ВКонтакте и Telegram – крупнейшие российские платформы для общения, продвижения и передачи информации. Компании ведут на этих платформах корпоративные блоги и сообщества. Ежедневно в социальные сети попадает огромное количество авторских материалов: фотографий, видеороликов, текстов, музыки. Не все пользователи знают, что распространение чужого контента запрещено. А авторы и правообладатели задаются вопросом, как защитить свои права во Вконтакте и в Telegram.

В этой статье мы поделимся рабочими алгоритмами защиты авторских прав на этих платформах. 

Что нужно учитывать при регистрации и использовании соцсетей?

Прежде чем зарегистрироваться на платформах, онлайн-сервисах, разработчики предлагают ознакомиться с пользовательским соглашением/политикой или условиями использования. Большинство людей даже не открывают этот файл. В нем, как правило, присутствуют ответы на вопросы об авторских правах на контент, есть рекомендации о том, как использовать объекты и много другой познавательной информации. 

Мы рекомендуем изучать эти документы, чтобы быть в курсе, как защитить свои права и не нарушить чужие. 

Главное правило: нельзя использовать чужой контент из социальных сетей в своих целях. Есть исключение – мемы. Их использовать можно, то только в создании собственных произведений и в некоммерческих целях. 

Автор знаменитого «Ждуна» − Маргрит ванн Бреворт. Она пыталась отсудить у ВКонтакте компенсацию за использование персонажа при создании бесплатного стикерпака. Суд отказал в выплате, основания – переработка и некоммерческое использование. 

Как подать жалобу на нарушение авторских прав во Вконтакте

ВКонтакте запрещает использовать объекты авторского права без согласия автора. Если хотите поделиться чужим контентом, сделайте репост – это безопасно. Некоторые пользователи не хотят загружать страницу репостами, поэтому выкладывают контент от своего имени, но указывают автора. К сожалению, так поступать нельзя, нужно все равно запросить у автора разрешение на публикацию. 

Если ваши посты, фотографии, клипы, видеоролики и другие материалы размещены в чужом аккаунте или сообществе, нужно связаться с владельцем или администратором и направить претензию с просьбой удалить авторский контент, при желании можно потребовать компенсацию. Если нарушитель игнорирует или отказывается выполнять требования, можно сообщить о нарушении администрации ВКонтакте двумя способами:

  • написать жалобу через специальную форму;

  • отправить жалобу по электронной почте или заказным письмом.

На практике первый вариант легче, заполнить специальную форму сможет каждый пользователь. 

Алгоритм действий:

  1. Найдите раздел «Правовая информация».

  2. Далее «Заявления, связанные с размещением контента».

  3. Изучите правила, которые там содержатся.

  4. Нажмите на ссылку во втором разделе http://vk.com/dmca.

  5. Заполните форму, руководствуясь нашими рекомендациями.

Блок «Информация о спорном содержимом» должен содержать ссылку на контент, который по вашему мнению нужно удалить. Если вы хотите пожаловаться не на одно нарушение, внесите все ссылки в поле. Расскажите кратко о своей проблеме. В поле «Подтверждающие документы» нужно внести доказательства авторства. 

Заполните «Информацию о правообладателе», укажите запрашиваемые данные максимально точно. Администрация не рассматривает анонимные обращения. Потом нужно проставить «галочки» напротив тех утверждений, с которыми вы согласны. После этого стоит перепроверить форму и отправить ее в один клик. 

Для того чтобы администрация социальной сети обратила внимание на жалобу, у вас должны быть доказательства вашего авторства: скриншот публикации с ранней датой (нежелательно из запрещенных социальных сетей), свидетельство о депонировании, исходники фотографий, договоры и другие доступные материалы. Ответ от администрации Вконтакте обычно приходит в течение 1-2 дней. 

Администрация может запросить дополнительные сведения или подтверждение вашей личности. В течение 24 часов необходимо дать ответ на уведомление. Мы рекомендуем направлять обращение со своего реального аккаунта, чтобы было меньше вопросов и проверок. 

Второй вариант – отправить жалобу почтой:

  • электронно – abuse@corp.vk.com;

  • заказным письмом – 191024, Санкт-Петербург, ул.Херсонская, д.12-14, литер А, помещение 1-Н. 

Желательно указать всю информацию, которая запрашивается в специальной форме на сайте, которую мы разбирали выше. Если сведения будут неверными или недостаточными, жалобу проигнорируют. 

При первой жалобе на нарушителя обычно удаляют только спорный контент, последующие нарушения могут обернуться блокировкой страницы или сообщества. 

Администрация ВКонтакте предупреждает, что не будет разрешать споры между правообладателями и нарушителями. Все спорные ситуации решаются в судебном порядке. Администрация вправе заблокировать и удалить контент, если представлены достаточные доказательства авторства. 

Чтобы усовершенствовать работу по выявлению неоригинального контента, ВКонтакте создали специальный алгоритм защиты – Немезида. Он выявляет повторяющиеся публикации и направляет их модераторам, но надеяться на него не стоит. Если обнаружили факт нарушения ваших прав, пишите жалобу самостоятельно.

Если вы оказались в обратной ситуации, вашу запись удалили, сообщество заблокировали, но у вас есть доказательства авторства, нужно написать об этом администрации социальной сети и приложить имеющиеся материалы. 

Как подать жалобу на нарушение авторских прав в Telegram

Telegram стал полноценной социальной сетью, хотя раньше его воспринимали исключительно как мессенджер. Сейчас там можно скачать книги, музыку, фотографии, курсы. Причем многие пользователи считают, что размещать чужой контент в мессенджере можно в свободном режиме. 

Поясним: 

В Telegram есть частные чаты, в которых действительно можно размещать все, что угодно. Мессенджер не несет ответственность за поведение участников и администраторов. А вот в общедоступных каналах, ботах нужно соблюдать авторские права. На использование авторских стикеров тоже можно пожаловаться. 

Если ваши посты копируют и размещают на других каналах, легкий и в большинстве случаев действенный способ – написать администратору канала. Бывает, что он сам не знает, что контент украден. Недобросовестный копирайтер может выдавать чужие посты за свои. Если не было цели размещать краденый контент, то публикацию удалят. 

Сообщение не должно выглядеть так: «Привет, это мой пост, удалите, пожалуйста!». Составьте официальную претензию – шансы, что вас услышат, увеличатся. В документе укажите ссылки на законы и наказание за совершенные администратором действия.  

Не всегда удается мирно договориться с администратором канала-вора. Тогда стоит связаться с администрацией Telegram. Отправьте жалобу на электронную почту dmca@telegram.org. Это актуально только для правообладателей или лиц, уполномоченных действовать от их имени. 

Как и в случае с социальной сетью ВКонтакте, для администрации Telegram важно получить подтверждение, что именно вы – автор или правообладатель незаконно размещенного объекта. Если вы планируете разместить реально ценный контент, например фильм, желательно его задепонировать, чтобы не было проблем с доказыванием. 

В жалобе нужно указать, что канал или бот нарушает нормы Гражданского кодекса РФ и внутренние правила использования Telegram. 

Реальность такова, что на месте одного заблокированного канала возникают несколько. Борьба может продолжаться бесконечно, но, несмотря на это, не рекомендуем соглашаться с незаконным распространением ваших авторских объектов. 

Бывает и такое, что канал или бот заблокировали, но у владельца есть доказательства, что это незаконно. Тогда жалобу нужно подать по этому электронному адресу – abuse@telegram.org.

В Telegram можно пожаловаться на канал без направления электронного письма, достаточно зайти на канал, вызвать меню, нажав на кнопку в правом верхнем углу, и выбрать команду «Пожаловаться». Затем необходимо указать причину жалобы и дать небольшой комментарий. Об эффективности этого метода в отношении защиты авторских прав судить трудно. Надежнее направить письмо на электронную почту. 

Бывает, что администрация слишком загружена, ответа долго нет. Убедитесь, что вы представили достаточно доказательств авторства, если это не так, жалобу могут попросту отклонять. 

Если жалоба направлена неоднократно, ответ так и не пришел, направьте ее через Google Play или App Store. Мессенджер оперативнее отреагирует на такое обращение из-за риска удаления приложения. 

И последний вариант борьбы с нарушителем – судебное разбирательство. Не забудьте приложить к исковому заявлению все предыдущие обращения к нарушителю и информационному посреднику. 

Например, Елена Блиновская активно борется с распространением ее авторского курса «Марафон желаний». В этом году ей удалось добиться от Московского городского суда решения, обязывающего Telegram заблокировать каналы, в которых распространяют ее курс. 

Подведем итоги

При незаконном размещении вашего контента в любой социальной сети есть три варианта действий:

  • связаться с владельцем аккаунта или сообщества;

  • написать жалобу информационному посреднику – администрации соцсети;

  • направить иск в суд. 

Рекомендуем действовать поэтапно. Сначала направить претензию владельцу аккаунта или сообщества и потребовать удаления контента, выплату компенсации. Если результата нет, подключить к спору информационного посредника. В последнюю очередь идти в суд. 

Где бы вы ни размещали свой контент, постарайтесь предупредить правонарушения. Самые известные способы – размещение знака копирайта, водяного знака, дисклеймера, предупреждающего об ответственности. Это спасает не всегда, но значительно снижает желание копировать и распространять чужой контент.

Важный контент рекомендуем задепонировать. Если у создателя объекта нет подтверждений авторства, он не сможет бороться с плагиатом. Сохраняйте исходники и договоры с исполнителями. Относитесь к контенту серьезно.

Комментарии (15)


  1. amlproject
    12.12.2022 13:21
    -1

    Не хочешь, чтобы твои "авторские права" были нарушены - не публикуй ничего и никогда..


    1. PereslavlFoto
      12.12.2022 17:14

      Давайте разберём модельную ситуацию.


      1) Иван Иванович Иванов в 1980 году купил фотоаппарат, купил рулон фотоплёнки и сделал пять снимков.


      2) Пётр Петрович Петров в 2010 году купил сканер, заключил договор с (1), просканировал эти пять снимков, убрал зернистый шум, восстановил цвет, закрасил пыль и царапины, а потом опубликовал их в википедии, указав имя автора, дату съёмки, подробное описание для фотографий и свободную лицензию.


      3) Фёдор Фёдорович Фёдоров в 2020 году скопировал эти снимки из википедии и поместил в своём паблике в соцсети вконтакте, указав себя единственным автором снимков.


      Как должен поступать Иван Иванович Иванов, чтобы Фёдор Фёдорович Фёдоров не мог присвоить себе его произведения?


      Спасибо.


      1. lireate Автор
        13.12.2022 11:54

        Если Иванов хочет, чтобы его произведение никто не присвоил, то нужно оформить авторские права, например задепонировать. Тогда он гарантированно сможет отстоять свои права через суд. Можно добиться установления авторства и без депонирования, но тогда нужно доказать его другими способами: предоставить исходники, которые в вашем случае имеются у автора. Это сложнее. Полностью застраховаться от противоправных действий других лиц невозможно, как нельзя избежать нападения грабителей. Если это реальный случай, мы можем проконсультировать Вас бесплатно. Для выбора правильной тактики важны детали. Спасибо за интересный вопрос!


        1. PereslavlFoto
          13.12.2022 16:20

          ОФОРМИТЬ авторские права?


          Но ведь в 1259 статье Гражданского кодекса прямо говорится, что "для возникновения, осуществления и защиты авторских прав не требуется регистрация произведения или соблюдение каких-либо иных формальностей".


          Вы же указываете на совершенно иное!


      1. amlproject
        13.12.2022 18:41

        Как должен поступать Иван Иванович Иванов, чтобы Фёдор Фёдорович Фёдоров не мог присвоить себе его произведения?

        Никак. Защиты от этого нет.

        Разобраться и указать ФФФ, что он не прав и поставить его на место - возможно. А упреждающих способов защиты - не существует.


        1. PereslavlFoto
          13.12.2022 19:49

          Спасибо за ответ. Позвольте мне уточнить. ФФФ сначала не отвечает на комментарии, потом не отвечает на сообщения, потом блокирует жалобщиков. Поэтому обратиться к нему нельзя.


          Мир в пузыре не только хорош, но и плох.


          1. amlproject
            14.12.2022 22:10

            ФФФ сначала не отвечает на комментарии, потом..

            Для этого существует модераторский отдел ресурсов, который без труда подтвердит/отвергнет "авторство", что для любого контента не составляет никаких сложностей, для настоящего автора, с необратимыми репрессиями на стороне мнимого или настоящего "захватчика".

            Но чтобы так, внаглую, кто-то что-то присвоил - примеров мне неведомо, да и гуглояндексы про сии моменты молчат. Редкий случай, на производстве, наверное.

            Другое дело, что обсуждаемые площадки, при загрузке контента - напрочь уничтожают все метаданные файлов, помимо тупого пережатия/переформатирования. Что называется - и хотел бы, но никакой информации по данному файлу/делу - получить не могу. Надписи/подписи могут и отсутствовать. Так что копипаста - вполне нормальный и, отнюдь, не криминальный способ дальнейшего распространения.

            Копирование, в заведомо не коммерческих целях - абсолютно нормальный шаг, в любой ситуации, на любой площадке, для любого юзера. "Криминала" априори нет и быть не может.


            1. PereslavlFoto
              14.12.2022 22:13

              Копирование, в заведомо не коммерческих целях — абсолютно нормальный шаг

              Именно вот это запрещено тем договором, который заключают пользователи с площадкой. Вообще, в этих договорах (ToS) обычно запрещено многое из того, что кажется нормальным.


  1. mrkaban
    13.12.2022 09:42
    +1

    Я ожидал какие-нибудь лайфхаки, а тут просто - ищите злодеев вручную и жалуйтесь, можно регулярно гуглить ваши тексты.
    Если ты постишь каждый день по многу, то концепт "ищи и жалуйся" не работает. И сообщество, которое само выявляет воровство контента тоже не всегда есть.


    1. lireate Автор
      13.12.2022 11:51
      -1

      Лайфхаки могут быть в каждом отдельном случае свои. Если вы постите каждый день и помногу, то лучше обратиться к специалистам. Например, мы проводим поиск плагиата по специализированным сервисам, доступ к которым есть не у всех обычных пользователей, а также вручную, берем на себя все: от поиска до взыскания компенсации. Вы можете связаться с нами и задать свои вопросы, консультация бесплатна. А для самостоятельной борьбы с нарушителями используются алгоритмы, которые мы описали в статье. Они доступны каждому пользователю. Спасибо за интерес к материалу! Хорошего дня!


      1. mrkaban
        13.12.2022 12:04

        Я имею введу слово защита подразумевает предупреждение зловредных или злонамеренных действий и событий, тогда как в статье рассказывается как бороться с уже последствиями таких действий.


        1. lireate Автор
          13.12.2022 13:44
          -1

          Не знаем, из какого источника Вы получили информацию о том, что защита - это предупреждение. В нашем понимании логичнее использовать слово "охрана" в отношении предупреждения правонарушений. Под защитой подразумеваются конкретные действия, когда право уже нарушено. Мы опираемся на законодательные акты, регулирующие нашу сферу деятельности, а именно право интеллектуальной собственности.

          Так в ст.1225 ГК РФ (Охраняемые результаты интеллектуальной деятельности и средства индивидуализации) законодатель установил, что правовая охрана предоставляется результатам интеллектуальной деятельности и средствам индивидуализации, ИС охраняется законом. И здесь имеется ввиду правовой режим. Это и называется охраной.

          В ст.1250 ГК РФ (Защита интеллектуальных прав) можно увидеть положение о том, что интеллектуальные права защищаются способами, предусмотренными Кодексом. И вот тут речь идет уже о действиях, которые допустимо совершать при нарушении ваших прав. Это защита.

          Наша статья не об охране, а о защите. Поэтому мы пишем "как защищать", а не "как охранять".

          Благодарим за комментарий!


          1. mrkaban
            13.12.2022 13:54

            Где в указанных вами актах есть определение понятия "Защита"? Его там нет, только о способах защиты, а самого определения понятия там нет.

            Защита - это любая мера, принятая для защиты вещи от ущерба, причиненного внешними силами.


            1. lireate Автор
              13.12.2022 14:27
              -1

              Определения нет, но по смыслу правовых норм понятно, что имеет ввиду законодатель.

              Если хотите узнать об охране контента, ждем на консультации. Также в социальных сетях и на сайте нашей компании Вы можете найти интересующую информацию. Мы не раз писали об охране контента.

              Рады помочь!


              1. mrkaban
                14.12.2022 04:29

                Для того в законах и вводятся определения, например, фз 152 "о персональных данных", в котором присутствуют определения "персональные данные", "оператор" и многое другое. Поэтому, если отсутствует определение в самом законе, значит используется общепринятое определение. Для слова "защита" общепринятое определение указал выше.

                Опять же, возвращаясь к тому, что я пытаюсь вам сказать. Если бы вы внимательно прочитали, то поняли бы, что претензия к заголовку и паре формулировок из текста. Так как ограничений на длину заголовка нет, то имело бы смысл написать что-то "Как бороться с нарушителями авторских прав". Тогда сразу понятно, что речь идёт о действиях по факту нарушения прав, а не попытка защититься от нарушения прав.