Привет, Хабр! Меня зовут Илья, я отвечаю за направление охраны труда в Selectel. Среди прочего организовываю обучения для инженеров дата-центров, чтобы они получали необходимые знания и квалификации.
Недавно мой коллега Валентин рассказал, как инженеры ИТО обучают молодых специалистов азам работы. Я же опишу подготовку с другой стороны: как мы готовим дежурных инженеров к выходу в смену. Дежурные инженеры — это специалисты, которые наблюдают за безопасной эксплуатацией оборудования дата-центров, следят за показателями систем и реагируют на них.
В статье расскажу, как выстроена система обучения, что в нее входит и как нам удалось сократить время реагирования на нештатные ситуации в три раза. Всем, кто хочет увидеть нашего манекена для тренировки СЛР, воскрешенного уже сотни раз, — добро пожаловать под кат.
_____________________________________________________
Как бы производители ни работали над качеством оборудования для дата-центров, самостоятельно и без надлежащего ухода оно работать не может. Систем при этом в составе ЦОД много: энергоснабжение, водоподготовка для отопления, кондиционирование и очистка воздуха, тысячи датчиков и устройств, интегрированных в одну сложную инфраструктуру дата-центра.
За каждым элементом нужно следить: совершать обходы, реализовывать плановые тестирования систем. В Selectel этим занимаются дежурные инженеры — из ИТО или из департамента по эксплуатации.
Закон един, закон суров
Большая часть подготовки дежурных инженеров зафиксирована в законах — об охране труда, электробезопасности и пожарной безопасности.
В подробности этих требований сильно вдаваться не буду — там все предельно просто, но много. Часть обучений мы проводим сами, часть — через внешнюю лицензируемую компанию, учебный центр (в форме очного или очно-дистанционного обучения).
Какие обучения проходят дежурные инженеры
Их достаточно много. Только в рамках обучения эксплуатации дата-центра инженеры должны пройти около 32 разных обучений. Коротко опишем некоторые из них.
Инструктажи по охране труда, пожарной и электробезопасности. Через это мероприятие проходят все сотрудники компании. Инструктажи мы организовываем внутри Selectel — это как раз задача отдела охраны труда.
Мы рассказываем:
- об основах производственной безопасности,
- особенностях дата-центра с точки зрения здоровья и факторов, которые присутствуют на рабочих местах,
- рисках, с которыми можно столкнуться в процессе работы,
- и о том, как на них правильно реагировать.
Вот так реагировать не надо
Дополнительные инструктажи и обучение от руководителей подразделений. Они больше направлены на безопасность на рабочем месте и связаны со спецификой должности и выполняемой работы.
Например, коллег обучают:
- как реагировать на сообщения по системе мониторинга (упало давление в системе отопления, отключился кондиционер и т.д.),
- как работают дизель-генераторные установки,
- как читать схемы электропитания в дата-центрах,
- как действовать при повышении температуры наружного воздуха и др.
Что еще. Помимо перечисленного, дежурному инженеру нужно:
- стать полноценным лифтером грузового лифта — дежурный на смене помогает с подъемом и спуском оборудования,
- обучиться безопасной работе на высоте — часть оборудования (например, системы охлаждения) находится на крышах дата-центров; здесь обучения проходит на учебных полигонах с практической отработкой действий,
- вникнуть в принципы динамической оценки риска производственной среды — это необходимо для прогнозирования негативных ситуаций от опасных условий или действий на объекте,
- научиться работать с подрядчиками на объекте — это наше внутреннее требование для обеспечения безопасности; проводим презентации, где раскрываем основные пункты положения по работе с подрядчиками.
Если наш будущий дежурный инженер не опустит руки, он станет владельцем заветных синих, красных, зеленых удостоверений. Ну или виртуальных — тут как получится. Ему, конечно, далеко до индонезийца Bелина Кусума, который уже более 20 лет собирает дипломы, но начальной подготовки и сертификаций очень много. Справляются с ней не все.
Примерно так выглядит инженер, получивший все корочки
Подробнее об электробезопасности
Описывая все процессы обучения, можно приблизиться к классике, написанной Львом Толстым, и составить пару томов. Поэтому остановимся на более детальном описании получения группы по электробезопасности. Этот процесс может затянуться на месяцы, а в некоторых случаях перевалить за полгода — все зависит от стремления и желания.
Не буду отбирать хлеб у законотворцев, поэтому процитирую ГОСТ 12.1.009-2017 «Система стандартов безопасности труда. Электробезопасность. Термины и определения».
Электробезопасность (electrical safety): Система организационных и технических мероприятий и средств, обеспечивающих защиту персонала от вредного и опасного воздействия электрического тока, электрической дуги, электромагнитного поля и статического электричества.
Вот этому и надо научиться.
Вне зависимости от деятельности компании у работника должна быть та или иная группа допуска по электробезопасности. Это требование относится даже к офисным сотрудникам. Хотя они не являются «электротехническим» персоналом, который, в свою очередь, делится на административно-технический, оперативный, ремонтный и оперативно-ремонтный… так, стоп, давайте проще!
Описать группы можно так:
I группа по электробезопасности присваивается всем сотрудникам. По факту после инструктажа и устной проверки приобретенных знаний.
II группа допуска присваивается после прохождения 72-часового обучения. В процессе подготовки сотрудник получает необходимые знания о работе электрического оборудования, внутреннего устройства электросистемы и четкие представления о последствиях удара током.
III группа по электробезопасности персонала присваивается сотрудникам, имеющим опыт работы со второй группой от 1-6 месяцев и дополнительную подготовку. Срок нахождения в группе зависит от образования и прошлой подготовки. Например, сотрудник без среднего образования проведет в группе 3 месяца, а сотрудник с высшим электротехническим образованием только один месяц.
IV группа предназначена для сотрудников, проработавших с III группой более 2-6 месяцев. Чтобы ее получить, необходимо обладать глубокими знаниями в электробезопасности. Это группа для служб энергетиков и руководителей, организовывающих работы в электроустановках.
V группа присваивается работникам, имеющим стаж в IV группе свыше 3-24 месяцев. Давайте просто будем называть их «Боги электричества» и обращаться к ним только по имени и отчеству.
«Богов электричества» в Selectel не так много — всего 8 человек (на то они и боги). С IV группой — более 30 сотрудников, а с III — почти 90.
Чтобы получить группу — со II по V, необходимо не только пролистать слайды, пройти стажировку, дублирование электротехнического персонала под руководством опытного наставника. Также нужно сдать экзамен в Федеральной службе по экологическому, технологическому и атомному надзору, или по-простому в Ростехнадзоре. Для кого-то это страшное испытание, а кто-то сдает с первого раза. Только после экзамена можно считать, что группа получена.
Такой экзамен можно сдать и в компании, если в ней есть своя квалифицированная и подготовленная комиссия, соответствующая требованиям Ростехнадзора. Сейчас в контуре Selectel экзамен могут сдавать сотрудники московского дата-центра «Берзарина». С 2023 года мы полностью перейдем на проверку знаний силами внутренней комиссии по всем локациям. В исключения попадают только специалисты с V группой — им все равно сдавать в Ростехнадзоре.
Если у нового сотрудника на старом месте работы уже была присвоена группа, все проще. Можно ее подтвердить и существенно сократить время подготовки.
Прежде чем отправиться на получение группы по электробезопасности (от II и выше), необходимо пройти медицинский осмотр. Там комиссия, основываясь на результатах лабораторных исследований и заключений врачей, поставит итоговый вердикт: есть ли противопоказания по работе или нет.
Такой медицинский осмотр проводится периодически, чтобы выявить отклонения состояния здоровья на основе динамического наблюдения. В итоге выдадут еще один документ — паспорт здоровья. Работа с электричеством относится к работам повышенной опасности, поэтому раз в пять лет придется получать справку из психо-наркодиспансера.
Для самостоятельной работы в смену достаточно III группы. А пока сотрудник ее получает, подготовка идет дальше.
Дежурный медбрат
Случаев, когда человеку может стать плохо, и в обычной жизни достаточно много, а в дата-центре тем более. Поэтому дежурный в чрезвычайной ситуации должен и помочь при остановке сердца, и руку правильно к ноге примотать подручными средствами.
Что мы для этого делаем
Наш манекен Эшик. Еще у него есть брат в Москве по имени Оник.
Обучение по сердечно-легочной реанимации. Любой сотрудник Selectel может обучиться правильно делать непрямой массаж сердца и делать искусственное дыхание «рот в рот». В этом нам помогает «подопытный» по имени Эшик — по паспорту Т12к «Максим III-01». Прослушав теоретическую часть по СЛР, коллеги могут попробовать воскресить Эшика — запустить его сердце и при этом постараться сломать как можно меньше ребер. Сколько их было сломано за несколько лет практики, подсчитать трудно. Зато мы посчитали, что за это время обучение прошли 186 сотрудников. Интересный факт: в прошлом году его чаще «оживляли» девушки, а в этом году — парни.
Курс по перевязкам. Совсем недавно запустили новый курс по «мумифицированию» — отрабатываем наложение различных повязок и бинтов на травмированные конечности. Сейчас идет опытная обкатка практикума — в основном на инженерах дата-центров. Дальше планируем ввести в программу наложения шин и жгутов с акцентом, опять же, на практику.
Одна из последних перевязочных тренировок
Три выдоха спасут жизнь
Во всех зданиях Selectel установлена современная пожарная сигнализация, а в серверных и критически важных помещениях, поддерживающих инфраструктуру, — система газового пожаротушения.
После того как пожарная сигнализация сработала, дежурный не может знать точно, что именно произошло. Действительно чрезвычайная ситуация или случайное воздействие на датчики. Здесь стоит придерживаться правила последовательности действий: безопасность для себя, безопасность для сотрудников, а потом безопасность дата-центра.
Со вторым и третьим, в целом, понятно. Необходимо максимально быстро вывести людей из здания, а затем провести «разведку» возможного места возгорания и ликвидировать его.
А как же собственная безопасность? Как зайти в задымленное помещение? Для этого дежурный использует специальное средство защиты органов дыхания и зрения. Между собой мы его называем самоспасатель, или СИП.
Конструкция и способ применения у разных производителей очень похожа:
- На голову надевается специальный
пакеткапюшон с окошком для визуального обзора. - Затягиваются лямки для герметичного прилегания. Бородачи могут быть спокойны: для их использования бриться не надо, но, как показывает практика, если плохо затянул — окошко быстро запотевает.
- Далее капюшон соединяется дыхательной трубкой с фильтром. В случае модели, которая используется в Selectel, — с регенеративным патроном. В результате химической реакции между CO2 и влагой, которые выделяются при дыхании, и специальным веществом в патроне получается кислород.
Время автономного действия такого устройства до 30 минут при спокойном дыхании и 10-15 минут при интенсивном дыхании — например, при разведке задымленного помещения. Некоторые модели запускаются с кнопки, а в некоторые нужно сделать несколько больших вдохов, чтобы активировать систему.
Самоспасатели рассредоточены по всему дата-центру, и дежурный персонал всегда должен знать, где их можно найти. Конечно, можно надеяться, что они не пригодятся, или думать, что в критической ситуации будет время достать инструкцию по применению и изучать ее, водя дрожащим пальцем по тексту. Но, как говорил один из персонажей советского фильма:
Перед выходом в смену мы проводим практическое обучение сотрудников по работе с СИП. В рамках него демонстрируем все элементы самоспасателя, рассказываем принцип действия, как его правильно надеть и активировать. Дежурный инженер буквально должен испытать на себе все особенности работы самоспасателя.
Тренировка по использованию СИП
Риски при обследовании задымленных помещений в одиночку высоки, поэтому обучение обычно проводится для нескольких инженеров или с привлечением более опытных сотрудников. Инженеры учатся проверять, что регенерационный блок запущен (при химической реакции начинает нагреваться), и понимать друг друга с полуслова. Признаться, коммуникация сразу выходит на новый уровень: в ход идут жесты, движения, звуки дикого инженера в самоспасателе. При движении в дыму легко потерять напарника, поэтому рука одного всегда на плече другого. Этот момент тоже надо отработать до автоматизма.
Кроме СИП, учимся работать и с огнетушителями. В прошлом году в дата-центре «Цветочная» мы проводили обучение по применению огнетушителей, рассказали о возможных негативных факторах, особенностях тушения и эксплуатации различных видов.
По факту, огнетушитель — это крайне ограниченное средство пожаротушения. Работает непродолжительное время, и речь даже не о минутах — счет идет на десятки секунд. Объема огнетушителя на это особо не влияет: за одно время можно выпустить и 10, и 70 литров. В этом году инженеры опустошили огнетушители в дата-центре «Дубровка».
Работа с подрядчиками — это тоже важно
В России встречается подход по управлению подрядными организациями на уровне «это не наши сотрудники, это не наши проблемы». Но это ложное суждение, если компания развивается и заботится о безопасности. Любое неверное действие подрядчика может пагубно сказаться на безотказной работоспособности всего дата-центра — в худшем случае вызовет приостановку работы на неопределенный срок.
Чтобы избежать этого, мы в Selectel разработали внутреннее положение по управлению подрядными организациями. Подрядчиками мы считаем всех, кто выполняет работы на нашей территории. На текущий момент основные подрядчики касаются сфер строительства, технического обслуживания и предоставления услуг.
Мы определили 5 основных шагов, которые помогают выбрать подрядчиков, способных оказать работу безопасно:
- выбор контрагента,
- подготовка документов для допуска,
- допуск на объект,
- выполнение работ,
- выбытие с объекта.
Дежурный инженер является непосредственным участником процесса допуска и должен понимать:
- как организовывается и анонсируется выход подрядчика,
- как проверяется квалификация сотрудников от подрядчика на месте работ,
- как контролируется работа на нашей территории и как обеспечивается безопасность.
Конечно, это дополнительный бюрократический инструмент, зато мы не берем
Дежурный инженер при обходах частично контролирует безопасное выполнение работ и должен быть в курсе:
- как они организовываются,
- на какие моменты стоит обратить внимание,
- какие работы запретить до устранения опасных действий или условий,
- как выглядит наряд-допуск и что в нем должно быть указано.
Чтобы освежить знания и рассказать о новых правилах, мы повторяем обучение раз в полгода. А краткую выдержку правил всегда можно найти в наших документах и инструкциях.
Туш-туш, или итоговая тренировка
Вот мы и подошли к финалу подготовки — практической тренировке-зачету по действиям в случае возможного возгорания. Это самая непредсказуемая часть обучения. В рамках зачета проверяется знание инструкций и результат перечисленных обучений.
По каждому дата-центру Selectel разработана инструкция, описывающая действия дежурного персонала в случае возгорания и других нештатных ситуаций — по шагам. Каждый инженер тщательно ее изучает, чтобы действовать в соответствии с нашими принципами безопасности.
Есть и так называемая «преемственность поколений»: дежурный персонал на сменах передает опыт новым сотрудникам, учит главному. Например, не сказал «туш-туш» при имитации тушения — зачет не получишь. Это шутка, хотя…
Как обычно проходит зачет?
Придумываем легенду и замысел учений. Продумываем что и где горит, какие датчики пожарной сигнализации сработали, где будет «виртуальный» дым. Также добавляем особенности: в помещении есть пострадавшие, работали подрядчики, заблокировалась дверь и другие.
Добавляем декорации. Берем имитацию огня — нашего Огонька — и прячем в здании. Размещаем, где хотим, — хоть в вентиляции, хоть под фальшполом. Манекен Эшик иногда выступает в качестве пострадавшего: в таком случае тренируемым нужно не только организовать эвакуацию и провести разведку, но еще и «откачать» человека в коридоре.
Не знаю, что у ребят в голове, но Эшик будет спасен
Сотрудник получает минимум вводных — все как в жизни. По ходу его реакций и действий он получает дополнительные пояснения: что он может увидеть, почувствовать, согласно придуманной легенде. Например, если он просматривает камеры в диспетчерской, подсказываем, где он потенциально увидел бы дым.
Если в помещениях дата-центра — диспетчерской или, например, в техническом коридоре — попадаются инженеры ИТО или дежурные инженеры, они автоматически попадают под учения и участвуют в них согласно роли, которую им отведет тренируемый.
В оценке работы инженера учитывается все: от громкости голоса при распределении команд до принятых решений и понятности переданной информации ответственным руководителям. И конечно, время: засекается как общее время на ликвидацию ЧП, так и отрезки до важных чек-пойнтов — обнаружение, локализация, доклад.
Существо по имени Огонек, используемое в качестве имитации огня
Все действия оцениваются по инструкции. После учений обязательно спрашиваем, где тренируемый отступил от закрепленных правил, разбираем, как сделать лучше в следующий раз. Очень часто можно услышать от коллег интересные идеи по изменению процессов или рассказы опытных коллег, как можно сделать быстрее и проще.
Могу сразу сказать, что с первого раза зачет не сдается. Не потому что мы кого-то заваливаем, потому что сам сотрудник говорит: «Я могу лучше». И идет на перезачет, чтобы улучшить свои показатели.
До внедрения системы подготовки при аварийных ситуациях доклад об эвакуации, разведке и ликвидации вымышленного возгорания был в районе 45-50 минут. Сейчас не превышает 15-18 минут.
Зачет дежурный проходит перед первым выходом в смену. Периодическая проверка проводится раз в полгода.
Вместо заключения: мое мнение по поводу производственной безопасности
Отделы производственной безопасности для многих являются «карательными» органами. Вспомнить ту же талонную систему, когда за нарушение забирают талон и лишают части премии (бывали и такие системы в некоторых компаниях). Дальнейших нарушений это не предотвращало, только культивировало неуважение к «этим охранникам труда». Какой уровень культуры безопасности можно развить в такой среде?
Часто обучение производится по схеме «Подпиши, готово, свободен». Считается, что если сотрудник прочитал инструкцию, то он все знает. Но это далеко не так. Только адекватная практическая подготовка поможет сформировать правильные привычки действовать в сложной ситуации.
Для Selectel безопасные условия труда — не пустой звук. Неважно, кто вы — сотрудник, клиент, подрядчик. Все должны работать в безопасных условиях, а если что-то произошло, понимать четкий порядок действий и не стучаться в закрытую эвакуационную дверь.
В тексте я рассказал лишь о части подготовки дежурных инженеров дата-центра — сфокусировался на тех, в которых участвует мой отдел. Незатронутых тем подготовки еще достаточно много — если интересно узнать больше, пишите. И как говорят, безопасного вам дня!
Если вы интересуетесь работой дата-центров:
→DCIM-платформа Racks: почему мы отказались от энтерпрайз-решения в пользу самописного приложения
→Piller CPM300: зачем мы устанавливаем новые динамические ИБП
→Зачем мы установили беспроводные датчики мониторинга напряжения стоек и в чем профит для клиентов дата-центра
Комментарии (7)
KopoTbILLI
02.12.2022 10:20Зебест группы расписаны. Указаны требования. Но не указаны требуемые знания. А какая у вас группа? Какой вы персонал и ваш стаж? Как пониманию вы инженер по тб/от. Офисный сотрудникам больше 1 группы смысла нет получать. Вы на тренингах орете, как в фильмах про морских котиков? А свет отключаете с включением аварийного освещения?
i273 Автор
02.12.2022 10:27У меня 4 группа с правом инспектирования, отдельная, которая получается специалистами ОТ. Как вы правильно указали, офисники у нас тоже 1 группа, смысле нет в более высокой группе. Мы не воспитываем морских котиков, для которых видать нужен ор, нам нужен думающий инженер, который примет верное решение в сложной ситуации.
BigBeerman
Насчет талонов не согласен, как минимум, боялись, что поймают(а ТБшники любили появляться внезапно), поэтому старались более-менее ТБ соблюдать, в трусах по цеху не разгуливать, например. Отрицательное материальное стимулирование вообще довольно действенно, хотя есть свои проблемы
i273 Автор
Существует несколько этапов становления культуры безопасности, и на определенном (раннем уровне развития) действительно приходится работать диктаторскими методами и талоны помогают установить ряд правил. Если "засидеться" на таком уровне, "показательная безопасность" будет работать только когда ТБшник появляется на объекте, а новость об этом распространяется быстрее скорости света. Работа прекращается, инструменты прячутся, перекур и обед...
Я лишь хотел сказать, что в персонал надо вкладываться и только тогда будет результат, что охрана труда - это в первую очередь забота о персонале, а потом "это требуется по федеральному закону".
BigBeerman
как регулярно проходящий инструктажи, обучения(с практикой, как у вас) - скажу -помогает не особо, один фиг определяющий фактор это "чтоб по шее не дали". Нужна полная смена парадигмы, рабочие должны понимать, что ТБ - это в первую очередь для них, а не чтоб начальник не наказал, но на старых производствах далеко не все понимают. У вас - может быть, и персонал помоложе, и культура повыше, думаю.
i273 Автор
Соглашусь, что важно транслировать правильное отношение к ТБ. У нас действительно довольно молодой коллектив, но внимание к безопасности передается и от старшего поколения.
BigBeerman
ну или делают вид :) ДЦ всё же не самое опасное предприятие, да и персонал там довольно компетентный. Читаешь сводки по несчастным случаям, которые произошли в организации(а она большая, куча филиалов по всей стране, энергетика), иной раз просто офигеваешь, ну как так можно работать, неужели домой живым и здоровым попасть не хочется?