Вы наверняка смотрели сериал «Игра престолов»? Там еще снимался российский актер Юрий Колокольников. Кстати, помимо него в сериале нашлось место еще парочке русских. Но не об этом сейчас. Любопытно, что данная киносага вместила в себя также софт отечественных разработчиков для спецэффектов.  

Речь про ПО от компании «АйПай Софт». Именно их система захвата движений iPi Motion Capture применялась создателями при разработке анимации массовых сцен упомянутой выше киноленты.  

Система осуществляет распознавание движений человека на основе видео движений, снятого с одновременно несколькими камерами или одним или несколькими сенсорами глубины (например, Kinect).

«Битва бастардов» и отечественный софт

Путь отечественного софта в американский сериал оказался максимально банальным. Среди пользователей системы iPi Motion Capture – ведущая австралийская студия производства анимации и спецэффектов Iloura (позже была поглощена Method Studios). Собственно, она и поучаствовала в производстве спецэффектов для 6 сезона сериала HBO «Игра престолов». 

Сначала с системой экспериментировал один из сотрудников компании. Тот использовал ее для какого-то личного проекта. Поскольку качество полученной анимации оказалось более чем, отвечающим высокому профессиональному уровню, позднее была приобретена профессиональная лицензия iPi Motion Capture. 

Кстати, в процессе съемок отдельных сцен использовалось 9 камер Sony PS3 Eye, которые имеют высокое качество записи видео на 60 кадров в секунду, при этом недорогие по цене. Стоит добавить, что упомянутый софт был использован в эпизоде «Битва бастардов», который получил приз Emmy Awards за Выдающиеся визуальные эффекты в 2016 году. 

«Система iPi Motion Capture использовалась нами для увеличения размеров армий, участвующих в ключевой сцене сражения. В частности, когда армии стоят лицом к лицу перед битвой. ПО позволило нам создать библиотеку отдельных движений, которые мы могли добавлять в любые сцены, а также дорабатывать анимации в соответствии со специфическими требованиями. Затем мы подавали очищенные мокап-анимации в нашу VFX платформу Massive, которая генерировала большое количество отрядов, необходимое для создания массовых сцен. 

iPi Motion Capture – весьма надежный производственный инструмент. После настройки параметров актеров, программное обеспечение выполняло качественное распознавание в 98 процентах кадров. Основное преимущество системы – актерам не нужно надевать специальные костюмы для съемки движений. 

Кроме того, возможность управления системой одним человеком, включая как выполнение самих движений, так и их распознавание, существенно повышает производительность рабочего процесса. При невысокой цене решение позволяет быстро выполнять и быстро распознавать движения!», - отметил   Дин Эллиотт, ведущий аниматор Iloura. 

Посмотрите на «репортаж со съемок», где показана работа команды компании Iloura над эпизодом «Битва бастардов» сериала «Игра престолов»: 

Наши киноделы в обиде не остались

Среди пользователей продуктов «АйПай Софт» – российская студия спецэффектов «Main Road | Post». Среди прочего, она известна своим участием в знаковых для отечественной киноиндустрии проектах.

Например, таких как:«Космобол», «Майор Гром: Чумной Доктор» и др.. В том числе, студия работала над спецэффектами для фильма Федора Бондарчука «Сталинград». 

Кинолента стала одним из самых успешных российских фильмов в международном прокате. Система iPi Motion Capture использовалась там для анимации многочисленных массовых батальных сцен. Кстати, фильм «Сталинград» собрал около 68 миллионов долларов в международном прокате. 

Супервизор визуальных эффектов «Main Road | Post» Арман Яхин и его команда работали в тесном контакте с режиссером фильма Федором Бондарчуком над 230 сценами, включающими в себя спецэффекты. Многие из них довольно продолжительны, общая продолжительность всех таких сцен около 30 минут экранного времени.

В числе многочисленных программных инструментов, использованных в процессе (например, Maya, Houdini, MARI and Nuke), система iPi Motion Capture была важным инструментом при создании массовых сцен.

«Большинство задач по симуляции массовых сцен было сделано, используя комбинацию захвата движения (motion capture) и метода ключевых кадров (keyframing)», - говорит Александр Липилин, супервизор по анимации «Main Road | Post».

Мы использовали систему iPi Motion Capture с двумя сенсорами Kinect – я установил их в офисе, рядом с моей рабочей станцией, и сам выполнял нужные движения. Полученная анимация сразу переносилась на модели солдат. Система довольно проста в использовании, это позволило нам быстро вносить изменения, и на ходу создавать мокап-анимации хорошего качества!».

Полеты во сне и наяву

В проекте было две особо сложные массовые сцены – одна в начале фильма, в ней взрывается резервуар с нефтью в то время, как советские солдаты штурмуют высокий и крутой берег Волги. 

Часть этого эпичного эпизода потребовала от создателей в реальности воссоздавать весь этот огненный ад. Напомним, что сцена с огнём - это когда 14 советских солдат, объятые пламенем, ещё живые, но уже не жильцы, в состоянии аффекта продолжают атаковать немецкие окопы. 

Сцена снималась три дня, за которые, как говорят профессионалы, было произведено 64 горения, а каждая репетиция снималась на камеры, чтобы потом в том числе из этого материала можно было выбрать удачные планы. Прочие взрывы - будь то на воде или в декорациях города – снимали, используя низкотемпературное пламя, искристые заряды и газовые горелки. 

Предварительно площадку очищали от мелкого мусора и камней, а лунки, в которые закладывали заряды, засыпали торфом, чтобы взрывная волна не повредила каскадеров и членов съёмочной группы крупными осколками. 

Вторая сцена показывает бомбардировку здания во время атаки немецкими отрядами, ближе к концу фильма.

«В обоих случаях полностью живые съемки сцен были невозможны в связи высокими рисками безопасности, так что необходимо было использовать компьютерную графику, - говорит Александр Липилин, супервизор по анимации «Main Road | Post». 

Инженерам по визуальным эффектам пришлось серьезно поработать.

«Количество людей в сцене не так уж велико — от 40 до100 — но сложный рельеф и вариативность поведения персонажей требовали повышенного внимания к качеству анимации. Мы использовали весь наш опыт и доступные технологии, чтобы достичь нужного результата, и система iPi Motion Capture позволила нам обеспечить отличное неотличимое от реальности качество картинки» - добавляет Александр.

Впрочем не только инженеры по спецэффектам трудились не покладая рук. Создателям пришлось буквально строить Сталинград заново. Да-да, кварталы города, в которых разворачивается большая часть действия фильма рукотворны. Существовавшие сначала в виде многочисленных эскизов, а затем и макетов, они получили окончательное воплощение в натуральную величину недалеко от Санкт-Петербурга. На это ушло более 4 млн. долларов. 

В заключении хочется добавить, что ПО от команды «АйПай Софт» по-прежнему крайне востребовано во всем мире. Десятки больших и маленьких студий используют iPi Motion Capture для своих самых смелых идей.

И конечно для пользователей Хабра компания всегда готова дать эксклюзивную скидку по промокоду Хабр.

 

Комментарии (1)


  1. SmirkinDA
    02.11.2022 11:52
    +4

    Интересно было разбор на весь киношный софт почитать.