В наше время коротких текстовых и голосовых сообщений бывает сложно дать развернутый ответ о своих предпочтениях в выборе инструментов и техник на собеседовании с HR- специалистом или при обсуждении вопросов специфики проекта с потенциальным работодателем. Часто краткие ответы не подходят в данной ситуации и ведут к еще большему потоку вопросов со стороны собеседника. Как же быть в таком случае?

Предлагаю обратиться к аутентичным источникам и посмотреть, как это делают носители языка. Прочитав отрывок из интервью с Полом Айришем (Paul Irish) каналу Treehouse, который на момент съемки занимал должность разработчика в Google Chrome, мы можем найти фрагменты ответа, указывающие:

  1. где спикер выражает свое мнение,

  2. как подкрепляет его причинами и/ или фактами из опыта,

  3. перефразирует свою первоначальную точку зрения, подводя итог своего ответа.

20:49 [Interviewer]: There's so many steps that are involved in front-end development... There... are so many different tools and techniques to deal with each one of them. Do you think there's a need to simplify that …? What are your thoughts on that? ...

21:19 [Paul Irish]: Yeah, so, it's tricky. There's a lot going on, and, yeah, it's a lot to absorb.

I've recently been working with Addy Osmani and some other people inside the web development community to put out a project called, 'Yeoman,' and this project is about putting together a lot of tools that help you build better web apps. Now, there's a lot going on in there, but it's using things like CSS preprocessors, live reload, even shipping a plug-in for Sublime text.

21:54 So, there is like a baseline of features that most front-end developers use, and I don't think this is really listed anywhere… but there's a few things that these days are pretty well accepted as these are fundamental to development.

Сначала говорящий дает краткий ответ (“Yeah, so, it's tricky”). Далее, аргументирует и приводит факты из своего опыта ( “I've recently been working with”). Если такого опыта нет, тогда можно привести пример, как вы бы действовали в похожей ситуации. И, наконец, он суммирует и переформулирует свое первоначальное утверждение, давая понять собеседнику, что он полностью ответил на вопрос (“So, and I don't think”). Как мы видим, каждый абзац несет свою функцию в ответе. Если объединить эти функции в соответствии с их целями, то у нас получается формула для аргументированного выражения своего мнения:

  1. Утверждение (Statement);

  2. Обоснование (Facts);

  3. Вывод (Reformulation of the statement).

Если мы проанализируем другой пример диалога с писателем Шарон Зальцберг (Sharon Salzberg) на канале Talks at Google, то проследим схожую структуру ответа.

1:17:14 I think a lot of people that work here are very emotionally invested in the work we do...And it's not sustainable to be doing email at 10:00, 11:00 at night. What's your take on the way that practices can actually support detaching from work..?

17:43 SHARON SALZBERG: I think, first of all, if it's work that you love, you are very, very blessed. It's a tremendous blessing in one's life.

And still, we just need some repose, you know. Because in fact, we are not our jobs. I put that in the book... And when I started doing interviews for the book, people were very confounded by that. Kind of like, what do you mean, we're not our jobs? Just like when I describe myself at those parties, somebody would say, what do you do, right? Which is what we say instead of what makes you happy, or what was your favorite experience of the week? It's like, what do you do?

1:18:35 We're all taught to identify with that role. And it's great to be invested, and I think to really care. And it's not all that we are.

Следует заметить, что спикер, когда обосновывает свою точку зрения, помимо своего опыта добавляет причины “because in fact”, почему она так считает и сравнения “just like...”, тем самым повышая важность своего высказывания, делая его более достоверным.

То есть к базовой формуле мы добавляем новую переменную «причины» и получаем:

  1. Утверждение (Statement);

  2. Обоснование (Facts + reasons);

  3. Вывод (Reformulation of the statement).

Следующие слова-связки вам помогут звучать еще более убедительно, например, в переписке:

  • First of all,

  • Then,

  • Finally,

  • In addition,

  • Although/However,

  • That`s why

Интересно

В обоих представленных отрывках интервьюеры используют альтернативы вопросу “What do you think about ...?”, такие как:

  • What are your thoughts on that?

  • So what's your take on this point?

Зачем мне нужно уметь аргументировать?

Ситуации, когда нужно озвучить свою точку зрения и убедить собеседника, случаются не только при поиске работы или собеседовании, но также это полезное качество пригодится в повседневной жизни: например, договориться обменять неподходящий товар, уговорить друзей провести свободное время по вашему сценарию или попросить коллег о помощи.

Я только начал учить английский, как мне пользоваться этой формулой?

В редакции 2020 года сопроводительного руководства к основному документу «Общеевропейские компетенции владения иностранным языком: изучение, преподавание, оценка» ( “Common European Framework of Reference: Learning, Teaching, Assessment” (CEFR)(2001 года) были обновлены требования к умению аргументировать в разговорной речи. Ранее этот навык оценивался начиная с уровня B2, теперь добавлены описания к к этому навыку уже с уровня А2. Изучающий английский язык этого уровня может объяснить не только, что ему нравится или не нравится в чем-то, но и указать причину, почему он предпочитает одну вещь другой, делая простые сравнения. Также он умеет выразить свою точку зрения простым языком.

Это значит, что тренировать этот навык следует с начальных уровней владения иностранным языком.

Выводы

  1. Формула: утверждение + обоснование (facts, reasons)+ вывод делает ваш ответ логичным и обоснованным.

  2. Аргументированный ответ на вопрос занимает около минуты, то есть 2-3 предложения по каждому пункту будет вполне достаточно для развернутого высказывания.

  3. Навык аргументации можно развивать, совершенствовать и применять в разных сферах жизни.

Практическое задание 1.

В этом задании нужно согласиться или не согласиться с утверждениями, используя изученную структуру ответа.

1. First impressions are nearly always the most reliable.
2. Two heads are always better than one.
3. People will speak one artificial international language in the future.

Адаптировано из Business Result Intermediate, OUP (2016).

Практическое задание 2.

Для дальнейшего изучения предлагаю найти формулу ответа в следующем отрывке [13:12-14:15] из TED выступления про изменение климата.

Материалы:

  1. Чалдини, Роберт; Психология убеждения. 50 доказанных способов быть убедительным /Чалдини, Роберт, Мартин Стив, Гольдштейн Ноа-Издание. Перевод. Оформление ООО «Манн, Иванов и Фербер»,2013

  2. Hughes, John; Business Result Intermediate Student's Book with DVD-ROM and Online Workbook/ Hughes John, Naunton Jon.- Oxford: Oxford University Press, 2016


В преддверии старта курса English for IT. Looking for international IT job, приглашаю всех желающих на бесплатный вебинар, где мы проведем демо-собеседование на английском языке. Вы сможете понаблюдать за тем, как оно проходит и задать волнующие вопросы. Разберем решение задач и дизайн системы на техническом интервью.

Комментарии (1)


  1. MechanicusJr
    07.11.2022 21:18

    Предлагаю обратиться к аутентичным источникам и посмотреть, как это делают носители языка.

    Ага, ага.

    18++

    Hidden text