямо к стене.
На мой взгляд, передняя панель оригинальных Proac выглядит немного пустой. Высокая узкая колонка, на которой всего два динамика на самом верху. Поэтому труба фазоинвертора хотя бы как-то заполняет нижнюю часть лицевой панели.
Я заморочился и сделал шаблон передней панели из картона с динамиками и фазоинвертором, чтобы выбрать наиболее красивое расположение:
В итоге остановился на последнем варианте. Мне также нравился вариант с фазоинвертором сразу под басовым динамиком, но из-за довольно большого диаметра трубы через фазоинвертор видно все внутренности колонки, когда сидишь на низком стуле или лежишь на кровати. Поэтому решил, что лучше опустить его пониже.
Примеряем шаблон на настоящий корпус:
Сразу скажу, что форма корпуса оригинального ProAc мне не очень нравится. Он очень узкий и вытянутый. Мне больше нравится форма корпуса немного вытянутая в глубину и не такая высокая. Я взял за основу размеры корпуса других самодельных колонок Amiga MT Tower Speaker. Но внутренний объём корпуса и размер фазоинвертора я оставил такими же, как в оригинальном ProAc, т.к. это влияет на бас. Не уверен, влияет ли как-то на бас форма корпуса - это довольно холиварный топик, как и вообще весь звук :)
Вот схема оригинального корпуса, взята отсюда:
Я более-менее сохранил тот же внутренний объём, но взял другие внешние измерения: 203mm x 330mm x 860mm.
После первоначальной сборки на шурупы, промазал все швы клеем:
Переднюю панель пока оставил просто на шурупах - она будет сниматься несколько раз. Разметил карандашом очертания динамиков и фазоинвертора:
К слову, о самих динамиках. Вот высокочастотники Scan-Speak D2010/8513
Вот басовик Scan-Speak 18W/8535-01. В оригинале используется предыдущая модель этого динамика, которую сняли с производства. У неё индекс Scan-Speak 18W/8535-00 - отличается последняя цифра. Хотел найти предыдущую модель басовых динамиков где-нибудь на ebay, но не смог, в итоге, купил новую модель. Я сравнил даташиты динамиков и решил, что разницы практически нет, так что можно рискнуть...
Несмотря на относительно скромные размеры, динамик может выдавать довольно глубокий бас. Производитель ProAc заявляет нижнюю частоту в 20Гц. Не каждый сабвуфер так может.
Дальше начал вырезать отверстия под динамики. В начале я хотел найти местного столяра, которы бы вырезал отверстия фрезером. Но все местные мастера либо отказывались, либо ломили такую цену, что дешевле купить фрезер. Пришлось покупать фрезер, что оказалось хорошей инвестицией - он мне потом здорово помог при обрезке шпона.
У фрезера оказалась небольшая проблема - он приспособлен делать круглые отверстия, но не может делать отверстия маленького радиуса. Пришлось делать самодельное приспособление:
В заготовке сверлится отверстие, в него вставляется этот болт, что на картинке. В итоге, можно вырезать окружности очень маленького радиуса.
Пробный вырез:
Вот так выглядят колонки после вырезания отверстий фрезером
Изначально длина фрезы была достаточной, чтобы прорезать 18мм ДВП насквозь, но из-за моего самодельного приспособления фреза оказалась немного коротка. Поэтому сразу насквозь прорезать не получилось, пришлось допиливать руками. Была идея немного вытащить фрезу из цангового патрона, чтобы она могла пропилить ДВП насквозь, но решил, что лучше не рисковать
Как только все отверстия пропилены, настала пора примерки динамиков и фазоинвертора:
Дальше размечаем отверстия под болты для крепления динамиков и сверлим:
Снимаем переднюю панель и промазываем стыки герметиком:
Наклеиваем демпфирующий слой:
Я использовал холлофайбер, что было ошибкой. Лучше было наклеить поролон, но я не нашёл его в местном строительном магазине.
Оказалось довольно трудно найти подходящие болты или шурупы для крепления динамиков. Я хотел, чтобы шляпки были небольшими и аккуратными, и подходили по цвету к динамикам, сильно не выделялись. В итоге купил комплект болтов разного диаметра и длины, и уже на месте подбирал.
Пришлось устанавливать гайки на обратную сторону передней панели:
Собираем фильтры
Существует много разных модификаций фильтров для ProAc. Подробнее можно почитать тут: http://www.oocities.org/diyproac25/
Я решил остановиться вот на таком:
Optional резистор не ставил.
Нельзя не упомянуть сайт Troels Gravesen. Он детально исследовал данную акустику, применял различные фильтры, пропитку для высокочастотника и даже установил другой высокочастотник. Вот тут можно ознакомиться с исследованиями.
Я решил использовать классический высокочастотник, как в оригинальной модели.
Вот так выглядят собранные фильтры:
И обратная сторона:
Схема несложная, поэтому решил просто соединить выводы элементов, не заморачиваться с печатной платой.
Устанавливаем фильтры в корпус:
Закрепляем провода, чтобы они не болтались внутри во время отделки корпуса:
Наклеиваем переднюю панель:
Отверстия для басовых динамиков и фазоинвертора я заклеил скотчем, чтобы внутрь не попадала пыль во время отделки.
Заднее отверстие под клеммы тоже закрываем изолентой:
Шпаклюем отверстия от шурупов:
Далее нужно зашлифовать шпаклёвку и убрать неровности на стыках ДВП. Пришлось купить шлифовальную машинку, т.к. на стыках пришлось снимать довольно много материала:
Вот так выглядит колонка после шлифовки:
Добавлю, что перед финишной отделкой я сначала полностью собрал колонки из ДВП и послушал несколько дней. Был риск, что изменение формы корпуса и перенос трубы фазоинвертора на переднюю часть сильно испортит звук. План был такой: если звук не понравится, то всё, что я теряю, это только один лист ДВП. Мне его даже распилили бесплатно. В таком случае я просто снова еду в магазин, и прошу напилить листы по размерам точно, как в оригинальном ProAc. Все остальные компоненты, включая динамики, фазоинвертор и фильтры, такие же, как в оригинале, я бы просто вставил их в новый корпус. Но звук понравился :) Поэтому решил оставить корпус как есть.
Шлифовка получилась достаточно ровной, поэтому дальше я задался вопросом, какую финишную отделку выбрать. При ровной шлифовке самый простой вариант это покрасить колонку. Это дешёвый и быстрый вариант. К тому же, у меня оставалась краска после ремонта. Но я решил покрыть колонки натуральным ореховым шпоном.
Купил рулон шпона размером примерно 1.2х2.4м. Это шпон на бумажной основе, с ним гораздо легче работать, чем с полностью натуральным. Слышал, что бывает даже самоклеящийся. Для новичков вроде меня это настоящая находка, я никогда не смог бы покрыть большие колонки обычным шпоном.
Нарезаем шпон:
Вот такая выкройка получилась:
Это выкройка на одну колонку. Основная задумка в том, чтобы узор на дереве продолжался с боковых панелей на верхнюю.
Наклеиваем шпон
Начал клеить шпон с нижней стороны. В случае косяков, их не так видно внизу. Использовал клей, похожий на клей-момент, но в большой банке. В итоге ушло почти 2 литра клея на обе колонки...
Намазываем клей и даём подсохнуть около 20 минут:
Точно так же мажем клеем и сам шпон. Когда клей подсох, начинаем выравнивать шпон относительно колонки:
Нужна аккуратность, если поверхности, намазанные клеем, соприкасаются, их потом трудно оторвать. Поэтому сначала выравниваем шпон, а затем аккуратно начинаем приклеивать от центра к краям.
После выравнивания и наклеивания шпона, его нужно сильно придавить. Я использовал специальный инструмент для прокатывания:
В идеале, вместо скалки лучше использовать узкий ролик, чтобы было сильное давление на узкий участок. Но в моём случае я просто давил сильнее на один конец скалки и так постепенно разглаживал всю поверхность.
После приклеивания шпона я обычно оставлял поверхность на ночь, и на следующий день обрезал края фрезером и ножом для бумаги, а затем выравнивал шкуркой с зерном 120.
Вот так выглядит нижняя сторона после обрезки краёв:
Далее покрываем шпоном все остальные стороны.
С передней стороной надо быть особенно аккуратным, чтобы клей не затёк в отверстия динамиков:
Далее вырезаем отверстие под фазоинвертор:
Но вырезать отверстия под динамики намного сложнее из-за фаски. Пришлось покупать специальную фрезу, которая идёт по краю ДСП, как по направляющей:
Край динамиков очень бросается в глаза, поэтому я старался сделать его как можно ровнее. Если вырезать криво, это может испортить всё впечатление от отделки.
После вырезания отверстий в шпоне проверяем, входят ли динамики:
Далее обрабатываем поверхность наждачкой. У меня нашлась с зерном 240:
Я решил покрыть колонки маслом. Преимущества масла:
Довольно трудно накосячить. Просто мажешь масло тряпочкой, а потом убираешь излишки.
Даёт матовую поверхность. Я не хотел делать глянцевую, потому что шпон лёг не очень ровно, сквозь него немного ощущаются бугорки клея. На глянцевой поверхности это было бы сильнее заметно.
Мажу маслом нижнюю сторону:
Сразу после нанесения масло выглядит светлым, но через несколько минут поверхность темнеет.
Полностью покрытые колонки:
Когда масло подсохло, можно припаять динамики обратно.
Сначала наклеиваем уплотнитель на обратную сторону динамиков:
Я подбирал толщину уплотнителя и глубину фасок под динамики таким образом, чтобы с помощью болтов можно было выровнять переднюю поверхность динамика с поверхностью колонки.
Вроде бы, получилось достаточно ровно.
Ну и вот так это выглядит после сборки:
Фото сделано несколько дней назад, но масло постепенно меняет цвет, так что не знаю, какой будет финальный результат.
Конечно же, статья про акустику не может обойтись без демо-видео, записанного на телефон:
Заранее прощу прощения за качество съёмки. К тому же, по-моему, в начале и в конце видео я случайно закрыл микрофон пальцем.
Качество звука
Я просто скажу, что это лучшая акустика, которая у меня была.
Бас действительно есть, и он не бубнящий, а чёткий. Что важно для меня, бас сохраняется на малой громкости. Уже известная мне музыка открывается по-новому.
Высокие частоты детальные, я не ожидал такой детализации от динамиков с шёлковым куполом.
Слышал из отзывов, что для динамиков ScanSpeak нужно около 100 часов прослушивания, чтобы динамики "прогрелись".
Если кто из читателей собирал подобный клон, мне было бы интересно, используете ли колонки до сих пор, или поменяли? Заметна ли разница после прогрева? (Upd: здесь имею ввиду именно изменения свойств подвеса и диафрагмы басового динамика, а не мистический прогрев проводов и конденсаторов :)
До этого у меня были колонки Wharfedale DENTON 80, поэтому могу сравнивать только с ними. Но сравнение не совсем честное - если сравнить цену Denton 80 и цену оригинальных ProAC, то разница почти в 10 раз. Одни динамики стоят столько же, сколько Denton 80 новые в сборе.
Графики JBL Speakershop
Upd: добавлю немного графиков:
Легенда:
Белая линия, которая ближе к правому краю, это расчёт на оригинальном динамике 18W/8535-00. На данный момент, он уже снят с производства
Вторая белая линия, это 18W/8535-01. Он имеет резонансную частоту немного ниже, 25Гц против 26Гц у предыдущей модели
Красная линия, это рекомендуемый в даташите второй модели объём в 67 литров, расчитал для интереса. По -3dB получается около 25Гц
Жёлтая линия, это вторая модель динамика в стандартном объёме корпуса, но при нажатой галочке с картинкой автомобиля. Я догадываюсь, что это эмуляция маленького закрытого пространства? Пишите, если кто знает, что там за алгоритм используется. В этом случае получается достичь заявленную ProAc нижнюю частоту в 20Гц
Параметры вбивал в программу руками, допускаю, что где-то сделал очепятку.
На просторах Интернета нашёл измерения АЧХ оригинального ProAc. Выдержка со страницы по ссылке:
The anechoic –6dB point, referred to the level at 1kHz, is an excellent 30Hz, with a sharp, 24dB/octave rollout below that frequency. In-room, boundary effects will give some boost
Видимо, "anechoic" означает специальную комнату без эха, то есть в обычной маленькой среднестатической комнате график будет другой.
Как видно из графика, у ProAc response 2.5 довольно большой горб на басах и на высоких частотах, за что его и любят и ругают. У любителей ровной АЧХ может случиться шок.
Ради интереса поискал график АЧХ современной модели Proac response D30, он выглядит уже несколько ровнее:
Если дойдут руки, попробую измерить АЧХ колонок именно у себя в комнате, в разных точках. Но пока что из оборудования у меня только встроенный микрофон на ноутбуке и телефон :)
Ссылки
http://www.oocities.org/diyproac25/ в основном, ориентировался на этот сайт. Здесь собран "многовековой" опыт энтузиастов по клонированию ProAc. Я ориентировался на их рекомендации
-
https://www.oocities.org/diyproac25/faq.htm тут внизу нашёл фразу:
Front port design
Several people have reported building these speakers with a front mounted port for reasons such as limited rear room space to control excess bass, while retaining much of the sound quality.Поэтому решил тоже рискнуть и сделать фазоинвертор спереди
https://www.oocities.org/diyproac25/crossover.htm тут можно почитать про варианты кроссовера. Я выбрал тот, что рекомендуется на сайте, внизу страницы
https://www.oocities.org/diyproac25/dimensions.htm схема оригинального корпуса
https://www.oocities.org/diyproac25/partslist.htm список компонентов, которые нужно купить, включая компоненты рекомендованного фильтра
Комментарии (144)
pavel_raskin
26.08.2022 15:12+6Всё было прекрасно до вопроса о "прогреве". Надеюсь в составе используемых плит МДФ исключительно пыль "отборных сортов красного дерева", а провода конечно же из "акустической бескислородной меди"? ;)
V1tol
26.08.2022 15:30+13Для меня "прекрасно" кончилось на этапе выбора места для фазоинвертора. Фазик это не просто "красивая дырка откуда дует". В оригинале фазик вообще сзади вроде бы был. И критерий выбора фильтра не расписан, подозреваю выбран был просто наугад.
pavel_raskin
26.08.2022 15:34+1Ну всё это хотя бы может быть физически обосновано и таки влияет на качество звука (хоть тут явно и не в лучшую сторону) . Но "прогрев" уже перебор.
GDragon
26.08.2022 20:49+2Так там и размеры "размеры оригинала мне не понравились, поэтому я сделал свои на свой вкус" :)
sergej_pipets
27.08.2022 10:35+1Да, это тоже. Ящик колонки - это не только объем, но и физические длины сторон. С их отдельными резонансами.
В 70-х и 89-х годах было очень много публикаций по акустике, в т.ч. и по ящикам. Эфрусси, Шкритек...
Dolios
27.08.2022 11:03+8Дорогая редакция! Спасибо вам за рецепт. Авокадо мы заменили отварным картофелем, а креветки — поджаренным салом, но в целом ваш рецепт салата из авокадо с креветками нам очень понравился (с)
sim2q
27.08.2022 02:12+2Конечно влияет как и размещение остальных динамиков, но автор доволен - и хорошо, но для других конструкторов может быть критичным.
И да, товарищ конструирующий и собирающий акустику сначала делает обмер динамиков.sergej_pipets
27.08.2022 10:49И "обмер динамиков" это не хождение вокруг громкоговорителя с линейкой. Хотя часть параметров возможно измерить и с её помощью.
Wladislavus
27.08.2022 10:25+1Ну а что не понятно с прогревом? АС это тупо механическая система которой для нормальной работы требуется приработка, обкатка, прогрев. Как не назови но новые компоненты должны потребоваться, изменив свои первоначальные характеристики.
А вот прогрев кабелей, розеток и флешек это уже куда интересней????????????????
pavel_raskin
27.08.2022 10:35Приработка? Обкатка? Что к чему там "прирабатывается" и что по чему там "обкатывается", если все соединения либо неразъёмные (мембрана с катушкой, магнит с корпусом, корпус с мембраной) либо изначально отсутствую (катушка с магнитом).
И нет ни одного исследования, подтверждающего реальные изменения качества звучания после "прогрева". Может быть, если я ошибаюсь, поделитесь ссылками? Только чур не на источник типа "Рен-ТВ".Wladislavus
27.08.2022 21:18Выше уже написали что после приработки( прогрева) меняется гибкость центрирующий шайбы и подвеса динамика. Соответственно меняется добротность и резонансная частота. Немного но меняется . Сие верно для новых или долго не работающих динамиков. Время для проработки разных динамиков зависит от материалов и конструктива. Прогревать в электронных цепях тупо нечего, ну возможно первоначальное формирование в электролитических конденсаторах( но это не точно). Любая механическая система проходит первоначальную приработку-обкатку.
Но для "аудиофилов" прогрев такая же священная корова как и провода, розетки и подставки.
Wladislavus
27.08.2022 21:21И зачем ссылки? Купите новый басовый динамик точно промерьте параметры ТС. А затем часов 20 разомните его низкочастотным сигналом , и снова измерьте параметры. Они изменятся в основном в сторону понижения резонанса и добротности.
pavel_raskin
27.08.2022 22:07+1Как зачем ссылки? Чтобы мне не пришлось "покупать басовый динамик" ради проверки чужих утверждений о наличии эффекта от "прогрева".
Wladislavus
28.08.2022 15:36То есть чужой писанине Вы поверите больше чем себе ??? Или измерение параметров динамика непосильная задача? К чему тогда все эти утверждения что эффекта приработки( прогрева) у динамика нет? Напишите лучше "я об этом не знаю" или " я этого не понимаю". Я же не пишу что нужно греть кабеля или транзисторы. Но первоначальная приработки динамиков, особенно басовых это факт.
И да параметры не меняются значительно. Скажем была резонансная 33 Гц станет 30Гц( или 29 или 31) но точно не 40))) На слух наверняка незаметно. Но эффект есть независимо от веры в него, или понимания процесса.
Кстати допускаю существование динамиков которые как ни "грей" параметры не изменят.
И кстати если не проводить каких либо измерений, расчетов и дальнейшей настройки, смысла в прогреве как бы и нету. Ну изменится немного что-то, ну и пусть.
pavel_raskin
28.08.2022 15:54Отлично. Напишу так. Я не занимался и не собираюсь заниматься исследованием эффекта "прогрева" акустических систем. И при этом я не встречал ни в открытом доступе, ни в виде аннотаций результаты каких-либо научно обоснованных (во, захотел да?) исследований о наличии значимого (различимого слушателем) изменения характеристик звучания от такой процедуры "прогрева".
FelixTheMagnificent
29.08.2022 09:33Так выше комментирующие уже отписали)
"Прогрев" в конкретном случае - такое же описательное слово, как "ксерокс" для всех копировальных аппаратов.
А механика работы проста: та же мембрана после изготовления имеет бòльшую жесткость, нежели после N-ных часов работы, а затем характеристики стабилизируются, товарищ @Seven-ov проверял это на нормальном оборудовании по его словам.pavel_raskin
29.08.2022 12:15Я механику работы отлично представляю. Но на слово верить не могу в столь неоднозначном (почти эзотерическом) вопросе, даже слову @Seven-ov, кем бы он ни был. Подтверждённых, НУЧНО обоснованных исследований мне не встречалось, и никто за многие годы этого так не изменил.
amlproject
29.08.2022 12:40"Прогревом" - условно можно назвать входящий/исходящий контроль качества, путём электромеханических тестов. Элементарная отбраковка, во время которой приборы могут выйти из строя или изменить свои характерстки. Для динамиков - вполне заурядная производственная процедура.
safari2012
26.08.2022 15:39Классно поучилось. Но почему не использовать готовый ламинат (ЛДСП)?
pavel_raskin
26.08.2022 15:44+1Кромки всё-таки придётся чем-то отделывать, да и эстетика с ними будет совсем не та. Кроме того ламинированное покрытие может откалываться при раскрое панели (конечно зависит от инструмента и опыта), что тоже не улучшит внешний вид.
modsamara
27.08.2022 11:24+1Можно заказать распил с кромлением и отверстиями.
pavel_raskin
27.08.2022 13:27+1Можно и так, но нужно будет закрывать чем-то отверстия с саморезами/конфирматами - это уже будет не стиль Hi-End аудиотехники, а стиль сверх бюджетной мебели из младшей группы детского сада.
В эстетическом плане результат автора мне нравится намного больше.
modsamara
28.08.2022 09:03на шплинты и клей нельзя собрать?
ЛДСП сейчас можно купить очень премиально выглядящий
Antra
28.08.2022 09:30Еще как вариант - пока задняя стенка не прикручена, можно изнутри хорошо притянуть стяжками (да хоть уголками). А задняя стенка все равно к стене придвинута, не страшно и конфирматами.
Более нарядно - из задней стенки торчат шурупчики "внутрь". Прикладывается вплотную к корпусу и "опускается вниз" с усилием, фиксируясь в металлических полосках.
Вместо задней стенки может использоваться нижняя. Уж конфирматы "на дне" точно никому не видны.
Хотя покрытие шпоном, конечно, выглядит очень красиво.
pavel_raskin
28.08.2022 09:38Так, пора завязывать. Я и не заметил, как обсуждение акустики переросло в обмен опытом мебельщиков :)
AlanKaye
26.08.2022 15:55Форма корпуса(морды) влияет на bafflestep.
Без пересчёта фильтра менять форму нельзя.zatim
26.08.2022 16:21Каким образом электрический фильтр соотносится с корпусом? Это совершенно разные оперы.
Seven-ov
27.08.2022 07:48+3AlanKaye совершенно прав, даже смещение динамика на передней панели тянет за собой корректировку фильтров.
Изготовление АС без замеров параметров Тиля-Смола вначале, постройки импедансных кривых, замеров АЧХ и ФЧХ вообще не имеет никакого смысла.
А самое интересное, что все замеры и проверки делаются в открытом программном обеспечении при помощи бытовой звуковой карты и микрофона за 5$. Этого уже достаточно, что бы сделать АС уровня именитых брендов. По этому меня всегда удивляют подобные проекты, вложил кучу денег, сил, души, но не соизволил разобраться в корне вопроса.
zatim
27.08.2022 08:04+3Вам не кажется, что вы противоречите сами себе? С одной стороны вы утверждаете что смещение динамика на что-то влияет (на самом деле нет. Вч динамик герметично закрыт с задней стороны и его параметры никак от положения не зависят. Аналогично сч — он обычно в своем изолированном боксе. Возможно, параметры нч будут зависеть от смещения, но величины этих зависимостей будут на уровне погрешности ).
С другой стороны вы предлагаете мерить эти параметры бытовой звуковухой с непонятной ачх и бытовым микрофоном с хз какой диаграммой и хз каким ачх. С таким оборудованием вы можете измерить только погоду на марсе.Seven-ov
27.08.2022 09:59+4Перед тем, как писать глупость, вы бы хоть ознакомились с термином, который вам выше написали "бафлстеп". Есть полно онлайн-калькуляторов, где можно подвигать вч/сч головку по передней панели и посмотреть на изменение их АЧХ вживую. Таким образом можно частично скомпенсировать пики и провалы АЧХ головки. Что касается измерений, то вам на форум vegalab, там люди протестировали уже кучу микрофонов и подавляющего большинства неравномерности АЧХ имеются только на краях диапазона, где нет никакого смысла делать замеры для сшивки полос. Ну а про звуковые карты - любая звуковуха встроенная в материнскую плату это современный качественный АЦП с параметрами КНИ, АЧХ, скоростью нарастания сигнала и т так далее в сотни раз лучше, чем у динамика. И если в измерениях будет погрешность в районе 1%, это далеко не погода на марсе.
zatim
27.08.2022 10:27Перед тем как писать глупость, вам бы самому стоило ознакомиться с тем что такое этот ваш бафлстеп. Он не проявляется на вч/сч. И еще раз повторяю: вч динамик не излучает тыльной стороной чтобы его параметры хоть как то зависили от геометрии корпуса.
Онлайн калькулятор и я могу создать, который будет показывать влияние мочи на солнечные лучи. Также я не думаю что на упомянутом вами форуме я найду что то новое, если там сидят люди с таким же уровнем знания предмета как у вас.
Ну и про 1% вы загнули, конечно. В акустике, где в ходу в основном децибелы (то есть разницы в десятки, сотни и тысячи раз) 1% точность будет считаться супер прецизионными измерениями. Которую, разумеется, не только микрофон, но даже и звуковуха не обеспечит. Банально только потому, что точность ширпотребовских резисторов ограничивается чаще всего 5% и 1%. У вас одни только резисторы дадут разброс в процент, не говоря уже об остальных компонентах, где все еще хуже.Seven-ov
27.08.2022 10:38+1Бафлстеп проявляется на частотах, длинны волн которых сопоставимы с размерами передней панели. А на каких частотах длинны волн измеряются десятками сантиметров? Вы утверждаете на низких?)
PS есть прям народный микрофон panasonic wm-61a, стоит в России около 500р. От 80 до 20000гц нелинейность 3-4 децибела. Сколько это тысяч раз?
При этом параметры Тиля-Смола измеряются вовсе без микрофона и качество измерения зависит только от разрядности АЦП звуковухи. Ну и какая погрешность в вольтах будет у 24 битного АЦП?
zatim
27.08.2022 11:07Есть еще одно обязательное условие проявления данного эффекта — наличие второго источника излучения — тыльной стороны. Сч и вч конструктивно не излучают тыльной стороной, излучает только нч и то только через фазоинвертор.
нелинейность 3-4 децибела. Сколько это тысяч раз?
Ну так воспользуйтесь вашими любимыми онлайн-калькуляторами. 4 дб это 2,5 раза по мощности или на 150%. Где тут ваш 1%? Вы ошиблись на 2 порядка.
Параметры тиля-смолла — это характеристика динамика, она не зависит от места установки его в корпусе, о чем мы говорили в начале спора.
И вы путаете разные вещи. Одно дело измерять 24мя битами постоянный ток и совсем другое — переменный. Представьте себе синусоиду амплитудой в 1 бит — это будет прямоугольник. То, что вы намерите у этого прямоугольника не будет иметь никакого отношения к параметрам исходной синусоиды. Ради интереса посчитайте, начиная с какой разрядности и какой частоты дискретизации оцифрованная синусоида начнет отличаться от реальной менее чем на 1%. Тут, к сожалению, онлайн калькуляторы не помогут, нужен маткад.Seven-ov
27.08.2022 11:39У вас в голове каша из терминов, я так понял, ни в чем не разобравшись вы просто решили забить на всю теорию и сделать тумбочку с динамиками.
PS 1бит это прямоугольник, но дискредитация сигнала 192кГц, то-есть 192 тысячи прямоугольников в секунду. Не слышали об этом?
zatim
27.08.2022 11:46Нет, боюсь это у вас каша. Тумбочка с динамиками может звучать ничуть не хуже колонок за 10к$, а остальное все самообман. И чтобы не давать другим себя обманывать и не обманываться самому (что намного сложнее) нужно стараться разобраться в вопросе, а не вешать ярлыки на оппонента.
Нет, вы ошибаетесь, хоть при 44кГц, хоть при 192, хоть при 1Мгц, синусоида 1кГц амплитудой в 1 бит оцифруется как прямоугольник 1 кГц.Seven-ov
27.08.2022 11:49Все, сил больше объяснять нет. Продолжайте строить тумбочки и оценивать качество звука в тысячах долларов.
Gutt
27.08.2022 14:51+2Нет, вы ошибаетесь, хоть при 44кГц, хоть при 192, хоть при 1Мгц, синусоида 1кГц амплитудой в 1 бит оцифруется как прямоугольник 1 кГц.
И ведь это вы ещё про дельта-сигма АЦП не слышали! Вот где настоящий ужас с аналоговыми сигналами вытворяют. Там всё, представляете, какая-то однобитная фигня!
Gutt
27.08.2022 14:42+1Ради интереса посчитайте, начиная с какой разрядности и какой частоты дискретизации оцифрованная синусоида начнет отличаться от реальной менее чем на 1%
Совершенно неважно, насколько "на вид" "оцифрованная синусоида" отличается реальной. Если исходная синусоида имеет частоту не выше 1/2 частоты дискретизации и иные сигналы на входе отсуствуют, то видимый вами ступенчатый ужас-ужас, как ни странно, позволяет восстановить исходную синусоиду с точностью до шумов и разрядности АЦП. У вас странное представление о том, как работает преобразование анологовых сигналов в цифровые и обратно. Найквист с Котельниковым смотрят на вас сверху с неодобрением.
zatim
27.08.2022 15:18Вы ошибаетесь. Она восстановится только на выходе цап и после АНАЛОГОВОЙ ФИЛЬТРАЦИИ верней половины спектра. В цифровом виде на этапе измерения вы будете иметь прямоугольный ужас-ужас.
Собственно, это и есть причина все большего и большего увеличения частоты дискретизации до 192 кГц и выше, хотя, если поверить вам с Найквистом, то достаточно было бы 40 кГц. Но в этом случае аналоговый фильтр получается нереализуемый — с АЧХ в виде идеального прямоугольника и мгновенным спадом на 20 кГц до минус 120 дБ.Gutt
27.08.2022 17:32Вы ошибаетесь. Она восстановится только на выходе цап и после АНАЛОГОВОЙ ФИЛЬТРАЦИИ верней половины спектра.
Верно, я и не утверждал обратного. Речь идёт о том, что в этом ужасе есть вся информация для того, чтобы восстановить исходную синусоиду.
Собственно, это и есть причина все большего и большего увеличения частоты дискретизации до 192 кГц и выше, хотя, если поверить вам с Найквистом, то достаточно было бы 40 кГц.
Инженеры ему поверили и сделали 44,1 кГц, оставив 2,05 кГц как раз на неидеальность аналогового фильтра (на самом деле, конечно, больше, потому что почти никто не режет мастер строго на 20 кГц, режут ниже). Те 192 кГц, о которых вы говорите, касаются больше записи: чтобы частоты из входного сигнала выше 1/2 частоты дискретизации не зеркалились относительно этой частоты, портя весь процесс, поднимают частоту дискретизации при записи, чтобы обойтись фильтром перед АЦП попроще. А всё лишее потом режут идеальным цифровым фильтром.
Моя основная мысль была в том, что не важно, как выглядит цифровой сигнал. Важно то, что он содержит.
zatim
27.08.2022 18:26Важно то, что он содержит.
Мировой океан содержит 10 млрд. тонн растворенного золота, однако никто его не добывает ибо смысла нет. Важно не только то, что содержит, но и как содержит. Из цифровой оквадраченной синусоиды вы не сможете просто так извлечь информацию без передискретизации, хитрой аппроксимации, интерполяции и фильтрации. Попробуйте, например, измерить кни синусоиды амплитудой 1 бит, представленной прямоугольником. Что вы намерите? Кни прямоугольника вы и намерите.
Gutt
27.08.2022 19:35+2Попробуйте, например, измерить кни синусоиды амплитудой 1 бит, представленной прямоугольником. Что вы намерите? Кни прямоугольника вы и намерите.
Но зачем?! Я всё ещё не понимаю. Можно ещё, к примеру, сравнить цифровой сигнал на SPI с исходным аналоговым. О чём это нам скажет, кроме того, что это информация в разных формах, не подлежащая сравнению способом, предназначенным для сравнения аналоговых сигналов? У любого цифрового сигнала КНИ по отношению к исходному аналоговому будет чудовищным, даже если частота дискретизации очень высока.
zatim
27.08.2022 19:47Но зачем?!
Вы, вероятно, запамятовали о чем шло рассуждение в ветке. Я напомню — об измерении параметров аналогового сигнала звуковой картой.
Gutt
27.08.2022 23:36+1Опять не понимаю, в чём проблема. Вы же не собираетесь гонять преобразование Фурье по этому ступенчатому сигналу, как будто это аналоговый сигнал? Для дискретных функций есть DFT, и оно просто разложит ваш сигнал в спектр до f/2, не делая никаких предположений о "ступеньках". Результат будет таким же, как если бы вы разложили оригинальный аналоговый сигнал, с точностью до частоты дискретизации, шумов и разрядности.
Алгоритмы обработки сигнала в компьютере знают, что получат на вход только отсчёты, и умеют их соответствующим образом обрабатывать. Из-за того, что график отсчётов в привычном аналоговом виде похож на ступенчатый, он на самом деле таковым не является. Отсчёты -- это точки, а не полочки, и при их обработке высшие гармоники не вылезут. Они вылезут, если подать эти иголки или полочки непосредственно на излучатель без выходного фильтра, но так делают разве что ардуинщики, когда им нужно что-то пропикать.
zatim
28.08.2022 08:12и оно просто разложит ваш сигнал в спектр до f/2,
Ииии… получит на выходе спектр прямоугольника. Как вы все не поймете, что как ни крути синусоида амплитудой 1 бит превращается в прямоугольник с амплитудой 1 бит и соответствующим спектром.Отсчёты — это точки, а не полочки, и при их обработке высшие гармоники не вылезут.
Вы неправильную аналогию привели. Отсчет — это «точка», ДЛЯЩАЯСЯ от одного такта дискретизации до следующего. Она не меняется в процессе.
TVExpert
26.08.2022 16:10+2Была идея немного вытащить фрезу из цангового патрона, чтобы она могла пропилить ДВП насквозь, но решил, что лучше не рисковать
В следующий раз, просто проходите с другой стороны (центр/ось ведь одна и та же). Понятно что на этапе "перед сборкой".
Ну или при необходимости заимейте более подходящую фрезу.
P.S.
Подружиться с владельцами раскроечных фрез. станков тоже полезно (но если есть возможность).Didimus
27.08.2022 07:18+1А ещё у гипсокартонщиков есть приспособы для отверстий большого диаметра. Посередине сверло, на палочке вокруг бегает острый резец. Можно крутить вручную, если дрель не тянет
TVExpert
29.08.2022 09:55Семён Семёныч ! (С)
Это инструмент довольно другого уровня точности/качества реза (если мы про т.н. "балеринку").
С нормальным фрезером (в прямых руках), она не идёт не в какое сравнение.
Но... как вынужденная мера м.б. где то и сгодится (?)
ProLimit
26.08.2022 16:11+2Меня всегда удивляло, если колонка так просто устроена - склеил ящик из МДФ, поставил динамики и фильтр, покрасил лаком - то откуда такое разнообразие по качеству звучания и ценам? Что там особенного в ящике за 4k$ по сравнению с тем же ящиком за 200$?
Судя инструкции по сборке, любой мелкий мебельный цех их может десятками в день делать.zatim
26.08.2022 16:28+4откуда такое разнообразие по качеству звучания и ценам
Чистая вкусовщина. Кто-то ездит на жигулях и ему этого вполне достаточно чтобы переместиться по своему желанию из точки А в точку Б. А у кого то денег до верха и понтов до небес, ему нужна жоповозка подороже.
А по сути есть очень мало людей, способных отличить по качеству (именно по качеству, а не по оттенку звучания, который индивидуален для каждого ящика) колонки за 4к и 200. Тем более сейчас, когда прогресс в технике и материалах достиг таких высот, что даже относительно дешманские динамики звучат очень и очень неплохо.
iShrimp
26.08.2022 20:41+2Очевидно, не каждый мебельщик шарит в электронике и знает, что такое параметры Тиля-Смолла и как рассчитать объём, чтобы колонка не гудела как деревянный ящик. Даже у магазинной акустики (не самой дешёвой) бывают такие жуткие резонансы, что хочется её сломать и переделать.
Wladislavus
27.08.2022 21:32+2Так колонка реально так просто и устроена. Именно так как Вы её описали. Ящик, фильтр и динамики. А разнообразие звука происходит при изменении любого из этих трёх компонентов. А их бесчисленное множество.
Ну а цена это лишь Фантазия и жадность изготовителя-продавца. А кто сказал что ящик за 4к не имеет себестоимость 200 баксов? И корпуса большинства колонок это действительно просто мебель))).
PokimonZerg
29.08.2022 09:29Чтобы сделать колонку, нудно произвести расчёты объёма. И рассчитать фазоинвертер.
Сделать все согласно им.
Автор просто сделал на глаз.
SuperTEHb
26.08.2022 16:11+9Если вы удовлетворены результатом, то и хорошо, претензий никаких. Но всё же по мере прочтения всё сильнее и сильнее вставал вопрос: а что там осталось от оригинальной системы? Геометрия корпуса другая, материалы другие, да и, как писали выше, фазоинвертор таки не декоративный элемент. Звук это всё-таки волна и она распространяется как по объёму внутри АС, так и по комнате. Так что имеет значение как и расположение начала трубы фазоинвертора внутри колонки, так и место выхода снаружи. Остаются сами динамики. Возможно, относительно оригинального изделия ваши колонки даже более подходят именно под ваш вкус как с точки зрения внешнего вида (о чём и писали), так и по звучанию, но называть это клоном, как мне кажется, уже нельзя. А то выходит как с тем комментарием с кулинарного сайта.
типичный отзыв на рецепт
Готовила всё по рецепту, только вместо курицы взяла рыбу, вместо грибов положила бананы, а вместо пармезана - брынзу. Решила не тушить а отварить (ведь это полезнее), соль не добавляла, но добавила по своему вкусу корицу, ванильный сахар и зеленый лук. Получилась полная хрень - вообще не съедобно, даже кошка есть не стала. Говно ваш рецепт, автору минус.
Но вообще за работу снимаю шляпу. Не без нюансов, конечно, но почитал с удовольствием.
Antra
26.08.2022 21:06+4а что там осталось от оригинальной системы?
С языка сняли. Впрочем, поскольку автор доволен, я бы предложил
свой вариант рецепта
Авокадо мы заменили отварным картофелем, а креветки - поджаренным салом, но в целом ваш рецепт салата из авокадо с креветками нам очень понравился.
Спасибо вам за рецепт!
Eldest77
26.08.2022 16:11+3Как бы то ни было - самое главное, что автору нравится результат. Если подумать, то это довольно круто проделанная работа, тем более для человека без подобного опыта.
prishol
26.08.2022 16:11+3Меня всегда поражают люди, которые могут вот так собрать технику. Выглядит просто фантастически!
Didimus
27.08.2022 07:21+1Вкусовщина. Мне напоминает шкаф из дсп, какие в учреждениях ставят. Но работа заслуживает уважения
Мой усилитель выглядит ещё более странно: https://habr.com/ru/post/674474/
YMA
26.08.2022 16:26+8Начал читать - " Ещё в студенческие годы родилась мысль сделать клон английских колонок Proac response 2.5. Они уже давно сняты с производства, но в своё время стоили около $4500 за пару."
А дальше пошло как в старом анекдоте - "Решили сварить глинтвейн, но в нашем магазине из лёгких вин была только водка, из специй - черный перец, а из цитрусовых - лишь репчатый лук. Поэтому глинтвейн вышел не очень."
Какой уж тут клон, при таких изменениях конструкции... :)
DikSoft
26.08.2022 16:51+2Ждал в статье ссылок на JBL SpeakerShop. Интересно было бы проверить насколько в теории отличается оригинал и клон.
le2
26.08.2022 17:17+8самое дорогое в аудиофилии это помещение для прослушивания, вернее подготовленное помещение для прослушивания.
Kotofay
26.08.2022 17:37+3Поставьте перегородку с тарированными отверстиями.
На оригинальном чертеже это "brace". Это уменьшит резонансы боковых стенок и улучшит работу ФИ.
dyadyaSerezha
26.08.2022 17:49+5Я ни разу не аудиофил, но всегда думал, что хорошие колонки - это трехполосные колонки. А тут куча аудиофильских колонок с двумя полосами и космическими ценами. Почему так произошло?
EngineTech
26.08.2022 18:22А что должно быть в третьей полосе? От разделения НЧ и СЧ на два отдельных динамика нет большого смысла, так как большое давное от НЧ не требуется при обычном прослушивании, а нормальные твиттеры уже работают от нескольких килогерц (3-4).
SergeyMax
26.08.2022 18:48+19А что должно быть в третьей полосе? От разделения НЧ и СЧ на два отдельных динамика нет большого смысла
В третьей полосе должны быть средние частоты, к чистоте которых ухо наиболее чувствительно. Правда производители хиенда давно уже доказали, что хороший, качественный аудиофил лучше всего оценивает звучание, когда видит ценник.
Javian
26.08.2022 18:25Компрессионные динамики. Недостатки слышны на НЧ.
dyadyaSerezha
27.08.2022 04:21Не понял.
Javian
27.08.2022 07:55Компрессионные динамики удовлетворяют своим диапазоном покупателей. Но если слушатель искушенный, то он обратит внимание на НЧ, где они воспроизводят звук с характерным для них искажением.
DartfoL
26.08.2022 18:35Трёхполосники сложнее при самостоятельной проектировке. Там и проблемы с фазой надо решать (когда у трёх динамиков разная "задержка" при звучании), и проблемы с фильтрами среза частот, при распределении звука на эти 3 динамика
dyadyaSerezha
27.08.2022 04:26А причём тут самостоятельное проектирование, если крутая ценв и крутая фирма?
Задержка рвзная и при двух динамика, и какая разница, один фильтр или два?
Опять, я всегда думал, что три динамика обеспечивают более ровную АЧХ, что и есть один из главных признаков хорошей колонки.
Seven-ov
27.08.2022 07:57+3В целом дело не в качестве звука, три полосы позволяют расширить динамический диапазон АС, двухполосные АС как правило имеют начало воспроизводимого диапазона в районе 70-80Гц, трехполосные же могут и должны воспроизводить значительно более глубокий бас. Но не всегда это нужно, например в маленьких помещениях воспроизведение низших частот может только испортить звук. А искажения звука на низших частотах обычно так велики, что даже не нормируются. При этом при увеличении количества источников звука появляются проблемы фазовой сшивки полос, интерференции звука и слитное звучание музыки распадается на фрагменты. Такие проблемы имеют, например, советские АС90, отлично воспроизводящие звук, но не музыку.
Gutt
27.08.2022 17:39+1но всегда думал, что хорошие колонки - это трехполосные колонки. А тут куча аудиофильских колонок с двумя полосами и космическими ценами. Почему так произошло?
Некоторые из них на самом деле трёхполосные, просто одна пара излучателей коаксиальная. Но вообще из с двумя излучателями получается очень хорошо, зачем же вносить дополнительные фазовые искажения разносом излучателей и фильтрами, городя третью полосу? Задача ведь добиться нужных фазово-частотных характеристик, а не впихнуть ещё один динамик.
stranger169
26.08.2022 19:23+2Как-то несколько пятнисто смотрится шпон в масле. Вы один раз его покрывали? Его имеет смысл наносить в несколько слоев и в будущем его можно освежать раз в 5-10 лет.
Еще хорошо для таких задач использовать финишные покрытия из полиуретана на водной основе. Масла всё же сильно желтят, не всем это может быть по вкусу. Наносится полиуретан не сложнее масла.
Да и шеллаком можно покрыть, но не кистью, а в много слоев тряпочкой, очень красивое финишное покрытие, как раз матовое, но хорошо защищает поверхности и в случае повреждения он растворяется спиртом, а значит его всегда можно смыть и нанести заново.pasharik Автор
26.08.2022 20:57Спасибо за совет! Да, наносил масло только один раз. После нанесения цвет стал намного темнее, чем я расчитывал, поэтому не стал наносить несколько слоёв, чтобы шпон не стал совсем тёмным. По-моему, масло до сих пор сохнет, потихоньку меняет цвет.Где-то слышал, что оно может сохнуть чуть ли не месяц.
Планирую подождать, потом посмотрю, может быть покрою полиуретаном.
Вообще, это мой первый опыт со шпоном, так что иду путём проб и ошибок
vconst
26.08.2022 21:14+2Месяц??? Что это за масло такое? Не льняное, надеюсь?
Когда делал себе дубовый стол, то покрывал его тиковым маслом фирмы Ватко, сохло сутки примерно. Эффект потрясающий. Никакого глянца на поверхности, оно полностью впиталось, полимеризовалось и получилась совершенно нетронутая, естественная фактура дерева. Только теперь поверхность прочная, не впитывает влагу и легко моетсяstranger169
26.08.2022 21:17+1Масла и почти все другие финишные покрытия очень долго набирают прочность, в том числе тиковое. Высыхают быстро, но реальную прочность набирают еще долго, некоторое по несколько месяцев.
Только шеллак быстр, спирт испарился и готово.vconst
26.08.2022 21:53Да и пускай набирает себе прочность, письменный стол и колонки — не пол на веранде
Таки Ватко не месяцы набирает прочность. Полимеризуется быстро, рекомендуют для кухонных столов и пользоваться можно уже через день-два, по мануалу. Современные полимеры — это не совковое льняное, которое только от полной безысходности можно применять и потом месяц липнуть будет
Шеллаковое покрытие — такая же древность как и льнянка, кому он сейчас нужен, даже представить не могу. Современные растворители испаряются ничуть не хуже спирта, а быстрая полимеризация создает покрытие несравнимо прочнее шеллака.stranger169
27.08.2022 10:00+2Древесина еще древнее шеллака и льняного масла, не брезгуете? )
Нет никаких конкурентов по скорости получения финишного покрытия у шеллака. Покрыть небольшое изделие в 7-8 тонких слоев можно буквально за полчаса включая шкурение после первого слоя.
Для него есть юзкейсы неподходящие, но в целом это очень универсальное финишное покрытие которое отлично смотрится, очень износостойкое и не имеет конкурентов по ремонтопригодности.vconst
27.08.2022 10:09Древесина ценна своей фактурой, выглядит очень красиво. А шеллак — самое непрочное и дешевое говно, какое можно придумать. Плевать как быстро он сохнет, потому что поганится он точно также — стремительно. Облупляется, вытирается и царапается — буквально ногтем.
Нахрена мне быстно и плохо, если можно подождать день и получить идеальную пропитку на годы, которая не скрывает деревянную фактуру пластиковым глянцем лака-шеллака — а оставляет ее открытой — будто только что отшлифовал.
Я говорю именно про дуб, у которого текстура крупная и богатая, чем он мне и нравится. Мне приятно прикасаться к нему руками и ощущать естественную шероховатость теплого дереваstranger169
27.08.2022 10:20+1Есть разные породы древесины, есть разные покрытия для разных задач.
Шеллак должен быть без воска, специальный и он очень крепкий, не царапается он ногтем. Dewaxed shellac. Помимо прочности он еще и за счет того, что в нем нет воска совместим практически с любыми другими финишными покрытими. Поверх него можно наложить тонким слоем еще одно финишное покрытие.
Это очень долговечное покрытие которое активно продолжают использовать те, кому нравится как он выглядит, как наносится и каков он в эксплуатации.
Как раз пара колонок, для них он подойдет идеально по износостойкости, но и даже столешницу письменного стола можно покрыть шеллаком, но это уже дело вкуса. Он отлично подходят для всяческих шкатулок или рукояток ручного инструмента.
Мне тоже нравятся всякие рубио монокоат, полиуретановые покрытия и т.п., но шеллак очень хорош там, где он уместен.vconst
27.08.2022 10:27Натуральный шеллак — это тупо смола. С очень невысокими эксплуатационными показателями. Очень непрочная, плавится при 140, а если поставить чашку с кипятком — липнет и оставляет следы. Царапается только в путь. Ничего долговечного в нем нет, его надо постоянно обновлять
Не надо выдумывать ему каких-то бредовых свойств. Есть такая вещь — как справочники, там все русским по белому
Годится, максимум — как грунтовка под нормальное покрытие
Может еще для реконструкторов, которым надо непременно что-то аутентичное, пофик, что будет как говно — потому что трогать его никто и не будет, только смотреть издалека и иногда вытирать пыль
В современных условиях, письменный стол покрывать натуральным шеллаком — можно только от какого-то мозгового выверта на тему «зож и эко». Пользоваться им будет неприятно. Вытрется в момент, облупится и исцарапается, вдобавок — изгадит поверхность круглыми следами от каждой кружки чая.
Чисто декоративное покрытие. Как им покрывать рукоятки инструментов — в голове не укладывается, они обязаны быть цепкими и шероховатыми, обрезиненными, в идеальном случае. Скользкий шеллак — то что надо, если инструмент должен проворачиваться в потной ладони, лучший выборstranger169
27.08.2022 10:36+2Мне кажется, что вы опять пропустили тот факт, что я говорю о шеллаке с удаленным воском. Он очень сильно отличается от натурального шеллака о котором говорите вы.
Он не скользкий, его специально натирают стальной ватой чтобы он имел матовую структуру поверхности.
Вы продолжаете рассуждать о нем в формате «не читал, но осуждаю». Его активно используют очень многие на западе, совершенно без мотивов аутентичности, но вам виднее, вы читали справочник, а значит знаете.
Да, его не надо пихать куда угодно, для обеденного стола он 100% не подходит, он спирторастворим, но для вещей которые не рискуют этим он подходит очень хорошо, если кому-то нравится его эстетика.vconst
27.08.2022 11:06Меня утомил этот бред
Давайте вы зайдёте в викпедию и почитаете, что такое натуральный шеллак и какие у него характеристики, твердость, температура плавления и все остальное
stranger169
27.08.2022 11:15+2Давайте вы почитаете что такое шеллак с удаленным воском. Потому что я понимаю что такое натуральный шеллак и всё это время говорю не о нем, а о продукте на его основе, который все используют и называют просто шеллаком.
Он очень сильно отличается по своим эксплуатационным характеристикам от натурального шеллака о котором вы читали в справочнике.
vconst
27.08.2022 11:22Достал этот троллинг
en.wikipedia.org/wiki/Shellac#Properties
Хоть что из него удаляй, как ни очищай — а он так и остается легкоплавким и мягким говном. Банальный даниш круче по всем показателям, даром что рецепт тоже не самый новый, просто потому что полимеризуется и необратимо меняется химически, в отличии от мягкой и легкоплавкой смолы — которая просто растворяется и высыхает.
Все я читал и много что пробовал, потому пользуюсь ватко, а не этой хренью дедовской
Адью, дальше — соло
stranger169
26.08.2022 21:19+1Сильно уже не поменяет. Я не уверен, что поверх масла можно будет нанести полиуретан на водной основе, теперь уже только совместимые покрытия. Тот же полиуретан на масляной основе, если хочется прочной пленки сверху. По шеллаку надо уточнять, но вообще очень хороший вид финишного покрытия и красивый. Его в конце стальной ватой с воском натирают, становится матовым и очень красивым.
vconst
26.08.2022 22:01Все зависит от того — что за масло. Если оно быстро полимеризуется — то потом уже все равно чем сверху мазать, на получившийся пластик любое покрытие ляжет как на — пластик.
Если масло хорошее, то зачем после него лакировать? Покрытие и так будет прочное, матовое или сатин, в зависимости от типа маслаpasharik Автор
26.08.2022 23:32Я использовал вот это: https://www.screwfix.ie/p/no-nonsense-danish-oil-clear-500ml/7393v
Какой-то ноу-нейм, в общем. На самой бутылке я не нашёл, какое именно там масло, тиковое или льняное. Как я понял, Danish oil это смесь масла и полиуретана, то есть оно должно после высыхания само давать плёнку полиуретана на поверхности. Но производитель советует наносить минимум 2 слоя, я нанёс только один.
Так что пока жду, никуда не спешу. На ощупь оно стало сухим почти сразу, а вот цвет до сих пор потихоньку меняется
stranger169
27.08.2022 08:43+1Оно перестает быть липким быстро, но до конца полимеризуется достаточно долго, только через несколько недель, а порой и дольше стоит использовать средства на водной основе.
vconst
27.08.2022 09:01+1Когда поверхность «высохла», то есть полимеризовалась и закрылась — все равно что на нее наносить становится довольно быстро, никак не недели.
vconst
26.08.2022 20:15+6За что на Хабре обычно плюсуют:
(С) Лурк
…
за покраскубалкона Бумбурумафлешки, или замену динамика в советской хай-энд аудиосистеме S-90Javian
27.08.2022 08:44+1Комментарий ниже "делать что-то своими руками это искусство".
Добавлю что покрасить флешку с одной попытки не имея актуального бэкапа - для пользователей хабра в этом что есть магическое ;)vconst
27.08.2022 09:00+1делать что-то своими руками это искусство
Это совершенно нелепое преувеличение. Искусство — это творческий процесс, как минимум, когда что-то уникальное создаётся
napolskih
26.08.2022 20:26Дак сколько все-же ваты класть для закрытого ящика ? :-)
Seven-ov
27.08.2022 08:07+2Правильный ответ - нисколько. Наполнитель - это способ скрыть просчёты конструкции. Обычно наполнитель выполняет две функции:
1) Для снижения уровня стоячих волн внутри корпуса применяется мешочек ваты по центру АС в месте максимальной амплитуды стоячей волны (а причиной появления заметных стоячих волн - просчеты в форме корпуса в общем и соотношении его сторон в частности)
2) Для снижения добротности системы динамик-корпус. Заполняется весь или часть объема разрыхленным наполнителем. Применяется при просчёстах объема корпуса или неудачного подбора басового динамика.
Оба варианта негативно сказываются на воспроизведении среднечастотного диапазона и снижают чуствительноть АС.
napolskih
27.08.2022 08:21+1:-) спасибо за серьезный ответ.
это был стеб-ностальгия по тем временам когда велись огромные дискуссии по этому вопросу, типо
http://www.primefan.ru/stuff/other/wool.htm
PavelBelyaev
26.08.2022 22:50+3Интересная статья, может я и не спец в акустике, но прочитал на одном дыхании, делать что-то своими руками это искусство, а по звуку главное чтобы вам нравилось, выглядит не хуже того что в магазине продается.
pasharik Автор
27.08.2022 10:43+1выглядит не хуже того что в магазине продается
Спасибо, это лучший комплимент. Я старался, чтобы колонки не выглядели кустарно
Daddy_Cool
27.08.2022 00:06+2Мне тоже нравится когда что-то полезное человек сам делает. Тоже думал сделать колонки, но не попадалось модели/схемы/чертежа - не хочется всё просчитывать самому. Впрочем здесь от исходной модели э... удалились прилично. Так что наверное таки надо будет читать и считать самому.
Seven-ov
27.08.2022 08:16+1Такое конструирование вслепую не выдерживает никакой критики. Даже при полном повторении АС существуют нюансы требующие корректировки и настройки.
Проектирование АС начинается с параметров динамиков, нужно замерить ФАКТИЧЕСКИЕ значения параметров Тиля-Смола и АЧХ динамиков. Замеряется это все с помощью свободного программного обеспечения, бытовой звуковой карты и микрофона за 5$. Не требует ни особых навыков ни инструмента.
Эти параметры на 90% опишут нам будущую АС. Какой необходим тип оформления, размеры корпуса, даст прикидки по разделительным фильтрам.
Потом собирается АС по этим параметрам и замеряются фактические значения добротности, корректировка происходит наполнителем, настраивается более точно фазоинвертор и происходит окончательная настройка фильтров для идеальной сшивки полос по АЧХ и Фазе.
Этого достаточно для постройки АС уровня именитых брендов, а то, что описано в статье, это просто мебельный цех.
Daddy_Cool
27.08.2022 11:10+1Вставлю пять копеек. Микрофон должен быть не абы какой, а измерительный - иначе получим АЧХ динамиков "умноженную" на АЧХ микрофона.
https://audioart.ru/2019/07/22/izmeryaem-achh-pravilno/
вот тут статья как измерять АЧХ.
Впрочем как пишут - китайский измерительный микрофон стоит недорого, я посмотрел - 700 руб на алиэкспрессе.
Судя по данным этой статьи:
https://mysku.club/blog/diy/80007.html
главное - не уменьшать объем АС.
Если производитель динамиков нормальный, то указанная им АЧХ должна совпадать с реальной.
Т.е. у автора должны получиться минимум неплохие АС - о чем он и пишет.
А дальше да - именно детали и нюансы и должны давать следующий уровень.Seven-ov
27.08.2022 11:30На практике фактические параметры динамиков очень часто отличаются от паспортных. Производители всегда занижают добротность и резонансную частоту, вопрос, на сколько.
Микрофон главным образом используется для сшивки полос, а не для точного измерения всей полосы АЧХ, wm-61a panasonic хватает с головой, а стоит в России около 500р., а в Китае около 60р.
Но, если со всеми допусками воспользовавшись чисто паспортными данными все же можно собрать плюс-минус правильный корпус, то настройка фильтров - вопрос полностью индивидуальный и невозможен без замеров впринципе.
К сожалению, у автора получилась звуковоспроизводящая мебель.
Daddy_Cool
27.08.2022 11:51Ох, прям захотелось сделать себе АС (а то у меня советская Вега), но еще куча проектов висит. Поставлю в мысленную очередь.
AndreyDmitriev
27.08.2022 11:19+1Я, как делавший в детстве фазоинверторы на 4ГД35 (по инструкции из журнала Радио, кажется) помню, что точный и строгий расчёт корпуса там был весьма нетривиальный. Но вы б хотя бы грубо по номограммам проверили, что резонансная частота громкоговорителя и объём ящика соответствуют диаметру фазоинвертора и длине его туннеля. Что касается качества звука, то тут, вероятно ещё психологический эффект от самоделки, потому что мой двухполосный самопал на 4ГД35 по моим ощущениям выдавал мне ну просто идеальный звук, до тех пор пока у меня дома не поселились Kenwood LS-880 A (хотя они далеко не верх совершенства)...
Daddy_Cool
27.08.2022 11:46точный и строгий расчёт корпуса там был весьма нетривиальный.
Единственное, что могло быть сложного в таких расчетах - необходимость одновременного подбора нескольких параметов зависящих друг от друга. Без компьютера, с калькулятором это делать очень неудобно, а сейчас есть маткады, мэплы и прочие вольфрамы...
solderman
27.08.2022 12:06Как то приходилось реанимировать недешевые колонки. Был поражен (не менее владельца) тем, что все внутренние соединения были выполнены тонкими проводками типа awg24. При этом у владельца были суперпупер кабели от ресивера до акустики. Заменили все соединения, ассоциируемые с НЧ на акустический кабель на одной колонке. Разница в звучании была поразительная, конечно же в пользу доработанных. Доработали и вторую колонку. Счастие :)
Видимо сечение НЧ проводов должно быть не менее сечения провода НЧ катушки фильтра. Конденсаторы и резистры тоже надо подбирать в тч и по сечению контактов.
dec123
27.08.2022 14:46в статье, к сожалению, нет информации как колонки устанавливались. На пол, на подставки, на подвеси?
stalinets
28.08.2022 22:36+1Было бы интересно поэкспериментировать с формой внутренних стенок: ну, например, нафрезеровать там "стиральную доску" из плоскостей под 45 градусов, или наклеить много конусов/призм, чтобы уменьшить стоячие волны. А лучше вообще сделать колонки не в форме параллилепипеда, а в форме сложной призмы.
Потом, было бы интересно попробовать сделать уплотнитель переменного градиента плотности: само дерево обклеить, скажем, листовой резиной, на резину плотный войлок, на войлок уже поролон, а остальной объём заполнить синтепоном. Мне интуитивно кажется, что так паразитные звуковые волны внутри колонок будут поглощаться лучше, если границ сред разной плотности на пути волны будет несколько (дерево/резина, резина/войлок, войлок/поролон, поролон/синтепон плюс везде тонкие слои клея), а не одна (дерево/демпфер). Мы же помним, как звонко и чётко прилетает эхо от ровной каменной стены, и какое оно слабое и "размазанное" посреди леса, его там практически и нет. А граница сред с разной плотностью - это источник эха, т.е. грязи в звуке из-за отражённых волн.
Ну и провода я бы ставил потолще, с запасом, чтобы они точно не вносили потери в низкочастотные сигналы.
amlproject
29.08.2022 09:29И что там с характеристиками получившихся колонок? Совсем ничего не обмерялось, по каконам "hi-end", типа строго на слух?? ))
А так - получились запростецкие аля "мониторы ближнего поля". Для озвучивания ютуба пойдёт. Для первого опыта в рукомесле вполне годное поделие, даже с учётом всех возможных косяков, коих на глаз насчитал штук десять..
Alexis_Che
29.08.2022 09:29+1Здравствуйте. Выглядит вполне, видно, что руки не для скуки. И если это изделие звучит достойно, то мои искренние поздравления. Но возможно автор не упамянул о целой массе задач о расчёте объёмов корпусов, выборе раздела по частота НЧ и ВЧ фильтров, под тройки всего этого под характеристики динамиков, и конечно же, расчёта фазоинвертора. Вот поэтому хорошая акустика и стоит денег.
Rastler
Есть немного «мистики» из разряда про «прогрев», но нет элементарных расчетов.
vilgeforce
Я вот чот глянул на пайку и пустил слезу...
ProstakovAlexey
Я несколько лет занимался акустикой профессионально, такая штука как "прогрев" имеет место быть, у нас называлась "тренировка". Тяжело сказать из-за чего это происходило, но после нескольких часов непрерывного звучания (использовался белый шум) АЧХ немного меняется, в области частот 3-4кГц +. Это изменения не всегда были положительными, бывало и ухудшалась. Была теория, что немного меняется форма мембраны (уходят деформации полученные при ее формовке). Но проводить какие-то расчеты или точные измерения свойств мембраны возможности не было. Измерения АЧХ выполнялись на надежном оборудовании, им доверять было можно. Насколько эти изменения критично и можно ли их заметить при прослушивании музыки - не уверен. Но приборами измерить можно.
corvuscorax
"Прогрев" акустики вполне можно объяснить изменением свойств мембраны или подвеса. Хуже, когда провода, транзисторы или цифровые кабели греют.
GospodinKolhoznik
Почему сразу хуже? Хорошо прогретый транзистор выдаёт теплый тепловой шум.
mgearr
Транзюки можно легко ушатать неправильным прогревом. Будет потом тепловой шум вместо чисто белого переливаться всеми оттенками коричневого, от бежевого до чёрного
Z2K
Не хочу что б холиварничали, но спрошу. Почему снова в моде разделение на фильтрах? При современных ценах на электронику и усилители не проще ли сделать по усилителю на динамик. Диапазон регулировок больше, и значительно гибче. Можно создавать и пробывать разные формы АЧХ для каждого динамика.
zatim
Я не профессионал, но выскажу мнение электронщика: так проще. Не нужно несколько усилителей и кучи лишних проводов. А преимущества биампинга оказались, видимо, несколько надуманными. Нет необходимости разделять диапазоны с такой высокой точностью, в акустике, как и во всех дисциплинах, завязанных на восприятие человека, все плюс-минус километр и царит махровая вкусовщина. Гибкость тут особо то и не нужна. Да даже нет смысла упираться и выравнивать результирующую АЧХ. Ухо человека все равно само все скомпенсирует и приноровится.
spc
Пофилософствую на отвлеченную тему. Я периодически пишу заметки по поводу всякой техники, часто аудио. Усилители на каждый динамик встречаются, но по впечатлениям больше в акустике класса все-в-одном. То есть, где и Bluetooth, и Wi-Fi. А если речь идет о «для души», то здесь лишний усилитель, который никак не выключишь и на который никак не повлияешь, только испортит настроение.
Ведь обычно у меломанов от винила путь довольно извилистый: фонокорректор, предусилитель, усилитель мощности. А после него уже фильтры в колонках разбираются, что куда.
Иными словами, усилитель в колонке для настоящего меломана — лишняя головная боль. И заодно — ненужные траты.
Мое личное мнение, разумеется.
V1RuS
Это может быть не "усилитель в колонке" (что кстати характерно еще и для студийных мониторов), а два отдельных усилителя мощности, каждый на свою полосу. В отдельных корпусах на полке.
spc
Могут быть. Но есть риск получить шесть (у меломанов есть прикол с разделением обработки по каналам) корпусов, идеально настроенных на одну пару колонок и совершенно непригодных для других. И, опять же, колонки. Если они будут настолько жестко сопряжены с усилителями, значит, с другими будет уже не так. Итого имеем на руках две пары колонок и шесть усилительных корпусов, которые ни с чем, кроме себя самих (в ушах меломана) не играют.
По мне — сомнительная инвестиция. Особенно, если марка-производитель попрощается с нами.
Gutt
А смысл? Собственная неравномерность АЧХ колонок в разы меньше неравномерности АЧХ, вносимой комнатой для прослушивания. С этим можно заморачиваться в мониторах, которые гарантированно будут стоять в правильно демпфированном помещении, но точно не в "высоком конце", где правит бал не инженерная обоснованность, а нечто другое.
ernestocruz
не то что бы мистика. Мощные концертные\эстрадные колонки таки надо прогревать, особенно если помещение холодное. Ну и усилок (мощный же).
Хотя в современном оборудовании может и учли все эти недостатки.
Seven-ov
Центрирующая шайба динамика - это ткань покрытая бакелитовым лаком. Свежеизготовленная шайба имеет несколько бОльшую жесткость, чем немного поработавшая и получившая небольшой износ. Это же относится к некоторым видам подвесов. В основном ППУ и бумажным. Потом параметры становятся более-менее постоянные. По этому перед замером параметров динамика (особенно басового) желательно дать им несколько часов поработать на резонансной частоте, на ней имеются максимальные механические перемещения подвижки динамика.
Что обычно изменяется после разминки/прогрева/тренировки - чуть ниже становится резонансная частота и добротность динамика. Эти параметры участвуют в расчете объема ящика и типа оформления.
Rastler
Спасибо за развернутый ответ. Первое, более-менее понятное объяснение «прогреву». Честно говоря думал, что целевая АЧХ задается при изготовлении. Неужели так «гуляют» параметры. А если в худшую сторону?
stalinets
Интересно, а чем можно помазать центрирующую шайбу для возвращения её мягкости? У меня вот есть несколько советских 5ГДШ-4.4, у некоторых на басах ход диффузора очень хороший (и пальцем нажимаешь - ход подвижной системы мягкий и глубокий), а некоторые еле двигаются и на ощупь жёсткие, соответственно, баса от них мало.