В прошлой статье QA Lead и точка: Часть 2 мы обсуждали, как QA лиду оставаться на пике формы и какие способы обучения для этого выбрать. В третьей части, мы поговорим про гибкость, а именно про возможность и готовность примерить на себе разные роли, которые, в зависимости от контекста, так или иначе возлагаются на руководителей команд и подразделений.
Для начала представлю весь список ролей :
Наставник
Эксперт
Процессный управленец
Ментор
Коуч
На первый взгляд может показаться, что многие из них схожи, но все же отличия есть, и они довольно существенные. На них мы и сконцентрируемся.
1. Наставник
Одна из наиболее часто встречающихся ролей, которая должна быть в любой зрелой команде. Эта роль подразумевает передачу практического опыта, знаний проекта и технологий от старого сотрудника к новому в рамках процесса onboarding и от более опытного сотрудника к менее опытному. Если с первым все более-менее очевидно, так как без проведенного onboarding новому сотруднику будет тяжело адаптироваться, то про второе часто забывают. Развиваться и расти нужно не только новым коллегам, но и всем членам команды от Junior до Lead позиций. В средних и крупных отделах / командах вместо того, чтобы быть просто наставником, QA Lead должен выстроить “Систему наставничества”. Эта система включает множество пунктов, такие как отбор наставников, их обучение, поощрение, оценку проделанной работы и другие. Но это уже тема для отдельной статьи.
2. Эксперт
Если вы находитесь на позиции QA Lead, то, скорее всего, вы уже эксперт. Вас наняли на эту должно, как человека, который хорошо разбирается в каком-либо вопросе и может консультировать других. Это и есть эксперт. Вас зовут на различные совещания, упоминают в чатах, ссылаются на ваши слова, потому что доверяют вашему мнению (экспертизе). Разумеется, вы не можете глубоко знать все области и довольно часто обращаетесь к коллегам из своего или соседних отделов за помощью, поскольку они являются экспертами в своих областях. Думаю тут все очевидно, переходим к следующей роли.
3. Процессный управленец
В обязанности QA Lead входит управление различными процессами, связанными с тестированием, автоматизацией, работой отдела. Также будьте готовы к тому, что в зависимости от компании, вас будут неофициально привлекать и на роль управления процессами продуктовой команды. Такая ситуация довольно типична для стартапов, где всегда и везде нужны лишние руки и дополнительные навыки. Вспоминаем про T-shape развитие из предыдущих частей. Сегодня вы QA Lead, завтра еще и Scrum master, а послезавтра настраиваете процесс непрерывной интеграции.
4. Ментор
Само менторство – это комплексный подход. В нем принимают участие два действующих лица: ментор и менти. Все начинается именно с менти, то есть человека, который хочет развить в себе определенные навыки и понимает цели, которые хочет достичь. Далее менти ищет себе ментора – человека, который уже прошел этот путь и может помочь прийти к конечной цели оптимальной дорогой. Менти выбирает ментора, уважает его и доверяет его мнению. В задачу ментора входит создание атмосферы открытости и доверия, работа с целями и их возможная корректировка, проработка нужного направления, составление и контроль индивидуального плана развития.
Вы, как QA Lead, с точки зрения экспертизы можете стать ментором для кого-то из коллег. Но помните, что, в отличии от системы наставничества в рамках компании, менти должен прийти к вам сам с конкретным запросом и с желанием дойти до результата. Не вы его должны регулярно подталкивать, а он должен стремиться вытянуть из вас как можно больше.
5. Коуч
Коучинг очень часто путают с наставничеством, экспертизой и особенно с менторством. Наверное, потому, что слово коуч ассоциируется с футбольным тренером. Но бизнес коуч это больше про психологию. Основное отличие от других ролей заключается в том, что коучу не обязательно быть специалистом и экспертом в вашей области или даже IT специалистом. Как и в случае с менторством, все начинается с запроса клиента и постановки цели. Сам коуч никогда не предлагает какое-то решение. Он задает уточняющие вопросы, пытаясь сделать так, чтобы клиент сам пришел бы к решению через свои же ответы.
Из всех перечисленных ролей в этой статье, это единственная, в которой я еще себя не пробовал. Здесь нельзя просто положиться на знания и предыдущий опыт, нужно тонко манипулировать мыслями клиента и правильно задавать вопросы. Также не помешают навыки психолога. Так что если вы хотите попробовать себя в коучинге, то рекомендую найти ментора, который приведет вас к достижению этой цели :) Приведу видео пример коучинг сессии. Обратите внимание на то, что говорит коуч.
Заключение
Мы кратко рассмотрели различные роли, в которых может и должен действовать QA Lead. Детальный разбор каждой их них достоин отдельной статьи, которые, возможно, выйдут в следующих частях серии. Если хотите прямо сейчас погрузиться в их детальное изучение и попрактиковаться, рекомендую записаться на курс OTUS QA Lead, где им посвящены отдельные занятия. Пишите в комментариях, в каких ролях вы уже работаете, а в каких только хотелось бы себя попробовать. Будет интересно почитать.