У покупателей электронных устройств всё больше прав относительно ремонта собственных гаджетов. Благодаря активному лоббированию своих интересов сторонников «права на ремонт» регуляторы разных стран пошли навстречу потребителям. Так, производителей электронных устройств обязали предоставлять запчасти для проданных телефонов, ноутбуков, бытовой техники. Этого лобби пользователей добилось в 2021 году.
Теперь законодатели ЕС пошли ещё дальше и потребовали от производителей смартфонов и планшетов продавать не только сами устройства, но и запчасти ― около 15 различных категорий. Все эти запасные части должны быть доступны для покупателей устройств в течение минимум 5 лет после прекращения выпуска гаджета. По плану регуляторов такие действия дадут возможность продлить срок жизни электроники, что должно сократить количество электронного мусора по всей планете. О подробностях всего этого ― под катом.
Новый законопроект от регуляторов из ЕС
Ещё 31 августа был опубликован черновик законопроекта, согласно которому сейчас в мире и Европе в частности сложилась неблагоприятная обстановка относительно продолжительности жизни электронных устройств. По мнению авторов законопроекта, телефоны и планшеты часто выбрасываются просто потому, что запчастей к ним нет, либо есть, но они дорогие. Если решить эту проблему и продлить срок службы электронных девайсов хотя бы до 5 лет (а лучше дольше), то это позволит значительно снизить объём электронного мусора плюс сократить количество выбросов вредных веществ в окружающую среду. По оценкам специалистов, эффект будет примерно таким же, как если бы с дорог убрали сразу 5 млн автомобилей.
Согласно положениям законопроекта, у сервисных центров должен быть доступ к запчастям устройств спустя пять лет после ухода этих устройств с рынка. В число запчастей входят батареи, экраны, зарядные порты, механические кнопки, микрофоны, динамики, крепления экранов (для раскладушек и ноутбуков).
Кроме того, производители аккумуляторов должны разрабатывать батареи, которые соответствуют ряду важных критериев:
Сохранять объём на уровне 83% после 500 циклов заряда-разряда.
Сохранять объём на уровне 80% после 1000 циклов заряда-разряда.
Для понимания ситуации: Apple, например, использует для сборки телефонов аккумуляторы, объём которых сохраняется на уровне 80% после 500 циклов. Согласно законопроекту батареи должны быть более качественными.
Что касается обычных пользователей, то у них спустя пять лет после ухода модели устройства с рынка (т. е. даты прекращения производства) должен сохраняться доступ к экранам, SIM-лоткам, микрофонам, зарядным портам и тем же креплениям экранов. Более того, инструкции по ремонту устройств должны быть доступны минимум 7 лет после прекращения производства устройства. Инструкции должны быть подробными, а не состоять из трёх предложений и пары картинок.
Сейчас, например, схемы материнских плат многих ноутбуков просто не достать ― их либо вообще нет в открытом доступе, либо есть, но продаются за деньги. Авторы законопроекта обяжут производителей включать схемы в инструкции. И это не всё ― согласно документу пользователям и сервисным центрам предоставят доступ к программам, которые выполняют разблокировку отдельных элементов, которые не работают без анлока.
Но и это ещё не всё, хотя, казалось бы, и так множество положительных изменений. Авторы документа предлагают обязать производителей электронных устройств предоставлять обновления безопасности для ОС своих девайсов в течение минимум 5 лет, а обновления функциональности ― в течение минимум 3 лет.
Изменений всё больше
Да, это действительно так, и изменения сплошь положительны для рядового пользователя. К слову, несмотря на то, что лобби сторонников «права на ремонт» существует давно, добиться значительных результатов ему удалось лишь в 2021 году. Именно тогда ЕС принудил производителей техники, которая поставляется в регион, сделать доступными запчасти для бытовой техники в течение 10 лет. Плюс ко всему, производителей обязали проектировать бытовую технику таким образом, чтобы при ремонте не нужны были какие-то убер-устройства и специализированная техника.
С течением времени регуляторы обратили внимание и на сферу электронных устройств, которая слабо регулировалась все эти годы. Правда, не все страны работают одинаково активно. Пожалуй, наиболее продвинутой является Франция, которая в 2021 году ввела требование указывать на коробке с девайсом индекс ремонтопригодности.
А что в России?
В целом, регуляторы страны солидарны с коллегами из ЕС. Так, ещё в 2021 году Минприроды опубликовало схожее предложение. Его авторы заявили о том, что если ввести в РФ похожие с европейскими требования, то изменения будут лишь положительные ― как для пользователей, так и для окружающей среды.
Но насколько можно понять, для введения новых регуляторных мер нужно время. Пока же права потребителей защищает соответствующий закон. В нём говорится буквально следующее: «изготовитель обязан устанавливать срок службы товара длительного пользования, в том числе комплектующих изделий, которые по истечении определённого времени могут представлять опасность для жизни, здоровья потребителя, причинять вред его имуществу или окружающей среде».
Потребители надеются на реальный прогресс
Настроения владельцев электронных устройств и бытовой техники отражает ситуация в Германии. Здесь, как и в ряде других европейских стран, многие пользователи мобильных телефонов избегают ремонта из-за высокой стоимости услуги. Чаще всего проблема в том, что ремонтировать устройства могут лишь авторизованные сервисные центры или компании-вендоры этих девайсов. Последние предоставляют запасные части в относительно небольшом количестве узкому кругу авторизованных компаний, причем по высокой цене. Это приводит к тому, что стоимость простого ремонта составляет от 42% до 73% цены нового устройства. Естественно, многие пользователи отказываются тратить деньги, предпочитая приобрести новое устройство.
По данным опроса, который был проведен по заказу потребительских центров Forsa, около половины опрошенных владельцев смартфонов, чьи устройства были сломаны или повреждены за последние пару лет, ответили, что не собираются ничего ремонтировать. Причина - как раз слишком высокая стоимость авторизованного ремонта. Результаты исследования подтвердила и Федерация немецких потребительских организаций (Verbraucherzentrale Bundesverband).
Если бы право на ремонт получили все сервисные центры, небольшие мастерские и обычные пользователи, то стоимость такой услуги снизилась бы, а спектр доступных запасных частей, наоборот - увеличился. Дело в том, что согласно законопроекту "право на ремонт", как уже говорилось выше, производители устройств обязаны поставлять в течение нескольких лет и запасные части к ним.
В той же Германии план "права на ремонт" уже закреплен в коалиционном соглашении партий. В него входит постепенное введение индекса ремонтопригодности устройств и бытовой техники (что уже действует во Франции), а также введение предсказуемого срока службы электроники и устройств для дома. В этой стране собираются ввести еще одно новшество - бонусы сервисным центрам за ремонт. Это премия за определенные ремонтные услуги, которые покрывают затраты сервиса и одновременно снижают стоимость ремонта для конечного потребителя. Пока что "бонус на ремонт" обсуждается представителями партий, так что размер премии и срок ее введения пока неизвестны.
Насколько можно судить, инициация обсуждения различных положений "права на ремонт” актуальна и для других европейских стран, а не только Германии с Францией. Но эти две страны являются своеобразным "локомотивом ремонтного прогресса".
Сложности тоже есть
Конечно, производители подобными инициативами не особо довольны. Ранее Apple в США, а теперь группа Digital Europe в ЕС заявила о том, что «законопроект спровоцирует перепроизводство запасных частей». Это, по мнению производителей электронных устройств, не только не поможет снизить объём электронного мусора, но даже увеличит его.
Ну а представители Xiaomi заявили о том, что требования относительно обновлений ОС в течение нескольких лет не всегда выполнимы. Проблема, по словам компании, в том, что регулярность выхода обновлений часто зависит не от вендора, а от партнёров, которые далеко не всегда могут вовремя представить всё необходимое для формирования апдейта.
Ну и понятно, что все производители, как мантру, повторяют слова о том, что «устройства должны чиниться в авторизованных сервисных центрах, а запчасти должны быть оригинальными для обеспечения качества и надёжности ремонта». Ну а сотрудники центров обязательно должны быть сертифицированными специалистами, которые прошли подготовку в компаниях, чьи устройства они планируют чинить.
Пока законопроект не стал законом, производители электроники будут препятствовать его принятию. Но, насколько можно понять, в ЕС его примут в течение нескольких месяцев.
Комментарии (30)
XaBoK
24.10.2022 16:10+7Производитель и разработчик стараются избавиться от неудачных решений. Подобный законопроект не учитывает эту особенность рынка, а в первую очередь настроен против "эффективных" решений для увеличения продаж. Дьявол как всегда в деталях, на которых трудно сойтись и невозможно обобщить. Скорее всего выберут обычный вариант - принять сырой закон, а потом посмотрим и изменим, если производители будут часто судиться.
Я, конечно, поддерживаю унификацию и ремонтопригодоность. Сейчас может сложиться ситуация, что при разбитом дисплее на старой модели дешевле купить новый телефон. С другой стороны, частая смена моделей ведёт к прогрессу, как железа так и софта. Скорее всего, после принятия мер по поддержанию старых устройств, мы увидим резкое торможение развития.
Хотя, насколько я слышал, в Японии всё ещё в ходу старая техника, потому что в культуре есть мантра "от добра добра не ищут". И если кассетный видеомагнитофон всё еще работает, то к нему в добавок могут поставить блюрей, но не на замену... Так что и старое работает и новое развивается.
Gryphon88
24.10.2022 16:38+3С другой стороны, частая смена моделей ведёт к прогрессу, как железа так и софта.
Имхо, тут можно наконец увидеть другой вариант прогресса: в погоне за низким time to market громоздятся друг на друга абстракции и растут требования программ, при этом быстрее, чем функционал. Возможно, теперь софт будет выходить реже, но более качественный с инженерной точки зрения. Ну хватит экстенсивного роста, правда.XaBoK
24.10.2022 18:10+4Быстрый выход и большой объём продаж порождали здоровую конкуренцию и низкие цены. Возможно софт станет качественней, а возможно и нет. Уровень абстракций будет расти так как нужны будут фреймворки для поддержание обратной совместимости и распределения нагрузки. Если не будет расти уровень абстракций, то вырастет цена, так как время на разработку и внедрение увеличится. Ведь никто же не думает, что владельцы бизнесов будут компенсировать издержки ремонотопригодности за свой счёт, правда?
Как побочный эффект от таких законов - создание препятсвий входа на рынок. Допустим вы стартап электронники. Ну вот новые часы выпустили. Если вы делаете экзит, то наверняка на новых владельцев повиснет задача поддержки кривого прототипа. Ведь стартапов делающих уникальный и качественный продукт массового потребления - практически не может быть. Значит купить становиться дороже. Да и войти на рынок и уйти не попрощавшись не выйдет. Хотели попытаться продать свой новый телефон в европах? Через год решили, что не рентабельно, а придётся сидеть с ним еще 5 лет или платить штрафы. Особенно смешно будет, если такие законы будут в странах с новыми санкциями. Когда уходить то никто и не собирался, но...
Gryphon88
24.10.2022 18:36+2Я больше про прикладной софт из маркетов, который сейчас условно-бесплатный, и встречается ерунда, когда калькулятор весит как вин95 целиком. Прошивку и предустановленную вендорную «нагрузку» вошьют в цену девайса, да.
Уровень абстракций будет расти так как нужны будут фреймворки для поддержание обратной совместимости и распределения нагрузки
Не понял, это как? У нас сценарии сборки и системные вызовы уже запретили?
Про препятствия на вход и тем более на выход вы говорите очень странные вещи, настолько странные, что даже в нашем безумном мире они кажутся малореальными.
1. Стартапы могут входить со стороны ЮВА или США
2. Чистая цена железа в смартфоне сильно меньше половины. На глазок 10-25% процентов.
3. Выход всегда проще входа. Т.е. сразу после определенной процедуры ликвидации фирмы ты больше никому ничего в данной юрисдикции не должен. Ещё существует очень резкий способ при поддержке государства, который уже лет 60 не используется: фирма отказывается признавать законы страны, тогда ей фиг что сделаешь, но она полностью теряет рынок страны.
4. Про санкции совсем хорошо. Закон про ЕС и для жителей ЕС, чтобы описанный вами сценарий реализовался страны ЕС должны наложить санкции на другую страну ЕС, но из ЕС её не исключать :)
5. Европа всегда была гораздо менее суетливая, чем США и современный Китай, они закладываются на более длительные жизненные циклы продукта. Ну, будут покупать всерую, если хочется новинку с неясным будущим.XaBoK
24.10.2022 19:39+1Помимо телефонов есть еще куча устройств. Те же компы и бытовушка. Вот я купил лаптоп делл, а через год его сняли с производства. Через 2 выкинул, так как винда обновлялась, а драйвера нет и всё быстро потеряло работоспособность.
Аппликашки на маркете - мелочь с минимальным вложением. Тут действительно рынок может выйграть первое время. Но потом всё равно будут фреймворки. На андройдах зоопарк устройств и куча разных сенсоров, устаревание которых подобный закон замедлит. Чтоб клепать клоны успешных игр и апов надо будет всё чем то обернуть.
zlat_zlat
25.10.2022 10:33+1Позволю себе с вами не согласиться по второму пункту - после выхода некоторых флагманов видел обзоры, в которых цена только комплектующих доходила до 40-50 процентов. Без учета сборки и других затрат. К тому же, логистика запчастей тоже стоит денег - одно дело, привезти их на завод, другое - создать дополнительную сеть распределенных складов на эти позиции с неровным спросом.
Gryphon88
25.10.2022 11:34+1Ну я брал некоторое среднепотолочное и без логистики, айфон по комплектухе примерно 150-200 баксов, отдельные модели около 300. А по поводу логистики: надо закон, конечно, читать, но они могут поставить ровно один склад и слать оттуда детали, которые будут ехать несколько недель. Это как с GPL: вежливые люди выкладывают код на гитхаб, но лицензия обязывает отправлять по запросу и без уточнения формы, то есть хоть на рисовых зернах гравируй, хоть на мраморе выбивай.
Mike-M
25.10.2022 15:54+1Скорее всего, после принятия мер по поддержанию старых устройств, мы увидим резкое торможение развития.
Может, это и к лучшему. А то иногда не успеешь купить смартфон, а он уже современные приложения с трудом тянет (утрирую).
Nikita_64
24.10.2022 16:23+4По мнению авторов законопроекта, телефоны и планшеты часто выбрасываются просто потому, что запчастей к ним нет, либо есть, но они дорогие.
ИМХО, еще больше работающих телефонов и планшетов старше пяти лет лежит дома, потому что жалко выбросить. Думаю, что в массе проблема не в том, что телефон сломался, а в том, что после нескольких лет его невозможно нормально использовать: или памяти мало, или версия ОС устарела (помню, была ситуация, когда приложение требовало Андроид 7, который оказался только у одного члена семьи из 4 человек). В первую очередь это касается бюджетных телефонов, но и флагманы должны будут по меньшей мере сменить владельца лет через 5-6. Доступность запчастей в целом — не проблема. Как указано в статье, важнее — ремонтопригодность (заменить кнопку Home на Samsung A3 (2016) — квест с полной разборкой и отклейкой экрана). Обеспечить все телефоны запчастями на 5 лет вперед — не проблема (как обычно, переложат часть издержек на покупателя). Проблема возникает тогда, когда через несколько лет покупаешь оригинальный аккумулятор — ровесник телефона с такой же остаточной емкостью.
progchip666
24.10.2022 16:27+2Это прорыв! Не могу не приветствовать, отправлять практически новые устройства на свалку, а потом мучиться с утилизацией - нанесение серьёзного урона природе. Правда не сказать что смартфоны тут на первом месте - куда больше проблем с крупной бытовой техникой и автомобилями. Складывается парадоксальная ситуация - технологии вроде бы развиваются быстрее, жизненный цикл техники постоянно уменьшается...
Un_ka
24.10.2022 16:28+1Теперь законодатели ЕС пошли ещё дальше и потребовали от производителей смартфонов и планшетов продавать не только сами устройства, но и запчасти ― около 15 различных категорий.
Интересно было бы ознакомиться со списком этих категорий.
Hanamime Автор
25.10.2022 14:43+3Добрый день!
Вот категории, о которых идет речь в статье:аккумуляторы;
задние панели или детали задних панелей;
детали дисплеев;
детали передней камеры;
детали задней камеры;
внешние аудио коннекторы;
внешние зарядные устройства;
механические кнопки;
основные микрофоны;
динамики;
элементы с шарнирами;
элементы для механически складывающихся дисплеев;
защитная плёнка для складных дисплеев;
зарядные устройства, за исключением случаев по директиве 2014/53/EU Европейского парламента;
-
держатели для SIM-карт и карт памяти, если есть внешний слот для держателей SIM-карт или карт памяти.
zlat_zlat
24.10.2022 18:20+1А действительно ли смартфоны живут так долго сейчас, что выбрасываются из-за недостатка запчастей? На мой взгляд, немалую лепту вносит желание покупателя сменить технику потому, что новая лучше - объективно или по обещаниям маркетологов.
Может быть, стоит заняться пропагандой умеренного потребления? Или налог ввести на слишком частую смену техники :)
Лично я не верю, что от принятия закона аккумуляторы станут качественнее. Скорее, их объём будут занижать, чтобы уложиться в нужные рамки после нужного количества циклов.
XaBoK
24.10.2022 19:41+1Согласен. Скорее рука капитализма сделает финт в сторону уменьшения объема ради увелечения цикла и введут "подписку" на запчасти и батареи, которые надо будет обновлять раз в год.
BugM
24.10.2022 21:09+4Это приговор любым техностартапам попадающим под такую регуляцию. Лет через 10 те же люди удивятся а почему все уехали и начнут принимать разнообразные льготы.
Ну и заодно приговор всему дешевому железу. Оно делается на пределе себестоимости и никто в здравом уме не будет делать отдельные версии или закладывать столько лет поддержки. Велком ту премиум сегмент или алишка вас ждёт.
alex_kag
25.10.2022 10:54+4Вот по поводу приговора "дешевому железу" - может это и не плохо? Очень часто покупая дешевое железо, люди просто не осознают, что их железо - кирпич на старте.
BugM
25.10.2022 15:24А может не надо решать за взрослых людей что им надо а что не надо? Самые дешевые телефоны нормально работают год-два, если повезет то и три. С учётом их цены стоимость владения небольшая выходит. И риски потерять/разбить небольшие. Не жалко в общем. Сегмент очень живой с кучей продаж.
alex_kag
25.10.2022 15:28Я про "супермодели", которые на старте имеют на столько мало памяти, что пара обновлений ставит все колом.
Это и телефоны, и ноутбуки (привет Prestigio c 32 Гб... )
Didimus
26.10.2022 11:00У меня айпад эйр-2 не может обновиться, так как памяти не хватает. Но сам ещё бодрячком, несмотря на возраст
DagothNik
27.10.2022 00:43У Apple была хорошая практика по этому поводу. Во-первых раньше при выходе новой модели iPhone прошлогодняя становилась более дешёвой (понятно, что ни в какое сравнение с ценой дешёвых Android это не идёт, но тем не менее). Во-вторых можно купить официально восстановленный iPhone ощутимо дешевле. Сейчас они (Apple) расплодили модельный ряд так, что чёрт ногу сломит, но может этот закон их вернёт на путь "один флагман на год".
Mike-M
25.10.2022 16:07Если решить эту проблему и продлить срок службы электронных девайсов хотя бы до 5 лет (а лучше дольше)
Во-во, лучше дольше.производители аккумуляторов должны разрабатывать батареи, которые соответствуют ряду важных критериев
Давно пора. Надоело каждые 2-3 года аккумуляторы менять. А если гаджетов много, или аккумулятор несъёмный…инструкции по ремонту устройств должны быть доступны минимум 7 лет после прекращения производства устройства. Инструкции должны быть подробными, а не состоять из трёх предложений и пары картинок.
Вот это правильно. Мало того, что современные Service Manual сложнее найти, так еще и контент в них зачастую ни о чём.документу пользователям и сервисным центрам предоставят доступ к программам, которые выполняют разблокировку отдельных элементов, которые не работают без анлока.
Ну, это просто подарок судьбы! )требование указывать на коробке с девайсом индекс ремонтопригодности
А что, — удобно. При индексе, скажем 3, понимаешь, что самостоятельно ремонтом лучше не заниматься.
Didimus
26.10.2022 10:58Неплохо бы оборотный штраф интелу за закрытие драйверов для техники старше 10 лет. Это просто апофеоз хамства по отношению к своим потребителям
Только сегодня прочитал статью, что в Испании не могут отремонтировать фару авто при запотевании, только менять целиком. Культура ремонта и бережного переиспользования вообще не распространена в Европе. Не знаю, есть ли там старьевщики, как в Америке. Да и ебей с бушными товарами у них в тысячи раз тоньше американского был
GDragon
Есть ещё один неочевидный плюс.
Производители будут стремится к максимальной унификации запчастей, изменяя их только при переходе на новую версию во всех будущих устройствах.
А не то что в этой модели шестерёнка посадочным диаметром 1мм, в следующем 1.1, затем 1.4, затем 1.3 и так далее.
А выполняемая ими работа и нагрузка - абсолютно одинаковы, но при поломке её просто и не найти и не переставить.
104u
Да, унификация и доступность з/ч — было бы хорошо. Попадались устройства, в которых износились втулки (типа вытяжек, либо других двигателей), втулки не найти (либо же я плохо ищу?), движки в сборе стоят огромную часть самого устройства, где этот двигатель стоит. Иногда получается вколхозить шарикоподшипник с подходящими диаметрами, но далеко не всегда, в этом случае двигатель в мусор
Но главный вопрос: какова будет цена запчастей? Не получится ли так, что цена условного телефона по з/ч будет в несколько раз выше, чем этот же телефон в магазине?
Hardcoin
Тогда будут покупать новые и разбирать для ремонта или продажи по запчастям.
104u
Да, но нет, как заметили ниже, у смартфонов чаще всего бьётся экран, дохнет аккумулятор, либо ломают разъём зарядки. В бюджетных стоимость этих запчастей близка к покупке нового. Так вот, если вы накупите телефонов на разбор, у вас в итоге будет куча корпусов, материнок, камер, динамиков. Сомневаюсь, что вы сумеете это всё продать
K0styan
Будет в любом случае. Планирование запаса и логистика для них бесплатными быть не могут. И если для товара в сборе можно малую маржу компенсировать допродажей аксессуаров, то тут такой фокус не прокатит. Хотя Apple отчасти пытается, сдавая в аренду комплекты для ремонта.
Но заменять всё одновременно в 99,9% случаев не нужно. Главное, чтобы расходы на типовой ремонт (батарея + экран, например) не были заградительными и склоняющими к покупке нового девайса.
104u
Абсолютно согласен, что в 99% случаев всё менять не нужно и для условного смартфона чаще всего это экран и аккумулятор. Вот отсюда и вопрос цены, для бюджетных моделей оригинальный дисплей (или то, что нынче продают под их видом) может составлять значительную часть цены самого смартфона. Изменится ли что-то, когда примут этот закон?
А откуда информация, что у производителей низкая маржа? Судя по найденному в инете, та же эпл наоборот гребёт бабло лопатой (с большой оговоркой, что в себестоимость смартфонов, скорее всего, не включена разработка), самсунг на 2 месте, а какая-нибудь сяоми чуть ли не по себестоимости продает