Меня зовут Яна, я дизайнер платформы речевой аналитики и контроля качества в Тинькофф, ментор по направлению «Дизайн» в Тинькофф Старте. Все написанное ниже — моя личная боль.

Расскажу о том, что бывает, когда начинающий дизайнер начинает свой путь и ищет первое место работы. Надеюсь, статья поможет джунам избежать очевидных ошибок и попасть в нашу команду. 

С чего начать

Представим, что человек твердо решил стать дизайнером. И не простым, а дизайнером продукта. Он видит недостатки любимых приложений и точно знает, как их исправить. В его речи есть слова «паттерн», «юзер», «флоу» и «фича». 

В какой-то момент он проходит курс «Продуктовый дизайнер» и вечерами смотрит лекции известных спецов на Ютубе. Обрастает полезными навыками, собирает первое портфолио, которое выкладывает на Бехансе. День начинается и заканчивается в Фигме. 

Пора искать первую работу в новой роли. Я не буду писать о кризисе джунов. Более опытные люди уже писали, почему джуны не нужны:

Обойду стороной и тех, кто быстро или не очень, но все же находит первую работу самостоятельно. Когда-то я тоже была в их числе, тот еще хардкор. Чтобы вкатиться в профессию, мне сначала пришлось собирать портфолио, участвуя в конкурсах для дизайнеров, а потом рассылать его во все компании и студии с вопросом «Нет ли у вас позиции для меня?».

Я хочу поговорить о тех, кто решил искать стажировку. Основательную такую стажировку — когда и проекты сложные, и команда классная, и компания посолиднее. А если в штат возьмут и денег заплатят — так вообще мечта. В конце концов, человек же не просто так учился, верно?

Список компаний составлен, объявление о наборе стажеров добавлены в закладки и наш герой готов заявить о себе. Вот несколько советов, как гарантированно все провалить.

1.  Не рассказывайте о себе

Пусть портфолио говорит за себя. Предыдущий опыт не имеет значения. Кому интересно, что человек совмещает работу с учебой или умеет управлять командой из 150 человек?

Как надо. Не стесняйтесь коротко рассказывать о себе, это помогает при рассмотрении заявки.

Компании, которые набирают стажеров, смотрят на перспективу. Никому не хочется тратить несколько месяцев на стажера, который потом уйдет.

Если кандидат еще учится, можно попросить неполную рабочую неделю. Это нормально, но нужно подобрать проект, который можно совмещать. Если у человека есть опыт в менеджменте, то он тоже может чему-то научить команду. Бухгалтер? Юрист? Понимает законодательство, и, значит, ему будет проще погрузиться в профильные сервисы. 

Я могу так продолжать бесконечно. Ваш кэп.

2. Не оформляйте портфолио

Главное — сложить все картинки в папочку, папочку запаковать в архив и отправить. Файлы подписывать не нужно, достаточно, если они называются Frame 1, Frame 2, Frame 3582. Любому понятно, что они идут друг за другом. Описывать происходящее на макетах тоже не обязательно. 

Как надо. Лучше сделать портфолио в Фигме или Ноушене: собирать его на Бехансе или на собственном сайте в начале карьеры может быть сложно или некомфортно. Могут мешать мысли «мне нечего показать» или «вдруг кто-то скажет, что я отстой». 

В Тинькофф никто не ожидает вау-эффекта. Главное — не забыть добавить описание проекта и решений. На VC есть хорошая статья о том, как собирать портфолио UI/UX-дизайнеру.

3. Требуйте плату за любое тестовое

Время стоит дорого и вообще по портфолио должно быть все понятно! Максимум — пара макетов в качестве аванса. По макетам нельзя судить о качестве тестового? Это проблемы проверяющих.

Как надо. На этом моменте обычно возникают холивары. Стажеров можно понять — они делают такие задания десятками. Отказы после тестового бьют по нервам. Поиск работы напоминает день сурка. 

Но и людей, участвующих в подборе, понять тоже можно. У них важная задача: узнать реальный уровень кандидата. 

Люди склонны мыслить штампами, так проще. И дизайнеры, даже опытные, не исключение. Все тут размещают строку поиска — и я так сделаю. Все просят номер телефона при регистрации — и я его тут воткну. Поможет ли это решить задачу? Неважно, все же так делают.

Не всегда можно понять реальный уровень кандидата только по портфолио. Оно субъективно (Кто молодец? Я молодец!), а тестовое помогает оценить, как человек умеет анализировать задачу и принимать решения самостоятельно.

4. Вдохновитесь чужим тестовым

Просто загуглите «Тестовое Название компании». Ведь все, кто успешно устроился, сразу выкладывают свои тестовые на Бехансе. Тогда можно скопипастить, перекрасить и скинуть рекрутеру уже через час. Пусть будущая команда знает, какой стажер Суперсоник.

Как надо. Всегда лучше делать самому. Люди выкладывают решенные тестовые по разным причинам. Кто-то делает это в обучающих целях, но кто-то — от обиды за отказ на собеседовании. Последние не согласны с решением и хотят доказать себе, что справились на 100%. Просто их не оценили. 

Нормально брать на выполнение задания срок до двух недель. Лучше сделать хорошо, чем абы как.

5. Не проводите исследования, когда работаете над тестовым заданием

Достаточно посмотреть двести часов лекций про развитие эмпатии на Ютубе или прочитать «Эмоциональный интеллект» Гоулмана.

Как надо. Ключевой навык дизайнера — умение понять, для кого он работает. Да, не всегда можно найти респондентов и провести полноценное интервью. Но можно:

  • проверить на себе;

  • если есть нужный или похожий опыт — опереться на него;

  • поспрашивать людей вокруг: друзей, знакомых, членов семьи, провести опрос в соцсетях;

  • погуглить похожие сервисы и улучшить то, что кажется неэффективным;

  • поискать сайты, блоги, посты, записи с конференций на нужную тему, выловить тренды и реализовать их по-своему.

6. Не описывайте макеты проведенных исследований и механик взаимодействия

Тестовое задание проверяют опытные дизайнеры, они поймут. Ну и что, что у них еще сто таких заданий и ровно полчаса между встречами? Пусть нальют себе чай/кофе и прокачивают навыки телепатии. 

Как надо. Важно помнить, что в чужую голову не залезть. Не нужно писать сопровождение, равное по объему небольшой статье. Лучше писать так, чтобы проверяющие могли оценить вашу работу за 3—5 минут. Если их что-то заинтересует — спросят на собеседовании.

Кстати, полезно выписывать на бумажку общий ход мыслей при принятии решений. Чтобы не забыть их на разборе тестового.

7. Не открывайте доступ по ссылке при отправке тестового задания

А зачем? Пусть напишут и попросят.

Как надо. На сайте Фигмы есть целый хелп о том, как настроить доступ по ссылке. Инструкция с картинками. 

Необходимость запрашивать доступ раздражает и создает не лучшее впечатление о кандидате. А проверяющие тратят свое время на то, чтобы этот доступ получить, и обратная связь по работе может задержаться.

8. Укажите неактуальные контакты

Или можно указать актуальные, но не брать трубку и не проверять почту. Пусть побегают.

Как надо. Когда человек подает заявку, обычно это значит, что он ищет работу. В его интересах быть на связи. Совет, казалось бы, очевидный, но увы.

9. Не готовьтесь к собеседованию

Когда назначают собеседование, совершенно не обязательно проверять, работает ли камера и оплачен ли интернет. Можно даже опоздать. Или вообще не подключиться.

Как надо. При отборе на стажировку собеседования могут идти потоком. Опаздывать на встречи нехорошо — для собеседующего это тоже справедливо, поэтому он точно отключится вовремя, чтобы успеть к следующему кандидату. Так что не стоит красть у себя время, лучше быть готовым заранее.

10. Не старайтесь произвести впечатление

Не нужно рассказывать о том, как выполнялось задание и были ли сложности. Также не стоит улыбаться, шутить, отвечать. И ни в коем случае ни при каких обстоятельствах нельзя задавать вопросы. 

Лучше руководствоваться цитатой Воланда: «Сами предложат и сами все дадут!» 

Как надо. Про собеседования написаны тысячи статей. От себя могу добавить только несколько капитанских советов:

  • определите для себя, зачем нужна роль дизайнера продукта, чего вы ожидаете от компании и команды; 

  • будьте готовы объяснить при разборе тестового, почему вы приняли именно такие решения; 

  • задавайте вопросы.

И вуаля — добро пожаловать в команду!

Вместо заключения

Надеюсь, эта статья поможет тем, кто хочет попасть в нашу команду в качестве продуктового дизайнера. Дизайнерам-мидлам и выше могут быть интересны материалы с конференции, на которой мы обсудили факапы, процессы и рассказали про внутренние продукты Тинькофф :)

Комментарии (3)


  1. Alex_Koval
    15.10.2022 15:06
    +1

    Кто о чём, а я о текстах.

    Хотелось бы добавить совет пропускать через сервисы проверки орфографии тексты, которые размещаются в макетах.

    С моей точки зрения это - одна из доблестей.


    1. Methaqualone Автор
      15.10.2022 15:07

      Кстати да, классный совет. Вроде все мы люди и можем ошибиться, но взгляд все равно спотыкается ????


  1. kvorontsov
    16.10.2022 00:15

    Спасибо за советы!