Привет! Мы продуктовые исследователи Alfa Research Center (ARC). В Альфа-Банке отвечаем за опыт клиента в цифровых каналах и продуктах для розницы, корпоративных клиентов и сотрудников банка.

Два года назад мы создали карту компетенций. Чтобы процесс шёл веселее, а рост по грейду увлекал сотрудников не меньше RPG, мы добавили геймификацию и дизайн с супергероями. Рассказываем, как приобрести такой же игровой опыт.

Демо-версия: сначала вспомните все рабочие процессы, в которых участвует ваш продуктовый исследователь. Далее выпишите все навыки исследователя и свяжите их с процессами. Финальная катка: продумайте формат встреч с тимлидом для оценки скиллов и построения трека карьеры, чтобы карта работала, а компетенции развивались.

Делимся читом на экономию времени – копируйте нашу карту компетенций из Miro и пробуйте на своих процессах. А если любите неспешный геймплей, читайте статью до конца и узнайте, как мы геймифицировали рост по грейду в локации нашей исследовательской финтех-лаборатории.

Чтобы вы получали удовольствие в процессе чтения, через сторителлинг погрузим вас в нашу внутреннюю кухню.

Исследователь-новичок, приветствую тебя в Alfa Research Center! Я помогу тебе с миссией по спасению попавших в беду клиентов, в сражениях за здравый смысл и квестах по получению банковских доступов. 

Зачем нужна карта компетенций?

Карта компетенций отвечает на вопросы: 

  • Как оценить себя?

  • Справлюсь ли я с задачей?

  • Чему доучиться?

  • Нужна ли мне помощь лида?

  • На какую должность я претендую?

  • Куда развиваться – вверх или горизонтально?

С картой продуктовые исследователи понимают правила игры: как расти в компании и совмещать свои интересы и цели бизнеса. К карте может обращаться лид, если есть лаг между навыками претендента и требованиями в вакансии. Тогда лид сверяется с картой компетенций и решает, как докачать скилл сотрудника.

Ты только что попал в этот мир – сначала разберись в его правилах. У тебя три ветки развития: Master, Owner и Ambassador. В каждой миссии ты сможешь прокачивать каждую. В отдельных миссиях откроешь новые возможности и получишь ачивки. После курса UX от гильдии дизайнеров заработаешь меч Силы, а также сможешь попросить их о помощи в сложный момент. 

Миссия исследователя в продуктовой разработке

На старте создания карты мы встретились с менеджером продукта, разработкой и дизайном. В этой рабочей группе прописали этапы продуктовой разработки, обозначили, что делают на каждом этапе участники и, в частности, исследователь. На новых проектах понаблюдали, какие навыки нужны на каждом этапе.

В процессе продуктовой разработки наши исследователи больше всего вовлечены в Discovery, но также участвуют в Delivery и включаются после релиза. Такой подход помогает улучшать UX и фиксировать изменения продукта.

Твои миссии будут состоять из нескольких квестов. На квесте CJM сможешь прокачать навыки аналитики, презентации и фасилитации воркшопов. Если твоего уровня пока не хватает, зови лида или бадди на помощь.

Если у исследователя простая задача, например, внедрение небольшой фичи, ему достаточно must have навыков. А вот если у нас новый продукт со множеством команд, нужно быть не просто исследователем, но и разбираться в коммуникациях, менеджменте проектов, UX-дизайне, аналитике и фасилитации. Мы собираем эти навыки на карте компетенций и подсвечиваем, какую пользу исследователь приносит на каждом этапе команде и продукту.

Разберём на двух проектах, какие скиллы исследователь приобретает при прохождении разных веток.

Первый пример — это большой проект по кредитам для бизнеса, продолжительность от идеи до запуска — пять месяцев, участвуют более десяти стейкхолдеров. 

Это сложная задача для исследователя уровня мидл. В проект мы включили сотрудника, который вот-вот доберётся до мидла, и для его поддержки подключили лида. На установочных встречах и на этапах As Is и To Be исследователь прокачивал скиллы по менеджменту проектов (сроки и роадмап), переговорам и управлению рисками. Именно эти скиллы были заложены в его карте компетенций. Раз в неделю-две исследователь приходил к лиду на one-to-one, чтобы рассказать, как идёт проект и есть ли сложности по фокусам, закреплённым вначале. 

Тебе предстоит сложная миссия от гильдии PO. Используй щит Лида, если понадобится помощь. В конце миссии поведуй своей гильдии о достижениях, забери у лида сундук обратной связи и приходи за новыми миссиями!

После проекта чекпоинт – исследователь собирает обратную связь стейкхолдеров. Что не получилось: поехали сроки и не удалось вовремя предупредить всех участников. Сохраняемся на этом уровне: исследователь и Product Owner в качестве решения продумывают новый способ коммуникации по проекту. Важно не сколько ошибок совершено, а сделаны ли выводы, есть ли видение, как избежать рисков в дальнейшем. После этого проекта мы повысили левел исследователя. 

Второй пример. Два года назад мы масштабно обновили мобильный банк для клиентов. Это редкий сценарий, и готового процесса сопровождения проекта нет. Исследователю нужно было поддержать выпуск обновлений и гибко реагировать на меняющиеся планы. Задача для специалиста с прокачанными навыками переговоров, контроля сроков и роадмапа. Мы фиксировали навыки, которые пригодились исследователю на проекте. Лучше всего он прокачал навык оценки рисков. А ещё научился давать себе право на ошибку, ведь в таких проектах невозможно всё спрогнозировать.

Я вижу в твоей карте навыков не прокачанный скилл «Право на ошибку»! Поэтому пришло время моего любимого квеста — «Неизвестность». С минимумом вводных отыщи верное оружие, разбей миссию на раунды, не пугайся и выйдешь победителем.

Продуктовому исследователю важно обладать разными навыками под каждый этап разработки: где-то быть коммуникатором и переговорщиком, где-то – уметь сохранять фокус. Под каждую задачу есть свой инструмент, и исследователь должен понимать, какой из них применить. 

Итак, от описания процессов мы подошли к самой карте компетенций – системе умений и навыков продуктового исследователя для решения сложных задач. 

Как устроена карта компетенций

Мы выделили три ветки развития: Master, Ambassador и Owner. Далее расписали навыки, которые нужно иметь или будет круто развить, чтобы компетенции росли со сложностью задач. 

Мы охватили широкий стек компетенций, но сам процесс ассессмента стал долгим и сложным. Мы задумали карту компетенций как крутой роадмап осознанного развития карьеры, а не душное заполнение Excel. Поэтому решили использовать понятную метафору – навыки персонажа в духе RPG. 

Для нас важно, чтобы исследователь на любом уровне видел возможные ветки развития по своим задачам и интересам. К нам приходит новичок и может за год вырасти на уровень или полтора выше, собирая опыт из разных задач.

Ты только пришёл в Alfa Research Center. Мы дадим наставника, базовое оружие, доступы и ноутбук. Бери стартовые квесты, проходи инстансы на развитие T-shaped навыков и закроешь локацию для джунов. Если хочешь прокачаться до капа – сеньора, бери квесты по тем навыкам, где уровень не дотягивает. За сайд-квесты с обучением других гильдий и научными статьями тебе прилетит шмот от HR. А дальше откроется дивный новый мир: уровень мидл с коучингом и крупными заказчиками. Ключевая миссия –  продержаться до релиза и не пропустить тёмные паттерны на бой. Ну, и финальный инстанс – Big Discovery с командой от начала до конца.

У нас было четыре итерации формирования карты компетенций, в которых нам случалось получать урон. Вот наш рецепт приготовления рабочего инструмента из пачки навыков:

  1. Мы провели бенчмарк, посмотрели, как эту задачу решали другие команды UX/UI. 

  2. Мы адаптировали шаблоны под свою реальность, чтобы не получить комментарии: «Что это такое?», «Тут я думаю по-другому», «А вот это вы забыли». Мы не сразу к этому пришли, и в какой-то момент пришлось переписывать концепт.

  3. Мы добавили метрики, прозрачно, по заветам Максима Ильяхова, описывающие, как на практике проявляется каждый навык. Проверили описание на команде исследователей, чтобы карта была понятна каждому.

  4. Важно договориться о формате ассессмента и образе результата. Идеально, если все участники разобралась, как оценить себя и коллегу. Ещё важнее прописать эти правила игры, чтобы сохранять методологию и итеративно отслеживать рост. 

Как проводить ассессмент, чтобы карта компетенций работала

Посмотрим на нашу карту. Левая часть – достигнутый уровень по компетенциям мастер, Owner и Ambassador по пятибалльной шкале, а также замер роста или падения по талантам.

Таланты это крупные понятия, включающие набор навыков. Мы добавили на карту компетенций таланты, чтобы исследователи определяли своё состояние и прокачивали несколько навыков вместе. 

Нижняя часть – Maps and missions, здесь мы зафиксировали список задач исследователя по этапам EJM – от новичка до больших и важных проектов. Сюда же после ассессмента добавляем миссии по прокачке скиллов.

Ассессмент – это комплекс мероприятий, помогающий определить уровень навыков и составить трек профессионального роста. На ассессменте исследователь понимает, кто он в команде и где его проекты. Важно, чтобы лид объективно оценил навыки, был хорошим ментором, помогал сотруднику выстроить путь и его пройти.

Первый ассессмент мы назначаем после испытательного срока, далее – раз в полгода. Вот как он проходит:

  1. На первой встрече исследователь и лид обсуждают карьерные планы и интересы исследователя, смотрят карту компетенций и определяют план развития.

  2. Исследователь самостоятельно оценивает свои навыки оффлайн. Лид смотрит, как исследователь себя оценил. 

  3. На встрече исследователь и лид приходят к общим оценкам, опираясь на обратную связь команд, фиксируют топ навыков, которые нужно прокачать. 

  4. В финале исследователь и лид составляют роадмап прокачивания навыков на квартал. Следующий ассессмент начинается с обсуждения, удалось ли получить эти навыки. 

Через шесть месяцев исследователь повышает грейд, если прокачался по составленному плану. Грейд – это балл по трём компетенциям. Количество баллов мы проверили на команде исследователей. Опирались на требования по нашим проектам, интересы лаборатории и запросы рынка к продуктовым исследователям. Ты мидл, если ты прокачал ветку мастера от 2.8, Owner от 3.2, Ambassador от 3. 

Карта будет работать, только когда навыки привязаны к конкретным задачам. Объясним на примерах из нашей практики. Представим, что исследователю нужно впервые провести воркшоп. Вот что происходит дальше: 

  1. Вместе с лидом исследователь составляет роадмап приобретения навыка. На карте компетенций видит, что нужны скиллы общения и фасилитации. На ассессменте они закрепили, что исследователю нужно учиться модерировать обсуждение и собирать инсайты с группой. 

  2. К воркшопу исследователь оттачивает эти навыки, ставит себе оценку и просит лида проверить. Лид опрашивает участников, как им встреча, смотрит запись воркшопа.

  3. На роадмапе лид и исследователь отмечают прогресс. Если есть, что улучшить – фиксируют и выполняют к следующему воркшопу. Повторяют до результата. Здесь мы соблюдаем принцип: сначала дорастаем, потом повышаем.

Другой исследователь по обратной связи команд и рекомендациям лида определил, что у него западает навык «Сроки и роадмап проекта». Вот как он действует по карте компетенций:

  1. Составляет чек-лист на каждый проект в квартале и обязательно апдейтит роадмап. Это действие – первый тип активности в миссии по прокачке навыка. 

  2. Второй тип активности – фиксация результата: one-to-one с лидом и новый сбор обратной связи в командах.

  3. Третий, не менее важный тип активности – поделиться опытом. Рассказать  другим ребятам о результатах на ретро или синках.

В новых задачах наш подход – закинуть исследователя в хардкорный проект и дать разрешение на ошибку. Это очень конкретный талант, который часто упускают проектные команды. Его можно прокачивать: объективно оценивать сложность задач, сообщать, когда двигать тайминг. Вместо «Я не умею это делать» говорить: «Я смело иду в рейд. Если что-то пойдёт не так, обсужу с командой, и мы найдём решение». 

Такая прокачка требует взрослой проактивной позиции и здорового желания профессионально развиваться. Кроме того, исследователь и лид должны осознанно отнестись к интервью по навыкам, а лид – ещё и готовиться к встрече с каждым сотрудником. 

Бонусный уровень

Следующее улучшение, чтобы карта компетенций работала, – поддержка ребят. Мы поняли, что это важно так же, как подтвердить повышение навыков на бумаге. Мы продумали мероприятие для тех, кто повысил грейд в Alfa Research Center. На них рассказываем всем командам о новом статусе сотрудника, посвящаем в джедаи, приглашаем исследователя выступить на свободную тему, дарим лимитированный мерч с личной картой достижений. 

Выводы

25 продуктовых исследователей ARC работают с картой компетенций, 16 уже повысили грейд по ней. Карта компетенций помогает сориентироваться в потоке задач. У нас это 250 проектов, мы сотрудничаем с 400 продуктовыми командами, встречаемся с 850 респондентами в квартал и проводим 1000 часов тестов. 

Карта компетенций – это не набор навыков идеального человека. Исследователю не нужно обладать всеми качествами с карты и быть профи в каждом инструменте. Он сам выбирает задачи для прокачивания скиллов и вектор – куда двигаться, исходя из личных целей и возможностей. Карта компетенций разворачивает варианты и отмечает, где основные навыки, а где дополнительные уровни.

На второй год нашей работы с картой компетенций полёт нормальный. Смело берите карту компетенций и выбирайте то, что актуально на вашем карьерном пути.

Напишите в комментариях, что бы вы добавили на карту компетенций и какие ещё инструменты используете в вашей команде исследователей.

Комментарии (0)