SberDevices выпустила сразу две умные колонки с ассистентами Салют — компактную SberBoom Mini и полноразмерную SberBoom мощностью 40 Вт.
Для нашей команды это не первый опыт в конструировании аудиоустройств — вам хорошо знакомы SberPortal, победитель международных премий за промышленный дизайн, и медиаколонка SberBox Time, о которой мы уже рассказывали.
Забегая вперёд скажем, что SberBoom сильно от них отличается — в первую очередь архитектурой звука. Поэтому в этом посте мы не будем говорить о том, как придумывали внешний вид. Не расскажем, как делали подсветку корпуса. Не будем писать про микрофоны и ассистентов. Про фишечки в упаковке тоже не сегодня.
В первом посте сфокусировались на акустике. Под катом — всё про звуковую архитектуру SberBoom.
И моно, и стерео
Любому, кто сейчас возьмётся проектировать колонку, первым делом придётся ответить на вопрос — какого типа аудиосистему мы делаем?
У нас был соблазн пойти на поводу у трендов и заморочиться со стереоакустикой. Но ещё на старте решили этого не делать. Принять решение помогли UX-исследования.
Мы изучили поведение потенциального пользователя умной колонки. Подтвердилось очевидное — аудиоустройства такого класса слушают «походя», хаотично перемещаясь вокруг источника звука. Под музыку убираются, собираются на работу, танцуют, занимаются спортом.
При таком способе прослушивания «музыкальное» внимание расфокусировано, поэтому реально оценить стереозвучание смогут единицы. Плюс, перемещаясь по комнате, слушатель постоянно находится на разном удалении от правого и левого каналов. Это может неожиданно повлиять на восприятие треков — пользователь услышит композицию не совсем так, как было задумано автором.
Команда приняла осознанное решение идти в сторону всенаправленного звука 360°. На наш взгляд он лучше подходит для умных колонок при типовых сценариях использования и позволяет достичь нужного качества звучания при относительно доступной цене самого устройства.
При этом от самой идеи стереозвука не отказались — это полезная опция для тех, кто слушает музыку вдумчиво и всерьёз. Поэтому SberBoom и SberBoom Mini поддерживают возможность создания стереопары. Для этого надо объединить две одинаковые колонки. Причём делается это в нашем случае без проводов, а управлять воспроизведением можно с любой колонки в паре.
Что снаружи
Когда мы решали, с каким продуктовым дизайном пойдём, в шортлисте были два варианта — одинаково интерьерные, но друг на друга абсолютно непохожие. Оба дизайна успешно прошли внутрикомандный отбор и фокус-группы.
Чтобы выбрать, сделали прототипы с черновыми акустическими сетапами: на 3D-принтере распечатали два варианта прототипов, которые различались архитектурой дизайна акустики, и один с кардинально другим направлением — экспериментальным, от которого мы позже отказались. Установили в прототипы излучатели и подключили внешние платы усилителей.
Основное отличие экспериментальной архитектуры (вариант В на рисунке выше) от других — направленность звучания устройства в одну сторону. Это означало бы фактический отказ от выводов про звук 360°, сформированных после UX-исследований.
Плюс, хотя это и был довольно мощный конфиг, на тестах мы услышали, что вертикально ориентированный корпус субъективно звучит лучше горизонтально ориентированного — это был тот пользовательский опыт, который мы хотели дать нашим клиентам. Поэтому дальше работали с корпусами, как в прототипах А и Б.
Бенчмарки vs "марки"
Мы знали, что хотим получить потрясающий звук 360°. Чтобы конкретизировать эту цель, нужны были примеры. В кандидаты на эталонный для нас звук попали Apple HomePod, Sonos One, BOSE 500, BOSE 300, Bang & Olufsen Beosound 1 и другие колонки.
Чтобы остаться в экономике, пришлось искать компромисс между акустическим перфомансом и стоимостью комплектующих. Так утвердили окончательный эталон и финальную архитектуру колонки: о ней как раз дальше.
Что внутри
В SberPortal, нашем прошлом акустическом флагмане, мы использовали full range драйвер для воспроизведения широкого диапазона частот и пассивный излучатель, также известный как passive radiator или пиар, чтобы повысить отдачу аудиосистемы на басах. В SberBox Time также широкополосники, уже два. В SberBoom всё иначе.
Как мы уже писали выше, нужно было остаться в экономике. Поэтому команда разработки и предложила решение Б. Архитектура Б подразумевает использование двух драйверов (не учитывая пассивные радиаторы) вместо четырёх в решении А. Расскажем подробнее, почему остановились именно на этой архитектуре.
Нижний драйвер: мидрейндж/вуфер
Вуфер вместе с отражателем имеют серьёзный вес, что явно влияет на механический баланс системы. При размещении вуфера в верхней части конструкции существовал риск не пройти Gravity-тесты: девайс мог качаться при нажатии на кнопки, ходить по поверхности при проигрывании музыки и т. д.
А ещё при размещении вуфера наверху был риск влияния на метрики VQE-блока (улучшение качества голоса): сэндвич из платы микрофонов/LED-подсветки и механики кнопок потенциально генерил бы больший дисторшн (искажение). От этого можно было избавиться двумя способами. Первый — проклейка дребезжащих частей прокладками из пены. Это помогает, но явно влияет на стоимость устройства. Второй — увеличение допусков между механическими частями. Это не влияет на стоимость, но влияет на восприятие промышленного дизайна устройства. По описанным выше причинам команда приняла решение разместить низкочастотный драйвер в нижней части колонки.
Верхний драйвер: фулрейндж или твитер?
Фулрейндж в сравнении с высокочастотником (твитером) имеет более широкий диапазон излучения, но требует большего внимания для получения максимальной эффективности. Идеальное использование широкополосника подразумевает закрытую камеру, в которую размещается юнит. Конфигурация «широкополосник + закрытая камера» влияла бы и на стоимость, и на дизайн колонки. Стоимость устройства: вырастает стоимость из-за самой механики закрытой камеры, плюс появляются дополнительные затраты на производство — герметизация, время монтажа и т. д. Промышленный дизайн: пропорции устройства необходимо было менять. Колонка вытягивалась в высоту, и филигранно отточенный промышленный дизайн трансформировался из премиальной интерьерной формы в неприглядную торпеду. Чтобы не терять в дизайне и не увеличивать стоимость, выбрали самодостаточный твитер с фокусом на высокие частоты и частичным покрытием средних частот.
Вот так мы пришли к финальной архитектуре — твитер с отражателем наверху, а внизу вуфер с отражателем и двумя пассивными излучателями. Кстати, Bang & Olufsen поступают похожим образом — используют два разных драйвера.
Команда выбрала известную на рынке звуковых устройств и проверенную временем конфигурацию. Относительно просто. Но задача сделать из этого по-настоящему производительный акустический девайс стала инженерным челленджем.
Как мы с вуфером договаривались
Чтобы получить прогнозируемое качество, все акустические компоненты для SberBoom мы заказывали у надёжного, известного на рынке производителя акустических решений, с которым работают премиальные акустические бренды.
Разработка железа акустики фактически заняла 4 этапа разработки и 3 гейта испытаний. В результате нам удалось повысить чувствительность вуфера, выровнять его амплитудно-частотные характеристики и снизить общий уровень гармонических искажений. Вот какие этапы мы прошли.
Релиз 1
Отчёт о проблемах первого релиза акустики содержал:
проблему Walking issue — когда колонка «ходит» во время воспроизведения басистых треков;
проблему Rub and Buzz — когда появляются нежелательные шумы;
проблему с паразитным треском;
плохой бас;
проблему с чувствительностью твитера;
проблему с прохождением стресс-тестов.
Релиз 2
Отчёт проверки второго релиза включал:
всё ещё плохой бас;
всё ещё недостаточную чувствительность твитера;
всё ещё проблему с прохождением стресс-тестов.
Релиз 3
Отчёт проверки третьего релиза включал:
всё ещё плохой бас;
всё ещё недостаточную чувствительность твитера.
Релиз 4
Четвёртый релиз был подтверждён командами разработки — нам удалось избавить хардверный дизайн от детских болезней. Весь дальнейший акустический тюнинг фокусировался на проработке звука эквалайзингом.
Ниже расскажем подробнее, как проявлялась каждая из описанных проблем и как мы их решили.
Проблема Walking issue
В частотном диапазоне 40-50 Гц стенка пассивного радиатора билась об стенку акустической камеры. Такой дисбаланс в дизайне вызывал не только паразитный звук, влияющий на пользовательский опыт при прослушивании, но и движение самого устройства при проигрывании треков на высокой громкости. Выход был простым — скорректировать конструктив камеры. Было необходимо срезать край стенки камеры, которую задевала резина радиатора.
Проблема R&B (Rub and Buzz)
R&B — типичная проблема всех акустических устройств, которая не обошла стороной и наш дизайн. Не путать с Rhythm & Blues, хотя максимально очевидно проблема проявляется именно на этой категории музыки.
Rub and Buzz — это трение и гул, которые генерит динамик, например, при недостаточном уплотнении камеры. Раньше для SberPortal мы использовали уплотнитель EVA (этиленвинилацетат). В случае со SberBoom он не подходил, необходимо было заменить EVA на более плотный PORON — запатентованный материал, представляющий из себя плотную полиуретановую пену. Причина, по которой не подошел EVA — 4-дюймовый 2-омный вуфер мощностью 50 Вт с частотным диапазоном от 20 до 4000 Гц (в SberBoom) прокачивал камеру сильнее, чем 30-ваттный фулрейндж с диапазоном 65-20000 Гц (в SberPortal).
Проверили решение — посмотрели, как зависит THD (Total Harmonic Distortion, коэффициент нелинейных искажений аудиосистемы при звучании) от частотного диапазона.
Почему нельзя было использовать PORON сразу? Этот материал определённо дороже. Цель команды технических проджектов SberDevices — стремиться не только к высоким результатам перформанса устройства во всех функциональных блоках. Нам также важно стремиться к оптимальному соотношению стоимости устройства и пользовательского опыта.
Проблема с паразитным треском
В дизайне самого вуфера была найдена проблема в спайдере — гибкой части системы подвески диффузора динамика, которая резонировала на частоте в 120 Гц, катастрофически увеличивая уровень THD. Конструктив спайдера перерабатывался в четыре этапа. Основной целью было достичь номинальных значений резонансной частоты, с которыми не проявлялся треск — как при тестировании первых вручную собранных образцов.
Команде разработки вендора динамика необходимо было переработать форму спайдера для снижения параметра резонансной частоты. Финальное решение осталось за конструкцией, увеличенной по высоте с 1,74 мм до 2,07 мм, за счёт чего 90,6 Гц снизились до 82,2 Гц.
Недостаточная чувствительность твитера
В выбранном акустическом конфиге, как вы уже знаете, небольшое количество юнитов. А амбиции большие — команда хотела получить лучший звук на рынке умных колонок. Поэтому внимание к качеству и перформансу каждого из динамиков было крайне высоким. Одновременно с вуфером твитер требовал экспериментов и доработок. Глухой звук при проигрывании и как следствие плохой опыт при прослушивании мы исправляли за счёт проработки конструктива и спецификаций каждого из драйверов. В случае с твитером решили переработать (пусть и незначительно) корпус самого твитера с целью разместить в нём магнит большего диаметра.
Проблема с прохождением стресс-тестов
Напоследок отдельным челленджем для команды разработки стали серии экспериментов, связанных с клеевым слоем конструкции вуфера. В требованиях к продукту была в том числе способность умной колонки работать на кухне. Это наложило на нас обязательство проверять все хардверные элементы SberBoom на поведение при высокой влажности, чтобы пользователи могли готовить свою любимую пасту, одновременно слушая музыку и общаясь с ассистентом. И клей нас подвёл! Если варить, например, холодец или пасту 6 часов к ряду, при высокой температуре и влажности конструкция вуфера буквально растаяла бы.
В итоге мы подобрали другой клей, который выдерживает такие экстремальные нагрузки.
Стационарный — от слова «неподвижный»
Один из видов штатных испытаний нового акустического устройства во время и после отладки акустического хардверного дизайна — это проверка на Walking issue или другими словами тест на подвижность. После исправления багов и поднастройки эквалайзера, с учётом сценариев, описанных в брифе от команды продактов, команде разработки необходимо декомпозировать юзкейсы в тест-план и провести серию тестов на разных покрытиях — стекло, пластик, дерево, металл и пр. В рамках испытаний нужно было убедиться, что колонка уверенно стоит и качественно звучит на любой горизонтальной поверхности даже при воспроизведении басистых треков.
Тесты показали, что эффект walking issue проявляется снова даже с учётом исправленной ранее проблемы с дисбалансом пассивных радиаторов, — SberBoom «ходил». Причина в том, что доработки в эквалайзере улучшили басы, которые в свою очередь начали раскачивать девайс. От эквалайзинга мы отказаться не могли. Поэтому решали проблему за счёт изменения механического дизайна резинового основания колонки — дорабатывали этот демпферный слой для компенсации низкочастотных звуковых колебаний.
Для лучшей стабилизации устройства команда прошла несколько итераций с выбором материала. В итоге выбрали наиболее подходящую мягкость силикона (по аналогии с решением SberPortal), совместно с инженерами и дизайнерами проработали серию DOE (design of experiments) для проверки инженерных гипотез. Как результат — увеличили количество ножек на основании с трёх до пяти.
Отдельной классической задачей при создании любого аудиоустройства — проработать его механику так, чтобы снизить THD и резонанс. Команда последовательно на протяжении всех релизов (механики, акустики, электроники, софтовых решений эквалайзера) проверила и локализовала все дребезжащие механические элементы — провода, кнопки и т. д.
Какой звук мы получили
Слепые прослушивания (100 часов!) показали, что людям нравится звучание SberBoom. Колонка звучит чисто и сбалансированно, даже на высокой громкости.
Результатом мы обязаны не только акустическому дизайну колонки, но и программной части звука. При работе с софтом было два ключевых момента.
Первый — сведение звучания биампинг-системы с раздельными усилителями на полосы низких-средних и высоких частот.
Второй, ещё более амбициозный — настройка всей системы в звучании 360°. Ведь практики работы с традиционными колонками известны, а тут всё немного отличается. В такой современной системе возможности не ограничиваются настройкой кроссоверов. В SberBoom мы реализовали гибридную схему обработки звука при помощи цифровых фильтров на усилителях и подготовки звука на уровне ЦПУ. Но подробнее об этом в следующих постах.
Сегодня историю рассказали:
Роман Гуркин @rgurk
Юрий Кучугура @yurakuchugura
Алла Пазюк @AllaPa
Саид Насрулаев @SuperProduct
Артур Покрашенко @apokrashenko
Маркос Легра Санчес
Михаил Чуриков @morsview
Комментарии (22)
olartamonov
00.00.0000 00:00+13Декомпозировать юзкейсы с целью извлечения пользовательского опыта в рамках челленджа по размещению вуфера.
Вас как-то специально премии лишают за использование русского языка, что ли?..Snarky
00.00.0000 00:00вам вон опыт экспириенсом не заменили... что вы, право...
olartamonov
00.00.0000 00:00Не факт, что было бы хуже. Experience-то на русский в данном случае переводится как «впечатления»...
YuraKuchugura Автор
00.00.0000 00:00+2Верное замечание, спасибо, в следующей статье обратим внимание.
FreakII
00.00.0000 00:00Механика звука: как устроена новая умная колонка SberBoom и почему
Со встроенным механиком, зорко следящм за качеством звука и содержимым разговоров
Akr0n
00.00.0000 00:00А ребята из Яндекса, помнится, заморачивались даже с апериодическим рисунком пластиковой защитной решетки, чтоб в резонанс не входила при воспроизведении.
YuraKuchugura Автор
00.00.0000 00:00И правда интересная серия экспериментов. На ключевом графике той статьи было сравнение АЧХ трех дизайнов - интересно насколько слушатель заметит разницу в слепых тестах, но об этом в статье про решетку кажется ни слова.
1Fedor
00.00.0000 00:00+1Читать невыносимо, к месту и не месту тарабарщина, подростковый слэнг-юниты, челенджи, фокус-группы, рэнджи...
Через всю статью проходит мысль-сделать как можно дешевле, одна колонка, стерео якобы не надо и будет хуже, вообще откровенный обман. Но заявляют про амбиции: "А амбиции большие — команда хотела получить лучший звук на рынке умных колонок." Это не решаемая задача с таким подходом.Данное устройство в принципе не может выдать хороший звук, поэтому навороту из приличной акустики выглядят просто неуместным, например:
"биампинг-системы с раздельными усилителями на полосы низких-средних и высоких частот".
Я так понимаю, домохозяйка, когда пылесосит, очень четко различает звук с биампингом.
(Подтвердилось очевидное — аудиоустройства такого класса слушают «походя», хаотично перемещаясь вокруг источника звука. Под музыку убираются, собираются на работу, танцуют, занимаются спортом.)
"ещё более амбициозный — настройка всей системы в звучании 360°. Ведь практики работы с традиционными колонками известны, а тут всё немного отличается. В такой современной системе возможности не ограничиваются настройкой кроссоверов. В SberBoom мы реализовали гибридную схему обработки звука при помощи цифровых фильтров на усилителях и подготовки звука на уровне ЦПУ."Для начала неплохо бы разобраться с искажениями, в аудио очень важно, THD это гармонические искажения
Они для одного устройства не так уж и актуальны, а вот другие -да.
"Проверили решение — посмотрели, как зависит THD (Total Harmonic Distortion, коэффициент нелинейных искажений аудиосистемы при звучании) от частотного диапазона."
Вообще-то рад, что люди сделали акустику, жду вторую статью.
В принципе, не очень понимаю зачем 360 градусов для дома, понимаю потолочная акустика в зале, но дома, сидеть за компом или перед ТВ?
Второе, считаю что любая, повторюсь любая стерео акустика на порядок звучит лучше моно.
Успехов
Didimus
00.00.0000 00:00+1Откуда такая заоблачная цена? Сравнимо с бэушными вариантами, которые отыграют на порядок лучше
Для чего такая мощность дома? Ватт 5 выше крыши для музыки «на ходу»
360 градусов это очень плохой кейс, когда колонка не в центре комнаты, а у стены. В 95% случаев будет так
Зачем делать, чтобы играло хорошо на высокой громкости, когда надо оптимизировать под тихое звучание в фоне?
Почему нет часов? И ночника? За такую цену-то
hard_sign
00.00.0000 00:00Посмотрел, сколько стоит. Удивился (мягко говоря). За эти деньги на Авито можно взять Go+Play, которая по качеству звука не сравнится, да ещё и без всяких вредоносных «помощников». Но с другой стороны, если Сбер спонсирует, то почему бы и не позаниматься?
AigizK
00.00.0000 00:00А как громкость влияет на распознавание звука? У Яндекса вроде на максималках микрофон просто перестает слышать. Как у вас с этим?
Portwinegenosse
Экая благоглупость! Зачем??
Устройство будет воспроизводить обычные стерео-фонограммы в моно. Но подобное сведение даже для человека, звукорежиссёра за пультом - непростая задача, чтобы сразу не убить звучание оригинала.
Survtur
У меня у компа стоит уже старая моноколонка TEAC R-1. Никаких проблем с этим нет. Звук хороший и чистый, годится и в игры поиграть, и кино посмотреть. В статье совершенно правильно указано, что для стерео важно относительное положение слушателя. Так что если вы находитесь в произвольном месте помещения и источник звука находится тоже в одной произвольной точке, в не в двух точках, то зачем заморачиваться?
Portwinegenosse
Чушь в статье.. и ахинея.
Разговор не про положение слушателя относительно мониторов/динамиков, дабы ощутить/услышать стерео-эффект, а про траблы, при сведении стерео в моно, которых очень трудно избежать даже живому звукорежу и невозможно обойти автомату.
morsview
Никто не спорит, что задача сведения стерео сигнала в моно непростая для звукорежисера, знаем, плавали. Но у тут мы решали задачу с точки зрения производителя акустики, а тут и получается, что с одной точки(колонки) создать равномерное звуковое поле лучше, чем пытаться играть стерео. Даже если взять кубы dmax, которые практически прецизионный инструмент сведения, у них есть только одна точка в пространстве, где должна находиться голова слушателя. Мы такого себе позволить не можем, а задача в среднем обеспечить хороший пользовательский опыт.
Да, неизбежно будут попадаться треки, которые в моно не будут так хорошо звучать, хотя большая часть звукорежисеров все таки беспокоится о звучании в моно, особенно в наше время.
Еще и поэтому сделали возможность сделать стереопару на двух колонках.
Portwinegenosse
Зечем на двух?
Идея бумбоксов реализована более полувека назад.. Форма любая, любые габариты, мощности и любое количество динамиков/каналов.
И без траблов сведения! ))